Дневник экспедиции сотрудников Красноярского краеведческого музея в Даурский район. Ч.2

17 июня 2019

Мы начинаем публикацию дневника работы Даурской историко-этнографической экспедиции, работавшей в Даурском района с 9 июля по 10 августа 1962 г. В экспедиции участвовали двое сотрудников нашего музея: Гусева Н.Г. и Золотарева А.Т. На страницах дневника не только подробно описаны действия участников экспедиции, но и дано описание деревень и сел, которые посетили сотрудники музея. Даурский район как административная единица просуществовал с 1935 по 1962 г. После возведения Красноярской ГЭС большая часть населенных пунктов Даурского района оказалось затопленной. По этой причине 27 июня 1962 г. было принято решение об упразднении района, а его территория вошла в состав Балахтинского района.

13 июля 1962 г.

Встали в 6.30 утра, чтобы успеть на автобус в с. Караульное, который отходит в 8.30 часов. Но опоздали, т.к. нас неправильно информировали в райисполкоме, автобус отошел в 7 часов утра: повез рабочих на стройку. Пришлось ждать 10-ти часовой автобус, после неудачных попыток найти попутную машину. Вместо 10 часов автобус отошел из Даурска в 11.30 часов утра и в Караульное мы приехали в 12.10

Это старое сибирское село, состоящее в основном из старожилов. Много старых домов. Село растянулось вдоль протоки реки Енисей и реки Караульной, и горы Чалпан. Имеет примерно такой план (рисунок)

По приезде в село пришли в с/ совет, чтобы взять фамилии старожилов, первых колхозников, участников ВО войны. Поговорили с бывшим председателем колхоза в с. Караульном Потылицыным Михаилом Ивановичем (был одним из первых колхозников в д. Сисим). После беседы с ним пошли к учительнице, чтобы создать актив. Но ребята (здесь начальная школа) сейчас днём работают в совхозе. Хотели привлечь учительницу, но она собиралась ехать в город. У её матери взяли много старых вещей (часть юбки, бродень, и женских орудий труда). После этого пошли познакомиться с архивом бывшего колхоза «Заветы Ленина», часть которого они не сдали. Но в архиве остались только инвентарная книга и оценочные ведомости.

Пошли к старожилу Юшкову Прокопию Никитьевичу. Но его не оказалось дома. После него зашли к Юшкову Филиппу Климановичу. Ему уже 91 год, родился в с. Караульном. Очень умный старик, хорошо всё помнит. Долго с ним беседовали, записали много. Сфотографировали их дом и его со старухой. От Юшковых зашли к Юшковой Степаниде Альбиновне. Ничего интересного рассказать не могла.

Поговорили с зав. клубом Поляковой Ларисой. Записали сведения о культуре села.

Зашли к участнику ВО войны Юшкову Василию Ивановичу. Записали его рассказ о себе, взяли его фронтовую фотографию и солдатскую фляжку. После него беседовали с Лопатиным Федором Сергеевичем как участником ВО войны. Записали беседу. Разговаривали с его женой о дореволюционной жизни крестьянок. Получили в дар полотенце вышитое и берестяной туесок. Дали консультацию по переселению и рассказали о Красноярской ГЭС.

14 июля 1962 г. Суббота.

Село Острог.

Накануне закончили работу в 12 часов, когда в селе уже не было света, т.к. свет уже гаснет в 11 ч., поэтому обработку материалов отложили на 14 июля.

14 июля встали в 14 часов утра, заполнили полевую опись, дневник. Пока работали, закрылась столовая, поэтому сразу же, не позавтракав, пошли к Баранову Василию Федоровичу, на доме которого очень интересная резьба по дереву. Резные наличники оканчиваются как бы плывущими утками. Договорились с Барановым о передаче одного наличника музею в качестве образца одного из видов народного творчества. Сняли наличник, причем в результате прочного прикрепления к окну часть наличника оказалось поврежденной.

Т.к. все документы были собраны, план и задания в деревне Караульной выполнены, в 10 часов выехали в с. Острог, по приезде сразу включились в работу: остановились у заведующей библиотекой Тимофеевой Лоры, пошли с ней в библиотеку, взяли формуляры читателей 1942 г. рождения 1892 г. и 1952 г. и сведения по культуре села: быт семьи Лоры, радиофикация села и т.д.

Затем пошли к Коновалову Дмитрию Петровичу, одному из первых колхозников жителей села. Записали рассказ по истории села, организации колхоза «Заветы Ленина» в селе Острог.

Пошли к Коновалову Михаилу Николаевичу, самому старому жителю села Острог, записали его рассказ о быте дореволюционного крестьянства. У Коноваловой Прасковьи Ивановны записали старые песни, которые пели крестьяне в конце XIX века. Затем провели беседу с Коноваловой Любовью Михайловной, участницей ВО войны; она пригласила к себе в гости рассказала о своей жизни. Она инвалид Отечественной войны II группы.

Потылицын Федор Тихонович, побеседовали с ним, записали о нем как участнике ВО войны, взяли у него документы военных лет. Во время беседы в дом зашла Панченко Александра Михайловна. С её слов записали сказку и три песни.

Зашли к Петренко Максиму Даниловичу, побеседовали. Он участник ВО войны, награжден орденом Славы II степени и двумя медалями. Жена Петренко ткала половики, знакомила нас с процессом ткачества половиков, на кросных (неразборчиво) о 4-х нитях.

После этого зашли к Сергееву Ефиму Федоровичу, одному из первых колхозников и бывшего председателя колхоза «Заветы Ильича» в д. Караульной, записали его рассказ об организации колхоза в 1929 г., товарищества зернового в 1928 г., взяли у него трудовую книжку и фотографию 30-х годов. Его жена Сергеева Татьяна Сергеевна была лучшей колхозницей в 1941-1945 г. Награждена медалью «за доблестный труд в ВО войне». Взяли у неё удостоверение о награждении и украшение к полотенцу.

По совету супругов Сергеевых сходили к Седневу Ивану за бронзовым ножом, найденным на поле при вспашке. Нож утерян.

Работу закончили в 12 часов, когда был выключен э/станцией свет.

15 июля. Воскресение.

До обеда были в Остроге. Обошли еще раз, осмотрели село, чтобы отобрать наиболее интересные резные наличники. Село состоит из 78 дворов. Резных наличников немного, у домов 10. Наиболее интересным оказался один: на доме Кулакова Ивана Гавриловича, который был построен лет 90 назад. Договорились с хозяином и сняли один наличник. Потом пошли к Гусеву, у которого (по словам населения) есть деревянная соха. Осмотрели соху, как ею работают, обрабатывают поле. Хозяин ею еще пользуется, поэтому нам её не передал. Соха для музея интереса не представляет, т.к. она не вся деревянная, а сошняки у неё железные. Посмотрели деревянный стол по просьбе хозяина, стол простой деревянный, нам не нужен.

После полдня стали искать попутную машину, чтобы отвести экспонаты в с. Даурское на нашу базу. Машину найти трудно, т.к. здесь существует постановление: на грузовые машины людей не брать. Кое-как нашли машину и приехали в с. Даурское. В Даурском пошли в районную радиотрансляционную контору и там сняли часть резного наличника с дома, в котором находится эта контора.

Навели справки, когда и откуда отходит автобус в Усть-Дербино. Автобус ходит с левого берега, в 10 часов уже бывает на берегу. Решили завтра на этом автобусе ехать в Усть-Дербино. Оттуда, если возможно, проехать в Кривляк и Вознесенку, потом продвигаться по населенным пунктам до Ермолаева и вернуться в Даурск, чтобы оттуда выехать в другие пункты.

Ходили в госбанк района, чтобы договориться о снятии резного наличника, но т.к. было 8 часов вечера, то там оказалась только охрана, и вопрос этот мы не решили. Оставили на следующий приезд.

Ходили к умельцу Мещеренко Александру Григорьевичу, который живет по улице Советской 116. Но его дома не оказалось.

Итак, завтра едем в Усть-Дербино.

16 июля. Понедельник.

Встали рано. К 8 часам пришли в райисполком. Там сложили собранные нами в селах экспонаты в отдельной комнате, которая замыкается. Взяли справку, чтобы нам содействовали с транспортом, квартирой и питанием. К 9-ти пришли на паром. Переехали на левый берег. Оказалось, что автобус приходит на берег в 10 часов, а отходит в 3 часа дня. Решили на попутной машине доехать до Ермолаево. Может быть, оттуда удастся быстрее попасть в Усть-Дербино. Но все надежды оказались напрасными. Сидим в Ермолаево и ждем автобус.

Попали на попутную машину и приехали в Усть-Дербино. Усть-Дербино состоит из 2-х частей: старая часть села и новая. Старая часть, расположенная на юге и юго-западе, состоит из старых домов, на некоторых есть резьба. Типичные сибирские дома, крытые ворота встречаются редко. Дома и ворота старые, покосившиеся, покрытые мохом и стенной золотянкой. Дома имеют три окна на улицу и два выходят во двор. В районе конторы Даурского леспромхоза, т.е. в новой части Усть-Дербино, стоят дома, построенные в советское время, в момент образования здесь лесопункта 1925-1929 годы. Части домов типовые двухквартирные. В центре села находится контора ЛПХ.

По приезде в Усть-Дербино пришли к директору ЛПХ Шкаберину И.А., объяснили цель приезда. Получили сведения о старейшем рабочем ЛПХ Харитонове И.Ф., договорились о поездке завтра на Тюбиль к делегату XX съезда КПСС Назаровой. Оказалось, что директор является участником ВОВ 1941-1945 г. Побеседовали с ним записали сведения о нем, как участнике войны. Пообещал завтра утром принести некоторые свои документы, которые хранятся у него с фронта.

Были в производственно-техническом отделе. Беседовали с Лукьяновой. Получили сведения о леспромхозе: о его продукции, производительности, о передовиках ЛПХ и т.д.

В рабочкоме (председатель Поддубский И.Е.) получили соцобязательства ЛПХ на 1962 г. и обещали завтра отдать книгу почета музею на вечное хранение.

В отделе кадров получили трудовую книжку и сведения об учащихся-рабочих ЛПХ.

Завтра едим в Тюбиль к Назаровой.

Беседовали со старейшим рабочим ЛПХ Харитоновым И.Ф. Один из первых рабочих ЛПХ, один из первых комсомольцев (в комсомол вступил в 1924 г). Проработал в ЛПХ 35 лет, сначала рабочим, потом начальником участка, 8 лет был освобожденным парторгом. За хорошую работу был награжден Орденом Ленина 1952 г. С 1960- го года не работает в ЛПХ по состоянию здоровья. Записали его рассказ о создании ЛПХ, его историю. Взяли у него фотографию.

17 июля 1962 г.

Взяли у директора Шкаберина его документы времен ВОВ войны. В ПТО у Лукьяновой взяли сведения о движении за коммунистический труд.

В 10 часов утра, по словам Шкаберина, за нами с Тюбиля должна была прийти машина, чтобы нас отвезти к Назаровой. Машину ждали долго. Пришла она в 1/30 дня, потом ушла грузится в ОРС. Мы пошли к складам ОРСа, где грузилась машина. Кончила она грузиться уже в 4-ом часу дня, и мы выехали. Доехали до д. Покровки, сестра шофера пошла в с/ совет, чтобы оформить какие-то документы. Простояли мы здесь полтора часа. По дороге в Тюбиль еще раз останавливались. В Тюбиль мы приехали в 9 часов вечера. Нужно было попасть в Конжул к Назаровой Т.Г. Это значит идти несколько километров. Попросили мотовозчика, и он нас отвез в Конжул и там проводил до Назаровой Т.Г. Назарова Т.Г. встретила нас очень радушно и оказалась замечательной женщиной: приветливой, аккуратной и работящей. Немного побеседовали с ней, посмотрели и отобрали для музея документы и материалы по XXII съезду КПСС и др. Утром выехали с Назаровой Т.Г., которая ехала на первый краевой съезд женщин в Красноярск, ехала в Усть-Дербино. В Усть-Дербино приехали в 1/30 дня.

18 июля 1962 г.

Вернулись из Тюбиля в Усть-Дербино. Пошли в с/совет деревни Усть-Дербино и контору фермы Огурского совхоза. Побеседовали с председателем с / совета тов. … и зав. фермой. Архив Усть-Дербинского с/ совета в мае 1962 г. сгорел вместе со всеми документами с/ cовета. Договорились с председателем о транспорте, и нас на лошади отправили в д. Вознесенка, которая расположена в 10 км от Усть-Дербино.

В 6 час. вечера прибыли в д. Вознесенка. Эта небольшая деревня, расположенная на берегу речки Вознесенка. Раньше деревня называлась Жулгеш по реке Жулгешке (сейчас Вознесенка). Большинство домов с двухскатными крышами, выстроенными переселенцами на скорую руку в 1914-1916 годах. Пять домов имели четырехскатные крыши. Эти дома выстроены позднее, примерно в 1918-24-х годах. В селе имеется маленький клуб, начальная школа, при клубе библиотека. Вплотную к деревне подходит лес, который в нескольких километрах от деревни переходит в глухую тайгу, богатую промысловыми зверями. Большинство мужчин деревни в свободное время ходят на охоту на медведей, диких коз, лосей и маралов. В реке ловят рыбу. В деревне побеседовали с первым колхозником Кордовым Семёном Филипповичем. После этого беседовали с Коробкиным Николаем Ивановичем, участником ВО войны, награжденным, по его словам, тремя Орденами ВО войны, но получившим только один – II степени. Беседовали с учительницей Жуковской Валентиной Константиновной. Записали сведения о культуре села. От неё получили сведения о том, что в деревне есть старожил села Кордов Алексей Евдокимович, который играет на сопилках-дудочках. Пошли к нему. Записали его рассказ о возникновении Вознесенки. Рассказ его оказался очень интересным. Он указал на первый дом, который был построен в этом селе в 1914 г. Сфотографировали этот дом. Взяли у него сопилку. Послушали, как он играет на них. Были в доме, где он живет. Старый дом, двухскатная крыша. К дому примыкают крытые сени. Окна небольшие: два на улицу, одно во двор. Внутри дом не разделен перегородками и представляет одну комнату. Стоит русская печь, сделанная из глины, из-за отсутствия кирпича. В комнате есть палати, которые утратили своё назначение и часть их снята, а другая служит для сушки лука. По сторонам вдоль стен стоят лавки. Передний угол находится слева, украшен вышитыми полотенцами. Большинство домов в деревне Вознесенкаи типичны этому дому.

Беседовали с переселенкой из Могилевской губернии – старожилом деревни Тимошевой Анной Фёдоровной, 78 лет. Искусно плетет лапти до настоящего времени. Взяли у неё пару лаптей, сплетенных из ивового лыка.

Поздно вечером пришли в дом к Жуковской Агафье Евдокимове. Тоже переселенка из старожилок. Она рассказала нам о быте и одежде переселенцев из Могилевской губернии. Оказалась искусной рукодельницей. Хорошо ткет, вяжет кружева и вышивает. Показала нам домотканые, вышитые полотенца, скатерти, простыни, дерюги и рядно. Передала в дар музею рубашку женскую белорусскую, вышитую, гребень и два гребешка для расчесывания кудели.

В этом же селе взяли спицы и сучак деревянные для плетения лаптей, которые сейчас еще употребляются на сенокосе, для хождения по тайге летом. Поэтому спицы нестарые, изготовленные недавно. Взяли их у Рыжкова Петра Игнатьевича. И его жены Марии Парфеновы взяли два конца от вышитых полотенец.

Легли спать поздно в 12 час. Обработать материалы не смогли т.к. в деревне нет электричества.

19 июля 1962 г. среда.

Утром в дер. Вознесенка обработали полученные накануне материалы, заполнили дневник. И в обед выехали в Кривляк, где живут рабочие сплавного участка Даурского ПТХ.

Село очень маленькое, состоит из 20 дворов. Дома стандартные двухквартирные. Село стоит на излучине реки Дербино и почти сливается с деревней Усть-Дербино, которая находится в 2 км.

Зашли в сплавную. Контору этого участка. Взяли сведения о сплавных работах на этом участке.

Из Кривлека пешком пришли в Усть-Дердино и отсюда выехали в деревню Дербино. Побеседовали с председателем с /совета и заведующим фермой. Они спешили в село Даурское на совещание, поэтому никаких сведений здесь взять не смогли. Договорились на утро 20 июля.

Оставшееся время использовали для стирки и штопки своей одежды, сходили в баню. Наметили план работы на следующий день:

  • Работа в архиве бывшего колхоза.
  • Работа в конторе фермы.
  • Днем посещения старожилов и первых колхозников.
  • Беседа с учительницей, зав. клубом и библиотекой.
  • Вечером после приезда с покоса беседа с участниками Отечественной войны и передовиками сельского хозяйства.
  • Обработка материалов.

20 июля 1962 г. четверг.

Встали в 6 часов. В 7 ч. 30 м. были в с/совете, председатель уехала в Даурск, секретарь – на покос, поэтому ничего сделать в с/с не смогли. Из бесед с председателем Губич. Е. выяснено, что документов никаких нет. Однако мы намеривались поговорить еще с секретарем.

Пошли в контору фермы, беседовали с бригадиром фермы Каскевичем Владимиром Петровичем, который предоставил нам архив фермы (бывшего колхоза). Просмотрели архив, взяли кое-какие документы: протоколы колхозных собраний 1957 г. Выяснили старожилов села, первых колхозников. Участников ВО войны, награжденных орденами в селе нет.

Посетили старожилов села, первых колхозников, работающих в совхозе и сейчас, несмотря на преклонный возраст. Мурашко Антон Артемьевич, 86 лет, работает кузнецом, Третьяков Фёдор Прокопьевич, 72 лет, работает в столярной мастерской. Записали их рассказы о переселении в Сибирь, о приезде в с. Дербино, об организации колхозов.

Пошли в библиотеку. Она оказалась закрытой: библиотекарь ушла в отпуск. Пошли к зав. клубом, он был на сеноуборке. Пошли к учителям. Побеседовали с учительницей Дербинской средней школы Полынцевой Марией Михайловной. Записали сведения о культуре села.

Были у Бурякова Дмитрия Касьяновича, взяли у него туес берестяный, бронзовый стаканчик, найденный при копке огорода и две монеты медные. У Бурякова сидела Мурашко Таисья Ивановна, его соседка. Она пригласила нас к себе, показала старую кофту и две скатерти. Кофта оказалась современного покроя, сшитая из ситца. Взяли у неё одну скатерть, связанную из холщевых ниток. От неё пошли к Барановой Федоре Трофимовне, которая передала в дар музею лиф х/б, такие лифы носили женщины-крестьянки. С дома, принадлежащего ей, сняли наличники, представляющие интерес для собираемой нами коллекции.

Её соседка Васина Надежда Федоровна передала полотенце домотканое, сделанное из поскани в 4 нитки.

У Темировой Татьяны Петровны взяли скатерть черную. По окончанию работы вечером нашли попутную машину и выехали в д. Потапово.

Продолжение следует …

Публикацию подготовил научный сотрудник отдела истории М.Ю.Новоселов.

Актуальные новости

Все новости
Семейный муми-праздник «Правила счастья»

Семейный муми-праздник «Правила счастья»

13 июня 2019
19 июня музей-усадьба Г.В. Юдина (ул. Мелькомбинатская, 2/1) приглашает гостей на большой и весёлый семейный праздник. В этот вечер усадьба превратится в Муми-дол – волшебную страну, где живут Муми-тролли, сказочные персонажи, которых подарила миру Туве…
Лекция «Астрология как сплав науки и метафизики»

Лекция «Астрология как сплав науки и метафизики»

11 июня 2019
13 июня в Литературном музее состоится первая лекция курса «Астрология как сплав науки и метафизики».