Дневник экспедиции сотрудников Красноярского краеведческого музея в Даурский район. Часть 9.

9 октября 2019

Мы публикуем заключительную часть дневника работы даурской историко-этнографической экспедиции, работавшей в Даурском районе с 9 июля по 10 августа 1962 г. В экспедиции участвовали сотрудники нашего музея Гусева Н.Г. и Золотарева А.Т. На страницах дневника не только подробно описаны действия участников экспедиции, но и дано описание деревень и сел, которые посетили сотрудники музея. Даурский район как административная единица просуществовал с 1935 по 1962 г. После возведения Красноярской ГЭС большая часть населенных пунктов Даурского района оказалось затопленной. По этой причине 27 июня 1962 г. было принято решение об упразднении района, а его территория вошла в состав Балахтинского района.

6 августа. 1962 года.

Находясь в Донниково, с утра искали транспорт, чтобы уехать в Езагаш, т.к. «Ом-366» приходит только вечером и прибудет в Езагаш часов в 7-8 вечера. Поэтому мы для экономии времени решили уехать из Донникова раньше. Ехать нужно было на попутном катере. Несколько катеров прошли мимо и не остановились, хотя мы им усиленно махали. Наконец в 11.30 мин. нам удалось попасть на катер, и в Езагаш мы приехали почти в 2 часа.

Из беседы с жительницей села Езагаш выяснилось, что с/совета в Езагаше уже нет, его перевели в Александровку. Фермы тоже нет, есть одна бригада. Решили сначала найти квартиру. Оставили вещи на квартире и пошли к бригадиру. Но его дома не оказалось, т.к. он уехал в поле. Зашли на почту, чтобы позвонить в музей, и здесь у начальника отделения связи узнали фамилии оставшихся в селе старожилов и первых колхозников. Участников войны, награжденных орденами, уже в селе нет. Герой Советского Союза Борисевич И.А. уехал из Езагаша в Красноярск. Список передовиков с/хозяйства, т.е. их организации, нужно было взять у бригадира.

У начальника отделения связи Уфимцевой Марии Александровны получили сведения о подписчиках села, о газетах и журналах (записали их названия), которые выписываются в селе.

Потом беседовали со старожилом села Уфимцевым Александром Петровичем. У него получили сведения о старом селе, о винокуренном заводе в Щеголеве, о занятии населения с. Езагаш до революции.

Вечером в 9 часов, после беседы с Уфимцевым А.П., снова пошли к бригадиру. Он с работы вернулся, был дома. Побеседовали с ним, получили сведения о совершенном состоянии хозяйства бригады № 2 фермы № 2 Огурского совхоза. Записали его семью по вопроснику Т.В. Соломатовой о культуре сельского населения. Передовиков он нам не назвал, т.к. уже все разъехались.

Берег Енисея напротив деревни Донниково

От бригады Колоколова Николая Никандровича пошли к местному объездчику Киселёву Павлу Ивановичу, у которого, сказали нам, есть старая деревянная соха с железными сошниками. Передать и продать соху в музей он отказался, т.к. употребляет её для окучивания картофеля. У него оказался Герой Советского Союза Борисевич И.А. Взяли у него красноярский адрес. Нам он сказал, что все свои материалы передал в белорусский Минский музей, что он вместе с Ревой И.Т. писал письмо в Минский музей, чтобы они вернули ему его документы, но ответа он никакого не получил.

7 августа 1962 г.

Еще раз сходили к Киселеву, думали, что он передумал и отдаст нам соху. Его дома уже не было. Жена сказала, что не отдадут. От Киселева зашли к одному из первых колхозников Болдыреву Андрею Ивановичу. Получили у него сведения по истории села, об организации коммуны и колхоза «Первенец» в с. Езагаш. После этого заполнили дневник, собрали вещи и пошли на берег, где останавливается «ОМ-366».

Наконец-то мы едем в Красноярск!

Улица села Езагаш

Описание села Езагаш.

Село располагается на левом берегу Енисея, у впадения в него реки Езагаш. Р. Езагаш течет в восточной части села, где и вливает свои воды в Енисей, разделённый здесь островами. Самый крупный из них с населением называется «Казачий», где сейчас находятся сенокосные угодья бывшего колхоза. По словам жителей, на этом острове когда-то (очевидно, во времена освоения этой территории русскими) жили казаки. Рядом с Казачьим находятся острова, называемые населением «Сосновый», «Кисленьким» и др. На юго-западе за деревней тянется один из отрогов Саян, называемый здесь Донниковым хребтом (другие утверждают, что хребет носит иное название). На северо-западе находится гора Известковая, где с давних пор разрабатывают известковый камень.

Основание села уходит во времена конца XVIII начала XIX веков. Так старожил Уфимцев Александр Петрович, родившийся в Езагаше, утверждает, что его отец тоже родился здесь, прожил свою жизнь и умер. Дед и прадед его работали на винокуренных заводах недалеко от Езагаша.

Из рассказов старожилов известно, что в 3-х км. от села во второй половине XIX века были винокуренные заводы, принадлежавшие купцам вначале Власову, потом Щеголеву, Полякову, Гадалову. Работали на заводе в основном, уголовные преступники, каторжане, сосланные сюда из различных мест Сибири и Европейской части. Так старожил Болдырев Андрей Иванович (родившийся в 1902 году) рассказал, что его отец был сослан сюда. Шёл среди других преступников в кандалах (весивших по 12 фунтов). Половина головы таких ссыльных, по словам Болдырева, была сбрита. На вопрос, «за что ссылали в Езагаш», Болдырев А.И. ответил, что покойный отец (умерший в 1939 г. в 80 лет) не любил вспоминать прошлое, но однажды проговорился, что сослан за участие в ограблении магазина.

Винокуренные заводы работали на привозном зерне, доставляемом в Езагаш по Енисею. Для размола зерна на Езагаше была построена плотина для работы водяной мельницы. Высота плотины была до 10 м., ширина – до 20 м. и длиной метров 500 – 600. Основанием плотины служили деревянные ряжи, засыпанные землёй. В настоящее время плотина разрушена. Остался целым вал, размытый водой. На отходах заводов развивалось животноводство: откармливали бардой свиней, разводили крупный рогатый скот и отправляли в Красноярск.

Обращение с каторжниками со стороны начальства было настолько бесчеловечным, что последние, иногда не выдержав, хватали ненавистного притеснителя и бросали его в кипящую барду. К концу варки в чане оставалось несколько костей. По словам Уфимцева Александра Петровича, который слышал о расправе от своего отца, очевидца таких историй, бывшего каторжника и работника винокуренного завода, расправа была известна начальству.

Отец Ефимцева А.П. рассказывал ему, что любимым развлечением Щеголева было катание на карусели, которую крутили дети. Около карусели располагался духовой оркестр, игравший во время катания купца. Купец Щеголев, по воспоминаниям старожилов, владел 40 церквами, одна из которых была сооружена в 1864 году в Езагаше. Содержалась на средства Щеголева.

В конце XIX века завод был закрыт, жители Езагаша отказались содержать церковь, и она была пожертвована Щеголевым вновь устраиваемому тогда красноярскому мужскому монастырю. В настоящее время никаких следов, говорящих о существовании церкви, не сохранилось.

Первым населением села Езагаш были, очевидно, каторжане, отбывшие свой срок и оставшиеся на жительство в этих местах. Вначале селились на речке Голышихе (названной по фамилии поселенцаГолышева), расположенной в 3-5 км от современного Езагаша, затем стали селиться и в нем. Во время существования винокуренного завода в Езагаше были пристань и дома. Население до революции занималось заготовкой дров и сена, которое продавали в Красноярске проезжим ямщикам. Земледелием занималась незначительная часть населения Езагаша. Землю обрабатывали вначале сохами, затем плугом. В большой степени земледелие стало развиваться после Первой мировой войны. Как подспорье была развита охота, так как село было окружено непроходимой тайгой: кедром, пихтой. Однако охота служила подспорьем для собственных нужд и не являлась промыслом. Рыбу ловили только для себя.

Избы строили обычные сибирские: в них большие сени, из которых две двери вели одна в «горницу», вторая – в кухню, называемую «кутьёй» («куть»). В отличие от быта других деревень и сёл Даурского района в Езагаше внутри изб белили стены и потолок известью, которую жгли, добывая известняк на горе Известковой. Окна в избах были маленькие и вплоть до революции бытовал бычий пузырь и «брюшина», вставляемые вместо стекла. В некоторых бедных семьях кусочек стекла вставляли в центр пузыря, чтобы видеть проходящее на улице.

Скотные дворы были большие, огороженные жердями и разделённые на части: для коров, лошадей. В местах стоянки животных делались навесы, покрытые соломой. Лишь перед самой революцией богачи стали строить утепленные помещения для скота – «Стайки».

В 1929 году в селе был организован колхоз, названный «Первенцем». Основное направление колхоза было земледелие: сеяли пшеницу, рожь, лён. В 1956 г. после укрупнения колхоз стал называться имени XXI съезда КПСС. В настоящее время в селе Езагаш находится бригада № 2 фермы№2 Огурского совхоза. До недавнего времени в селе находилась сплавная контора даурского ЛПХ. Сейчас контора и сельсовет переведены в с. Александровку. Рабочие совхоза занимаются животноводством и полеводством. Направление животноводства – крупный рогатый скот (263 головы молодняка). Птицеферму и овцеферму вывезли в с. Огур. Полеводство: сеют пшеницу и овёс (всего 432 га). Короме того члены бригады занимаются заготовкой кормов.

Механизация бригады в 1962 году: 3 комбайна и 2 трактора. В 1961 году в селе было более 100 домов, сейчас в связи с переселением осталось около 40 домов. В них живёт 15 членов совхоза со своими семьями, в остальных – рабочие сплавной конторы.

Был клуб с избой-читальней в нём, начальная школа будет работать в 1962/ 63 учебный год. При клубе работал драмкружок. Читались лекции лекторами теплохода «Молдавия» и приезжими из Красноярска. Были радиоузел (вывезен в Александровку), фельдшерский пункт (ликвидирован). Еженедельно демонстрировались кинофильмы.

Количество подписчиков на газеты и журналы в 1962: 15-на газеты, 25- на журналы.

Выписываемые газеты:

  • «Комсомольская правда»,
  • «Сельская жизнь»
  • «Лесная промышленность»
  • «Советская Россия»
  • «Красноярский рабочий»
  • «Красноярский комсомолец»
  • «Правда»
  • «Пионерская правда»

Выписываемые журналы в селе Езагаш:

  • «Агитатор»
  • «Партийная жизнь»
  • «Мурзилка»
  • «Пчеловодство»
  • «Огонёк»
  • «Блокнот агитатора»
  • «Крокодил»
  • «Крестьянка»
  • «Лесная промышленность»
  • «Начальная школа»
  • «Новое время»
  • «Охота и охотничье хозяйство»
  • «Смена»
  • «Экономическая жизнь».

Конец заключительной части дневника.


Автор публикации: научный сотрудник отдела истории М.Ю. Новоселов.

Актуальные новости

Все новости
Премьера спектакля «Последний поклон – инверсия» пройдет на КРЯКК XIII

Премьера спектакля «Последний поклон – инверсия» пройдет на КРЯКК XIII

5 октября 2019
4 ноября музейно-театральная студия «Сибирячок» и Красноярский краеведческий музей при поддержке Фонда Михаила Прохорова в рамках программы КРЯКК XIII представят спектакль по повести Виктора Астафьева.
Арт-гостиная «Хворостовский. Возвращение домой»

Арт-гостиная «Хворостовский. Возвращение домой»

4 октября 2019
В Музее-усадьбе Г.В. Юдина 17 октября в 15.00 – сразу после дня рождения Дмитрия Хворостовского – пройдет арт-гостиная, посвященная одной из ключевых премьер 42-го сезона Красноярского театра оперы и балета – спектаклю «Хворостовский. Возвращение домой».…