Из истории одной коллекции

9 апреля 2019

Среди первых экспонатов Красноярского краеведческого музея - 16 образцов тканей, поступивших в 1897 г. от П.Е. Островских.

Островских Петр Евгеньевич (1870 - 1940) - этнограф, работавший в Минусинском и Красноярском музеях, автор многих этнографических работ об Урянхайском крае. В 1897 г. он совершил поездку в Тоджинский хошун Урянхайской земли (10 июля - 9 октября), отчёт о которой был опубликован отдельной брошюрой. Тоджинский хошун составлял северо-восточную часть Урянхайской земли (хошун по-монгольски означает знамя, весь Урянхайский народ разделялся на 5 знамён). «В западных частях Урянхайская земля имеет по преимуществу степной характер, население его довольно густое, а главное занятие его скотоводство - восточная её часть имеет преимущественно лесной таёжный характер, население редкое, скотоводства почти нет, но зато процветает оленеводство и звероловство... Западные урянхи - прославленные воры, тоджинцы - чрезвычайно честный, прямодушный народ. Денежной единицей обмена тоджинцам служит беличья шкурка и весь счёт идет на белку». В конце отчёта П.Е. Островских разъясняет судьбу собранного в ходе поездки материала и упоминает, что «образцы товаров отосланы в Красноярский и Енисейский музеи». Из числа отосланных материалов - 16 образцов тканей, которые хранятся теперь в КККМ (Э 1507/20 - Э 1507/27). Вся ткань одноцветная. «Надо отметить сравнительно развитой вкус урянхайцев: у них нет той, зачастую безвкусной пестроты, замечаемой хотя бы у минусинских инородцев; они любят одноцветные материи без всяких рисунков и в этом сказывается, по-видимому, китайское влияние», - писал Островских в своем отчёте.

Мануфактурные товары служили главенствующими предметами ввоза из Сибири в Урянхайскую землю. На вопросе торговли русских с урянхайцами П.Е. Островских бо­лее подробно останавливается в другой сво­ей работе «Значение Урянхайской земли для Южной Сибири» (СПб., 1899 г.). В ней он пе­речисляет все виды ввозимых в Урянхай ма­нуфактурных товаров:

  • Бязь цветная (красная, белая, коричневая, зелёная, синяя, жёлтая, оранжевая).
  • Миткаль (коленкоры) всех цветов и даже чёрного, употребляемого при похоронах.
  • Манчестер и мамоскин (молескин?).
  • Каршенин цветной.
  • Плис чёрный или, вернее, тёмно-синий (обыкновенно самый узкий, № 4-й Морозовский)
  • Ситец красный, кумач.
  • Гарусные материи одноцветные.
  • Шёлковые материи в самом незначитель­ном количестве. Туземцы предпочитают покупать китайские шёлковые материи, как далеко оставляющие за собою ткани русской выделки.
  • Сукно цветное (главным образом, красное, жёлтое и синее - толстое и тонкое; первое идёт для изготовления верхних плащей и для обивки сёдел).
  • Даба кубовая.
  • Кушаки только одноцветные.
  • Платки исключительно одноцветные; пёстрые запрещаются китайским началь­ством.
  • Плюш - в незначительном количестве.
  • Полотно и холст - идут только на запад. Все материи тоджинцы измеряли на так на­зываемый «салбак». Салбак - это квадрат ши­рины материи. «Для покрытия женской шубы бязи нужно 12 салбаков или на русский счет аршин» (аршин - 71,12 см), «ибо бязь обык­новенно шириной 3/4 аршина (53 см). Салбак бязи стоит 3 - 4 белки или по номинальной оценке 30 - 40 копеек и 40 - 50 копеек за ар­шин; в Минусинске же бязь стоит 16 - 18 к. аршин. Салбак миткаля шириною в 3/4 арши­на продается за 1,5 - 2 белки, и значит аршин выгоняется в 20 - 30 копеек, тогда как в Ми­нусинске цена ему всего 6 копеек за аршин.
Плису (1/2 аршинной ширины) цена в Сибири - 28 к. аршин; в Тоджинском же хошуне его про-дают 3 - 4 белки салбак, т.е. аршин вгоняют в 60 - 80 копеек, если оценивать только белку по наименьшей цене - 10 копеек за штуку»

В коллекции образцов тканей, собранных П.Е. Островских, бязь («тодан») представлена четырьмя фрагментами - белого, коричневого, зеленовато-бирюзового и чёрного цветов (Э 1507/24); миткаль (коленкор) «джянгай» - пятью фрагментами белого, жёлтого, оранжевого, сиреневато-малинового и тёмно-коричневого (почти чёрного) цветов (Э 1507/22). Миткаль - это суровая, отбеленная или гладкоокрашенная хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения нитей, в зависимости от толщины пряжи и отделки имеющая разные названия. Коленкор вырабатывается из сурового миткаля, с жёсткой, лощёной отделкой. Вероятно, только эта разновидность миткаля вывозилась русскими купцами для продажи в Урянхайский край, что П.Е. Островских уточняет в скобках.

Из бязи и коленкора тоджинцы шили себе штаны и летние шубы. «Тоджинцы одежду свою шьют сухожильными нитками - «сир», главным образом, из козьих или оленьих шкур. Женщины носят штаны - зимой из козьей шкурки, летом - из дабы, или бязи, или из синего китайского холста; рубах никто не носит (исключая 2 - 3 человек, живущих по русским заведениям), их заменяют длинные шубы («тон»), чаще всего и зимой и летом меховые, но летом всё более и более входят в моду бязевые (коричневые, синие, зелёные) и дабовые; у зажиточных же, чиновных лиц и наиболее важного буддийского духовенства - из китайской чунчи и китайского шёлка. Буддийские ламы берут для своих костюмов исключительно материи красного цвета, жёлтого или палевого». Китайская чунча представлена фрагментом Э1507/26. Это очень тонкая хлопчатобумажная ткань синего цвета, полотняного переплетения нитей. К тканям нероссийского производства относится также шведская материя «тасклин» бежевого цвета (Э 1507/23 - хлопчатобумажная, очень плотная, сатинового переплетения нитей) и, вероятно, малиновая материя с малозаметным рисунком «в ёлочку», употребляемая для отделки женских шуб (Э 1507/25). Цена малиновой материи - 7 белок за салбак (ширина ткани - 64 см), цена шведской материи «тасклин» - 5 - 6 белок за салбак, цена китайской чунчи - 5 белок за салбак. Российские ткани заметно дешевле: миткаль - 1, 5 - 3 белки за салбак, бязь - 3 - 4 белки за салбак, плис - 3 - 4 белки за салбак. Причина - заметно уступающее качество российских тканей. «Русские же товары...часто весьма дурного качества. По отзывам самих купцов материя «дриллинг» или по-монгольски «далымба» московской фабрики Морозова - очень линюча и вообще плохого качества; обходится она купцу в 2 р. 40 к. за 8 аршинный кусок. Того же названия английская материя несравненно лучшего качества выменивается торговцами в Улясутае на маральи рога и обходится всего в 1 р. 60 к. за кусок. Конечно, как русские торговцы, так и туземцы-покупатели предпочитают английскую «далымбу».

Ткань «дриллинг», о которой пишет П.Е. Островских, это, вероятно, плотная хлопчатобумажная ткань вроде тика («drill», в переводе с английского - «тик»), в коллекции она не представлена. Плис («хлин») № 4 Морозовский представлен одним небольшим фрагментом чёрного цвета размером 12 (10) х 7,5 см (Э 1507/20). П.Е. Островских отмечает, что обыкновенно именно этот плис, «самый узкий», привозили в Урянхай русские купцы. Ширина его - 1/2 аршина (35,5 см), вырабатывался он на фабриках знаменитой династии текстильных фабрикантов Морозовых (фабрики располагались в Орехово-Зуево, Твери и Богородске). Сукно («шипкень») Э 1507/27 представлено двумя небольшими образцами красного и синего цвета. Сукно тонкое (1 мм), с коротким, плотным, хорошо запрессованным двусторонним начёсом, выработано из шерстяной ткани полотняного переплетения нитей. Ширина сукна - 118 см, 1 салбак (квадрат ткани размером 118 х 118 см) стоил 50 белок.

Относительно высокая цена, в которую обходились отечественные ткани и русским купцам, объясняется отсутствием удобных путей сообщения с Урянхайской землей. «Горный путь, верховой, доступен лишь с половины июня по сентябрь, когда нет снега в горах, который выпадает в огромном количестве, в остальное время делает возможным сообщения только на лыжах. Удобству же водного сообщения препятствуют многочисленные пороги». Да и чрезвычайно дорого было доставлять товары летом на вьючных лошадях, «ибо вьючная везет не более 3 - 4-х пудов, тогда как на возы кладут от 20 до 30 пудов на лошадь». Зимняя доставка обходилась намного дешевле. «В западную часть товары доставляются в январе-феврале-марте по льду Енисея, а на заведения Тоджинского хошуна от с. Кужебарского (на юго-восток от Минусинска) везут по реке Амылу, через прииски, переваливают через Саянский хребет и переходят в долину реки Систикема и по ней уже идут до Пэг-кэма. Торговое время продолжается с начала апреля, к какому сроку русские привозят свежий товар зимним путем на санях, до начала или половины октября, когда тоджинцы-охотники откочёвывают поближе к таскылам, снежным вершинам, за зверем. Но самая горячая пора торговли - это апрель и май и затем сентябрь, когда надо подновить разный домашний скарб и исправить одежду к зиме, а главным образом - запастись полной порцией пороху, свинцу и кремней для наступающего охотничьего сезона. С половины октября по свежему снегу и главным образом в течение всего ноября торговцы объезжают своих должников и наперебой друг перед другом собирают с них долги. В половине декабря торговцы уезжают со своими семьями и с пушниной домой в Минусинский округ, куда и приезжают обыкновенно к Рождеству или к новому году. Пушнину продают в Томске либо в Ирбите, закупают там товары и снова в конце марта выезжают в Урянхайскую землю».

Торговля с Тоджинским хошуном завязалась лишь с середины 1870-х гг. На западе преимущественно, а с Тоджинским хошуном исключительно практиковалась долговая торговля. «С 1874 года по соглашению Ургинского консула и Улясутайского дзян-дзюня долговая торговля на бумаге прекращена и урянхайские чиновники предоставили самим торговцам ведаться со своими должниками. В 1879 г. после разгрома в предыдущем году русских купцов на Кемчике состоялся съезд русских и китайских чиновников, на котором, однако, требования русских торговцев не были удовлетворены, но в 1880 г. последовало распоряжение о запрещении русским вести долговую торговлю. Таким образом, русские с этого года ведут торговлю в кредит уже на свой риск и отказывают только давать малонадёжным плательщикам. В Тоджинском хошуне, кажется, в 1896 году после того, как приказчик купца Сафьянова казанский татарин Галанджан изувечил какого-то туземца, не отдававшего ему долгов, а другой приказчик, брат Галанджана, отчаявшись собрать долги, собирался покончить жизнь самоубийством, начальник хошуна - «Угурда» решил приставить на каждой из 4-х русских факторий по надзирателю, который бы указывал на ненадёжность плательщиков и не позволял бы им брать в долг, но они так надоели в первые же дни торговцам и служили такими пугалами для покупателей, что русские сами поскорее отослали их обратно».



Е.В. Ярыгина