Божья дудка из колокольных дворян

22 марта 2019

15 марта исполнилось 144 года со дня рождения выдающегося красноярского архитектора Леонида Александровича Чернышёва (1875-1932).

До настоящего времени в Красноярске сохранилось как минимум восемь зданий, выстроенных по проектам Л. А. Чернышёва (на самом деле их больше, но часть из них была перестроена до неузнаваемости, а часть требует уточнения авторства). Самые яркие из его проектов - это здание Красноярского городского музея (ныне – Красноярский краевой краеведческий музей, улица Дубровинского, 84), дом красноярского купеческого общества (проспект Мира, 71) и, конечно же, собственный дом архитектора (улица Марковского, 21).

Эти здания продолжают удивлять и радовать всё новые поколения любителей искусства и красноярской старины, а вот личность их создателя остаётся в тени творений. Хотя жизнь настоящего художника-творца обычно таит в себе много тайн, парадоксов и удивительных открытий. И жизнь Леонида Чернышёва является тому ярким подтверждением.

По отцовской линии Леонид Чернышёв происходил из крестьян села Сухобузимское. По материнской же линии его предки и родные были священнослужителями. Полушутя, подчёркивая своё родство с духовенством, Леонид Александрович обычно говорил о себе: "Я божья дудка", или: "Мы из колокольных дворян".

Мать Л. А. Чернышёва - Евдокия Васильевна Рязанская - в детском возрасте вместе со своими родителями, братьями и сёстрами переехала из Самарской губернии в село Сухобузимское Енисейской губернии. Её отец, Василий Иванович Рязанский, стал священником местной церкви. Семья Рязанских была многодетной, по документам Государственного архива Красноярского края известно, что у Евдокии Васильевны было несколько сестёр и два брата. Оба брата пошли по стопам отца: старший, Иоанн, стал священником, а младший, Пётр,- псаломщиком. Две её сестры стали жёнами священнослужителей. Сама же Евдокия Васильевна в Сухобузимском вышла замуж за крестьянского сына Александра Семёновича Чернышёва, и 15 марта 1875 года (по старому стилю) у них родился сын Леонид. Фактически крестьянином Александр Семёнович и не был, так как вскоре после рождения сына он нанялся служить на золотые прииски, а примерно в 1881 году перебрался с семьёй в Красноярск, где купил дом на улице Больше-Качинской (ныне - улица Марковского) и устроился работать писцом в Губернское управление.

В Красноярске Леонид Чернышёв окончил народное училище и поступил в мужскую гимназию. Через несколько лет в Красноярск переехал священник Иоанн Васильевич Рязанский, старший брат матери Леонида. Вскоре он стал протоиереем и настоятелем Воскресенского собора и поселился со своей семьёй в деревянном доме, принадлежавшем собору. Этот дом находился на Воскресенской улице и простоял ориентировочно до 1970-х годов, когда был снесён в связи с постройкой общежития крайкома КПСС (сейчас - гостиница "Октябрьская"). У Иоанна Васильевича было три сына и две дочери, и подросток Леонид Чернышёв проводил много времени в кругу двоюродных сестёр и братьев Рязанских.

Ещё в юности Леонид Чернышёв познакомился со своим знаменитым земляком, художником Василием Ивановичем Суриковым. В 1889-1890 годах, создавая в Красноярске этюды для своей картины "Взятие снежного городка", Суриков написал портретный этюд 15-летнего Леонида. Однако в законченную картину "Взятие снежного городка" этот портрет не вошёл. Несмотря на разницу в 27 лет, общение Леонида Александровича Чернышёва и Василия Ивановича Сурикова продолжалось на протяжении многих лет. В 1892 году Чернышёв поступил учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В Москве он периодически бывал в гостях у Сурикова, делился с ним новостями из Красноярска.

Родители не имели возможности в полной мере обеспечивать жизнь и учёбу Леонида Чернышёва в Москве. Впоследствии в своей автобиографии он вспоминал: "На помощь отца рассчитывать было трудно, ибо он получал жалованье всего 25 рублей, и какие-нибудь 10 рублей, которые он мне мог уделить из своего тощего бюджета, конечно, меня не устраивали, и рассчитывать нужно было на самого себя". В связи с этим уже с первого курса Леонид был на строительных работах, что давало необходимый заработок и бесценные практические знания по специальности: "Я один год зарабатывал денег, а следующий учился, но от этого вместо 7 лет я в школе пробыл 10 лет". Ещё не окончив училища, в 1901 году он работает в качестве ответственного производителя работ на постройке гостиницы "Метрополь" под руководством известных архитекторов Льва Кекушева и Павла Висневского. Гостиница "Метрополь" стала ярким образцом архитектуры стиля модерн и оказала большое влияние на стиль молодого архитектора Чернышёва. В конце 1903 года он подаёт прошение и поступает на архитектурное отделение Высшего художественного училища при императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Параллельно с учёбой продолжает подрабатывать на различных стройках в качестве архитектора. Однако после революционных событий 1905 года, хотя Чернышёв и не принимал в них активного участия, он был вынужден бросить обучение и вернуться в Красноярск.

К этому времени Евдокия Васильевна после преждевременной смерти мужа перебралась жить к своему брату, протоиерею Иоанну Рязанскому, в дом Воскресенского собора. Иоанн Васильевич также вскоре потерял жену, а на Русско-японской войне погиб его средний сын Иван. Старший сын жил отдельно, младший - учился в Томске, дочь Татьяна вышла замуж и уехала в Москву. Вместе с отцом осталась только старшая дочь Елизавета, которая работала в Красноярске учительницей. По возвращении в Красноярск Леонид Чернышёв поселился вместе с матерью, дядей и двоюродной сестрой. Он работает в Красноярской городской училищной комиссии, избирается гласным городской Думы, занимается переустройством и постройкой зданий школ, проектированием частных и общественных зданий. В частности, проектирует и выстраивает флигель на собственной усадьбе, а также создаёт проекты ванного корпуса, санатория и больницы для курорта Шира.

В очередной свой приезд в 1909 году в гости к Чернышёвым-Рязанским наведывается В. И. Суриков. Вместе с Чернышёвым они участвуют в заседании городской училищной комиссии по вопросу создания в Красноярске профессиональной рисовальной школы. Вопрос решается положительно, и в январе 1910 года школа официально открывается, причём Леонид Александрович назначается её заведующим, а одним из преподавателей становится его друг - художник Дмитрий Иннокентьевич Каратанов.

Однако директором школы Чернышёв остаётся только до лета 1910 года, когда он получает место архитектора Первой западносибирской выставки сельского хозяйства и промышленности в Омске. Для выставки он создаёт проекты павильонов, осуществляет личный контроль за строительством. Выставка с успехом проходит в июне - августе 1911 года, и на заработанные деньги Чернышёв планирует построить собственный дом по оригинальному проекту.

В 1912-1913 годах на месте дома, купленного его отцом ещё в 1880-е годы, Чернышёв выстраивает четырёхэтажный дом-особняк в стиле модерн, который своей асимметричной формой удачно вписывается в стрелку улиц Больше-Качинской и Мало-Качинской. Этот дом одним из первых в Красноярске сразу был оборудован водопроводом и канализацией. И до сих пор остаётся единственным в Красноярске частным домом, выстроенным по индивидуальному проекту архитектора для самого себя и своей семьи (в дореволюционный период такую роскошь могли себе позволить только крупные столичные архитекторы).

А в 1914 году архитектор приступает к реализации ещё одного своего знакового проекта - здания для Красноярского городского музея. За основу он берёт свой проект Научного павильона для Омской выставки, выполненный в стилистике древнеегипетского храма. Из-за начала Первой мировой войны осенью 1914 года строительство здания было приостановлено. В военное время недостроенное здание приспособили для размещения в нём войсковых частей. В 1920 году здание использовалось частью как лазарет для тифозных больных беженцев, а частью - для выздоравливающих. В нижнем этаже, кроме того, находились столярные мастерские и склад медикаментов. В мае 1920 года в здании произошёл сильнейший пожар: обрушилась крыша, выгорел верхний этаж, провалились балки аудитории, в окнах полопались все стёкла, не выгорело лишь восточное крыло нижнего этажа.

Только в 1927 году началось восстановление сгоревшего здания музея, причём Л. А. Чернышёв в составе специальной комиссии осуществлял личный надзор за строительными работами. В конце 1929 года сотрудники музея, наконец, смогли начать перемещение музейных коллекций в новое здание. И сейчас, спустя сто лет после начала строительства, этот "египетский храм на берегу Енисея" остаётся одним из самых ярких архитектурных объектов города Красноярска.

К началу 1920-х годов Чернышёв лишается всех своих родных: в 1920 году умер дядя Иоанн Васильевич, а в 1922 году скончались его мать и сестра. В 1924 году его большой дом был муниципализирован и поделён на квартиры, в своём доме ему досталась квартира за номером 4 (на самом верхнем этаже). Несмотря на все невзгоды, Леонид Александрович занимает пост губернского инженера, позднее - окружного инженера и ещё находит силы творить: создаёт проект первого в Красноярске памятника В. И. Ленину (проектирует ограду с трибунами и постамент для памятника, автор скульптуры - М. Г. Манизер). В 1927 году он ведёт постройку больницы, амбулатории и прилегающих домов в посёлке Стеклоделательного завода (Памяти 13 Борцов). Кроме того, занимается преподавательской деятельностью.

В самом конце жизни, когда здоровье уже начинает сдавать, Леонид Александрович перебирается к своим друзьям, супругам Потылицыным. В их доме 20 февраля 1932 года архитектор умирает от сердечной недостаточности. Без всяких почестей его хоронят на Троицком кладбище рядом с могилами любимой матери и сестры.

Многие годы наследие Чернышёва оставалось в забвении. В 1958 году известный краевед, музейщик, первый директор заповедника "Столбы" Александр Леопольдович Яворский нашёл на Троицком кладбище место захоронения Чернышёва и его двоюродной сестры Елизаветы. Он подписал на камнях их фамилии и сделал фотоснимки этого места. В последующие годы могила архитектора опять потерялась. Только в 1991 году подвижническими усилиями краеведа Ольги Павловны Аржаных, вновь нашедшей место захоронения, и с финансовой помощью Красноярского краеведческого музея на этом месте был, наконец, установлен надгробный памятник архитектору Л. А. Чернышёву. Теперь, спустя годы безверия и беспамятства, в месте упокоения Чернышёва и его самых близких людей, матери и двоюродной сестры, по идее должен появиться общий для трёх могил памятник, символизирующий глубокое родство семьи Рязанских-Чернышёвых.

Ссылка на статью: http://www.krasrab.com/archive/2015/04/07/18/view_article