Агитфарфор: от Великой французской революции до Второй мировой войны

28 февраля 2020

В Красноярск едет Х всероссийский керамический симпозиум, приуроченный к 100-летию агитационного фарфора в России. Изучаем историю советского агитфарфора в микрорубрике «Азбука фарфора».

Тарелка декоративная. 1928 г.

Агитфарфор как явление существует еще со времен Великой Французской революции: тогда на мануфактуре в Невере выпускали так называемый патриотический фаянс – недорогую посуду для ежедневного использования с нанесенными на нее символами революции. В СССР изготовление посуды с революционными лозунгами началось в 1918 на национализированном Императорском фарфоровом заводе в Петрограде. Прежде работавший исключительно для царского двора, он был переименован в Государственный фарфоровый завод и впервые в истории начал производить продукцию для массового пользования. Клеймом ГФЗ уже тогда стала комбинация из серпа, молота и фрагмента шестеренки; рисунки лицевой стороны постепенно вводили в оборот все большее количество символов рабоче-крестьянской России – плуг и борону, косу и грабли, топор и ледоруб, клещи и гвоздодер, пилу и пружину.

Художник Сергей Чехонин стал фактически отцом агитфарфора в СССР. Период с 1918 по 1923 годы в деятельности ГФЗ называют чехонинским, тогда и сформировался неповторимый и узнаваемый стиль. На фарфоре, по меткому выражению современников, Чехонин «чеканил свой императорско-советский ампир». Сначала это были простые агитационные тарелки с революционными слоганами, но скоро мастер перешел к созданию и разработке новых символов эпохи и более сложных тем советской геральдики. Он же привел на ГФЗ художников, значительно расширивших сюжетное разнообразие росписи – Кузьму Петрова-Водкина, Бориса Кустодиева, Александра Самохвалова. В 1920-е годы ГФЗ также начал сотрудничать с художниками-авангардистами – Казимиром Малевичем, Владимиром Татлиным, Натаном Альтманом, Василием Кандинским. С приходом новых лиц, идей и рук связан и резкий скачок качества продукции ГФЗ, благодаря которому агитфарфор стал заметным явлением в искусстве.

В первые годы художники ГФЗ использовали так называемое белье – неокрашенные заготовки посуды, оставшиеся с императорских времен. С 20-х годов художники начинают искать не только новые символы, но и новые формы. Например, чайный набор, созданный в 1923 году Казимиром Малевичем, стал объектом охоты зарубежных коллекционеров.

В 1925 завод снова переименовывают, и агитфарфор выпускался уже с клеймом ЛФЗ - Ленинградского фарфорового завода им. М. В. Ломоносова. А в середине 1930-х тема революции и нового советского человека и вовсе уходит на второй план – пожар мировой революции так и не разгорелся, в Европе намечается вторая мировая война, и новые веяния занимали умы художников. Тарелки с серпами и молотами продолжали выпускать к годовщинам революции, однако на сегодняшний день для коллекционеров представляют интерес произведения двух первых советских десятилетий.

Керамический симпозиум «АГИТФАРФОР XXI» пройдет с 27 февраля по 12 марта 2020 года в СГИИ имени Д. Хворостовского. С программой симпозиума можно познакомиться здесь, а с коллекцией фарфора, стекла и керамики различных эпох и культур – на экскурсиях по хранилищам Красноярского краеведческого музея. Запись на экскурсии по тел. 227-05-80 или 227-92-04.


Автор: Валентина Безруких

Фото: Красноярский краевой краеведческий музей