Буддийская коллекция в собрании Красноярского краевого краеведческого музея: история комплектования

13 февраля 2018

В фондах Красноярского краевого краеведческого музея (далее КККМ) отложились коллекции, связанные с религиями и верованиями народов, населяющих территорию Красноярского края (бывшая Енисейская губерния). Документальные и вещественные материалы, хранящиеся в КККМ, свидетельствуют о присутствии буддизма на берегах Енисея и представляют собой исторический источник большой научной ценности. Это письма, фотографии, открытки, книги и коллекция буддийского культа, состоящая из статуэток божеств: основателя буддизма нашей исторической эпохи - Будды Шакьямуни, основоположника нового направления в тибетском буддизме – школы Гелуг Цзонхавы, Будды различающей мудрости Амитабхи, бодхисаттвы милосердия Авалокитешвары (в китайской практике буддизма бодхисаттвы милосердия Гуань-ин, докшитов – мощных просветленных защитников буддизма: Махакалы и его партнёрши Палдэн-Лхамо – покровительницы Лхасы, и разных принадлежностей буддийского культа.

Коллекция насчитывает более 300 ед.хр. Неизвестно, когда поступил первый буддийский предмет в собрание музея. Самая ранняя запись, обнаруженная нами при изучении инвентарных книг по этнографии, говорит о поступлении шести свитков молитв разных размеров от В.В. Птицына (Э 1006 ) до 1892 года ( 1-я книга. Э 1006, переинвентаризация- о/ф 9646 Б – 92). В «Списке жертвователей Красноярского Музея за 25 лет существования» значатся фамилии Е. Августуса (предметы этногр. – 17), В.В. Птицына (этнографические предметы – 27), В.А. Черкесова (кит. предм. - 96) [1]. Впервой книге по этнографии есть запись о поступлении статуэток – бурхан фарфоровый и старик - от В.А. Черкесова [2] (Э 999 – о/ф 9099 ф 820) и (Э 1078 – о/ф 9646 КК 110) в 1902 г.В 1907г. от И.А. Шульги поступила лопатка барана с написанными на ней молитвами (Э 1528).

Во 2-й книге «Этнография» есть также записи о сборах экспедиции В.А. Ошуркова [3] из Тувы за 1902 г. на р. Верхний Кемчик – это чашки жертвенные буддийские из агальматолита (Э 1504/1). В нижней части поддона чаши имеется надпись тушью «Красноярский Подъотдел И.Р.Г.О.».

В 1910 г. фонды музея пополнились предметами (Э 1540, 1543/1-4), привезенными Е. Августусом [4] из Тувы (Усинский округ и Урянхайский край) и Монголии (Дюрберты, р. Парын, система Убса). Особый интерес представляют: молитвенник буддийский в обложке из бересты размером 4,4. х 5,6 см., свиток - лента с молитвой (200 х 1,3 см).

Очень ценны собранные консерватором КККМ А.Я. Тугариновым [5] в экспедициях этнографические материалы. В 1913 г. из Тувыон привез 25 предметов, в том числе платок - ходак голубого цвета из шелка (52 х 35 см), поднесенный ему в знак внимания (Э 1551/20).

В коллекции, переданной Скороходовымв КККМ (Э 1552/1-4), уникальна авторская буддийская статуэтка с 11 головами и 8 рукамииз дерева, выполненная тувинцем Джавулом (Э 1559 Д 769).Датируется она 1913-1914 гг.

Собранные А.П. Ермолаевым [6] коллекции по ботанике, геологии, церковной археологии, этнографии составляют более тысячи единиц хранения [7]. В 1915-1918 гг. А.П. Ермолаев совершил поездки в Урянхайский край [8], откуда им были привезены и сданы в фонды музея 266 экспонатов (Э 1570/1-227, Э 1579/1-39), 34 предмета из которых отражают буддийскую культуру и религию: чашечки жертвенные, столик богослужебный (алтарь) шире, состоящий их трех частей, шапка ламы с желтым верхом, вазочки для шире,колотушки лам, колокольчики,трубы с бронзовым накладным орнаментом и многое др.

В результате поездки Доможарова в Туву в 1919 г. этнографический фонд пополнился 63 экспонатами (Э 1582/1-63), в том числе, тарелками (цанг), употребляемыми при богослужении, буддийскими иконками и статуэтками.

В 1934 г. А.Л. Яворский [9] нашел в гроте на скале Такмак (Э 1652/1-17) предметы, фотографии, тантрические тексты. Владислав Юрьевич Ермолин стал первым исследователем этих предметов, и дал им историографическое описание. В стопке из 326 листов им были обнаружены и определены: текст 21 Тары, фрагмент Алмазной сутры, фрагмент тибетской азбуки, часть монгольского учебника тибетского языка, отдельные листы мантры Ваджрадхары, листы с мантрой Ламы Цонкапы (основателя школы Гелуг) (Э 1652/1). Тибетские тексты мантр (100 листов из плотной бумаги размером 9 х 45 см) были закручены в роллы, а 2 листа на рисовой бумаге - на палочку для благовония. Данные мантры - роллы используют для закладывания в ступы и статуи (Э 1652/14)]. Не менее интересны были и другие предметы, найденные в гроте вместе с текстами. Среди них медное круглой формы гау (амулетница для ношения на груди) диаметром 4,3 см. (Э1652/3). Наружная сторона гау украшена священным слогом «ХРИ». В коллекцию входят также фотографии лам (Э 1652/6 (5 ед.хр.), /7 (2 ед.хр.), изображения Будд, написанные минеральными красками на небольших кусочках материи, (Э 1652/13), шелковая тряпочка желтого цвета (Э 1652/17) и еще одна тряпочка красного цвета с веревочкой (Э 1652/16),образцы зерен пшеницы и гороха (Э 1652/9, 10), фрагмент засушенного мучного изделия (Э 1652/11).

Экспертизу фотографий провеллама Тарба Доржиевич Доржиев, управляющий делами Ацагатского дацана, во время своего визита в г. Красноярск в марте 2013 г. По его мнению, на некоторых из фотографий изображены бурятский и тибетские ламы:(Э 1652/6 (1)–ДанзанНорбоевГанжарГэгэн- лама Цугольского дацана;(Э 1652/6 (4) – Далай Лама XIII;(Э 1652/7 (1) – ДжаясаГэгэн - тибетский лама. На других фотографиях изображены, судя по одежде, бурятские ламы, сомнения вызывает человек, халат которого похож на одежду монгольского (или бурятского) ламы, но шапка на нем - пандита.

Совокупность найденных А.Л. Яворским предметов позволяет предположить, что в пещере находился обычный буддийский алтарь.

Многие буддийские предметы были закуплены у жителей г. Красноярска:Г.А. Балашкина, Худякова в 1950-1960-е гг.В основном это статуэтки.

В 1960 г. в КККМ поступила коллекция китайских предметов (о/ф 3731/1-38), записанная в Книгу поступлений №4, от жителя г. Красноярска Соколова Моисея Михайловича. Определение этим экспонатам было дано заведующим отделом Востока Государственного музея восточных культур практически в эти же годы О. Глухаревым. Разнообразен материал статуэток: глина, камень, металл. В основном это фигуры Будды, Бодхисатв.

Цаца с изображениемПалденЛхамо(о/ф 3883/98) была преподнесена наряду с другими подарками Монгольским правительствомАнсамблю народной песни и танцев г. Красноярска, выступавшему на 40-летии образования Монгольской республики в1961г.

В 1966 г. статуэтка буддийского бога-бурхана (о/ф 6321/1) была подарена перед отъездом домой советскому геологу, красноярцу Н.А. Донову младшим коллектором монгольской партии тов. Чулун-Баттором.

Были и находки, переданные красноярцами в фонды музея. Так, в 1956 г. в фонды музея поступил ламаистский талисман (о/ф 2078) в форме часивы с тибетской надписью, сделанный из глины, железа и серебра (футляр). Найден он был в щели Черной Сопки в окрестностях Красноярска.

Медная фигурка Белого Махакалы (о/ф 3478) поступила в музей 24 марта 1959г.Нашел ее на дне р. Енисей на острове Отдыха житель города Красноярска Стороженко Федор Григорьевич.

В 1963 г. Иванов Виталий нашел бронзовую статуэтку буддийского божества (о/ф 4021) на одной из улиц города – ул. Робеспьера. Возможно, он использовал ее под копилку, о чем свидетельствует пробитое в голове отверстие.

Огромный интерес для исследователей представляет переписка, адресованная неординарной личности - Григорию Николаевичу Потанину (1835-1920) [10]. Он имел огромный круг корреспондентов в разных уголках Сибири, России и за рубежом. В фондах музея хранится около 3000 писем на русском и иностранных языках. Среди них есть письма, касающиеся истории буддизма (о/ф 7928/7, 404, 717, 900, 1397, 2035, 2164, 2178, 2181, 2190, 2192, 2487, 2740-2742). В них упоминаются Будда барон Штенренбург, Х. Доржиев, Б.Баданов и многие другие.Буддолог А.Руднев в письме за 1901 г. из Гусино-Озерского дацана сообщает Г.Н. Потанину о смерти ламы Ламханова – ученика академика Ольденбурга. Интересны по содержанию письма: Б. Рабданова из Урги о маршрутах путешествия А. Хамбо и профессора Цыбикова из Монголии (1900 г.); Хамбо-ламы на монгольском языке ( б/д, 2 л.); из Манчжурии с просьбой дать положительную оценку деятельности Хамбо-ламы (1910 г.). Сохранилась рукопись неизвестного автора с биографией Чокана Валиханова [11].

В результате сотрудничества Красноярского краевого краеведческого музея (история которого насчитывает 127 лет) и Красноярского Буддийского центра, одного из первых, основанных Ламой Оле Нидалом в России (1991 г.), фонды нашего музея пополняются ежегодно в Международный день музеев.Это разные предметы, в том числе, буддийская танка (автор работ, художник – Николай Дудко), билет в монастырьРамоче, Тибет, Лхаса. 2005 год, переданный АндреемПоломошновым, четки Ирины Гридинберг, 108 бусин, с двумя счетчиками, с доржде и колокольчиком, сделанные из кости яка; привезены ею из Тибета в 2005 году. Мандала, привезенная из Индии Татьяной Быченко в 2002 году; цаца, статуя Будды и многое другое.

Итак, в целом буддийская коллекция нашего музея, сформированная в период с конца XIX- нач. XXI вв. в результате этнографических экспедиций сотрудников музея, дарения и закупок, отражает ритуальную и обрядовую стороны одной из мировых религий – буддизма.

ЛИТЕРАТУРА

  • Двадцатипятилетие Красноярского Городского Музея (1889-1914). Красноярск, 1915. – С.87-100.
  • 130 лет со дня рождения Александра Петровича Ермолаева (1886-1919), помощника консерватора Красноярского краеведческого музея/А.А. Малицкая, Н.П. Макаров, А.С. Вдовин//Край наш Красноярский: календарь знаменательных и памятных дат на 2016 год/ Гос. универс. Науч. Б-ка Красноярского края. – Красноярск, 2015. – С. 117-118

Ссылки:

[1] Двадцатипятилетие Красноярского Городского Музея (1889-1914). Красноярск, 1915. – С.87-100.

[2] В старой инвентарной книге 13 (2) против предметов китайской коллекции сделана запись: "Пожертвованы бывшим младшим военным врачом Красноярского военного лазарета Василием Александровичем Черкесовым 4 сентября 1902 г." В "Памятной книжке Енисейской губернии за 1903 год" он упоминается как "врач, лекарь" Красноярского духовного училища.

[3] Ошурков Василий Александрович (1868-1914), уроженец Забайкальской области из дворян, штабс-капитан (в 1880 г. вышел в отставку),краевед, публицист, редактор газеты «Восточное обозрение» и «Сибирского сборника»,исследователь Саянского хребта (1902). Летом 1902 г., он во второй раз, по поручению и на средства Красноярского подотдела ВСО ИРГО совершил поездку в Туву.

[4] Августус Евгений Фёдорович (4 декабря 1874 — ?), офицер Русской Императорской армии, участник англо-бурской войны настороне буров.Вернувшись в Россию, зачислен в 192-й Ваврский пехотный резервный полк, в 1901 г. получил чин поручика. Участвовал в Русско-японской войне, после которой продолжал службу в Сибири, в 30-м Сибирском стрелковом полку. Участвовал в 1908—1909 гг. в разведывательной миссии в Монголии, дневник которой опубликовал в 1914 г. («С разведчиками 30-го полка по Урянхайскому краю и Монголии»).

[5] Тугаринов Аркадий Яковлевич (1880—1948), профессор, директор Красноярского краеведческого музея (1905-1926), доктор биологических наук, учёный-орнитолог, руководитель отделения орнитологии Зоологического института АН СССР.

[6] Ермолаев Александр Петрович (1886-1919), учёный-археолог. В 1908-1915 гг. работал в Красноярском музее, весной 1915 г. выехал в Туву в составе экспедиции, снаряженной КП ВСО ИРГО, где поступил на службу в местную переселенческую организацию. Весной 1917 г. был избран председателем Белоцарского, а затем Урянхайского комитета общественной безопасности. С июля по декабрь 1917 г. занимал пост председателя местной Земской управы. Летом 1918 г. выехал из Усинско-Урянхайского края.

[7] 130 лет со дня рождения Александра Петровича Ермолаева (1886-1919), помощника консерватора Красноярского краеведческого музея/А.А. Малицкая, Н.П. Макров, А.С. Вдовин//Край наш Красноярский: календарь знаменательных и памятных дат на 2016 год/ Гос. универс. Науч. Б-ка Красноярского края. – Красноярск, 2015. – С. 117-118.

[8] Краткий отчет об исследованиях в Урянхайском крае в 1915-18 г.г. /А. Ермолаев//Сибирские записки, № 4-5. – Красноярск, 1919. – С. 35-39.

[9] Яворский Александр Леопольдович(1889—1977), учёный-ботаник, краевед, библиофил, коллекционер, педагог, мемуарист, художник-любитель, поэт, преподаватель Красноярского педагогического института. Сотрудник Музея Красноярского подотдела ВСОИРГО. Первый директор государственного заповедника «Столбы».

[10] Потанин Г.Н., русский путешественник, исследователь Центральной Азии и Сибири, этнограф, один из основателей сибирского областничества.

[11] Чокан Чингисович Валиханов (1835-1865), казахский учёный, а также историк, этнограф, фольклорист, путешественники просветитель,офицер Генерального штаба Российской императорской армии, разведчик. В 1847 году, в возрасте 12 лет, Чокана Валиханова отправляют на учёбу в Омский кадетский корпус. Там его встречает старый друг семьи Валихановых переводчик В.И. Дабшинский, и знакомит с маленьким кадетом Г.Н. Потаниным. Впоследствии Григория Николаевича и Чокана связывала большая дружба. В своих воспоминаниях Потанин писал, что когда Валиханову было 14-15 лет, начальство кадетского корпуса уже пророчило его в крупного исследователя и даже учёного.

Орехова Н.А.

Актуальные новости

Все новости
«В трудах для вас, без меры, выше сил»: дети декабриста Владимира Раевского в Красноярске

«В трудах для вас, без меры, выше сил»: дети декабриста Владимира Раевского в Красноярске

30 ноября 2023
Первый декабрист в истории провел почти 45 лет в Сибири, где его жизнь и работа стала гражданским подвигом. Публикуем историю поэта, публициста, военного и многих его детей.
«Будьте слова мои крепки и лепки…» Народная медицина в Енисейской губернии.

«Будьте слова мои крепки и лепки…» Народная медицина в Енисейской губернии.

29 ноября 2023
Состояние здравоохранения в Енисейской губернии приводило к широкому распространению самобытного врачевания народом своих болезней
Загадка красноярской девочки-фантома раскрыта

Загадка красноярской девочки-фантома раскрыта

27 ноября 2023
28 ноября в 13:00 в Красноярском драматическом театре им. А.С. Пушкина Красноярский краевой краеведческий музей и Союз краеведов Енисейской Сибири презентуют проект «Путешествие по городу Красноярску с девочкой-фантомом».