Иконопись

Коллекция церковного искусства - одна из крупнейших в Сибири, формирующаяся с 1903 г. Собрание складывалась из даров частных коллекционеров, путем передачи предметов из кладовых церквей и монастырей, из экспедиционных сборов музея. В результате активных поступлений в 1911 г. был образован отдел «Церковной археологии».
В настоящее время коллекция церковного искусства насчитывает более 1500 ед. хранения. В нее входят стан­ковые темперные и масляные иконы, кресты, склад­ни, медные и серебряные оклады, деревянная резная скульптура, церковные облачения. Произведения созданы и местными сибирскими мастерами, и мастерами из европейской части России.

В южной галерее второго этажа музея, в экспозиции «Райский сад», находится икона «Преображение Господне» - духовная святыня города Красноярска. Она была написана сибирскими мастерами в 1728 г., к 100-летию со дня основания Красноярского острога, для соборной Преображенской церкви. В 1773 г. в Красноярске случился страшный пожар, который уничтожил 80 % всех деревянных построек, в том числе и Преображенскую церковь. Икона же в этом пожаре пострадала незначительно. С 1776 по 1922 годы она находилась в Воскресенском соборе, первом каменном храме города. С 1923 г. икона хранится в музее. В 1999 г. ее отреставрировали на пожертвования в ВХНРЦ имени И.Э. Грабаря (Москва). 21 января 2000 г. икона была освящена Архиепископом Красноярским и Енисейским Антонием. С 2004 г., в День города, икона выносится из музея и участвует в Крестном ходе до Свято-Покровского кафедрального собора и после пребывания в нем снова возвращается в музей.

Особый интерес представляют работы местных мастеров: иконы XVII и XVIII в. из Петропавловской церкви с. Богучанского; икона «Страшный суд» XVIII в. из Спасского собора г. Канска; енисейские иконы на холсте.

Отдельное место в музейном собрании занимает коллекция медного старообрядческого литья, насчитывающая более 550 меднолитых икон, крестов и складней. Значительная часть предметов поступила в 1913 г. от И.Р. Шнейдера. В последующие годы коллекцию комплектовал этнограф А.А. Савельев, совершивший в 1920-24 годы ряд экспедиций по сбору предметов церковной археологии.

В старообрядческих семьях иконы помещали в домашние иконостасы. Они располагались либо в "кивотке" (медные образа врезались в специальную доску), либо стояли на полочке в восточном углу дома. Крест-распятие был центром домашнего иконостаса. Среди наиболее распространенных - образы Божией Матери, створы с изображениями двунадесятых праздников, образы наиболее почитаемых святых Св. Николая Чудотворца, Св. Параскевы Пятницы, Св. Георгия Победоносца, Св. мучеников Кирика и Улиты.

В музее хранится коллекция деревянной скульптуры иконостасной резьбы, формирование которой началось в 1907 г. Жемчужиной коллекции является Складень трехстворчатый Никола Можайский. В среднике складня - образ Николы Можайского, святителя-градодержца, с воздетым мечом и моделью храма в руке. Фигура и плоский нимб святого вырезаны из цельного массива древесины, расписаны темперой по левкасу. На створках изображены Святая Параскева и Святая Екатерина. Средник выполнен в Каргополье во второй половине XVII в., створки - в г. Енисейске в середине XVIII в. Сбор А.А. Савельева (1920) из часовни деревни Лосиноборской Енисейского уезда. В 2000-2001 годы памятник отреставрирован в ВХНРЦ имени И.Э. Грабаря. С 1984 г. ведется целенаправленная работа по изучению и реставрации произведений церковного искусства для сохранения памятников духовной культуры для будущих поколений

С 1984 г. ведется целенаправленная работа по изучению и реставрации произведений церковного искусства для сохранения памятников духовной культуры для будущих поколений.