Живопись

Произведения искусства поступали в музей с первых лет его существования. Дарителями музея становились представители известных красноярских фамилий – Кузнецовы, Матвеевы, Суриковы, Юдины, Гадаловы. Начало художественному фонду музея положила картина знаменитого красноярца-художника В.И. Сурикова «Милосердный самарянин» (1874), подаренная Ю.П. Матвеевой, основательнице музея. Сегодня в музее хранится копия этого произведения, выполненная художником А.Г. Поповым. Подлинник находится в Красноярском художественном музее им. В.И. Сурикова.

Приток произведений искусства заметно оживился в 20-е годы XX в. Это привело к созданию в музее отдела искусства и художественной старины имени В.И. Сурикова. В 1922 г. «оригинальных художественных произведений» насчитывалось около 209 предметов. В настоящее время художественный фонд состоит из коллекций живописи, графики, скульптуры и иконописи. Он насчитывает 10490 предметов и охватывает временные рамки с XVIII века по сегодняшний день.

В коллекции живописи отражено преимущественно творчество красноярских художников, начиная с В.И. Сурикова. В фонде хранится несколько его подлинных портретов, в том числе «Автопортрет» (1889) и «Портрет П.Ф. Суриковой» (1890), наброски и акварели. Широко представлено творчество Д.И. Каратанова, который долгое время работал музейным художником, оформлял выставки, участвовал в этнографических экспедициях. Сибирская природа, тайга и могучий Енисей, Столбы, жизнь и быт людей Севера - рыболовов и охотников - были ведущими темами его творчества: «Землепроходцы в Сибири» (1936), «Столбы летом» (1940-е). Д.И. Каратанов, будучи преподавателем в рисовальной школе, сыграл большую роль в воспитании многих известных красноярских художников. Представляют ценность работы его верных учеников и соратников «Белогорье. Восточные Саяны» (1950) А.П. Лекаренко, «Красноярск времен В.И. Сурикова» (1948) К.И. Матвеевой, дочери основателей музея, «Тыл - фронту» (1946) З.В. Волковинской.

Великая Отечественная война прервала комплектование музейных фондов - их активное пополнение возобновляется в послевоенный период. В 1950-70-е годы появляется целая плеяда талантливых и значимых для красноярского искусства имен. Главной в этот период становится индустриальная тема: героическое строительство Красноярской и Саяно-Шушенской ГЭС, трасса мужества Абакан-Тайшет, освоение целины. Она отражена в работах: «Земля целинная» (1963) Ю.И. Худоногова, «Речные суда» (1951) Б.Я. Ряузова, индустриальные пейзажи - «Перекрытие Енисея» (1963) Т.В. Ряннеля, «Река Казыр» (1964) А. Климанова; ранние пейзажные этюды А.Г. Поздеева. Нельзя не упомянуть известных портретистов: Я.С. Еселевич («Портрет В.М. Узу – Героя Советского Союза», 1945), Г.П. Ермолаева («Семиклассница», 1954), Б.М. Белый («Портрет В.П. Астафьева», 1993), С.Е. Орлов («Подвиг Героя Советского Союза М.П. Хвастанцева», 1983), А.М. Знак («Портрет врача О.А. Мордовской», 1970). Работы перечисленных художников составляют основу живописной коллекции.

Связь с художниками не прерывалась и в период реконструкции музея в 1980-90-е годы. В это время были приобретены композиции Н.И. Рыбакова, батики В.А. Пилипчука, портреты Э.И. Прохорова, жанровые мотивы Ю.Д. Деева, пейзажи В.А. Сергина, натюрморты А.А. Довнара, акварели В.И. Кудринского.

Живописная коллекция продолжает пополняться работами современных художников. Среди последних приобретений - работы В.Б. Рослякова, городские пейзажи В.А. Воронова и Н.А. Внуковой, портретная галерея почетных граждан г. Красноярска. В музейном собрании музея коллекция живописи, несмотря на свои скромные размеры, занимает достойное место.