Воздушная трасса "Аляска - Сибирь"

11 ноября 2015

Одна из героических страниц военной истории Красноярского края связана с созданием и деятельностью секретной авиатрассы «Аляска – Сибирь». В документах того времени она проходит под названием Красноярской воздушной трассы ВВС Красной Армии (КВТ). Целью создания ее была перегонка в Советский Союз в рамках ленд-лиза американских самолетов.

В соответствии с постановлением ГКО №793 от 9 октября 1941 года группа специалистов во главе с начальником ГУ ГВФ, известным полярным летчиком, Героем Советского Союза, генерал – майором авиации В.С. Молоковым приступила к уточнению направления трассы, изыскательским и подготовительным работам.

В июле 1942 года трасса, протянувшаяся на 6306 километров от Аляски через Берингов пролив, Чукотку, Колыму, Якутию до Красноярска, была построена. По словам начальника трассы Героя Советского Союза полковника И.П. Мазурука, в мирное время для строительства такой трассы потребовалось бы пять лет.

Впервые в истории развития авиации перегонка самолетов велась на огромные расстояния, в условиях максимально низких температур (до 60 градусов ниже нуля), над малонаселенными районами. Полеты выполнялись летчиками 1-й перегоночной авиадивизии (командир И.П. Мазурук) на пределе физиче­ских возможностей.Под впечатлением полета по АлСибу американский летчик Томас Уотсон сделал в своем дневнике запись: «… У человека не останется никаких шансов остаться в живых, если он потерпит аварию над этим районом. Он слишком далек от любого места, до которого можно дойти, и здесь слишком холодно для того, чтобы выжить».

Первая группа истребителей Р-40 «Киттихаук» вылетела из Фербенкса (Аляска) 7 октября 1942 года. Во время перегонки, длившейся 33 дня, были потеряны два самолета и два летчика. 11 ноября оставшиеся пять самолетов приземлились в Красноярске. Специальная комендатура ВВС приняла их и отправила на Сталинградский фронт.

В конце августа 1945 года США прекратили поставку самолетов в СССР. В октябре 1945 года трасса была закрыта. За время ее работы были доставлены 8094 самолета, произошло 279 летных происшествий, потерян 81 самолет, погибло 114 летчиков.На территории Красноярского края потери составили 52 человека и 21 самолет.

В фондах КККМ хранятся фрагменты бомбардировщика «Бостон» А-20В, разбившегося 25 мая 1943 года в 50 километрах от Красноярска в районе станции Крючково. Командиром погибшего экипажа был наш земляк капитан Степанов Петр Михайлович. Материалы поступили в фонды в результате музейной экспедиции в октябре 2007 года на место падения самолета.

Красноярская воздушная трасса, прекратив свое существование, оставила след в судьбе страны. Аэродромы, оборудование, опыт полетов сыграли важную роль в послевоенном освоении аэрофлотом Сибирского Севера. Она предопределила регулярное воздушное сообщение в этих суровых районах.