Краевая заочная викторина для школьников «Победные дни России», посвященная 70-летию Курской битвы
1-е место:
- Глазков Андрей, ученик 8 класса Минусинского Кадетского корпуса
- Исаченко Светлана, ученица 8 класса Устьянской средней общеобразовательной школы Абанского района
2-е место:
- Молот Николай, ученик 11 класса лицея № 1 г. Ачинска
- Назаров Владислав, ученик 8 класса средней общеобразовательной школы №148 г. Красноярска
- Донов Григорий, ученик 7 классагимназии № 13 г. Красноярска
- Кан Игорь, ученик 9 класса Минусинского кадетского корпуса
3-е место:
- Шушарин Владимир, ученик 11 класса средней общеобразовательной школы № 148 г. Красноярска
- Жучева Елизавета, ученица 8 класса Ширыштыкской средней общеобразовательной школы Каратузского района
- Глазкова Алина, ученица 10 класса средней общеобразовательной школы № 11 г. Ачинска
- Михайлова Елена
- Засядько Максим Игоревич, ученик 11 класса санаторной школы-интерната г. Железногорска
Благодарим за участие в викторине учащихся
- Алексееву Анастасию(8 класс, средняя общеобразовательная школа № 11, г. Ачинск)
- Блинову Настю (5 класс, средняя общеобразовательная школа № 11, г. Ачинск)
- Джалалов уКристину (8 класс, средняя общеобразовательная школа № 11, г. Ачинск)
- Донову Наталью м (7 класс средняя общеобразовательная школа № 11, г. Ачинск )
- Луцыка Даниила (9 класс, средняя общеобразовательная школа № 137, г. Красноярск)
- Максимова Никиту (10 класс, средняя общеобразовательная школа № 11, г. Ачинск)
- Солдатову Александру (5 класс, средняя общеобразовательная школа № 11, г. Ачинск)
- Черенкову Александру (6 класс, Ширыштыкская средняя общеобразовательная школа, Каратузский район)
Поздравляем и благодарим руководителей Карпенко Евгению Владимировну и Кожевникову Е.Е. (Минусинский кадетский корпус), Дорофееву Анастасию Сергеевну (средняя общеобразовательная школа № 11, г. Ачинск), Бодикову Светлану Борисовну (средняя общеобразовательная школа №148, г. Красноярск).
Награждение состоится в Красноярском краевом краеведческом музее 8 ноября 2013 года в 11.00 часов. Для победителей викторины будут предложены экскурсии «Война на карте города» (г. Красноярск), «Дорога памяти» (Мемориальный комплекс В.П. Астафьева в с. Овсянка)
Положение о краевой заочной викторине для школьников «Победные дни России», посвященной 70-летию Курской битвы
Цель викторины:
- расширение и углубление знаний по истории страны и края;
- привлечение школьников к исследовательской работе по военно-патриотической тематике;
- воспитание чувства гордости за свой край, свою Родину.
Порядок и условия проведения викторины
Викторина проводится 25 апреля – 15 октября 2013 г.
К участию в викторине приглашаются учащиеся общеобразовательных учреждений города Красноярска и Красноярского края.
Требования к работам
На рассмотрение принимаются только индивидуальные работы в рукописном, печатном и электронном видах. Участникам викторины необходимо указать следующие сведения о себе: фамилия, имя, возраст, школа, класс, домашний адрес, контактный телефон, e-mail.
Работы направляются в Оргкомитет по адресу: 660049 г. Красноярск, ул. Дубровинского, 84, Красноярский краевой краеведческий музей или на электронную почту Красноярского краевого краеведческого музея: museum @ kkkm. ru
Представленные работы не возвращаются.
Подведение итогов и награждение победителей
По итогам викторины будут определены три призовых места. По решению жюри ряд работ будут отмечены поощрительными призами.
Для организации и проведения викторины создается Оргкомитет с функциями жюри. Оргкомитет оценивает представленные работы, определяет победителей, организует их награждение. Решение Оргкомитета принимается большинством голосов, оформляется протоколом и является окончательным.
Информация об итогах викторины, о церемонии награждения победителей будет размещена на сайте Красноярского краевого краеведческого музея. Телефон для справок: 212 35 91.
Вопросы викторины
1. В апреле-июне 1943 г. на всем советско-германском фронте наступило затишье. Оно было использовано обеими воюющими сторонами для выработки новых стратегических решений и подготовки к будущим активным боевым действиям.
Что позволило гитлеровцам восполнить потери, понесенные вермахтом в результате поражения на Волге, и обеспечить его новой боевой техникой?
2. К началу летнего наступления на вооружение немецко-фашистской армии поступили новейшие образцы боевой техники.
Какие?
3. В 1943 году новые образцы военной техники получили и Советские Вооруженные Силы. Создание и освоение производства этого вида артиллерии стало проводиться параллельно в соответствии с постановлением ГКО СССР от 23 октября 1942 г. Крупносерийный выпуск его начался с 1943 года. В Курской битве он нашел широкое и успешное применение.
О каком виде артиллерии идет речь? В чем его эффективность?
4. «В 1941 г., - говорил английский военный историк Лиддел Гарт, - ни один из наших танков не мог сравниться с «Т-34», имевшим 55-мм броню и … пушку с большой начальной скоростью снаряда, обладавшим довольно высокой скоростью во время проходимости». Гитлеровское командование вынуждено было дать приказ своим танковым соединениям держаться подальше от советских танков «Т-34», вооруженных этими пушками. О каких пушках идет речь?
После победы на Курской дуге танк «Т-34» получил «длинную руку», т.е. пушку, которая позволяла открывать поражающий огонь уже с 1000 м. Какую пушку?
5. Какие советские танки имели более мощную броню по сравнению с любыми тяжелыми танками противника? Какими пушками они были вооружены?
6. Без этого металла невозможен был выпуск танков.
О каком металле идет речь? На каком предприятии в Красноярском крае он производился?
7. В ходе подготовки к Курской битве советское командование важное место отводило боевым действиям партизан. Центральный штаб партизанского движения получил задачу в тылу врага осуществить операцию.
Укажите ее название. В чем заключался ее главный замысел?
8. Менее чем за месяц до начала Курской битвы И.В. Сталин писал президенту США Ф. Рузвельту: «Это Ваше решение создает исключительные трудности для Советского Союза, уже два года ведущего войну с главными силами Германии и ее сателлитов с крайним напряжением всех своих сил, и предоставляет советскую армию, сражающуюся не только за свою страну, но и за своих союзников, своим собственным силам, почти в единоборстве с еще очень сильным и опасным врагом…».
О каком решении союзников ведет речь И.В. Сталин?
9. Сражение, развернувшееся летом 1943 года, вошло в историю под названием «битва на Курской дуге».
Объясните название сражения
10. Руководство фашистской Германии жаждало реванша за поражение под Сталинградом. В апреле 1943 года, выступая в Харькове перед офицерами танкового корпуса СС, Гиммлер заявил: «Здесь, на Востоке, решается судьба… Здесь русские должны быть истреблены как люди и как военная сила и захлебнуться в собственной крови». С этой целью был разработан план наступательной операции.
Какое условное название носила эта операция? Каково ее содержание?
11. Курская битва длилась 50 дней.
Каковы ее хронологические рамки?
12. Наступление противника началось на 2,5-3 часа позже запланированного, что не могло не сказаться на силе его удара.
Что было причиной этому?
13. Сведения о подготовке гитлеровского наступления на Курской дуге поступали советскому командованию из многих источников. Одним из них был легендарный советский разведчик. Находясь в городе Ровно – резиденции гитлеровского рейхскомиссара Украины Эриха Коха – он выполнял исключительные по своей смелости и дерзости задания.
Назовите этого разведчика
14. Советские войска каких фронтов принимали участие в Курской битве? Назовите командующих этими фронтами
15. Назовите имена полководцев, координировавших действия фронтов на Курской дуге.
16. Какое событие стало рубежным в ходе Курской битвы? Когда оно произошло?
17. О значении этого события Маршал Советского Союза А.М. Василевский писал: «Главным итогом, на мой взгляд, следует считать поражение…врага, в результате чего возникло особо благоприятное для нас соотношение сил по этому важному роду войск. Мне довелось быть свидетелем этого поистине титанического поединка…».
О чем говорил А.М. Василевский?
18. В период Курской битвы советское командование осуществило три операции.
Какова цель каждой из них? Как назывались?
19. За мужество и героизм, проявленные в ходе Курской битвы, более 200 человек удостоены высокого звания Героя Советского Союза, среди них 23 сибиряка, в том числе три уроженца Красноярского края.
Назовите их
20. Какие красноярские воинские формирования принимали участие в Курской битве?
21. В одном из этих формирований воевал наш земляк. До войны он работал в редакциигазеты «Красноярский рабочий». На фронте, являясь внештатным фотокорреспондентом дивизионной газеты, создал боевую летопись своей части. Часть коллекции негативов он передал на хранение Красноярскому краевому музею. О ком идет речь?
22. Таким образом впервые было отмечено освобождение этих городов.
Каким образом? Каких городов? Когда?
23. Освобождением какого города завершилась Курская битва?
24. Назовите особенности битвы на Курской дуге
25. Великие победы советского народа под Сталинградом и на Курской дуге явились прологом важного события, которое, в свою очередь, стало важным этапом в развитии межсоюзнических отношений антигитлеровской коалиции.
О каком событии идет речь? Когда оно произошло?
26. Победа под Сталинградом и на Курской дуге оказались катастрофическими для фашистской коалиции. Начался ее распад. В августе-октябре 1943 года из войны вышел главный союзник гитлеровской Германии в Европе.
Назовите его
27. Назовите кино-эпопею, посвященную Курской битве. Главного героя этого фильма сыграл актер, творческий путь которого начался в одном из красноярских театров.
Кто режиссер этого фильма? Когда он вышел на экраны страны? Назовите имя актера.