Отреставрированы иконы и портреты из коллекции живописи Краеведческого музея

17 декабря 2021

Красноярский краеведческий музей показал экспонаты до и после реставрации. Все предметы находились в аварийном состоянии.

В декабре 2021 года в фондохранилище живописи Краеведческого музея вернулись экспонаты, которые находились на реставрации в Санкт-Петербургской мастерской «Архитрав». Все предметы переведены из аварийного состояния в экспозиционное.

Всего отреставрировано семь экспонатов: иконы «Моление о чаше» конца XVIII – начала XIX века, «Богоматерь Казанская» и «Распятие» начала XX века, «Богоматерь» середины XIX века, портрет ученого и педагога Ивана Тимофеевича Савенкова, портрет основателя и первого игумена Знаменского скита Филарета и портрет епископа Енисейского и Красноярского Евфимия.

Публикуем фотографии экспонатов до и после реставрации. Все иконы на больших холстах музей представит на выставке в 2023 году.

Икона «Богоматерь Казанская». Начало XX в. Холст, масло. 71х53 см

Самая сложная работа проводилась по восстановлению храмовой иконы «Богоматерь» художниками-реставраторами Левандовской И.В. и Таллиной А.С. под руководством художника-реставратора Газиянца А.С. В результате исследования в ультрафиолетовых лучах было выявлено, что лак лежит толстым неравномерным слоем, цвет люминесценции сине-голубой. Обнаружены записи на фоне, на одеждах и на плече Богоматери. Кроме того, наблюдались многочисленные утраты, вздутия авторского красочного слоя и грунта. Лаковая плёнка жёсткая, неравномерная, потемневшая и пожелтевшая.

Икона храмовая «Богоматерь». Середина XIX в. Холст на дереве, масло. 118х90х3 см

Благодаря комплексной научной реставрации икона снята с деревянной основы, удалены остатки клея и поверхностные загрязнения, укреплены грунт и красочный слой. Во время укрепления устранены все деформации холста и уложены приподнятые края кракелюра. В места утрат грунта и красочного слоя подводился реставрационный грунт из мела и 5% раствора медово-осетрового клея в соотношении 1:1 при помощи скальпеля. Прозрачность лаковой плёнки восстановлена методом Петтенкофера (по имени немецкого химика Макса фон Петтенкофера). Удаление поздних записей авторской живописи проводилось в местах сильной деформации позднего красочного слоя с помощью скальпеля. Применялись компрессы из марли и различных составов.

Икона «Распятие». Начало XX в. Холст, масло. 167х98 см

Восполнение утрат авторской живописи осуществлялось в два этапа. Сначала предварительная тонировка с удалением избытка масла из красочной пасты на фильтровальную бумагу, а затем, после просыхания первого слоя, велось уточнение тонировок по всей поверхности с использованием лессировок реставрационными масляными красками итальянской торговой марки «Maimeri». Натягивание картины на деревянную основу производилось с помощью степлера. Картина фиксировалась по углам подрамника. Натяжка происходила последовательно от центра к углам попарно. Кромка с оборота загибалась на фаску.

В истории реставрации живописи существует один любопытный момент: после реставрации полотна оставляется какая-то часть не тронутой для сравнения. Это объясняется тем, что в данном случае была необходима реставрация, а также чтобы увидеть качество выполненных работ.

Среди отреставрированных предметов этот момент мы можем наблюдать на иконе «Моление о чаше»: левый верхний уголок оставлен неотреставрированным.

Икона «Моление о чаше». Конец XVIII – начало XIX в. Холст, масло. 139х87 см


Евфимий (Феодор Дормидонтович Счастнев), Епископ Енисейский и Красноярский. 1898–1913 гг. Холст, масло. 95х92 см


Филарет (Фёдор Васильевич Васильев), основатель и первый игумен Знаменского скита. Начало XX в. Холст, масло. 96х82,5 см


Иван Тимофеевич Савенков, ученый, педагог, исследователь. 1880 г. Холст, масло. 89,5х75 см

На каждый предмет оформлен научный паспорт реставрации памятника изобразительного искусства. Ранее в музей поступили другие отреставрированные экспонаты, мы показывали их обновленное состояние здесь, здесь и здесь.


Комментарии о процессе реставрации: Надежда Федоровна Гаврилова, секретарь реставрационного совета Красноярского краевого краеведческого музея

Фото на обложке: Тамара Шульцева / Красноярский краевой краеведческий музей

Актуальные новости

Все новости
Всего должно быть достаточно, и даже много

Всего должно быть достаточно, и даже много

25 мая 2022
В музее-усадьбе Г.В. Юдина открылась выставка мебели и отреставрированных предметов из фондов Красноярского краеведческого музея.
О жизни мещан г. Красноярска в 1860–1880 гг. По рассказам Е.А. Красноженовой

О жизни мещан г. Красноярска в 1860–1880 гг. По рассказам Е.А. Красноженовой

24 мая 2022
Будни и праздники, гастрономия, обряды, городское благоустройство, медицина – педагог, этнограф и фольклорист Мария Васильевна Красноженова записала воспоминания о том, как жили красноярские мещане в Енисейской губернии.
Переиздана брошюра «Наивеличайшая между всеми в Российской империи»

Переиздана брошюра «Наивеличайшая между всеми в Российской империи»

23 мая 2022
Брошюра, посвященная 200-летнему юбилею Енисейской губернии, рассказывает о наиболее значимых фактах в истории губернии с момента ее основания в 1822 году и до 1917 года.