Проект «Имена 17-го года». В.К. Каминский и Е.Е. Колосов
О жизни Владимира Константиновича Каминского нам известно не много. Родился в 1889 году, а где именно и какого социального происхождения был – неизвестно. Собственно, и о жизни его мы знаем также немного.
В 1910 году он был арестован в Киеве, проходил по делу «инициативной группы анархистов юга» и осужден на 4 года и 8 месяцев. Тюремный срок отбывал в Рижской тюрьме. В 1915 году приговорен к ссылке в Пинчугскую волость Енисейского уезда Енисейской губернии.
В 1917 году принимает активное участие в создании группы красноярских анархистов. Вскоре им была образована «Инициативная группа анархистов-коммунистов». Группа была немногочисленной: объединяла всего несколько десятков человек. Первое организационное собрание состоялось 28 марта. Бюро группы разместилось в здании Исполкома Красноярского Совета.
Одновременно с этим Владимир Константинович вошел в состав Красноярского Совета. Неоднократно назначался комиссаром Совета по особым поручениям и сбору информации. Принимал участие в борьбе с самогоноварением: был наделен мандатом Исполкома на право проводить обыски и аресты самогонщиков и уничтожать самогон. Состоял в комиссии по проверке отсрочек от армии.
В 1917-м году Каминский активно выступал с лекциями, а также на митингах, в которых не только пропагандировал свои идеи, но и призывал к углублению революции, считая события февраля 1917-го года лишь «подготовкой почвы для революции».
Неоднократно вступал в конфликт с партией социалистов-революционеров, в частности с лидером красноярских эсеров Евгением Евгеньевичем Колосовым.
Колосов Евгений Евгеньевич родился в Нерчинске в 1879 году в дворянской семье. Его отец был заместителем городского головы, коллежским асессором, человеком либеральных взглядов.
В 1895 году Евгений Евгеньевич окончил Томское реальное училище. Был вольнослушателем юридического факультета Санкт-Петербургского университета. В 1900 году поступил в Томский технологический институт, но в 1901 году был отчислен. Занимался самообразованием.
Рано увлекся левыми идеями. Вел революционную деятельность в Санкт-Петербурге, Красноярске, Нижнем Новгороде, Одессе и других городах Российской империи.
В конце 1890-х годов Колосов вступил в Северный союз социалистов-революционеров. Занимался агитацией, пропагандой и распространением нелегальной литературы.
В 1901 году в Красноярске познакомился с участницей студенческих демонстраций Валентиной Павловной Поповой (родилась в 1880 г.), которая в скором времени стала его женой.
В 1905 году Евгений Евгеньевич стал членом Летучего отряда боевой дружины, участвовал в Декабрьском вооружённом восстании в Москве. Был делегатом I и II съездов партии эсеров. Супруга Колосова также вела революционную деятельность и состояла в боевой организации эсеров.
Колосов неоднократно подвергался арестам. Осенью 1906 года его приговорили к ссылке в Туруханский край, но ему удалось бежать, а в 1907 году вместе с семьей эмигрировать из России.
Жил во Франции и Италии. Занимался исследованием творчества социолога, публициста и теоретика народничества Н.К. Михайловского. Итогом его научных изысканий стала публикация в 1912 году «Очерки мировоззрения Н.К. Михайловского» и издание в 1913 году многотомного собрания сочинений Н.К. Михайловского под собственной редакцией.
В 1916 году при попытке вернуться в Россию был арестован и выслан в Енисейскую губернию. В 1917 году Колосов стал одним из лидеров красноярских эсеров, членом Красноярского Совета рабочих и солдатских депутатов, городского народного собрания, входил в состав местного Комитета общественной безопасности, являлся редактором газеты «Наш голос».
Летом 1917 года между Колосовым и Каминским произошел конфликт. Поводом к противостоянию стали публикации Евгения Евгеньевича в газете «Наш голос», в которых он обвинял двух членов Красноярского Совета – Бориса Захаровича Шумяцкого и Владимира Константиновича Каминского в непорядочности, назвав первого «амнистированным клеветником и предателем», а второго – «амнистированным погромщиком».
Шумяцкого Колосов обвинял в недостойном для революционера поведении. Он ставил ему в упрек то, что, проходя в 1914 году по делу о красноярском восстании в железнодорожных мастерских 1905 года, Борис Захарович стремился добиться снисхождения судей и настаивал на своем вынужденном участии в обороне мастерских, действуя под угрозой расправы со стороны железнодорожников.
Каминского Колосов обвинял в организации в 1913 году избиения политических заключенных уголовниками с целью сведения с ними личных счетов, когда тот отбывал срок в Рижской тюрьме.
Каминский, в свою очередь, обвинил Колосова в клевете. Он заверял, что в период его пребывания в Рижской тюрьме драк между политическими заключенными и уголовниками не было. А вскоре Каминский присоединился к большевикам, которые объявили Колосову бойкот. А 6 июля Евгений Евгеньевич был мобилизован в армию и отправлен в 5-ю армию Северного фронта.
Дальнейшая судьба двух революционеров сложилась по-разному.
Какое-то время Каминский сотрудничал с красноярскими большевиками. Однако, в отличие от них, он призвал красноярских анархистов отказаться от участия в выборах в органы местного самоуправления. В результате они не были представлены ни в городской думе, ни в губернских земствах. А в скором времени, увидев в Каминском угрозу, большевики начали его травлю.
В марте 1918 года Каминского судили по обвинению в мародерстве. Но из-за недостаточного количества улик, дело было отправлено на доследование. В мае его вновь арестовали, а после падения советской власти в Красноярске дальнейшая его судьба неизвестна.
Что касается Колосова, мобилизованного летом 1917 года в армию, то управляющий Военным Министерством Временного правительства Г.А. Якубович отказался посылать его на фронт, назначил комиссаром Кронштадта и членом комиссии по расследованию причин июльских событий 1917 года. Правда, комиссаром Кронштадта Колосову стать было не суждено: Кронштадтский Совет рабочих и солдатских депутатов отказался подчиниться решению Временного правительства.
В ноябре 1917 года Колосова заочно избрали членом Всероссийского Учредительного Собрания по списку партии эсеров от Енисейской губернии. В 1918 году он был кооптирован в Сибирскую областную думу. Одновременно являлся редактором журнала «Новое земское дело». С октября 1919 года вошел в Земское политическое бюро. В январе 1920 года был арестован органами ВЧК. Содержался в Омском доме лишения свободы, однако вскоре был освобожден. Служил в экономическом отделе Сибревкома.
В 1922 году Колосов с семьёй переехал в Петроград, где стал работать в Главполитпросвете. В 1925 году его вместе с женой арестовали и приговорили к тюремному заключению сроком на 3 года.
После освобождения некоторое время работал научным сотрудником в Государственной библиотеке СССР им. В.И. Ленина. В 1933 году снова был арестован: наказание отбывал в Суздальском политическом изоляторе.
В 1936 году отправлен в ссылку в Тобольск. 8 февраля 1937 года супруги Колосовы были обвинены в контрреволюционной деятельности и расстреляны 7 (12) августа 1937 года. Реабилитированы в 1989 году.
Материал подготовили научные сотрудники отдела истории
Е.А. Борисенко, А.С. Черепанов
Евгений Евгеньевич Колосов