Музейщик по призванию. Зинаида Константиновна Глусская

Говоря о 130-летнем юбилее музея нельзя обойти стороной настоящего подвижника музейного дела. Речь идет о Зинаиде Константиновне Глусской (1908 – 1990). На протяжении долгих лет, являясь директором музея, она курировала все стороны деятельности учреждения. Под её неусыпным контролем находились все вопросы, начиная с хозяйственных и заканчивая научными.

Получив историческое образование в Иркутском педагогическом институте, в 1933 году Глусская устраивается преподавателем истории в медицинский техникум, а в 1935 году Зинаида Константиновна Глусская приходит в музей. Она была принята на должность заведующего отделом капитализма, позже, в 1938 году, стала исполнять обязанности директора, а в 1939 году возглавила отдел истории, проработав до 1941 года. Все эти годы она совмещала работу в музее с преподавательской деятельностью в средней школе № 21.

Великая Отечественная война прервала музейную работу З.К. Глусской. С 1941 по 1946 годы Зинаида Константиновна работала в органах НКВД (военная цензура), а после окончания войны уволена со службы. 22 августа 1946 года она была назначена на должность директора Краевого музея, и занимала этот пост до выхода на пенсию в 1972 году. Однако в 1974 году она вновь была принята на работу художником-оформителем, и проработала в коллективе до 1 апреля 1978 года. Зинаида Константиновна отдала музею без года 40 лет.

З.К. Глусская была музейщиком по призванию. Все годы она занималась научно-исследовательской работой. В 1930 – 1950-е годы руководила археологическими экспедициями, лично участвовала в раскопках, проводимых музеем в районе Удачного (бывшие дачи ГорОНО). Итогом данных исследований стали подготовленные Глусской статьи «Женщина негроидного типа в неолите под Красноярском» и «Новое в искусстве неолита на Енисее». Обе эти статьи опубликованы в сборнике Красноярского краеведческого музея «Материалы и исследования по археологии, этнографии и истории Красноярского края» (1963).

В послевоенные годы Зинаида Константиновна занималась изучением истории советского периода, работала с архивными материалами края и страны. При её участии был опубликован ряд сборников: «1905 год в Красноярске», «Годы огневые», «Красноярцы – Герои Великой Отечественной войны» и другие.

Особый интерес Зинаида Константиновна питала к истории партизанского движения. В фондах музея сохранились черновые рукописи по истории партизанского движения в Больше-Муртинской волости, очерк о деятельности Знаменского партизанского отряда Копылова, черновые материалы к карте партизанского движения в Енисейской губернии и черновики самих карт.

Одновременно с ведением научно-исследовательской работы Зинаида Константиновна находила время для работы с детьми. Даже находясь на административной должности, она проводила экскурсии для сельских ребятишек во время работы выездных выставок.

За годы работы в музее ею была проведена большая работа по комплектованию фондов, некоторые издания были переданы Зинаидой Константиновной в отдел редких книг из личной библиотеки. Также в фонды ею было передано большое количество машинописных и фотокопий документов из архивов страны, в том числе листовки Красноярского комитета РСДРП (1905, 1918 гг.) воспоминания об уроженцах енисейской губернии – П.А. Красикове, Л.И. Удимовой (Михайловой), Т.Н. Ветвиной-Гольберг, В.Н. Кудряшове.

В вопросах комплектования фондов Зинаида Константиновна проявляла немалую дальновидность. Пожалуй, в музейные анналы уже вошла история о том, как она сохранила в фондах листовки 1917 – 1920-х годов[1]. Согласно распоряжению «сверху» надлежало уничтожить эти документы. Однако З.К. Глусская, как настоящий музейщик, не стала принимать скоропалительных решений и действий по инструкции свыше. На свой страх и риск все предписанные к ликвидации материалы она поместила в так называемый изолятор, небольшую закрытую комнату в подвале музея, куда был ограничен доступ, и где обычно хранились драгоценные металлы. Позже, когда сотрудники переехали в другое здание, «захоронка» была обнаружена. Сегодня, благодаря З.К. Глусской, в музее имеется богатый фонд листовок 100-летней давности.

Отдельного внимания заслуживает история с картинами В.И. Сурикова, отправленными в Третьяковскую галерею на выставку в 1937 году. Красноярский музей направил в Москву все имеющиеся на тот момент работы художника – 64 единицы. А вот получить их назад в полном составе удалось лишь 2 – 3 года спустя. Скольких волнений и нервов это стоило исполняющей обязанности директора Глусской,можно только предполагать. Ею были написаны более десятка писем в разные инстанции: и в Третьяковскую галерею, и в «Правду», и в Комитет по делам искусств. Переписка велась месяцами, в результате ошибок и недосмотров, бюрократических проволочек, проявленных Третьяковкой, а потом и Ленинградским Русским музеем, Красноярский музей долго не мог вернуть в свои фонды ценнейшие экспонаты.

В итоге картины были возвращены. Можно с уверенностью говорить о том, что это произошло благодаря упорству, настойчивости, а кое-где и резкости З.К. Глусской. Этот пример как нельзя более показателен. Молодая женщина, недавно работающая в музее, но уже полностью проникнувшаяся сознанием важности сохранения местного культурного наследия, буквально выцарапывала собственные экспонаты у столичных музеев.

Пройдут годы, и Зинаида Константиновна вновь столкнется с вынужденной необходимостью отдать часть музейных коллекций.

В 1948 году началось создание мемориального Дома-музея В.И. Сурикова (ныне Музей-усадьба В.И. Сурикова), куда в 1949 году Краевой музей передал 20 работ.

В 1957 году было принято решение о создании в Красноярске художественной галереи, и Красноярский краеведческий музей вновь должен был передать из своего собрания произведения изобразительного искусства. Здесь Зинаида Константиновна попыталась применить стратегическую хитрость и утаить работы, в надежде, что их не вспомнят. Но вспоминать помогали, в том числе Александр Леопольдович Яворский, уже не работавший на тот момент в музее, но хорошо знавший фонды, и с его подачи частенько задавался вопрос «Зинаида Константиновна, а где это?». И «это» находилось.

Смешной и одновременно грустный момент вспоминает Илья Аронович Фирер: «Входит Зинаида Константиновна, держа пальцами за уголок небольшую картину. Широким жестом бросает ее на пол: «Может, и это возьмете?!». «Возьмем», – с готовностью отвечает Илья Аронович, поднимая картину. Это был Малевич, «Дама у рояля».

Естественно, что отторжение даже малой части музейных коллекций происходит болезненно, особенно, если подобное случается не однажды. Поэтому можно понять Зинаиду Константиновну, всей душой болеющую за свой музей, и прочувствовать, как нелегко давались ей подобные решения.

В силу своей должности Зинаида Константиновна львиную долю времени уделяла административно-хозяйственным вопросам. Вопросы текущего ремонта, сохранения облика памятников исторического наследия, переписка с краевым комитетом партии и крайисполкомом по различным вопросам – всё это требовало постоянного внимания и быстрого решения проблем. Чего стоит многолетняя «эпопея» с созданием мемориальных ленинских комнат на территории бывшей усадьбы Г.В. Юдина, обеспечение их работы, а затем попытки включения в структуру Краевого музея…

Но личные качества – упорство, настойчивость, дальновидность, позволяли добиваться результатов и сохранять важные для истории объекты.

За большой вклад в развитие музейного дела в Красноярском крае З.К. Глусская была награждена орденом «Трудового Красного Знамени».

Если отойти от рассказа о Зинаиде Константиновне Глусской как о профессионале, и посмотреть на нее как на человека, то можно сказать, что она была человеком с непростым характером, неоднозначной личностью. Да и вряд ли найдется человек, о котором все будут говорить только хорошо, или только плохо. Сколько людей, столько и мнений.

В отношении Зинаиды Константиновны трудно сказать, повлиял ли характер на её подход к делам, или же занимаемая должность оказала влияние на характер. Одна из бывших сотрудниц музея, Е.Д. Нащокина, устроившаяся в музей в 1937 году и заставшая З.К. Глусскую в должности исполняющей обязанности директора, в воспоминаниях о работе в музее, написала и о Глусской. Она характеризует Зинаиду Константиновну как человека с неуравновешенным характером, позволявшую разговаривать с нижестоящими по рангу в повышенном тоне. «Насколько я знаю, ни по знаниям, ни по характеру руководителем хорошим она быть не могла, хотя искренне старалась делать «как лучше», приносить пользу музею».

Так или иначе, подсчитать все за и против трудно. Да и цель дать оценку человеку нами не ставилась. Воспоминания о характере и поступках Зинаиды Константиновны говорят сами за себя.

В фондах КККМ хранятся документы, отражающие деятельность Глусской. Личный фонд включает всего 22 единицы хранения. Среди них трудовая книжка, правительственные награды и удостоверения к ним, многочисленные поздравления с награждением орденом Трудового Красного Знамени и т.д.

Но самое главное, что осталось от Зинаиды Константиновны Глусской в истории, это добрая память о ее труде у продолжателей её дела, которые ценят и уважают вклад в процветание нашего музея.

Е.А. Борисенко, ст. научный сотрудник отдела истории


[1] Ильина С.Б., Шпильберг Д.Р. Сибирская музейная генеалогия. Зинаида Константиновна Глусская // Таймырский краеведческий музей. URL http://taimyr-museum.ru/sobytiya/novosti/sibirskaya-muzeynaya-genealogiya-zinaida-konstantinovna-glusskaya