Опись имущества архитектора Л.А. Чернышёва, переданного в Красноярский краеведческий музей
В фондах Красноярского краевого краеведческого музея сохранился уникальный документ - опись имущества выдающегося красноярского архитектора Леонида Александровича Чернышёва, составленная после его смерти 20 февраля 1932 года. Так как у Л.А. Чернышёва не осталось прямых наследников, то согласно описи всё его имущество было передано в Красноярский краевой музей.
Благодаря этому документу мы впервые узнали о том, что архитектор имел небольшую (более 30 наименований, в количестве более 280 штук), но весьма ценную личную библиотеку (№№ 1 - 28, 140, 143 в описи), в которую входили издания по архитектуре, строительству, изобразительному искусству и фотографии. В том числе у него были специализированные иллюстрированные издания на немецком, французском и английском языках.
0 владении Л.А. Чернышёва иностранными языками нам ничего не известно, но очевидно, что подобные издания служили для него, прежде всего, наглядными пособиями, помогавшими при самостоятельном проектировании. Проанализировав состав библиотеки, можно с уверенностью сказать, что Л.А. Чернышёв был в полной мере осведомлён о развитии художественного стиля модерн в европейской архитектуре и декоративно-прикладном искусстве в начале ХХ века. Вероятно, особое значение для него имело искусство венского сецессиона (направления в искусстве немецкого модерна), так как в библиотеке больше немецких изданий и представлены альбомы ярких представителей этого стиля - Отто Вагнера и Йозефа Ольбриха.
К сожалению, дальнейшая судьба библиотеки Л.А.Чернышёва весьма печальна. В настоящее время в библиотеке Красноярского краевого краеведческого музея не выявлено ни одной книги, указанной в описи имущества Леонида Александровича. Единственно, что удалось обнаружить, это автограф Л.А. Чернышёва на обложке журнала «Дополнительная смета доходов и расходов г. Красноярска на 1910 г.» Леонид Александрович работал заведующим хозяйственной частью Училищной комиссии и имел непосредственное отношение к подготовке статистических материалов для этого издания. В этом издании его фамилия указана под объяснительной запиской к смете Училищной комиссии на 1910 год. Можно заключить, что это издание находилось в библиотеке архитектора, хотя оно и не указано в описи имущества.
Кроме того, удалось выявить две книги Л.А. Чернышёва в Государственной универсальной научной библиотеке Красноярского края (изначальное название - Краевая библиотека). Одна из них это: Wiener Kunstschmiedearbeiten im modernen Stil» serie I - III. 144 Tafeln (№14 в описи). Вторая книга - Ideen von Olbrich. Zweite auflage. Leipzig (наименование этого издания отсутствует в описи). Вполне логично, что книги Л.А. Чернышёва попали именно в краевую библиотеку, так как в здании краевого музея хранились книжные фонды Енисейского губернского книгохранилища, ставшие ядром краевой библиотеки при её создании в 1935 году. Более того, в постановлении Президиума крайисполкома о краевой библиотеке помимо прочего было указано: «Во избежание параллелизма в формировании книгохранилищ все книжные фонды, числящиеся за музеем и архбюро, передать Краевой библиотеке, оставив за музеем и архбюро книги исключительно музейно-исторического и социально-справочного значения». То есть литература по архитектуре, строительству и фотографии из библиотеки Л.А. Чернышёва оказалась неподходящей для музейной библиотеки, а значит, была передана в распоряжение Краевой библиотеки. Можно предположить, что в тот же период какие-то книги из библиотеки Л.А. Чернышёва были перераспределены по библиотекам городских учебных заведений, в частности педагогического института, Сибирского лесного института и других. К сожалению, к настоящему моменту мы не знаем местонахождения других изданий из библиотеки Л.А. Чернышёва.
В своих воспоминаниях известный красноярский краевед Александр Леопольдович Яворский упоминает об увлечении Л.А. Чернышёва фотографией. Но только благодаря описи имущества этот факт получил полноценное подтверждение, т.к. в ней указано наличие 6 различных фотоаппаратов, одной увеличительной камеры, нескольких десятков коробок со стеклянными негативами и целого ряда специальных фотопринадлежностей (штатива, адаптеров, копировальных рамок, кювет, фотобумаги и т.д.) (№№ 29 - 43, 45 - 67). Известный архитектор оказался ещё и увлечённым фотографом-любителем.
В описи представлены художественные произведения Л.А. Чернышёва (№№ 115 - 118, 121, 128 и т.д.), среди которых есть как законченные и оформленные в рамы работы архитектора, так и различные наброски, этюды, эскизы, хранящиеся в папках и альбомах. Также в описи указано наличие нескольких работ других художников (№№ 110 - 113, 125), которые принадлежали Л.А. Чернышёву и украшали комнаты дома о. Иоанна Рязанского, где архитектор проживал в 1906-1912 гг.
У Л.А. Чернышёва хранился его портретный этюд, написанный художником В.И. Суриковым (№ 125 в описи), с которым его связывали многолетние дружеские отношения. Кроме того, портрет Леонида Александровича в форме учащегося Московского училища живописи, ваяния и зодчества, который написал его однокурсник по училищу Орест Георгиевич Соколов (№110 в описи). В учётной книге музея «Отдел старого Красноярска» записано три живописных работы друга-художника Д.И. Каратанова «Вид ледохода», «Остяцкая лодка» и «Вид на Енисей». В то время как в описи имущества за № 112 указано 6 работ маслом Каратанова, а также за № 113 его акварельная работа тушью «Снежный вид», две акварели художника Ятманова - «Вид дома в лесу» (1904) 10 и «Вид каменных дверей в лесу» (1904) , а также одна работа алтайского художника Г. Гуркина «Вид дома в лесу около реки» (1914) (№ 111 в описи).
Художественные работы из дома Л.А. Чернышёва были записаны в учётную книгу музея «Отдел Старого Красноярска. Старая инвентарная книга» и получили обозначение «коллекция № 225» с подзаголовком «Поступление на февраль 1932 г. из описи имущества Чернышёва». В 1958 г., когда в Красноярске открывалась картинная галерея, вместе с другими картинами в фонды галереи поступили и картины из коллекции Л.А. Чернышёва, а именно работы Д.И. Каратанова, Ятманова и Г. Гуркина.
ОПИСЬ ИМУЩЕСТВА
Время и место составления описи
24 февраля 1932 г. Красноярск
Должность, наименование учреждения и фамилия составителя описи
Уч[астковый] Инспектор I отд[ела] гор[одской] мил[иции] Ментей[?]
Фамилии, имена, отчества и адреса присутствующих понятых:
Буртов Иван Адамович, Красной армии, 32.
Потылицын Константин Иванович, Красной армии, 3.
Родственник Чернышева сродный брат Рязанский Леонид Петрович, г. Ачинск, Урицкого №4 [неразборчиво]
[неразборчиво] Шестаков Андрей Сергеевич, Ленина, 76.
Оставш [неразборчиво] от умершего чернышевскаго [неразборчиво]
[неразборчиво] сдал в гор[одской] музей г. Красноярска
из коих всего в опись вошли следующие
№ | Название | Кол- во |
1 | Альбом «Neue Dekorations Malereien [im modem stil]» сер[ии] I, II [60 Tafeln farbige Originalentwurfe] [нем. «Новые декоративные орнаменты в современном стиле». 60 листов цветных оригинальных эскизов. Иосиф Ленер, Эдуард Мадер. Вена, Лейпциг. Издательство Ф. Вольфрум и Ко. 1900] | 2 |
2 | «Der Ausbau des Hauses» серия I [нем. «Строительство дома»] | 1 |
3 | «DerpraktischeKunst - ger.. .[далее неразборчиво] серия I [нем. «Искусство на практике...»] | 1 |
4 | «Der modern Stuckateur» серия I [нем. «Современный штукатур»] | 1 |
5 | «Neuearchitectur» [нем. «Новая архитектура»] | 1 |
6 | «Archives de la commission des monuments historiques» [фр. «Архивы комиссии исторических памятников»] | 5 |
7 | «Einige skizzen, projekten [und ausgefuhrte bauwerkevon Otto Wagner]» [нем. «Некоторые эскизы, проекты и постройки Отто Вагнера»] | 1 |
8 | «LevieuxParis» [фр. «Старый Париж»] | 1 |
9 | [Бобринский А. А.] «Народные русские деревянные изделия», выпуски I, II, V. [Москва, 1910-1914] | 3 |
10 | «Памятники древнерусского искусства», выпуск II [Издание Императорской Академии художеств. С.-Петербург, 1909] | 1 |
11 | «WagnerSchule» 1903-1904 [нем. «Школа Вагнера»] | 1 |
12 | «Skizzen von Otto Rieth» [нем. «Рисунки Отто Рита». Лейпциг, 1896] | 4 |
13 | Игорь Грабарь. История русского искусства - I, II, III, V, VI тома [Издание И. Кнебель, 1910] | 5 |
14 | «Wiener Kunstschmiedearbeiten im modernen Stil» serie I - III. 144 Tafeln [нем. Венская художественная ковка в современном стиле, серии I- III. 144 листа. Вена, Лейпциг. Издательство Ф. Вольфрум и Ко. 1900] | 1 |
15 | «Academy architecture» [англ. «Академияархитектуры»] | 7 |
16 | «Ежегодник общества архитекторов-художников», выпуски 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 12 [С-Петербург. 1900-е] | 7 |
17 | «Проекты рабочих жилищ. М., 1929 г.» | 1 |
18 | «TheStudio» 1907 г. - 2 книги, 1903 - 3 книги [англ. «Студия»] | 5 |
19 | «Ежегодник общества архитекторов-художников» 13-ый выпуск [1918 год] | 1 |
20 | Различные книги архитектурного характера | 19 |
21 | Отдел[ьных] каталогов | 17 |
22 | [Журнал] «Архитектурные мотивы» [Москва, 1900-е] | 49 |
23 | [Журнал] «Искусство и художественная промышленность» [ежемесячное иллюстрированное издание] | 25 |
24 | [Журнал] «Знание для всех» | 2 |
25 | «Итоги науки [в теории и практике]» [Москва, 1910-е] | 37 |
26 | [Новый] энциклопедический словарь [Брокгауза-Ефрона, 1911 - 1916 гг.] 29 томов | 29 |
27 | [Журнал] «Фотографические новости» 1911, 1912, 1913 гг. | 35 |
28 | Книги по фото | 12 |
29 | Различного размера негативных стекол в коробках 37 | 37 |
30 | Негативы и позитивы в коробках | 3 |
31 | Объектив 13,3... [неразборчиво] Фохтлендер с диафрагмами | 1 |
32 | Камера с объективом Буш эф (?) 8/9/10 | 1 |
33 | Камера с мехом 9х12 | 1 |
3921 | Затвор Торнтон Пикара [ThorntonPickard] | 1 |
40 | Походная камера 13х18 с объективом Буш | |
41 | Камера 6х9 1:4,5 | 1 |
42 | Моментальная камера Ика 9х12 без объектива 8 [неразборчиво] кассет | |
43 | Трехцветная камера без объектива с 3 кассетами деревянными в футляре | |
44 | Подзорная труба неисправная | 1 |
45 | Адаптер к стереоскопическому аппарату | 1 |
46 | Адаптер и 3 кассеты 13х18 и матовое стекло 9х12 в чехле | 1 |
47 | Адаптер для фильма 13х18 [то есть для т.н. пакета пленок примо 13х18] | 1 |
48 | Конденсатор диаметр 20 | |
49 | Увеличительная камера 24х30 | |
50 | Фонарь для проявления | 1 |
51 | Цилиндрический бак для фильма [то есть для фотопленки] | |
52 | [неразборчиво] | |
53 | Штатив с отнимающейся головкой | 1 |
54 | Мензурки 50 [неразборчиво], стекл.[янная] воронка | 2 |
55 | Двенадцать различных к[ю]веток | 12 |
56 | Весы на 250 граммов | |
57 | Приспособление для вспышки магния | |
58 | Копировальные маленькие рамки 6 штук | 6 |
59 | Одна копировальная рама большая |
60 | Бумага фото 8х24 - 9 -//- 13х18 - 10 -//- 9х12 - 35 -//- 6х9 - 20 -//- 9х14 - 1 | 9 9 35 20 1 |
61 | Фотопластинки короб. -//- 6х9 - 8 шт -//- 4х6 8 шт -//- 9х18 - 2 шт | 8 8 2 |
62 | 17 различных раскрытых коробок с пластинками и бумагой | 17 |
63 | Коробки металлич. для трехцветного негатива | 3-5 |
64 | Патроны для проявления [негативов] | 13 11 |
65 | Резиновый балон | |
66 | Магний в порошке для | 1 |
67 | Вспышки магние [неразборчиво] [вероятно, магниевые вспышки] | 4(?) |
68 | Кусок резины (?) 12х12 | 1 |
69 | Ре[неразборчиво] бумага для рисования 2 | 2 |
70 | Станок для увелич[ения] | 1 |
71 | Транспортир | 1 |
72 | Штангенциркуль | 1 |
73 | Круглая рамочка | 1 |
74 | Горо[неразборчиво] акварель | 1 |
75 | Три карандаша | |
76 | [неразборчиво] Ящик с красками | 1 |
77 | Пустой без акварели и ящик с акварелью | 2 |
78 | Готовальня [чертежный набор] 6 пакетов фигур. гвоздей | |
79 | Значок выставки Омск | 1 |
80 | Монета серебряная стар.. 1 руб. 1773 г. Монета ... 15 коп. 1833 г. 3 монеты ... 7 серебряных монет | |
81 | Пятирублевый кредитный билет 1855 года, дв[а] серебряных кольца под синей эмалью | |
82 | Монета старой чеканки серебряная 20 копеек [неразборчиво] 26 [штук], 10 к[опеек] - 9 [штук], 15[копеек]-7 [штук] | |
9322 | Государственный кредитный билет десять руб. выпуска 1894 г., сторублевый кредитный билет выпуска 1910 г. [неразборчиво], пятисотенная 1912 г. [неразборчиво] | |
94 | Пастельные карандаши 2 ящика | |
95 | Рейсшина для черчения | |
96 | Письменный стол с лампой электрической с четырехугольным большим абажуром зеленого цвета стекла | |
100 | Флаконы [неразборчиво] 6 штук | 6 |
101 | Патроны к мелкокалиберной винтовке два пл.. .[неразборчиво] | |
102 | Малокалиберная нарезная винтовка Буффало № 25115 | |
103 | Две гитары и одна балалайка | 3 |
104 | Чернильный прибор с перьями (?) [неразборчиво] | 1 |
105 | Чертежный стол | 1 |
106 | Библиотечный шкаф и этажерка | |
107 | Зеркало с вешалкой и шкафчиком | 1 |
108 | Кресло для письменного стола | 1 |
109 | Ящик для масляных красок | 1 |
Качалка-кресло | 1 | |
110 | Портрет Чернышева [художник Соколов] | 1 |
111 | Картина Гуркина [неразборчиво] [«Вид дома в лесу около реки»] | 1 |
112 | Картины Каратанова масляными красками 6 штук | 6 |
113 | Акварель Каратанова в раме | |
114 | Чертежные доски 6 | 6 |
115 | Проект церкви [неразборчиво] в раме за стеклом | 1 |
116 | Проекты Омской выставки [Главные ворота, Молочный павильон, Машинный павильон, Научный павильон] | 4 |
117 | [неразборчиво] этюды работы Чернышева | 3 |
118 | Проект дома Чернышева | 1 |
119 | Фотография церкви Василия Блаженного | |
120 | Деревянный станок для сушки пластинок [т.е. негативов] | 1 |
121 | Архитектурные мотивы акварелью 4 шт. | 4 |
122 | Штора | 1 |
122 | Фотографич. ванны | 4 |
123 | Акварель в раме | 1 |
124 | Две штуки [неразборчиво] | 2 |
125 | Портрет Чернышева в молодости неизвестного худож. [В.И. Сурикова] | 1 |
126 | Коробочка с негативами разных размеров | |
127 | Разные [неразборчиво] в раствор. и сухом виде | |
128 | Альбом архитектурных эскиз. 2 [шт.] | |
129 | Альбом фотографических архитектурных снимков | 1 |
130 | Пять папок с архитектурными фотографиями | 5 |
131 | Альбом фото-архитектуры | 1 |
132 | Альбом архитектурных негативов | |
133 | Альбом архитектурных мотивов | |
13528 | Акварели в рамках пять | 5 |
136 | 3 папки с архитектурными материалами | |
137 | Атлас поясов и фасадов церкви | 1 |
138 | Рулон с архитектурными материалами | 1 |
139 | Альбом для рисования с проволочными моделями | 1 |
140 | Двадцатипятилетие Красноярского [городского] музея [1889 - 1914. Красноярск, 1915] книга | |
141 | Папка архитектурных материалов | 6 |
142 | Планшет 7 | 7 |
143 | [Журнал] «Строительство Москвы» книга | 11 |
144 | Папка различных репродукций | |
145 | Гипсовая головка женщины [слово женщины зачеркнуто][мальчика] | 1 |
146 | Картон три куска | 1 |
147 | Геометрические тела 5 шт. [карандашом подписано политех - видимо, переданы в Политехнический институт] | 5 |
148 | Мебель под дубовой фанерой 2 кресла 8 штук стульев | 10 |
149 | Большой фанерный ящик | 1 |
150 | 2 целлулоидных треугольника | 2 |
151 | Икона Божией матери под металлической ризой [то есть окладом] и простая | 2 |
152 | Круглая рамка под дубом |
Все описанные вещи переданы представителю музея Шестакову Сдал [автограф Ментей] Принял [автограф А. Шестаков] Понятые [автографы] Уч[астковый] инспектор I-го отд[ела] гор[одской] м[илиции] [автограф Ментей] По описи имущество проверено 29.02.1932 г. Замдиректора Фефелова |
И.В Куклинский