Реставрация художественной коллекции

5 марта 2025

Иконы, портреты и скульптуры из художественной коллекции Красноярского краеведческого музея, находившиеся в аварийном состоянии, приобрели обновленный вид. Показываем экспонаты до и после реставрации.

Реставрация 28 экспонатов проводилась в несколько этапов с 2018 по 2024 год. Предметы реставрировались в Москве (мастерская «Феномен»), Санкт-Петербурге (мастерская «Архитрав») и Красноярске (Красноярский художественный музей им. В.И. Сурикова). Все экспонаты переведены из аварийного состояния в экспозиционное.

Художники-реставраторы: А.В. Неретин, М.И. Щегольков, В.Н. Карачарсков, Н.П. Синицына, Д.Г. Ильин, П. Талан.

На каждый предмет оформлен научный паспорт реставрации памятника изобразительного искусства. Экспонаты находятся в хранилище Красноярского краевого краеведческого музея.

Икона из Деисусного чина «Вседержитель». XIX век
Икона из Деисусного чина «Иоанн Предтеча». XIX век
Икона «Серафим Саровский». Конец XIX – начало XX века
Икона из Деисусного чина «Богоматерь». XIX век
Бюст императора Александра I. Конец XIX – начало XX века
Н.И. Соколов. Мария с Младенцем. 1861 год
Икона «Богоматерь Умиление Корсунская». Середина XIX века
Пресвятая Богородица «Нечаянные радости». Начало XX века
Икона «Покров Богоматери». Конец XIX века
Икона «Евангелист Иоанн Богослов». Конец XIX века
Икона «Избранные святые (трехрядница)». XIX век
Икона «Василий Великий». Конец XIX века
Икона «Покров Богоматери». Середина XIX века
Икона «Рождество Христово». Вторая половина XIX века
Икона «Сошествие святого духа». Конец XIX века
Икона «Богоматерь Одигитрия Тихвинская». Середина XIX века
Икона «Архангел Михаил — воевода». Конец XIX века
Икона «Крещение» (Богоявление Господне). 17 июля 1899 год
Икона «Рождество Богоматери». Начало XX века
Икона «Николай Чудотворец». Конец XIX — начало XX века
Икона «Богоматерь Казанская». Начало XX века

Самая сложная работа проводилась по восстановлению храмовой иконы «Богоматерь» художниками-реставраторами И.В. Левандовской и А.С. Таллиной под руководством художника-реставратора А.С. Газиянца. В результате исследования в ультрафиолетовых лучах было выявлено, что лак лежит толстым неравномерным слоем, цвет люминесценции сине-голубой. Обнаружены записи на фоне, на одеждах и на плече Богоматери. Кроме того, наблюдались многочисленные утраты, вздутия авторского красочного слоя и грунта. Лаковая плёнка жёсткая, неравномерная, потемневшая и пожелтевшая.

Икона храмовая «Богоматерь». Середина XIX века

Благодаря комплексной научной реставрации икона снята с деревянной основы, удалены остатки клея и поверхностные загрязнения, укреплены грунт и красочный слой. Во время укрепления устранены все деформации холста и уложены приподнятые края кракелюра. В места утрат грунта и красочного слоя подводился реставрационный грунт из мела и 5% раствора медово-осетрового клея в соотношении 1:1 при помощи скальпеля. Прозрачность лаковой плёнки восстановлена методом Петтенкофера (по имени немецкого химика Макса фон Петтенкофера). Удаление поздних записей авторской живописи проводилось в местах сильной деформации позднего красочного слоя с помощью скальпеля. Применялись компрессы из марли и различных составов.

Икона «Распятие». Начало XX века

Восполнение утрат авторской живописи осуществлялось в два этапа. Сначала предварительная тонировка с удалением избытка масла из красочной пасты на фильтровальную бумагу, а затем, после просыхания первого слоя, велось уточнение тонировок по всей поверхности с использованием лессировок реставрационными масляными красками итальянской торговой марки «Maimeri». Натягивание картины на деревянную основу производилось с помощью степлера. Картина фиксировалась по углам подрамника. Натяжка происходила последовательно от центра к углам попарно. Кромка с оборота загибалась на фаску.

Икона «Моление о чаше». Конец XVIII – начало XIX века
В истории реставрации живописи существует один любопытный момент: после реставрации полотна оставляется какая-то часть не тронутой для сравнения. Это объясняется тем, что в данном случае была необходима реставрация, а также чтобы увидеть качество выполненных работ.

Среди отреставрированных предметов этот момент мы можем наблюдать на иконе «Моление о чаше»: левый верхний уголок оставлен неотреставрированным.

Евфимий (Феодор Дормидонтович Счастнев), Епископ Енисейский и Красноярский. 1898–1913 годы
Филарет (Фёдор Васильевич Васильев), основатель и первый игумен Знаменского скита. Начало XX века
Иван Тимофеевич Савенков, ученый, педагог, исследователь. 1880 год
Икона «Филарет Милостивый и Иоанн Богослов в предстоянии образу Богоматери "Знамение"». Конец XIX – начало XX века
Икона – обетная, вкладная, поступила в музей из Знаменского скита (город Дивногорск) – церкви Красноярского мужского Успенского монастыря. Является вкладом мещанина Ивана Мельникова. По нижней кайме в центре имелась надпись в четыре строки (сохранилась фрагментарно), указывающая, что икона написана тщанием мещанина Мельникова, получившего избавление от немочи (болезни). Изображение Иоанна Богослова позволяет считать, что это святой, соимённый заказчику иконы — Ивану Мельникову. Второй предстоящий соименен основателю Знаменского скита под Красноярском Филарету. Представленный на иконе храм, по-видимому, является изображением храма Знаменского скита.

Комментарии к публикации: секретарь реставрационного совета Красноярского краевого краеведческого музея Надежда Федоровна Гаврилова; профессор, доктор искусствоведения Нионила Николаевна Исаева.

Актуальные новости

Все новости
Изменение схемы проезда в Музей-усадьбу Г.В. Юдина

Изменение схемы проезда в Музей-усадьбу Г.В. Юдина

4 марта 2025
Важная информация, которая будет актуальна для тех, кто собирается в музей.
Иван Павлович Астафьев в боях за город на Волге

Иван Павлович Астафьев в боях за город на Волге

27 февраля 2025
В наступательных боях под Сталинградом сложил свою голову Иван Павлович Астафьев, дядя Виктора Петровича Астафьева.
В Красноярске планируется создать музей В.Ф. Войно-Ясенецкого

В Красноярске планируется создать музей В.Ф. Войно-Ясенецкого

25 февраля 2025
25 февраля в Красноярском краевом краеведческом музее прошло заседание ученого совета музея, на котором была представлена концепция будущего музея.