Два воздушных тарана Александра Оборина

16 января 2025

В годы Великой Отечественной войны советскими летчиками, по разным данным, было совершено до 600 воздушных таранов1, что наглядно подтверждает готовность личного состава ВВС РККА пойти на самопожертвование. В советской мемуарной литературе нередко можно встретить утверждение, что возможность попасть под таранный удар сталинских соколов буквально вызывало панику у пилотов люфтваффе. Об этом, например, пишет А.П. Калинин в своей книге «Истребители над «Голубой линией»: «На всем протяжении Великой Отечественной войны советские летчики-истребители превосходили врага в смелости и мастерстве, а в период кубанского воздушного сражения эти качества летчиков проявились с особой силой. Недаром хваленые фашистские асы как огня боялись воздушного тарана - этого боевого приема советских летчиков»2. В свете вновь открывающихся фактов воздушной войны на Восточном фронте, данное утверждение, выглядит спорным, тем не менее, правота мемуариста заключается в том, что таран на этом театре военных действий – был действительно оружием советских летчиков.

Именно такое оружие, и не однажды, применил в боях с асами люфтваффе Александр Васильевич Оборин. Он родился 22 марта 1908 г. в поселке Нытва, по другим данным – в деревне Нижняя Гаревая современного Нытвенского района в семье рабочего. По окончанию семи классов, в 1927 – 1929 гг. работал машинистом листопрокатного цеха Лысьвенского металлургического завода3. В ряды Красной Армии на срочную службу был призван в 1929 г. В 1932 г. он окончил Ленинградскую военно–теоретическую школу летчиков, а в 1934 г. – 14-ю Энгельсскую военную авиационную школу. Проходил службу в Красноярске, где в последствие, осталась семья. На фронтах Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 г. Правда, в наградном листе о представлении его к ордену Ленина указывается, что он принимает участие в боевых действиях с 12 июля 1941 г.4 Воюя в составе 32-го «А» ИАП 43-й истребительной авиадивизии ВВС Западного фронта, Оборин 13 июля 1941 г. одержал свою первую воздушную победу, сбив «Мессершмитт-109». В тот период полк был вооружен истребителями И-16, которые по скоростным характеристикам и вертикальному маневру уступали самолетам люфтваффе. Примечательно, что противником Оборина в том бою были летчики дивизиона JG-51, которой командовал лучший на тот момент ас Рейха Веренр Мельдерс. Эскадра успешно действовала с начала компании – потери ее были единичны, а 15 июля ее командир первым в истории авиации, одержал 100-ю воздушную победу6. Возвращаясь к событиям 13 июля, отметим, что в данном случае заявка советского летчика вполне сходится с потерями противника: Александр Васильевич заявил победу над Ме-109 в районе населенного пункта Боркалобово в Белоруссии, в тех же местах, в 12 км от места заявки Оборина, у г. Старый Быхов погиб в воздушном бою обер-фельдфебель Гюнтер Янссен, на истребителе Ме-109 F-2. Этот летчик уже успел повоевать в небе Англии и имел на счету три сбитых самолета. Расстояние в 12 км смущать не должно, так как для воздушного боя Второй мировой это дистанция незначительная. Так что с определенной точностью мы можем сказать, что точку в карьере немецкого пилота поставил Александр Оборин. Причем, это была единственная потеря JG-51 в этот день и одновременно первая воздушная победа, занесенная в актив 32-го «А» ИАП.

А.В. Оборин 1939 -1941 гг. Фото из фондов МБУК Нытвенский историко-краеведческий музей.

В июле Оборин продолжил успешно вести боевую работу: 31-го числа он в паре со своим ведомым сбил аэростат наблюдения, который был ему засчитан как групповая победа. Последним успехом советского аса в 1941 г. стало уничтожение немецкого самолета – корректировщика «Хеншель-126», который пошел на его счет как 1\3 победы, так как это достижение было на счету всей группы летчиков, в которую в том вылете входил Оборин. Одновременно, это была последняя его удача на истребителе И-16. Кстати, тогда он уже воевал в составе 184-го ИАП 11-й смешанной авиадивизии (11-я САД) 3-й Армии Брянского фронта. Судя по записям журнала боевых действий 11-й САД, в задачи 184-го ИАП входило: сопровождение штурмовиков Ил-2, разведка и прикрытие своих наземных войск6. За проявленные в бою с врагом успехи летчик был представлен к наградам: 30 октября приказом по войскам Южного фронта - орденом Красного Знамени, и 7 ноября – приказом по войскам Брянского фронта вторым орденом Красного Знамени.

В дальнейшем, освоив новый истребитель Як-1, Оборин снова и снова поднимался в небо войны. В мае 1942 г. 184-й ИАП был расформирован, и летчик был переведен в 563-й ИАП 283-й истребительной авиадивизии, 16-й Воздушной Армии. На «Яке» он 9 сентября 1942 г. сбил в паре с напарником «Мессершмитт» в районе населенного пункта Дубровка7. Но это был не единственный успех Александра Васильевича: в следующем вылете на прикрытие штурмовиков Ил-2, Оборин совершил свой первый таран, жертвой которого стал очередной «Мессершмитт». События этого боя развивались таким образом: «09.09.42 г. при сопровождении самолетов Ил-2 на линию цели, товарищ Оборин проявил мужество, отвагу и героизм. При встрече с самолетами противника, расстрелял весь боекомплект и, видя, что самолет Ме-109 атакует самолет Ил-2, товарищ Оборин поступил героически, не считаясь с опасностью для жизни на высоте 50 метров таранил самолет противника Ме-109»8. В результате удара «мессер» был сбит, а Александр Васильевич, проводив штурмовики до аэродрома, успешно посадил свой поврежденный истребитель.

А. В. Аборин. Фото 1943 г. Из фондов МБУК Нытвенский историко-краеведческий музей.

Вообще, стоит отметить, что летчик отлично справлялся с сопровождением ударных машин, за что получил от командования благодарность. Осенью 1942 г. 563-й ИАП, как и вся 283-я ИАД, вел тяжелые бои в районе Сталинграда. Отчет о боевой работе дивизии в этот период времени гласит: «283-я истребительная авиадивизия в первый период Сталинградской операции имела задачу во взаимодействии с наземными войсками, уничтожать живую силу и технику противника, не давать безнаказанно бомбить наши коммуникации, железно–дорожные узлы и подходящие резервы»9. В Сталинградской битве дивизия участвовала с августа по декабрь 1942 г. в составе четырех полков. Нужно сказать, что Александр Оборин был одним из немногих опытных пилотов данной дивизии. В основном эта часть, укомплектованная самолетами Як-1, была сформирована из недостаточно обученного молодого пополнения, что и видно из отчета: «Части дивизии, в большинстве своем, были укомплектованы молодым, недостаточно тренированным на самолете «Як-1» летным составом, который, горя ненавистью к врагу, овладевал техникой своего дела в воздушных схватках с противником»10. Иными словами, плохо обученным советским пилотам пришлось набирать опыт уже в боях с хорошо подготовленным противником, что и вылилось в большие потери. Согласно этого же источника, до декабря 1942 г. убыль соединения составила: 83 самолета и 51 летчик11. А это большая часть самолетного парка и личного состава дивизии, имевшей тогда по штату две эскадрильи в полку. При этом, самому Оборину в этих схватках удалось уничтожить еще три немецких Ме-109, один из которых ему засчитывают, как сбитый в группе.

К концу первого этапа Сталинградской битвы он командовал эскадрильей, имел на счету 207 боевых вылетов, 56 проведенных воздушных боев и 5 лично сбитых самолетов противника. Принимая все это во внимание, командир 563-го ИАП майор В.И. Ненашев представил его к званию Героя Советского Союза, но вышестоящее командование ограничилось орденом Ленина, к которому летчик и был представлен приказом по войскам Донского фронта от 23 октября 1942 г. Дальнейшая служба Александра Оборина была связана с 438-м ИАПом. В разгар сражения на Курской дуге этот полк потерял своего командира – подполковника Я. В. Уткина. Красноярец Герой Советского Союза А.Л. Кожевников в своих мемуарах вспоминал, что Уткин погиб случайно на его глазах, погнавшись за истребителем противника. Судя по немецким заявкам от 8 июля 1943 г., Як-7Б командира 438-го ИАП стал жертвой кого-то из летчиков эскадры JG-52. В донесениях о безвозвратных потерях же встречается такая формулировка: «Пропал без вести»12. Спустя два дня после гибели подполковника Уткина подразделение возглавил майор Оборин. Под его командованием оно прошло все воздушные сражения над Курской дугой и Днепром.

Поздней осенью 1943 г., в разгар боев за Украину, полк был перевооружен и пополнен личным составом. После воздушных боев с люфтваффе, часть сильно поредела. Например, только с 1 июля по 1 августа погибло и пропало без вести шесть пилотов, включая командира13. Потери в матчасти были еще больше, так как гибель самолета не всегда означает выбытие летчика. С 4 октября 1943 г. подразделение получило американские истребители Bell P-39 «Аэрокобра». Вернувшись к боевой работе на новых машинах, Оборин 22 октября сбил бомбардировщик «Хейнкель-111», а 15 декабря добавил к нему истребитель Ме-109. Эти победы стали последними его достижениями в 1943 г. Весной – летом 1944 г. 438-й ИАП участвовал в боях над Румынией, затем, в Львовско–Сандамирской наступательной операции, поддерживая войска 1-го Украинского фронта. Оборин уничтожил еще три вражеских бомбардировщика: один Ю-88 и два Ю-87, и 3 апреля 1944 г. он был награжден третьим орденом Красного Знамени, а 3 ноября – орденом Красной Звезды. К августу командир 438-го ИАП подполковник Оборин совершил 283 боевых вылета и провел 119 воздушных боев, когда 7 августа 1944 г. состоялась его последняя схватка с врагом.

Обыкновенно, в современной литературе, описывающей боевой путь Оборина, подробно рассказывается о его втором и последнем воздушном таране. Действительно, в наградном листе о представлении Александра Васильевича к званию Героя Советского Союза сказано: «07.08. 44 г. прикрывая свои войска в районе [населенного пункта] Лагув, встретил Ме-109, завязался воздушный бой, в котором немец вел себя нахально. Боеприпасы кончились, тогда товарищ Оборин решил таранить противника в лоб, в результате ударного тарана, погиб и сам смертью Героя. Оба самолета упали в районе расположения 7-го Гвардейского танкового Гвардейского Киевского дважды Красного Знамени, ордена Суворова корпуса»14. Заметим, что в воспоминаниях однополчанина и земляка Оборина – А.Л. Кожевникова последний бой командира представлен схваткой с бомбардировщиками немцев: «Тогда Оборин бросил свой самолет под строй бомбардировщиков и пошел на головную вражескую машину снизу. Его истребитель врезался в желтое брюхо хищника. Оба самолета, объятые пламенем, упали на землю»15. Как видим, таран был, но вот его обстоятельства, а также марка самолета (у Кожевникова назван «Хейнкель»), несколько иные. Здесь можно, конечно, обратить внимание на то, что сам Кожевников в том бою участия не принимал, и передал в своей книге рассказ других летчиков, но в журнале боевых действий 2-й Воздушной Армии, в составе которой сражался полк, 7 августа в графе «типы сбитых самолетов противника» указаны «Хеншель-129» (3 штуки) и Фи-156 (курьерский Fi-156) в количестве двух штук16. Никаких «мессершмиттов» среди уничтоженной техники противника не упоминается вовсе. А вот двухмоторные штурмовики «Хеншель-129» для стремительно атакующего летчика – истребителя вполне походили на знакомый силуэт бомбардировщика «Хейнкель-111», о чем и пишет Кожевников. Да и первый проведенный в этот день Александром Васильевичем бой был как раз против этих машин. Его предпоследняя победа – как раз штурмовик «Хеншель-129». Ко всему прочему отметим, что основной противник наших летчиков в этом районе – истребители из JG-52, потерь в бою с 2-й Воздушной Армией не понесли. В целом, две группы этой эскадры сражались с ВВС РККА на протяжении всей битвы за Польшу. Например, ее I-я группа базировалась в районе Кракова17. А над Сандомирским плацдармом встречались «мессершмитты» III-й группы. Можно было бы предположить, что под удар Оборина попал Ме-109 из JG-51 «Мельдерс», но это маловероятно, так как эта часть воевала несколько севернее описываемых событий. В этом случае возникает вопрос: почему в наградной лист вписан Ме-109, пилот которого «вел себя нахально»? Возможно, что в групповом воздушном бою периода Второй мировой войны, когда большие массы самолетов стремительно перемещаются в значительном пространстве, участники неверно истолковали увиденное, в противном случае, это бы нашло отражение в журнале боевых действий армии. Однако несмотря на то, что данные разнятся, можно с уверенностью сказать, что таран был. Даже если имеет место путаница с обстоятельствами боя и типами самолетов, это не отменяет героического подвига Александра Оборина.

А.В. Оборин с сестрой Марией. Фото из фондов МБУК Нытвенский историко-краеведческий музей.

Отдельно стоит упомянуть о нем и как о командире. «Боевой подготовке полка отдавал все свои силы и умение, в короткий период времени вывел полк из отстающих в число передовых, под его руководством полк получил наименование «Ярославского»18, - рассказывает нам наградной лист. После гибели, изначально он был занесен в списки убыли личного состава, как «не вернувшийся с боевого задания»19. В последующем, с прояснением событий, в отчетной документации появилась запись: «погиб при таране»20. Указом Президиума Верховного совета СССР от 10 апреля 1945 г. подполковник Александр Васильевич Оборин посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза. Его имя занесено в книгу почетных граждан города Нытова, там же, а также в городе Лысьва Александру Васильевичу установлены памятники, а в родной деревне – Нижняя Гаревая имя героя носит улица.

Автор: Ромашков Ю.В., научный сотрудник мемориального комплекса В.П. Астафьева.

Примечания:

1 Остапенко В.Н. Воины – авиаторы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. // Гуманитарные науки. 2015 г.

2 Калинин А.П. Истребители над «Голубой линией». Москва. Воениздат. 1963 г.

3 Коллектив авторов. Присвоить звание Героя. Историко – публицистическое краеведческое издание, посвященное 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. 2015 г.

4 ЦАМО. Ф. 33. Оп. 682525. Д. 183. Приказ по войскам Донского фронта от 23 октября 1942 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pamyat-naroda.ru

5 John Weal. Jagdgeschwader 51 «Mölders». Aviation Elite Units. 2006.

6 ЦАМО. Ф. 20158. Оп. 0000001. Д. 0009. Л.14. Журнал боевых действий 11-й смешанной авиационной дивизии за сентябрь 1941 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pamyat-naroda.ru

7 Быков М.Ю. Асы Великой Отечественной. Самые результативные летчики 1941 – 1945 гг. Москва. Яуза. 2007 г.

8 ЦАМО. Ф. 33. Оп. 682525. Д. 183. Приказ по войскам Донского фронта от 23 октября 1942 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pamyat-naroda.ru

9 ЦАМО. Ф. 368. Оп. 0006480. Д. 0069. Л.71. Боевая работа 283-й истребительной авиадивизии с сентября 1942 по январь 1945 гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pamyat-naroda.ru

10 Там же. Л. 82.

11 Там же. Л. 86.

12 ЦАМО. Ф33. Оп. 11458. Д. 53. Именной список офицерского состава, погибшего и пропавшего без вести в боях против немецко – фашистских войск. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pamyat-naroda.ru

13 ЦАМО. Ф. 33. Оп. 11458. Д. 115. Именной список безвозвратных потерь личного состава 205-й истребительной авиадивизии с 1 июля по 1 августа 1943 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pamyat-naroda.ru

14 ЦАМО. Ф. 33. Оп. 793756. Д. 35. Наградной лист на А.В. Оборина. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pamyat-naroda.ru

15 Кожевников А.Л. Стартует мужество. Красноярское книжное издательство. 1980 г.

16 ЦАМО. Ф. 236. Оп. 2673. Д. 1170. Журнал боевых действий 2-й Воздушной Армии за август 1944 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pamyat-naroda.ru

17 John Weal. Jagdgeschwader 52. The Experten. Aviation Elite Units. 2004.

18 ЦАМО. Ф. 33. Оп. 793756. Д. 35. Наградной лист на А.В. Оборина. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pamyat-naroda.ru

19 ЦАМО. Ф. 33. Оп. 11459. Д. 531. Список по форме №2 приказа НКО от 1941 г. за №138 на пропавший без вести офицерский состав для исключения из списков Красной Армии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pamyat-naroda.ru

20 ЦАМО. Ф. 20081. Оп. 2. Д.3. Донесения о безвозвратных потерях. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pamyat-naroda.ru

Актуальные новости

Все новости
80 лет Победы в Великой Отечественной войне

80 лет Победы в Великой Отечественной войне

17 января 2025
В мае 2025 года пройдет празднование 80-летия Великой Победы.
«Вкус, батюшка, отменная манера…»

«Вкус, батюшка, отменная манера…»

15 января 2025
15 января исполнилось 230 лет со дня рождения великого русского поэта и дипломата Александра Сергеевича Грибоедова; в связи с этой памятной датой сотрудники библиотеки Красноярского краевого музея представили тематическую выставку.
Красноярский краеведческий музей выпустил письма Сурикова без купюр

Красноярский краеведческий музей выпустил письма Сурикова без купюр

10 января 2025
В книге впервые полностью представлены тексты писем художника Василия Ивановича Сурикова из фондов Красноярского краевого краеведческого музея. Книга вышла в электронном виде и доступна для скачивания любому читателю.