Иван Пашков: хроники пикирующего бомбардировщика
В современной литературе самолет Пе-2 считается одним из самых известных советских бомбардировщиков Великой Отечественной войны. Согласно данным, приведённым в многочисленных публикациях, в период с 1940 по 1945 гг. было построено 11247 самолетов – больше, чем любых других советских бомбардировщиков за всю историю1. Машина получилась живучей, скоростной и маневренной, но, вместе с тем, как и любой другой самолет, не лишенной недостатков: во внутреннем отсеке самолет мог нести не более 600 кг авиабомб, кроме того, самолет имел плохую управляемость на посадке. Но все же, главным достоинством Пе-2 представлялась возможность наносить удары по объектам противника с пикирования, что значительно повышало возможность поражения цели. Важно подчеркнуть, что бомбометание с пикирования требовало от пилота более высокой квалификации, так как ввод и вывод Пе-2 из пикирования для неподготовленного летчика было сопряжено с риском особенно в начальный период войны. Дело в том, что программы переподготовки экипажей были упрощены до предела. Экипажи не обучались применению Пе-2 с пикирования, не были готовы летать на большой высоте2. Разумеется, на протяжении войны положение в подготовке советских летчиков менялось в лучшую сторону, а сам бомбардировщик от серии к серии претерпевал доработки. Тем не менее, нанесение ударов с пикирования по-прежнему оставалось уделом небольшого количества экипажей ВВС РККА.
К группе таких летчиков – снайперов принадлежал и Иван Дмитриевич Пашков. Будущий герой родился 5 декабря 1921 г. в с. Усть – Барандат Тисульского района Кемеровской области. В 1937 г. после смерти отца с сестрами и матерью переехал в Красноярск, где уже проживал его брат. В 1939 г. окончил 8 классов школы №7. Учился в 9 классе и одновременно в музыкальной школе при Дворце культуры железнодорожников и аэроклубе3. В своей автобиографии Пашков пишет, что при окончании теоретической и тактической летной подготовки, он дважды получал благодарности от начальника аэроклуба4. Красноярский аэроклуб он окончил в 1940 г., после чего был направлен в Омскую военную авиационную школу пилотов (Омская ВАШП), завершив свое обучение в ноябре 1941 г. Затем последовало переучивание на новую матчасть – самолет Пе-2, который в этот период времени становился основным фронтовым бомбардировщиком ВВС РККА. Переподготовка велась на базе 23-го запасного полка (23-й ЗАП) в Иркутске до августа 1942 г.
На фронтах Великой Отечественной войны сержант Пашков с октября 1942 г. в качестве летчика 46-го пикирующего бомбардировочного авиаполка (46-й ПБАП). Полк к этому периоду времени уже успел пройти переформирование после потери практически всей своей старой матчасти в виде бомбардировщиков СБ. Первые дни вторжения для полка, тогда еще 46-го скоростного бомбардировочного, как и для многих других советских авиачастей приграничных округов, проходили драматично. Например, при вылете 23 июня 1941 г., две группы СБ 46-го СБАП и 312-го РАП (разведывательного авиаполка) были полностью уничтожены «мессершмиттами» из истребительных эскадр JG-54 и JG-53 на отрезке маршрута Инстербург – Куссен – Шлоссберг. Тогда немецким летчикам удалось сбить 16 советских бомбардировщиков5. После перевооружения полк был выведен в резерв, а зимой 1941 г. действовал в интересах Калининского фронта.
Когда Иван Дмитриевич стал пилотом этого подразделения, оно продолжало вести боевую работу на Калининском, а затем и на Волховском и Северо – Западном фронтах. О своих первых впечатлениях на войне Пашков вспоминал: «В первых же полетах я отличился меткими ударами по врагу с пикирования и выполнением одного из заданий в сложных метеоусловиях и разведки армейских тылов противника»6. В ноябре 1942 г., в дни Великолукской наступательной операции, летчик совместно с другими экипажами полка бомбардировал позиции немцев в Великих Луках, способствуя продвижению наземных войск Красной Армии.
В январе 1943 г. Иван Дмитриевич испытал все превратности судьбы военного летчика: 15 числа при выполнении задания, его самолет был атакован четырьмя истребителями противника. В завязавшемся воздушном бою один из нападавших Ме-109 был заявлен как сбитый. Пашков был ранен, но смог выйти из боя, посадив бомбардировщик на своей территории7. В феврале, исходя из автобиографических записей, он атаковал аэродром противника Гривочки, уничтожив пять самолетов и два бензовоза. К сожалению, никаких привязок по дате ветеран не делает, но, совершенно точно, речь идет о бомбардировке немецкого аэродрома, располагавшегося в 5 км от города Дно. В немецких документах он значился как: FlugPlatz Dno — Griwotschki.
Затем, 28 февраля в районе населенного пункта Сёмкина Горушка Новгородской области, его Пе-2 был подбит зенитной артиллерией противника, снаряды которой отбили половину правой плоскости и руль глубины. Далее, при отходе от цели, поврежденный бомбардировщик был атакован истребителем ФВ-190, пушечно – пулеметные очереди которого добавили повреждений советской машине. Пашков, как отмечено в наградном документе: «умело отражая атаки противника, проявляя исключительную храбрость и упорство, привел почти неуправляемый самолет на свой аэродром, и благополучно произвел посадку, этим самым спас жизнь экипажу и самолету»8. Интересно предположить, что Пе-2 Ивана Дмитриевича был атакован истребителями ФВ-190 из дивизиона JG-54, активно воевавшего на этом направлении. Судя по немецким заявкам, победой над Пе-2 отметился в этот день один из ведущих асов эскадры фельдфебель Хайнрих Штерр9. С большой долей вероятности допустим мысль, что именно Штерр атаковал самолет Пашкова. А вот как выглядит этот же бой в описании самого Пашкова: «Умело маневрируя между сотнями снарядов, я точно вышел на цель. Сбросил бомбы, попадания были отличные, что подтверждено моим же фотографированием. После фотографирования на меня напало шесть истребителей, которые попарно атаковали меня со всех сторон. Я получил небольшое повреждение от первой атакующей пары»10. Не сложно заметить, что в автобиографии описание боя несколько отличается от версии, изложенной в наградном листе. В частности, отсутствуют упоминания о повреждениях, вызванных зенитным огнем, да и сам характер повреждений представлен автором как незначительный.
Все повторилось 7 марта. При выполнении боевого задания по переднему краю обороны противника самолет Пашкова был подбит двумя прямыми попаданиями снарядов мелкокалиберной зенитной артиллерии. В результате чего были разбиты правая плоскость, центроплан и правый руль высоты. Документы отмечают, что бомбардировщик после этого еще подвергся атаке немецкого истребителя11. Отстреливаясь из бортового вооружения, экипаж смог оторваться пикированием, успешно вернувшись на свой аэродром, а 14 марта старший сержант Пашков был представлен к своей первой награде – ордену Отечественной войны II степени. С мая 1943 г. Иван Дмитриевич в звании младшего лейтенанта был включен в состав другого подразделения – 82-го Гвардейского бомбардировочного полка 1-й Гвардейской бомбардировочной авиадивизии 1-го бомбардировочного авиакорпуса 2-й Воздушной Армии. В составе этого полка Пашков принял участие в Курской битве. Готовясь к летней наступательной компании, немецкое командование подтягивало свежие резервы.
Именно они должны были стать новой целью для пикирующих бомбардировщиков 82-го ГБАП. «Наша задача заключалась в том, чтобы уничтожать живую силу противника, которую немцы подбрасывали к линии фронта. В составе эскадрильи я здесь сделал 47 успешных боевых вылетов с пикирования»12, - вспоминал Иван Дмитриевич.
Но боевая работа полка началась до того, как стала слышна железная поступь операции «Цитадель». Журнал боевых действий описывает один из майских вылетов. Так, 8 мая 1943 г. экипаж Пашкова в составе группы из 9 Пе-2 бомбардировали войска и технику противника на южной окраине города Белгород. Источник отмечает, что «задание было выполнено хорошо»13.
Над целью советские машины были атакованы истребителями люфтваффе. Немцам не удалось сбить ни одного Пе-2, но повреждение получили четыре самолета, а ранение – три члена экипажей14. В следующем групповом вылете Пашков принял участие только 3 июня, когда полк работал по скоплению танков в лесу в 6 км севернее населенного пункта Томаровка. Противодействия немцев не было, но задание оказалось не выполненным «по причине потери детальной ориентировки»15. В итоге, весь бомбовый груз был сброшен не по цели.
Первый день Курской битвы принес увеличение напряжения в боевой работе на южном фасе Дуги, хотя полк совершил 5 июля всего три боевых вылета группами от 9 до 12 машин. Пашков участвовал в двух из них. Задачей первого вылета являлась бомбардировка скопления танков противника в населенном пункте Раково. На подходе к цели при отходе от нее Пе-2 были атакованы истребителями люфтваффе. Это были Ме-109 из JG-3 «Удет». Общий характер боя из имеющихся источников описать сложно, но утвердительно можно сказать: слабость наряда советских истребителей прикрытия позволили врагу атаковать бомбардировщики. Воздушные стрелки заявили, как минимум 5 побед над Ме-109 и ФВ-190, что выглядит чрезмерным. Потерей люфтваффе здесь стал один Ме-109 фельдфебеля Эмиля Зиблера из состава III-й группы, погибшего в схватке. Благодаря отличной выучке экипажей, нашим летчикам в том бою удалось сохранить строй и выполнить задание, потеряв только один свой Пе-2. Еще две машины получили повреждения16. Однако не все вылеты заканчивались успешно. По сведеньям В. Г. Горбача, девять Пе-2 из другого полка (854-й БАП) 1-го бомбардировочного авиакорпуса в районе Бутово потеряли от атак истребителей сразу шесть своих бомбардировщиков17. Возвращаясь к боевой работе Пашкова в тот напряженный день, отметим, что второй вылет прошел без серьёзного противодействия противника.
После данных событий журнал боевых действий отмечает большой перерыв в работе 82-го ГБАП вплоть до 12 июля. В этот день Иван Дмитриевич в составе 18 экипажей, совершил вылет, который прошел успешно и без потерь в личном составе и технике18. Всего с 5 июля он совершил 20 боевых вылетов на Белгородском направлении. Не снизилась интенсивность его боевой работы и августе. Например, 13 августа при атаке скопления автомашин в районе населенного пункта Нов. Водолага, Пе-2 Пашкова был встречен огнем зенитной артиллерии. Проявив храбрость и умение маневрировать, в составе группы уничтожил до 30 автомашин с живой силой, цель сфотографировал, отметив два больших взрыва от прямых попаданий. Кроме того, 19 августа дважды с пикирования нанес большой ущерб врагу в районе Песочное и Гавриловка, что подтверждено наземными войсками. Приказом от 31 августа 1943 г. гвардии младший лейтенант Пашков был представлен к ордену Красного Знамени19. В плане подчинения 82-й ГБАП, как в целом и весь авиакорпус, был передан в состав 5-й Воздушной Армии Степного фронта. В разгар боев за Украину семье Ивана Дмитриевича пришло необычное письмо. Писал комсорг полка по фамилии Лукьянов: «Ваш сын прибыл в нашу часть молодым и веселым юношей. В свободное время от учебы он любил проводить за баяном. Товарищи по службе вскоре полюбили его за весёлость и летные качества. Суровая борьба с немецкими фашистами Ванюшку многому научила, и он стал одним из лучших летчиков нашей части. В любую погоду, не считаясь со временем, он водит свой самолет в бой, и тонны бомб сбрасывает на головы фашистов. […] Мы гордимся Вами за такое воспитание славного сокола, который все делает для Родины»20.
Как свидетельствуют источники, в период осенних боев, он отличился при выполнении задания по разрушению ж\д мостов и переправ на Днепре в районе Днепропетровска и Кременчуга. Не смотря на противодействие зенитной артиллерии и истребителей, прямым попаданием с пикирования уничтожил до 30 автомашин и вывел из строя на некоторое время Кременчугский гужевой мост. В воздушном бою был заявлен сбитым один Ме-109. За эту операцию он получил благодарность командира корпуса21. Жарко было и в октябрьском небе. Во время нанесения бомбового удара по укреплённому пункту Домоткань, звено Пашкова при выходе из атаки было атаковано шестью Ме-109. Советские летчики смогли отбить все атаки, заявив один «мессер» сбитым. По их же докладам и фотоснимкам было уничтожено 45 автомашин и склад ГСМ. Не менее захватывающим выглядит сообщение об участии Пашкова в воздушном бое между советскими и немецкими бомбардировщиками, что случалось достаточно редко. События, происходившие 20 октября 1943 г., зафиксированы в наградном листе на представление Пашкова ко второму ордену Красного Знамени. В частности, сказано, что бомбардировщики Пе-2 82-го ГБАП атаковали станции Александровка, Протопоповка. Над аэродромом Березовка 18 Пе-2 полка встретились с бомбардировщиками противника в лице 30 Ю-87, которые собирались в боевой порядок. Ведущий советской группы принял решение атаковать. По итогам боя советской стороне было засчитано 7 самолетов противника, заставив остальных сбросить бомбы в районе своего аэродрома. Отметим, что полк получил благодарность от командующего 2-м Украинским фронтом22.
В тоже время, в журнале боевых действий 82-го ГБАП представлена более детальная картина боя. Процитируем запись: «В районе цели облачно, высота 600 – 700, ведущий (гв. полковник И.С. Полбин) принял решение бомбить с горизонтального полета. В 12:01 с горизонтального полета бомбардировали скопление эшелонов на станции Александрия, взорвано 2 эшелона, склад с боеприпасами, 12 автомашин. При отходе от цели ведущий обнаружил скопление эшелонов на станции Протопоповка и обстрелял их, вызвав очаги пожара23. Теперь, самое важное – воздушный бой с самолетами люфтваффе: «В 12:05 над аэродромом Березовка ведущий обнаружил и с ходу атаковал группу Ю-87. В этом небывалом воздушном бою. Полбин»24. Обращает на себя внимание, что кроме «Юнкерсов» в бою принимали участие и истребители – среди сбитых числится один Ме-109 и даже корректировщик ФВ-189. Всего заявлено 6 сбитых в воздухе и 1 уничтоженный на земле. Были и собственные потери: 3 Пе-2. Причем два из них стали жертвами тех самых Ме-109, охранявших свои «Юнкерсы». С немецкой стороны победы одержали асы из истребительной эскадры JG-52.
В наступившем 1944 г. работы бомбардировщикам только прибавилось. РККА стала проводить крупные наступательные операции, в которых значительно выросла роль ударной авиации. Сражения за Украинскую ССР продолжались, особенно успешным был вылет 17 января. Вылет нашел отображение в журнале боевых действий дивизии: «Наиболее ценным вылетом является вылет 82-го ГБАП под командой гв. старшего лейтенанта Новикова, бомбардировавшей населенный пункт Андреевка, в котором обнаружены большие склады, скопление войск и техники противника»25. Всего по итогам того вылета группе, в которую входил экипаж гв. лейтенанта Пашкова, было записано уничтожение и повреждение 60 автомашин, одного склада ГСМ и разрушение 18 домов. К этому времени Иван Дмитриевич в полной мере освоился с ролью охотника на железнодорожные эшелоны. Свою тактику охоты он описывал так: «Отыскав эшелон, захожу на бреющем в лоб, делаю «горку» до высоты 300 – 400 м с планирования с точным расчетом бросаю две бомбы, чтобы бомбы упали на железнодорожное полотно в 20 - 30 м от паровоза. Взрывом бомб разрушаются полотно и рельсы, и эшелон, налетая на это, разрушается и падает под откос, после чего производишь фотографирование результатов»26. Неоднократно он вылетал на поиск железнодорожных составов врага в сложных метеоусловиях. Так, выполняя задание в интересах Главного командования по разрушению ж\д станции Вапнярка, Пашков произвел пять одиночных вылетов. Станции был нанесен следующий ущерб: разбиты ж\д контора и депо. Также разбомблен санитарный состав, который в источнике оригинально назван эшелоном «с выздоравливающими немцами»27. Впрочем, в отличие от обтекаемых формулировок документов, в своих воспоминаниях Иван Дмитриевич об этом говорит честно: «На станции Вапнярка уничтожен эшелон, полностью загруженный был ранеными немцами»28. За проявленные мужество и отвагу 21 июня 1944 г. гв. лейтенант Пашков был представлен к награждению вторым орденом Красного Знамени.
В начале 1945 г. полк снова работал в составе 6-го Гвардейского бомбардировочного авиакорпуса (он же 2-й ГБАК) 2-й Воздушной Армии. Вылет 16 января звена Пашкова в группе 8 Пе-2 на ж\д станцию Скаржиско – Каменна закончился уничтожением 280 вагонов с живой силой и техникой противника, 6 паровозов, разрушено 16 зданий29. В журнале боевых действий 2-й Воздушной Армии данный удар представлен общим описанием работы частей 2-го Гвардейского бомбардировочного авиакорпуса: «Бомбардировщики 2-го ГБАК действовали двумя заходами: первый – с пикирования, второй – с горизонтального полета. Одна группа, 16 Пе-2, под командованием гв. подполковника Новикова обрабатывала цель в боевом порядке «круг одиночных самолетов» шестью заходами. В результате бомбардировщиками 2-го ГБАК на станции Скаржиско-Каменна создано пять взрывов с пожарами, отмечены прямые попадания бомб в эшелоны, в следствие чего подожжено и взорвано девять эшелонов, пять прямых попаданий в вокзальные здания и пакгаузы»30. В начале марта 1945 г. части 1-й Гвардейской бомбардировочной авиадивизии, куда по-прежнему входил 82-й ГБАП, поддерживали наступление наземных войск, занятых уничтожением гарнизона города-крепости Бреслау. «Части дивизии шестью группами бомбардировали окруженные войска противника в г. Бреслау, тремя группами бомбардировали материальную часть самолетов противника на аэродромах Ламсдорф и Штефансдорф»31. Именно в ударе по последнему отличился гв. лейтенант Пашков. Прорвавшись сквозь зенитный огонь, он уничтожил пять самолетов противника.
К апрелю, командир звена 2 эскадрильи, уже в звании гв. старшего лейтенанта, Пашков совершил 160 успешных боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично три и в группе – четыре вражеских самолета, еще восемь уничтожил точными бомбовыми ударами на земле. За многочисленные успехи в боевой работе и мужество 29 марта 1945 г.гв. старший лейтенант Иван Дмитриевич Пашков был представлен к званию Герой Советского Союза. После награждения летчик совершил еще 19 успешных боевых вылетов на бомбардирование частей вермахта в центральных районах Германии. В наградном листе подчёркивалось: «Один из храбрых, в совершенстве владеющий техникой пилотирования на самолете Пе-2 летчик, отлично выполняющий самые сложные боевые задания командования»32.
После войны продолжил служить в ВВС, окончил в 1948 г. Военно – Воздушную академию ВВС, служил командиром эскадрильи, заместителем командира полка, командиром полка. В звании подполковник уволился в запас в декабре 1959 г., проживал в Свердловске. Окончил экономический факультет Уральского государственного университета, работал старшим инженером в научно – исследовательском институте. Являлся полковником запаса с 1975 г. Помимо указанных наград был награжден медалями: «За взятие Берлина», «За освобождение Праги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», «За боевые заслуги», вторым орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны I степени, а также чехословацкой медалью «За храбрость». Герой Советского Союза Иван Дмитриевич Пашков скончался 21 ноября 1993 г.
Автор: Ромашков Ю.В., научный сотрудник мемориального комплекса В.П. Астафьева.
Примечания:
1 Иванов С.В. Пе-2. // Серия: «Война в воздухе». № 113. 2004 г.
2 Медведь А.Н. Хазанов Д.Б. Пикирующий бомбардировщик Пе-2. Москва. 1999 г.
3 Присвоить звание Героя. Историко – публицистическое краеведческое издание, посвященное 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. 2015 г.
4 ККМ. ОФ 9738-3. Д 2876. Автобиография и краткий боевой путь Героя Советского Союза И.Д. Пашкова. 1947 – 1949 гг. Л. 2.
5 Тимин М.В. Не состоявшееся возмездие. Часть вторая. // 2014 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://warspot.ru
6 ККМ. ОФ 9738-3. Д 2876. Автобиография и краткий боевой путь Героя Советского Союза И.Д. Пашкова. 1947 – 1949 гг. Л. 3.
7 Присвоить звание Героя. Историко – публицистическое краеведческое издание, посвященное 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. 2015 г. Ук. Соч.С. 98.
8 ЦАМО. Ф. 33. Оп. 686044. Д. 1364. Приказ по войскам 5-й Воздушной Армии от 31 августа 1943 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pamyat-naroda.ru
9 Jochen Prien. Die Jagdfliegerverbände der Deutschen Luftwaffe 1934 bis 1945.
10 ККМ. ОФ 9738-3. Д 2876. Автобиография и краткий боевой путь Героя Советского Союза И.Д. Пашкова. 1947 – 1949 гг. Л. 5.
11 ЦАМО. Ф. 33. Оп. 682526. Д. 579. Приказ по 1-му бомбардировочному авиакорпусу от 14 марта 1943 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pamyat-naroda.ru
12 ККМ. ОФ 9738-3. Д 2876. Автобиография и краткий боевой путь Героя Советского Союза И.Д. Пашкова. 1947 – 1949 гг. Л. 5.
13 ЦАМО. Ф. 22204. Оп. 0207740. Д. 0006. Л. 32. Журнал боевых действий 82-го Гвардейского бомбардировочного авиаполка с ноября 1942 по август 1943 гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pamyat-naroda.ru
14 Там же. Л. 32.
15 Там же. Л. 35.
16 Там же. Л. 37.
17 Горбач В.Г. Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве. Москва. 2007 г.
18 ЦАМО. Ф. 22204. Оп. 0207740. Д. 0006. Л. 40. Журнал боевых действий 82-го Гвардейского бомбардировочного авиаполка с ноября 1942 по август 1943 гг.
19 ЦАМО. Ф. 33. Оп. 686044. Д. 1364. Приказ по войскам 5-й Воздушной Армии от 31 августа 1943 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pamyat-naroda.ru
20 ККМ. ОФ 9738-2. Д 2875. Письмо комсорга военной части Лукьянова родителям Пашкова И.Д.
21 ЦАМО. Ф. 33. Оп. 690155. Д. 5436. Л. 220. Приказ по войскам 5-й Воздушной Армии от 21 июня 1944 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pamyat-naroda.ru
22 Там же. Л. 220.
23 ЦАМО. Ф. 22204. Оп. 0207742с. Д.0006. Л. 16. Журнал боевых действий 82-го Гвардейского бомбардировочного полка за август 1943 – ноябрь 1944 гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pamyat-naroda.ru
24 Там же. Л.16.
25 ЦАМО. Ф. 20001. Оп.1. Д. 12. Журнал боевых действий 1-й Гвардейской бомбардировочной авиадивизии с января по декабрь 1944 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pamyat-naroda.ru
26 ККМ. ОФ 9738-3. Д 2876. Автобиография и краткий боевой путь Героя Советского Союза И.Д. Пашкова. 1947 – 1949 гг. Л. 7.
27 ЦАМО. Ф. 33. Оп. 690155. Д. 5436. Л. 220. Приказ по войскам 5-й Воздушной Армии от 21 июня 1944 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pamyat-naroda.ru
28 ККМ. ОФ 9738-3. Д 2876. Автобиография и краткий боевой путь Героя Советского Союза И.Д. Пашкова. 1947 – 1949 гг. Л. 9.
29 ЦАМО. Ф 33. Оп. 793756. Д. 36. Из наградного листа о представлении И.Д. Пашкова к званию Герой Советского Союза. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pamyat-naroda.ru
30 ЦАМО. Ф. 302. Оп. 0004196. Д. 0132. Журнал боевых действий 2-й Воздушной Армии за январь 1945 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pamyat-naroda.ru
31 ЦАМО. Ф. 20001. Оп. 1. Д.22. Журнал боевых действий 1-й Гвардейской бомбардировочной авиадивизии за январь – май 1945 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pamyat-naroda.ru
32 ЦАМО. Ф. 33. Оп. 690306. Д. 443. Приказ 6-го Гвардейского авиационного Львовского Краснознаменного бомбардировочного авиакорпуса от 22 мая 1945 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pamyat-naroda.ru