Он летал в паре с «сотым»

5 октября 2021

О Георгии Гордеевиче Голубеве слышал каждый, кто интересовался фронтовой биографией легендарного советского аса – Александра Ивановича Покрышкина. Действительно, Голубев и Покрышкин в период боевых действий как боевая единица, показали себя достойно в воздушных схватках Великой Отечественной войны. Ведь с того момента, как советские авиационные командиры, присмотревшись к тактике, которую исповедовали люфтваффе – слаженное действие звеньев самолетов, состоящих из хорошо слетанных пар, начинается ее внедрение в структуру отечественных ВВС. Действительно, довоенная доктрина построение истребителей в звено из трех самолетов себя не оправдала. Такая формация была крайне уязвима в воздушном бою, когда третий самолет неизбежно отрывался, становясь добычей противника. Ущербность подобного строя видели и многие прогрессивно мыслящие пилоты, в том числе и Покрышкин, хотя переход к новому построению в ВВС РККА завершился только в конце 1941 – начале 1942 гг. Как известно, в паре истребителей, разделенных обязанностями: ведущий – ведомый, роль ведомого велика по своей ответственности – в первую очередь прикрывать своего командира в бою, во время атаки и, особенно, при выходе из нее. Не случайно говорилось: ведущий – «меч», ведомый – его «щит». Именно такая роль выпала на большую часть боевой карьеры Георгия Голубева.

Георгий Гордеевич родился 7 апреля 19119 г. в деревне Жгутово позже Назаровского района Красноярского края в семье крестьянина – средника.1 В 1929 г. он вместе с семьей переезжает в город Ачинск. «Переезд в Ачинск – это как бы второй этап моего детства»,2 - вспоминал летчик. В этом городе он к 1937 г. окончил девять классов средней школы № 2, здесь же увлекся авиамоделизмом после того как впервые увидел прилетевший в Ачинск самолет. С того момента Георгий определяет для себя профессию летчика. Окончив планерный кружок и ачинский аэроклуб, поучаствовав в зональных соревнованиях, он остался летчиком – инструктором при том же аэроклубе. В августе 1939 г. поступил в Ульяновскую школу Осоавиахима, ставшей затем Ульяновской военной авиационной школой пилотов (ВАШП) в составе ВВС РККА. По завершению обучения, в январе 1941 г. был направлен летчиком – инструктором в Цнорис – Цхальскую ВАШП в звании старшего сержанта. На новом месте Голубев быстро освоился, став хорошим наставником для своих курсантов: «Инструкторскую работу я любил. Вылетишь с курсантом в зону, дашь ему команду приступать к выполнению каскада фигур высшего пилотажа, а сам сидишь во второй кабине, следишь за тем, как пилотирует самолет твой ученик, и, если легко, свободно льется каскад фигур, на душе становится тепло, и ты искренне радуешься и за него, и за себя. Это ни с чем не сравнимое чувство гордости трудно передать»,3 - писал он позднее.

Участие в Великой Отечественной войне Голубев принимает с 15 августа 1942 г. Летчик воюет в составе 40-го полка 21-й смешанной авиадивизии на истребителе И-16 в небе Закавказского фронта. Здесь, после очередного воздушного боя, совершает вынужденную посадку по причине выработки горючего. На посадке самолет был поврежден, и 30 ноября 1942 г. военный трибунал осуждает летчика к пяти годам лишения свободы без поражения в правах с отсрочкой исполнения приговора. Командование позволило оступившемуся пилоту искупить вину, переведя в другой истребительный полк: 84-й «А» ИАП на Северо – Кавказском фронте. С июня 1943 г. в жизни и карьере Георгия Гордеевича наметился новый поворот: его переводят в последствие знаменитый 16-й ГИАП. Его прибытие в этот полк совпало с возвращением гвардейцев в обширную боевую работу после доукомплектования и переучивания на новую материальную часть – истребители американского производства фирмы «Bell» Р-39, который у нас в след за англичанами называли «Аэрокобра». Часть вошла в состав 216-й смешанной авиационной дивизии (САД) 4-й Воздушной Армии. Масштабную боевые действия полк начал с 9 апреля 1943 г., время от времени получая пополнение небольшими партиями самолетов и личного состава. Не смотря на то, что по словам командующего 4-й ВА К.А. Вершиниа была проведена большая работа по организации четкого взаимодействия фронтовой авиации с ВВС Черноморского флота, распределили объекты совместных ударов, время нанесения их, наметили, какие истребительные подразделения можно передать в оперативное подчинение командующему Военно-Воздушными Силами флота,4 авиационные части, особенно истребительные, несли большие потери. К моменту зачисления Голубева в ряды 16-го ГИАП, его будущий командир, на тот момент гвардии капитан Покрышкин, потерял в бою своего ведомого, однофамильца Георгия Гордеевича – Александра Федоровича Голубева. Собственно, его гибель явилась одной из первых человеческих жертв полка.5 Кстати, судя по ЖБД полка, в тот день, помимо старшины Голубева, были сбиты в боевых вылетах гв. старший лейтенант Козлов и гв. лейтенант Сутырин.6 Впрочем, уже 20 апреля произошло несчастье с новым ведомым Покрышкина – гв. сержантом И.Ф. Савиным. Случилось это при сопровождении своих бомбардировщиков А-20 «Бостон». Из ЖБД полка следует, что: «4 Ме-109 пытались атаковать «Бостонов», но атака была отбита капитаном Покрышкиным. Один Ме-109 сбил капитан Покрышкин. Самолет упал в море юго – западнее залива бухта Цемесская. Пилот Савин над бухтой оторвался от ведущего и больше Покрышкин его не видел. По докладу второго ведомого пилота Табаченко, один самолет «Аэрокобра» упал горящим юго – западнее 15 км Ахтырская».7 Таким образом, это был уже второй ведомый Александра Ивановича Покрышкина, погибший в бою. Командование было обеспокоено потерями в 16-м ГИАПе не только среди личного состава, но и в матчасти. К 22 апреля в воздушных боях пилотами люфтваффе было сбито семь «Аэрокобр», еще три разбито в авариях, а одна такая машина с полученными повреждениями сдана в ПАРМ.

Вообще, нужно отметить, что летать в паре с Покрышкиным, не смотря на все его достоинства, было сложно. Александр Иванович был незаурядный пилот, блестяще владел техникой пилотирования. Но в бою многие ведомые часто не могли повторить его маневры, отрывались, становясь добычей врага. Например, 16 апреля Покрышкин за два боевых вылета потерял сбитыми по одному своему ведомому в каждом. К счастью, летчики Аркадий Федоров и Иван Степанов спаслись на парашютах.8 Намного более трагичный случай произошел 24 апреля, когда в бою погиб его третий по счету ведомый – гв. младший лейтенант В. П. Островский. В тот день полк в составе 16 истребителей «Аэрокобра» вылетел на сопровождение своих бомбардировщиков. В районе цели были атакованы «мессершмиттами». В завязавшемся бою гвардейцы заявили шесть истребителей противника, но и сами потеряли три «Аэрокобры» сбитыми и двух летчиков: Островского и Сапунова. Был подбит самолет еще одного известного аса 16-го ГИАП – Вадима Фаддеева. Так же немцам удалось сбить один бомбардировщик. Судя по заявкам на победы, нашим летчикам противостояли асы JG-52, которые заявили ровно четыре победы над истребителями американского производства. Сослуживцы сильно переживали потерю Островского, так как он являлся ветераном полка и опытным летчиком.9 «Утром в числе многих звонков раздался и тот, какого мы ожидали. Кто-то глуховатым, едва слышным голосом сообщил, что летчик 16-го гвардейского полка Островский похоронен у станицы Кубанской. Его подбили вражеские «охотники», когда он возвращался домой»,10 - писал Александр Иванович Покрышкин.

Воздушное противостояние продолжалось – к нему добавилась битва на земле: 29 апреля войска Северо – Кавказского фронта провели наступательную операцию, с целью прорвать оборонительные укрепления немцев, так называемую «Голубую линию», и овладеть Таманским полуостровом. Однако успех наступления получился ограниченным – в результате затяжного сражения 56-й армии генерала А.А. Гречко удалось овладеть станицей Крымская. Дальнейшего продвижения не получилось. К 15 мая бои на земле были приостановлены. В своих мемуарах Георгий Гордеевич Голубев рассказывает, что перевод в 16-й ГИАП стал возможен 1 июня 1943 г.: «1 июня 1943 года — памятный в нашей жизни день. Снова прилетел капитан Крюков, и в этот же день вечером наша группа истребителей приземлилась на аэродроме у станицы Поповическая».11 Возможно, по прошествии лет, когда Георгий Гордеевич писал свои воспоминания, детали ускользнули от него. Дело в том, что согласно ЖБД части, перелет принятого летного состава состоялся на день раньше - 31 мая 1943 г. «Командующий 4-й ВА, зная тяжелое положение с укомплектованностью материальной частью и летным составом в авиаполку Исаева, издал 30 мая приказ № 0220, согласно которому были переведены 13 летчиков 84-го «А» ИАПа для дальнейшего прохождения службы в 16- й ГИАП»,12 - пишет А. Табаченко. Среди переведенных, как мы знаем, был и Георгий Голубев.

Конечно, ведомым у Покрышкина Голубев стал не сразу. Если заглянуть в полковой документ, то легко можно заметь, что Александр Иванович в то время вылетал в паре с разными летчиками, в том числе с будущим дважды Героем Советского Союза А.Ф. Клубовым. Буквально перед этим, 29 мая, в воздушном бою был сбит гв. младший лейтенант Старичков, вылетевший ведомым у Покрышкина. Александр Иванович записал на свой счет «Юнкерс -88», но при этом вновь вернулся домой без ведомого. К счастью, Старичков сумел спастись с парашютом из горящего истребителя.13 Еще одна любопытная деталь: в начале Кубанского воздушного сражения Покрышкин летал на «Аэрокобре» с номером «13», и только позднее стал воевать на машине с номером «100», в последствие ставшим знаменитым.

К боевым вылетам Голубева допустили после дополнительных тренировок, несмотря на то, что он имел небольшой боевой опыт. В полку старались беречь молодежь, не обращая внимание на большую боевую нагрузку боеготовых экипажей. Свой первый боевой вылет в составе 16-го ГИАП в паре с гв. старшим лейтенантом Самсоновым Голубев совершил под занавес воздушной битвы на Кубани – 13 июня на прикрытие разведчика Пе-2. Примечательно, что свою первую победу Георгий Гордеевич одержал именно в этот день. Из наградного листа: «13.06. 1943 г. выполняя задание по прикрытию наземных войск в составе восьми самолетов «Аэрокобра», в районе Славянская встретили четыре Ме-109, прикрывавших действия бомбардировщиков. В результате боя и решительных атак тов. Голубев сбил один Ме-109, который горящим упал в районе западнее Славянская».14 Это довольно странно, ведь как выше указывает ЖБД полка, вылет был произведен на сопровождение разведчика. Боевого соприкосновения с противником в этом вылете не было, хотя по всем официальным данным, именно с 13 июня 1943 г. начинается отсчет побед Георгия Гордеевича. Позволим себе допустить, что при оформлении наградных документов была допущена ошибка, и первый сбитый вражеский самолет был зафиксирован не 13 июня, а 13 июля 1943 г., как в своих мемуарах указывал сам Голубев: «Это произошло 13 июля 1943 г. в районе станицы Славянской. […] Враг потерял в этом бою пять самолетов. Покрышкин сбил Ме-109 и Ю-88, Старичков, Клубов и я – по «мессеру».15 Открываем журнал боевых действий 16-го ГИАП за этот день: «Вылет по тревоге с КП дивизии на прикрытие аэродрома Поповичевская. Задание выполнили. Патрулировали над точкой от 3 тыс. до 4 тыс. м. Встреч с противником не было. Боеприпасы не расходовали».16 Иными словами, заявку Голубева на первую победу подтвердить весьма сложно из – за выявленных разночтений в документах. В конце июня летчик получил свою первую заслуженную награду – приказом от 26 числа гв. младший лейтенант Голубев был представлен к ордену Красной Звезды.17

Зато вторая победа, которой является немецкий штурмовик «Хеншель-129», сбитый 31 августа 1943 г., хорошо отображена в ЖБД части: «Над Анастасиевка атаковали 12 Хе-129, которые шли под прикрытием 6 Ме-109. Самолеты Хе-129 штурмовали Анастасиевка. […] Мл. лейтенант Голубев, в результате атаки по Хе-129, сбил одного, который упал восточнее Анастасиевка».18 В этот раз он вышел на задание с А.Ф. Клубовым. Весь август полк в составе 9-й Гвардейской истребительной авиадивизии принимал участие в Белгородско -Харьковской операции «Полководец Румянцев». А в конце августа сентября он стал ходить на задания в качестве ведомого гв. майора Покрышкина. О том, как знаменитый ас предложил летать вместе Голубев вспоминал так: «Как-то, возвращаясь с аэродрома, он сказал мне: — Ты ведь земляк, Голубев! Давай летать вместе. Я растерялся, не мог найти нужных слов для ответа. Мне оказывалось большое доверие — прикрывать уже известного к тому времени лётчика страны. Александр Иванович, видимо, понял мою растерянность и мягко положил руку мне на плечо. — Это не так трудно, Жора. Ты должен уметь читать мои мысли, а я буду угадывать твои. В воздухе никаких лишних слов! Сообщай по радио только самое нужное — коротко и ясно. А главное — держаться в паре».19 Став ведомым у известного аса, уже 23 августа Голубеву пришлось в бою спасать своего командира. Из ЖБД полка следует, что группа из шести «Аэрокобр» занималась прикрытием своих войск в районе: Успенская – Калиновка – Мариловка. Заметив бомбардировщики противника, советские истребители атаковали, и Покрышкин сбил Ю-87. В это время сам подвергся контратаке истребителей противника. Александр Иванович потом вспоминал: «В момент, когда я устремился ко второму бомбардировщику, меня атаковала пара «мессершмиттов». Они стреляли с дистанции более пятисот метров. Голубев, спасая меня, бросился им наперерез и принял удар на себя. На горящем самолете он потянул в район наших войск. Это сообщение Сухова, дополненное Жердевым, меня еще более обеспокоило. Сумел ли Голубев дойти до нашей территории или же, выбросившись с парашютом, попал в лапы фашистам? Я сожалел, что вылетел на патрулирование четверкой. Для серьезного боя такая группа слабовата».20

В ЖБД 16-го ГИАП отмечено следующее: «На высоте 1000 – 2000 м в бою в районе Артемовка был зажжен самолет. Летчик, гв. младший лейтенант Голубев, на горящем самолете перетянул на свою сторону, и в районе Мариловка выпрыгнул с парашютом. Самолет сгорел, летчик невредим. Вернулся в часть».21 Противником советских летчиков в этом бою были их «старые знакомые» по небу Кубани – асы из JG-52. Судя по немецким заявкам на победы, лейтенант Йоханнес Бунцек из III-й группы этой эскадры атаковал самолет Покрышкина. Будучи незамеченным, он имел все шансы на успех, но между ним и Александром Ивановичем встал самолет Голубева, принявший на себя удар. Видя горящую «Аэрокобру», Бунцек вполне справедливо записал ее на свой счет. Георгий Гордеевич вернулся в полк, и до конца 1943 г. сбил восемь самолетов противника. Особенно успешно ему удалось поохотится на транспортные самолеты немцев при освобождении Крыма: последним сбитым им в 1943-м как раз стал транспортник «Юнкерс-52» над Черным морем. А 4 ноября этого года был награжден орденом Красного Знамени.22 В наступившем 1944 г. полк, в котором продолжал нести службу Голубев, вел постоянные бои в Кировоградской, Корсунь - Шевченковской и Уманско - Ботошанской наступательных операциях Красной Армии. Теперь Голубев был постоянным ведомым Покрышкина. К этому времени прославленный ас уже в звании гв. подполковника принял командование 9-й Гвардейской истребительной дивизией.«Наши товарищеские отношения с Покрышкиным постепенно переросли в крепкую дружбу. Иногда мы жили на одной квартире, делили пополам хлеб – соль, вечерами, в свободное от полетов время, вместе ходили на танцы, в кино»,23 - писал Георгий Гордеевич.

С того момента, как А.И. Покрышкин был назначен командиром дивизии, Голубев стал вылетать на задания с другими пилотами, а затем и сам стал вести боевую работу в качестве ведущего пары. В мае – июне 16-й ГИАП сражался в небе Румынии. Здесь его ждали новые испытания. В конце мая немецко – румынские войска в районе города Яссы, предприняли попытку отбросить Красную Армию за р. Прут. Люфтваффе и румынская авиация активно поддерживали свои наземные войска. В небе разгорелись ожесточенные бои. Особенно тяжелы были последние дни мая, принесшие большие потери советским ВВС. Например, только 7-й истребительный авиакорпус, куда входил и 16 –й ГИАП, лишился в боях и авариях 65 «Аэрокобр».24 Особенно неудачным для 16-го ГИАПа был день 31 мая, когда в схватках с «экспертами» из JG-52 было потеряно пять «Аэрокобр. Однако ко второму периоду войны советские ВВС уже накопили опыт. Итоги двух дней были переосмыслены, тактика действий авиации, в первую очередь истребительной, доработана, и уже 1 июня потери ВВС РККА на порядок снизились, составив всего восемь самолетов.25 С июля 1944 г. 16-й ГИАП участвует в Львовско-Сандомирской операции. Свою первую победу в 1944 г. Голубев одержал 21 июля. Из ЖБД полка: «В районе прикрытия с северо – запада увидели, что подходят 14 Ю-87 на высоте 1000. Старший лейтенант Труд развернулся четверкой и зашел им в хвост. […]. Лейтенант Голубев сбил 1 Ю-87, который упал севернее Новины».26

Осенью 1944 г. 16-й ГИАП в составе 2-й Воздушной Армии участвует в Карпатско-Дуклинской операции. В конце сентября выходит приказ о награждении Георгия Гордеевича вторым орденом Красного Знамени.27 Сбив в октябре западнее Романюв связной самолет «Клемм-33», Голубев завершил 1944 г. Последние сбитые им самолеты противника будут отмечены уже в победном 1945-м. С 1945 г. 9-я Гвардейская истребительная дивизия практически беспрерывно участвовала в наступательных операциях советских войск. Одной из крупнейших стала Висло – Одерская, но последние воздушные победы в войне Голубев одержал в период Берлинской и Пражской операций. Так, 18 апреля им было заявлено 2 истребителя – штурмовика ФВ-190. За успехи в воздушных схватках, приказом от 25 апреля 1945 г. уже гв. старший лейтенант Голубев был награжден орденом Отечественной войны I степени.28 Еще раньше – 30 марта, приказом №3 он был награжден медалью: За оборону Кавказа.29 К этому времени он уже заместитель командира эскадрильи, командир звена истребителей.Интересно, что свою последнюю воздушную победу Георгий Гордеевич одержал 9 мая. Вот, как он сам вспоминал об этом: «С небольшим левым доворотом, со снижением разгоняя свой истребитель, с задней полусферы снизу захожу к «Дорнье» в хвост и открываю огонь из всех точек, а затем, когда до цели остается не более ста метров, прекращаю огонь и правым разворотом выхожу из атаки. «Дорнье» загорелся и, неуправляемый, стал падать. За ним потянулась черная полоса дыма. Вскоре внизу, на окраине Праги, взметнулось пламя».30 Таким образом, сбитый Голубевым самолет, опознанный как «Дорнье -217», стал последней победой не только его самого, но и всего 16-го Гвардейского истребительного Сандамирского полка.

Уже после завершения войны в Европе, в виду многочисленных заслуг, приказом от 27 июня 1945 г. гвардии старший лейтенант Голубев Георгий Гордеевич был представлен к званию Герой Советского Союза с вручением медали Золотая Звезда и Ордена Ленина.31 Помимо прочего, в наградном листе сообщалось, что: «…летая ведомым пары, надежным прикрытием своим ведущим в воздушных боях обеспечил сбить 30 самолетов противника».32 Так же в мае приказом № 189 он был награжден орденом Отечественной войны II степени.33 Его послевоенная карьера так же была успешной: с мая 1945 г. он служит летчиком – инспектором по технике пилотирования в той же 9-й Гвардейской истребительной Мариупольской ордена Богдана Хмельницкого дивизии, а в 1952-м оканчивает Военно – Воздушную академию. После окончания академии служил в 23-м истребительном полку на должности старший инспектор – летчик в Управлении боевой подготовки истребительной авиации Главного управления боевой подготовки ВВС. Затем и командиром данного полка, позже – дивизии. С 30 июля 1970 г. - оперативный дежурный командного пункта ПВО стран Варшавского Договора. Вышел в отставку в звании гвардии полковника в январе 1977 г. В 1985 г. в честь 40-летия Победы он был награжден вторым орденом Отечественной войны I степени и другими правительственными наградами. Проживал в городе Киеве. Умер 12 апреля 2005 г.

Георгий Гордеевич голубев прошел большой жизненный и боевой путь. Воюя в рядах прославленного 16-го Гвардейского истребительного полка, он внес свой вклад в победу над сильным, хорошо организованным врагом. «Бой в воздухе, как все летное дело, трудно представить без риска, без драматических ситуаций, связанных с боевыми потерями. Часто бывает и так, что летчик в совместном вылете на глазах теряет своего близкого друга. И тут же, через какой –то час, вновь поднимается в воздух, бросается в бой, подвергая себя такому же риску»,34 - писал он. В этом есть, своего рода, предназначение боевого летчика, некогда прошедшего суровую школу пилотажа в паре «с сотым».


Автор: Ромашков Ю.В. , научный сотрудник Красноярского краевого краеведческого музея


Примечания:

1 ККМ. ОФ. 8899-3. Д.1860. Автобиография Героя СССР Голубева Г.Г. Рукопись. 1986 г.

2 Голубев Г.Г. На вертикалях. Харьков. 1989 г.

3 Голубев Г.Г. В паре с «сотым». Москва. ДОСААФ. 1978 г.

4 Вершинин К.А. Четвертая воздушная. Москва. Воениздат. 1975 г.

5 Табаченко А. Покрышевский авиаполк. Нелакированные боевые хроники: 16-й Гвардейский истребительный авиаполк в боях с люфтваффе. 19443 – 1945 гг. Центрполиграф. 2014 г.

6 ЦАМО. Ф. 21990. Оп. 0206868с. Д. 0001. Л. 6. Журнал боевых действий 16-го ГИАП за 1943 г. //https://pamyat-naroda.ru

7 Там же. Л. 24.

8 Там же. Л. 20.

9 Дегтев Д.М. Богатырев С.В. Зубов Д.В. Битва за небо Кубани. Москва. «Вече». 2020 г.

10 Покрышкин А.И. Небо войны. Москва. Воениздат. 1980 г.

11 Голубев Г.Г. В паре с «сотым». Москва. ДОСААФ. 1978 г. Ук. Соч.

12 Табаченко А. Покрышевский авиаполк. Нелакированные боевые хроники: 16-й Гвардейский истребительный авиаполк в боях с люфтваффе. 19443 – 1945 гг. Центрполиграф. 2014 г. Ук. Соч.

13 ЦАМО. Ф. 21990. Оп. 0206868с. Д. 0001. Л. 92. Журнал боевых действий 16-го ГИАП за 1943 г. //https://pamyat-naroda.ru

14 ЦАМО. Ф. 33. Оп. 793756. Д.11. //https://pamyat-naroda.ru

15 Голубев Г.Г. На вертикалях. Харьков. 1989 г. Ук. Соч.

16 ЦАМО. Ф. 21990. Оп. 0206868с. Д. 0001. Л. 111. Журнал боевых действий 16-го ГИАП за 1943 г. //https://pamyat-naroda.ru

17 ЦАМО. Ф. 33. Оп. 682526. Д. 686. //https://pamyat-naroda.ru

18 ЦАМО. Ф. 21990. Оп. 0206868с. Д. 0001. Л. 186. Журнал боевых действий 16-го ГИАП за 1943 г. //https://pamyat-naroda.ru

19 Голубев Г.Г. В паре с «сотым». Москва. ДОСААФ. 1978 г. Ук. Соч.

20 Покрышкин А.И. Познать себя в бою. Москва. ДОСААФ. 1986 г.

21 ЦАМО. Ф. 21990. Оп. 0206868с. Д. 0001. Л. 162. Журнал боевых действий 16-го ГИАП за 1943 г. //https://pamyat-naroda.ru

22 ЦАМО. Ф. 33. Оп. 686044. Д. 967. //https://pamyat-naroda.ru

23 Голубев Г.Г. На вертикалях. Харьков. 1989 г. Ук. Соч.

24 Хазанов Д.Б. Битва над Яссами. Провал последнего наступления люфтваффе на Востоке. // Авиамастер. № 4. 1999 г.

25 ЦАМО. Ф. 240 Оп. 2779. Д. 1208. Л. 4. Журнал боевых действий 5-й Воздушной Армии за июнь 1944 г. //https://pamyat-naroda.ru

26 ЦАМО. Ф.21990. Оп. 0206874с. Д. 0003. Л. 95. //https://pamyat-naroda.ru

27 ЦАМО. Ф. 33. Оп. 690306. Д. 98. //https://pamyat-naroda.ru

28 ЦАМО. Ф.33. Оп. 690306. Д. 3260. //https://pamyat-naroda.ru

29 ЦАМО.Ф. 33. Оп. 44677. Д. 345. //https://pamyat-naroda.ru

30 Голубев Г.Г. В паре с «сотым». Москва. ДОСААФ. 1978 г. Ук. Соч.

31 ЦАМО.Ф. 33. Оп. 686046. Д. 176. //https://pamyat-naroda.ru

32 ЦАМО.Ф. 33. Оп. 793756. Д.11. Л.110.//https://pamyat-naroda.ru

33 ЦАМО.Ф. 33. Оп. 686196. Д. 233. //https://pamyat-naroda.ru

34 Голубев Г.Г. Крылатые богатыри. Документальные повести. Киев. «Варта». 1997 г.