Полет за облаками. Эндель Пусэп.

13 мая 2024

Работа летчика бомбардировочной авиации дальнего действия (ВВС АДД), представлялась более размеренной и даже монотонной, в отличие, скажем от стремительных и динамичных действий фронтовых бомбардировщиков, штурмовиков и истребителей. Действительно, полет формаций тяжелых бомбардировщиков напоминал слаженные движения стаи перелетных птиц. Чаще всего они натружено гудели за облаками, держа почтительную высоту. Работали с «горизонтального», бомбардируя с высот 4,500 - 5 тыс. метров, что неизменно сказывалось на точности бомбометания. Отчасти это компенсировалось крупным калибром бомб или многочисленностью формации бомбардировщиков. Обычно АДД работала по крупным железнодорожным узлам, особо укреплённым опорным пунктам и аэродромам противника. Создание авиации дальнего действия как самостоятельной боевой единицы, а не отдельных дальнебомбардировочных дивизий в структуре ВВС РККА пришлось на первый период войны. В своих воспоминания Главный маршал авиации А. Е. Голованов писал: «5 марта 1942 г. было принято постановление Государственного Комитета Обороны об организации АДД. Интересная деталь: в представленном проекте постановления, в частности, было указано, что АДД, находится при Ставке Верховного Главнокомандования, ибо мы считали, что «авиации при Ставке» или «авиация Ставки» - понятие одно и то же»1. После 1942 г. соединения АДД, окрепнув в боях, будут привлекаться для нанесения ударов по глубоким тылам врага практически во всех наступательных операциях Красной Армии.

Пусэп Эндель Карлович. Герой Советского Союза. 1940-е гг.

Экипажи бомбардировщиков АДД, чаще всего, имели солидный налет как в гражданской авиации, так и в боевой. Многие командиры «воздушных кораблей» приходили из гражданского воздушного флота (ГВФ), имея за плечами многие часы странствий по воздушным трассам Советского Союза. Одним из них был Эндель Карлович Пусэп. Эндель Пусэп (иногда встречается Пуусэпп), родился 1 мая 1909 г. в хуторе Ной (хутор Самовольный) ныне Партизанского района Красноярского края в семье крестьянина – эстонца2. В дореволюционный период дед Энделя переселенцем прибыл в Енисейскую губернию. Будучи представителем бедняцкой семьи, он эстонской секцией окружкома партии был направлен на обучение в эстонско – финский педагогический техникум города Ленинграда. Там он проучился всего один курс – еще до поступления в педтехникум Эндель мечтал о небе. А попытка найти себя в педагогике, скорее была неким компромиссом в отношении желания его родителей. Интересно, что при выписке свидетельства о рождении в Сельсовете он приписал себе один год. В данном случае это было сделано специально для возможности поступления в летную школу Ленинграда. И, вопреки воли родителей, мечта начала сбываться: 6 июня 1928 г. он добровольцем поступил в ряды Красной Армии и был направлен в Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС. Окончив ее, поступил в Вольскую объединенную школу летчиков и техников. Не остановившись на этом, Пусэп продолжил обучение в 3-й Оренбургской военной авиационной школе летчиков. Там же был оставлен в 1931 г. в качестве летчика – инструктора. В 1933 г. Эндель был повышен до командира звена, а затем и до командира отряда.

С мая 1935 г. Пусэп служил инструктором - летчиком учебного отряда эскадрильи, специализирующейся на «слепом» самолетовождении (полетам вне видимости земли, - прим. авт.), Ейской высшей школы морских летчиков, так как надежного технического оборудования в тот период времени для ВВС не существовало. Необходимо отметить, что такие полеты требовали высокой степени мастерства. Известный летчик – испытатель П.М. Стефановский вспоминал: «Приборов «слепого» оборудования на самолетах той поры не было. Два примитивных креномера - дугообразные трубочки со спиртом и пузырьком воздуха посредине — давали более чем приблизительное представление о поперечном и продольном положении машины»3. А прель 1936 г. принес новое назначение – старший лейтенант Эндель Пусэп стал командиром отряда тяжелых воздушных кораблей. В 1937 г. он вошел в состав экспедиции по поиску пропавшего самолета ДБ-А известного полярного летчика Сигизмунда Леваневского. С марта 1938 г. он был переведен в резерв ВВС в должности пилота московской авиагруппы УПА ГУСМП. Эндель Пусэп много летал в Красноярском крае, занимаясь ледовой разведкой в Карском море и Енисейском заливе, а также транспортировкой средств на арктические станции. Полеты проходили успешно, особенно яркой страницей в биографии летчика стало воздушное сопровождение легендарного дрейфа ледокольного парохода «Георгий Седов» 1937- 1940 гг. За эти успехи 3 февраля 1940 г. Эндель Карлович Пусэп был представлен к ордену Красной Звезды и знаку «Почетный полярник».

Начало Великой Отечественной войны застало Энделя Карловича посреди будничных полетов на север. Еще накануне вторжения 21 июня 1941 г. он в составе экипажа М. В. Водопьянова и штурмана А. П. Штепенко вел разведку льдов в Карском море. Летчики пробыли в воздухе 25 часов, а по приземлению узнали о начале войны. Позднее А.П. Штепенко вспоминал: «В большой битком набитой комнате гостиницы на наш приход никто не обратил внимания, будто это не мы сейчас вернулись с далёкой Арктики после двадцати пятичасового полёта. Через несколько секунд мы тоже забыли свой почти рекордный полёт и все то, что было у каждого из нас до этого дня, до этого часа, когда мы услышали первые слова правительственного сообщения о вероломном нападении Германии на Советский Союз»4. Спустя несколько дней после получения таких известий, они были включены в состав 2-й авиагруппы Северного Флота, а позднее – в 432-й дальнебомбардировочный авиаполк 81-й авиадивизии дальнего действия. И здесь Пусэпа и его товарищей поджидало весьма сложное задание – бомбардировка Берлина. К 8 августа 1941 г. в штабе ВВС Балтийского флота был составлен план удара по столице Рейха. Это предложение нашло отклик в Ставке по понятным политическим причинам: люфтваффе еще в ночь на 22 июля произвели бомбардировку Москвы, сбросив на советскую столицу 104 тонны фугасных бомб, а также 46 тыс. килограммовых «зажигалок». По официальным данным, пострадали 792 человека, из них 130-150 погибли5. При этом немцы потеряли только два бомбардировщика и еще шесть получили повреждения, хотя столичное ПВО заявило о 14 сбитых немецких самолетах.

Советской стороне предстояло ответить в том же духе. Изначально было решено действовать силами морских летчиков минно – торпедных полков. Так как самолеты ДБ-3 и ДБ-3Ф (Ил-4) по дальности полета не могли достичь Берлина с ленинградских аэродромов, было решено действовать с летных площадок Кагул и Асте на острове Эзель (Саарема). В этом случае советские машины имели шанс достичь столицы агрессора, но трудность для летчиков заключалась в том, что из 1760 км пути – 1400 км проходила над морем, что в случае повреждения самолета исключало возможность аварийной посадки. Первый налет на Берлин состоялся в ночь на 8 августа 1941 г. «Хроника войны на Балтике» сообщает: «В ночь с 7 по 8 августа 15 ДБ-3 вылетали на первую бомбардировку Берлина. До цели дошло 5 самолетов, сбросивших с высоты 6.000 метров 30 ФАБ-100 по центру города». Остальные самолеты сбросили бомбы на подходах к Берлину. Все самолеты благополучно вернулись на свой аэродром»6. Второй налет состоялся в ночь на 9 августа: немецкую столицу атаковало 12 бомбардировщиков ДБ-3. Было сброшено 72 бомбы ФАБ-100. Из вылета не вернулся один самолет, севший на воду в море. Экипаж был подобран нашим катером, а самолет утонул7. В современных публикациях утверждается, что Эндель Пусэп участвовал в первых налетах еще 8 августа, что неверно: 81-я дальнебомбардировочная авиадивизия подключилась к операции только 10 августа. Собственно, это отмечается и в наградном документе о представлении его к ордену Отечественной войны I степени: «Герой Советского Союза майор Пусэп Э.К. в действующей армии с 10 августа 1941 г. Быстро растущий, волевой, энергичный и инициативный командир, беззаветно преданный делу партии Ленина – Сталина и Социалистической Родине»8. Иными словами, вылет на Берлин 10 августа был для Энделя Карловича первым боевым.

Постараемся описать первый боевой опыт на тот момент капитана Пусэпа. После первых бомбардировочных рейдов в помощь балтийцам придали 81-ю дальнебомбардировочную авиадивизию, из состава которой после ревизии было отобрано 10 бомбардировщиков ТБ-7 (Пе-8) и 16 Ер-2. Капитан Эндель Пусэп принял участие в налете на Берлин в ночь на 10 августа. С самого начала старта у группы советских бомбардировщиков начались происшествия. В начале при взлете потерпел катастрофу Пе-8 майора К.П. Егорова, а Ер-2 младшего лейтенанта А.И. Молодчего не сумел оторваться от грунтовой полосы, и въехал в канаву, надломив одну из стоек шасси. На этом испытания для летчиков не закончились. Дело в том, что проводимая в глубокой тайне операция стала неожиданностью для своей же ПВО. Так, ТБ-7 майора Тягунина из 432-го авиаполка был поврежден своими зенитками. К сожалению, только часть экипажа смогла покинуть обреченную машину. Кроме того, через некоторое время от взлетевших бомбардировщиков стали поступать доклады, что они атакованы советскими истребителями. В разрозненном строю оставшиеся самолеты продолжили полет к столице Германии. Предположительно, в районе цели погиб бомбардировщик капитана Степанова, а на обратном пути Ер-2 лейтенанта К Б.А. Кубышко был снова атакован своим истребителем, и сбит. Экипаж спасся на парашютах. ТБ-7 старшего лейтенанта А.И. Панфилова был поврежден зенитным огнем немцев, но смог сбросить бомбы на цель. Он смог дотянуть только до Финляндии, где и совершил вынужденную посадку. Большая часть экипажа погибла, остальные попали в плен к финнам.

Во всей этой неразберихе тяжелой августовской ночи вел свой бомбардировщик сам командир 81-й дальнебомбардировочной дивизии Михаил Васильевич Водопьянов. Вторым пилотом был Эндель Пусэп. Их тоже не миновала участь излишней секретности операции: еще над своей территорией ТБ-7 был атакован истребителем И-16, но смог оторваться от него, долетев и отбомбившись по Берлину. Здесь ТБ-7 был подбит огнем зенитной артиллерии, и повернул назад, дотянув до Эстонии. Времени выбирать удобную площадку не было, и командир воздушного корабля Водопьянов решил произвести посадку прямо на ночной лес. После войны Михаил Васильевич так опишет свое непростое решение: «Я принял решение: садиться на густой лес, подальше от дорог. По крайней мере, фашисты не скоро доберутся до нас, а может быть, нам посчастливится встретиться с советскими людьми. Что касается самой посадки на лес, мне лично это приходилось делать впервые, но я отлично помнил рассказ моего Друга Ильи Павловича Мазурука, которому пришлось однажды садиться прямо на таёжные заросли, и он даже не сломал машину»9. Совместными усилиями Водопьянов и Пусэп смогли посадить тяжелую четырёхмоторную машину, и спасти жизнь экипажу. Поврежденный самолет пришлось сжечь, пробираясь уже налегке по оккупированной противником территории. Здесь -то и пригодилось знание Энделем эстонского языка: общаясь с местными жителями, экипажу через два дня удалось пробиться к своим. В целом, рейд трудно назвать успешным: из десяти вылетевших бомбардировщиков к столице Рейха пробилось только шесть, а обратно вернулось два.

За участие в этом рейде Пусэп 20 августа 1941 г. был награжден орденом Красного Знамени «За образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом доблесть и мужество»10. Но война продолжала испытывать Энделя Карловича на прочность. Он продолжал нести службу в 746-м авиаполку дальнего действия. Собственно, вышеописанный налет на Берлин стал, своего рода, «боевым крещением» полка. Полк по – прежнему выполнял задачи по бомбардировке целей в глубоком тылу противника. Например, 7 ноября 1941 г. самолет Пусэпа после успешного выполнения задания по уничтожению электростанции в Данциге на обратном маршруте был подбит зенитным огнем. Командир не стал рисковать жизнью одиннадцати членов экипажа и приказал покинуть обреченную машину на парашютах11. Сам летчик был в этом вылете ранен осколком зенитного снаряда и получил травмы позвоночника. После излечения Пусэп был назначен командиром воздушного корабля 746-гоавиаполка дальнего действия. География действий полка на советско – германском фронте была широкой. Так, в марте 1942 г. во время Любанской наступательной операции Красной Армии, часть активно бомбардировала окруженный гарнизон врага в самой Любани. Фрагмент из боевого приказа штаба 746-го полка доносит следующее: «Войска противника, находящиеся в городе Любань, окружены нашими войсками. Противник стремится выйти из окружения. 746-й АП ДД в ночь с 16.03 по 17. 03 1942 г. бомбардировать ж\д станцию и город Любань с задачей уничтожения войск и железнодорожных эшелонов»12. На задание вылетало три бомбардировщика. Третий самолет вел капитан Пусэп. Еще один пример боевой работы полка и капитана Пусэпа относится к апрелю 1942 г., когда четыре самолета 746-го полка вылетали бомбардировать железнодорожный узел города Витебск13. Этот пример наглядно иллюстрирует тот факт, что в услугах АДД нуждались на разных участках фронта.

В апреле 1942 г. Эндель Карлович, уже в звании майора, был представлен к высокой награде – званию Героя Советского Союза. В наградном листе отмечалось: «Товарищ Пусэп является летчиком. [..] За этот период имеет 30 ночных боевых вылетов по ближним и дальним тылам противника, в том числе один вылет на Берлин, два вылета на Данциг, Кёнигсберг, Вильно и другие крупные опорные объекты противника. За это время имеет 163 часа ночного боевого полета, при этом сбросив по целям противника 100 000 кг бомб и свыше 3 млн. листовок на русском и немецком языках. [..] В воздухе инициативен, является волевым, настойчивым командиром при выполнении боевых заданий командования»14. Документы отмечают несколько интересных фронтовых случаев. Например, при ночном бомбометании железнодорожного узла в Витебске, при сильном противодействии зенитной артиллерии, прожекторов и истребителей врага, экипаж, под его управлением, успешно выполнил задание, заявив сбитым один истребитель люфтваффе. В выше цитированном наградном листе также упоминается такой успех экипажа Пусэпа: «Так, например, при бомбометании железнодорожного узла города Смоленск с высоты 4 000 м при сильном противодействии зенитной артиллерии крупного и среднего калибра и тридцати мощных прожекторов, корабль товарища Пусэпа сделал четыре захода, сбросив бомбы крупного калибра по цели, чем вызвал большие разрушения и пожары»15.

В конце апреля 1942 г. в карьере Энделя Карловича наметился новый поворот. Еще в марте того же года командование АДД занималось разработкой маршрута полета делегации Наркомата иностранных дел в Англию и США. Одним из перспективных вариантов стало предложение А.Е. Голованова о полете на дальнем бомбардировщике над линией фронта через Исландию и Канаду. В теории этот вариант представлялся более безопасным. Уже 28 апреля курсом на Англию в воздух поднялся ТБ-7 под командованием С.А. Асямова. Пусэп выполнял роль второго пилота. В целом весь экипаж обладал большой летной практикой: кроме перечисленных пилотов роль штурманов выполняли А.П. Штепенко и С.М. Романов. Успешно достигнув берегов «туманного Альбиона», машина приземлилась на аэродроме Тилинг в Шотландии, откуда уже на английском самолете экипаж и пассажиры отправились в Лондон. Это был пробный полет, но он принес тяжелую утрату: 30 апреля во время перелета в составе смешанной советско – английской делегации на аэродром Тилинг на английском транспортном самолете D.H.95 «Фламинго», погиб Асямов. На обратном пути в Москву ТБ-7 пилотировал только Пусэп. Итак, маршрут был апробирован, и 19 мая 1942 г. майор Эндель Пусэп получил важную задачу по доставке советской делегации во главе с В.М. Молотовым, который, по словам Ф.И. Чуева: «Всю войну был Первым и единственным заместителем Председателя Государственного Комитета Обороны и народным комиссаром по иностранным делам»,16 в Англию и США с целью проведения переговоров, касающихся открытию второго фронта в Европе. Полет проходил над оккупированной территорией СССР, Швецией, Норвегией, через Атлантику с посадками в Англии, Исландии, Канаде и США. 29 мая 1942 г. Пе-8 (ТБ-7), пилотируемый Пусэпом, успешно приземлился в столице США Вашингтоне17. В июне 1942 г. Эндель Карлович был назначен командиром эскадрильи самолетов Пе-8 «родного» 746-го авиаполка, вошедшего в состав 45-й авиадивизии дальнего действия (45-й АД ДД), созданной еще 21 мая 1942 г.

Слева направо Э.К. Пусэп В.М. Молотов и С.М. Романов в поезде. Англия 1942 г.

В сентябре – октябре 1942 г. дивизия работала на сталинградском направлении, усиливая 8-ю Воздушную Армию. Причем лучшей по результатам работы в сентябре стала первая эскадрилья 746-го авиаполка, которой командовал Герой Советского Союза майор Пусэп. В октябре задач прибавилось. По словам исследователя Д. М. Дегтева: «Чтобы ослабить ударную мощь германской авиации, штаб 8-й Воздушной Армии совместно с командованием АДД разработал воздушную операцию против немецких аэродромов. К ней было решено привлечь все исправные самолеты и сразу три дальнебомбардировочные авиадивизии»18. Удар наносился сразу по 13 авиабазам люфтваффе. Атаки ВВС РККА продолжались с 28 по 30 октября, при этом было потеряно 22 советских самолета. К сожалению, эффективность налетов, если верить ссылающемуся на немецкие источники Д.М. Дегтеву, оказалась невелика: за весь октябрь на авиабазах немцев пострадало только два самолета – корректировщик ФВ-189 (борт. № 200) и истребитель Ме-109G-2 из JG-5219. Для Энделя Карловича последовало очередное повышение: в октябре он в звании подполковника возглавил 890-й авиаполк дальнего действия в составе 45-й АД ДД, который был признан командованием лучшим по итогам боевой работы в дивизии. Он участвовал в рейдах на крупные тыловые объекты в оккупированных врагом городах: Орле, Курске и Белгороде. За успешные выполнения боевых заданий подполковник Пусэп 31 декабря 1942 г. был представлен к ордену Отечественной войны I степени.

Экипаж бомбардировщика Пе-8 890-го БАП. Фото с сайта httpava.org.ru

Помимо фронтовой деятельности Эндель Карлович продолжал совершать дальние перелеты в интересах отечественной дипломатии. Такой перелет состоялся 13 марта 1943 г. по маршруту Москва – Англия – Москва. С 12 июля 1943 г. 45-я АД ДД принимала участие в орловской операции «Кутузов». Собственно, удары дальних бомбардировщиков стали своеобразными предвестниками начала сражения. Кроме того, дивизия поучаствовала в Духовщинско - Демидовской наступательной операции Красной Армии. В декабре 1943 г. 45-я АД ДД вошла в состав 8-го авиакорпуса дальнего действия (8-й АК ДД). С весны 1944 г. личный состав 890-го авиаполка начал переучивание на более совершенную материальную часть – американские бомбардировщики В-25 «Митчелл» и В-24 «Либерейтор», хотя старые Пе-8 продолжали оставаться на вооружении самой дивизии, так как только они могли нести самые тяжелые на тот момент бомбы, применяемые ВВС РККА: ФАБ-1000 и ФАБ-2000. Эндель Карлович, как и его подчиненные, в полной мере овладел американской машиной, продолжая совершать боевые вылеты по дальним коммуникациям противника, хотя на этом самолете он совершил не более четырех боевых вылетов. Все же, большая часть боевой работы для него прошла на отечественном Пе-8. Интересно, что в наградных документах можно встретить упоминание об освоении 890-м полком, и Энделем Карловичем в частности, знаменитых американских тяжелых бомбардировщиков В-17, но факта боевого применения этих «Боингов» на Восточном фронте пока обнаружить не удалось.

Особенно важным было участие сил АДД в Белорусской наступательной операции «Багратион». Однако и противник задействовал против наших бомбовозов ночные истребители из эскадры NJG-100. Так, например, после полуночи, 28 июня «юнкерс», в модификации ночного истребителя, перехватил на высоте 4 000 м севернее Барановичей два «Либерейтора»20. Конечно, немцы спутали тип самолета, это были не «Либерейторы», а два Пе-8 из 45-й АД ДД, которые не вернулись той ночью с боевого задания. В конце июня акцент ударов АДД изменился. Историк авиации Д.Б. Хазанов указывает, что: «В конце июня АДД стала действовать преимущественно по железнодорожным узлам и станциям, многие из которых находились в оперативной глубине обороны противника»21.

После успешно проведённой Белорусской операции, 45-я АД ДД была задействована в Бобруйской и Минской операциях войск Красной Армии, а в сентябре дивизия в составе 8-го АК ДД находится на другом театре боевых действий, участвуя в Рижской наступательной операции. Незадолго до начала боевой работы над Прибалтикой (04.09.1944 г.) командир 890-го авиаполка дальнего действия подполковник Пусэп был награжден орденом Суворова III степени. В наградном листе подчеркивалось: «За время Великой Отечественной войны с немецкими захватчиками лично совершил 78 ночных боевых вылетов на самолете Пе-8. [..] В полку повысилась дисциплина и организованность личного состава. Тактический уровень подготовки боевых экипажей поднят на должную высоту и грамотно используется в бою. Лично является отличным и отважным летчиком, дисциплинированный, требовательный, волевой и решительный командир. За время летной работы имеет налет: днем – 3103 ч. и ночью 469 ч.»22.При участии в освобождении Прибалтики полк под командованием Пусэпа атаковал стратегические объекты врага в тылу, в том числе, такой важный объект инфраструктуры группы армий «Север», как латвийский порт Либава (сегодня Лиепая – прим. авт.). В декабре этого года командира 890-го авиаполка нашла медаль «За оборону Сталинграда»23, примерно тогда же он получил звание полковника. В январе – марте 1945 г. полк содействовал штурму советскими войсками Кёнигсберга, о чем свидетельствует награждение его командира медалью за взятие этого города. Кроме того, приказом от 23 июля 1945 г. Эндель Карлович был представлен к еще одной полководческой награде: ордену Александра Невского24. Заслуженные награды продолжали находить место на кителе героя. Так, приказом от 10 августа 1945 г. полковник Пусэп был награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»25. Были и другие награды: медали «За оборону Москвы» и «За оборону Ленинграда».

Однако боевые ранения контузии начали сказываться на здоровье отважного летчика и командира. После нескольких перенесенных операций врачебной комиссией Эндель Карлович был признан негодным по стоянию здоровья для дальнейшего прохождения службы в авиации. Он переехал по приглашению правительства Эстонии на историческую родину, где возглавил Главное управление автотранспорта республики. На этом поприще он также зарекомендовал себя, поэтому в 1951 г. Пусэп избрали заместителем председателя Президиума Верховного Совета Эстонской ССР. Затем занимал не менее важные государственные посты: министр социального обеспечения республики, председатель республиканского Комитета защиты мира. За мирный труд к боевым наградам добавились трудовые: три ордена Трудового Красного Знамени, ордена Дружбы народов и Знак Почета26. Знаменитый летчик умер в 1996 г. и был похоронен в Таллине. В память о его заслугах на здании Красноярского Управления воздушного транспорта установлена мемориальная доска. Помимо этого, в Шалинском районе Красноярского края, на месте, где ранее был хутор семьи Пусэпов, в честь Героя Советского Союза Энделя Карловича Пусэпа воздвигнут памятный камень. В с. Шалинское Манского района и в п. Запасной Имбеж Партизанского района Красноярского края 6 мая 2015 г.

Пусэп Эндель Карлович. Герой Советского Союза. 1972г.

Автор: Ромашков Ю.В., научный сотрудник мемориального комплекса В.П. Астафьева.

Примечания:

  1. Голованов А.Е. Дальняя бомбардировочная...Москва. ООО «Дельта НБ». 2004 г.
  2. Присвоить звание Героя. Историко-публицистическое краеведческое издание, посвященное 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Красноярск: Поликор. 2015.
  3. Стефановский П.М. Триста неизвестных. Москва. Воениздат. 1968 г.
  4. Штепенко А. П. На дальнем бомбардировщике. Записки штурмана. Москва. Воениздат. 1945 г.
  5. Дегтев Д.М. Зубов Д.В. Воздушная битва за Москву. «Сталинские соколы» на защите столичного неба. 1941 – 1944 г. «Центрполиграф». 2019 г.
  6. Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Балтийском море и Ладожском озере с 22 июня по 31 декабря 1941 г. Выпуск 1. Военмориздат. 1945 г.
  7. Широкорад А.Б. Разбомбить Европу. Москва. «Вече». 2016 г.
  8. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 682525. Д. 9. Наградной лист на Пусэпа Э.К. о представлении его к ордену Отечественной войны I степени. [Электронный ресурс]. Режим доступа: // https://pamyat-naroda.ru
  9. Водопьянов М. В. Полярный летчик.Москва. Детгиз. 1959 г.
  10. ЦАМО. ГАРФ. Ф. Р7523. Оп.54. Д.4. Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении орденами летчиков, борттехников Военно – Воздушных Сил Красной Армии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: // https://pamyat-naroda.ru
  11. Присвоить звание Героя. Историко-публицистическое краеведческое издание. Ук. Соч. С.51.
  12. ЦАМО. Ф. 20004. Оп. 0000001. Д. 0070. Боевой приказ штаба 746-го АП ДД. [Электронный ресурс]. Режим доступа: // https://pamyat-naroda.ru
  13. ЦАМО. Ф. 20004. Оп. 0000001. Д. 0096. Боевой приказ штаба 746-го АП ДД. [Электронный ресурс]. Режим доступа: // https://pamyat-naroda.ru
  14. ЦАМО. Ф.33. Оп. 793756. Д. 39. Наградной лист о представлении Э.К. Пусэпа к званию Героя Советского Союза. [Электронный ресурс]. Режим доступа: // https://pamyat-naroda.ru
  15. Там же. Л. 206. [Электронный ресурс]. Режим доступа: // https://pamyat-naroda.ru
  16. Чуев Ф.И. «Сто сорок бесед с Молотовым: из дневника Ф. Чуева». Москва. 1991 г.
  17. Присвоить звание Героя. Историко-публицистическое краеведческое издание, посвященное 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Ук. Соч. С. 52.
  18. Дегтев Д.М. Воздушная битва за Сталинград. Операции люфтваффе по поддержке армии Паулюса 1942 -1943 гг. «Центрполиграф». 2021 г.
  19. Там же. С. 294.
  20. Tony Wood's Combat Claims & Casualties Lists. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://allaces.ru
  21. Хазанов Д. Б. Авиация в операции «Багратион». Москва. 2019 г.
  22. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 690155. Д. 5309. Приказ по авиации дальнего действия от 4 сентября 1944 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: // https://pamyat-naroda.ru
  23. ЦАМО. Ф. 480. Оп. 7110. Д. 24. Акт № 242 вручения награжденным медалей «За оборону Сталинграда» от 31 декабря 1944 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: // https://pamyat-naroda.ru
  24. ЦАМО. Ф.33. Оп. 690306. Д. 2909. Приказ по 18-й Воздушной Армии от 23 июля 1945 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: // https://pamyat-naroda.ru
  25. ЦАМО. Ф. 480. Оп. 7110. Д. 168. Акт №21 вручения награжденным медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» от 10 августа 1945 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: // https://pamyat-naroda.ru
  26. Присвоить звание Героя. Историко-публицистическое краеведческое издание, посвященное 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Ук. Соч. С. 52.