Профессия «штурмовик»

19 января 2022

Пожалуй, из всех профессий в боевой авиации Второй мировой войны, самой опасной справедливо считалась профессия летчика – штурмовика. Дело в том, что свою работу пилоты штурмовиков осуществляли на крайне низких высотах, что увеличивало риск противодействия систем ЗА (зенитной артиллерии) и, особенно, МЗА (мелкокалиберной зенитной артиллерии), плотность которых в наземных войсках постоянно увеличивалась. К тому же, по словам исследователя О. В. Растренина, опыт Великой Отечественной войны показывает, что фактически главной ударной силой ВВС КА была штурмовая авиация. Значение и роль штурмовой авиации в ходе войны неуклонно возрастало. Соответственно этому возрастал и удельный вес штурмового самолета Ил-2 в составе ВВС КА.1 Собственно говоря, сам легендарный штурмовик стал не просто самым массовым советским самолетом, производимым отечественной промышленностью для фронта – всего было построено свыше 36 тыс. экземпляров,2 но и самым массовым с точки зрения применения. Об этом говорят цифры: из общего числа 2 904 778 боевых самолето-вылетов, выполненных фронтовой авиацией ВВС КА в ходе войны, 643 557 вылетов (или 22,2 % всех вылетов) приходится на самолеты штурмовой авиации. Конечно, специфика работы штурмовиков предопределила и их потери. Как известно, из всего произведенного количества самолетов Ил-2 в ходе боев были потеряны 10 759 единиц. В том числе: в 1941 г. – 533, в 1942 г. – 1676, в 1943 г. – 3515, в 1944 г. – 3344 и в 1945 г. – 1691.3

Цуканов (слева) стоит с другом в лесу. 12 мая 1944г.

Среди погибших в победном 1945 г. 1691 самолета Ил-2, был и штурмовик, который пилотировал заместитель командира эскадрильи 828-го штурмового авиаполка старший лейтенант Григорий Александрович Цуканов. Григорий Александрович родился в 1915 г. в селе Усть – Кандыга сегодняшнего Рыбинского района Красноярского края. Получив семь классов образования, а затем и специальность – мастера электрооборудования, он решает связать свою жизнь с авиацией. В 1936 г. он оканчивает Красноярский аэроклуб, где остается на должность летчика – инструктора до ноября 1941 г., параллельно пройдя шестимесячные курсы летчиков гражданской авиации. На фронт Григорий Александрович был призван в конце 1941 г. и в декабре того же года зачислен в 679-й транспортный авиационный полк 7-й Воздушной Армии Карельского фронта. Неоднократно Цуканову приходилось вылетать на задание в сложных метеоусловиях. Об этом хорошо свидетельствует текст наградного листа о представлении его к медали «За Отвагу»: «При выполнении боевых заданий 13.04. 1942 г., на самолете У-2 летал в тыл противника по высадке партизан. Не смотря на противодействие ЗА, плохих метеоусловий и перегрузку самолета, посадку в тылу произвел хорошо, перебросил три человека с вооружением и продовольствием туда и обратно».4 Были в его летной биографии и вылеты на поиски не вернувшихся советских самолетов, которые он тоже выполнял порой, в сложных метеоусловиях.

В июле 1943 г. лейтенант Цуканов прошел переподготовку на самолет – штурмовик Ил-2. С этого периода времени началась его служба в 828-м штурмовом авиаполку (ШАП) 261-й смешанной авиадивизии (САД) той же 7-й Воздушной Армии Карельского фронта. В качестве летчика – штурмовика теперь уже старший лейтенант Цуканов отличился при атаке вражеского аэродрома в районе Тунг – Озера. Описываемые события происходили 2 апреля 1944 г., когда одиннадцать самолетов Ил-2 под прикрытием десяти истребителей Ла-5, вылетели на штурмовку аэродрома противника. В результате бомбо–штурмового удара (БШУ), по данным советской стороны было уничтожено восемь вражеских самолетов. Создано четыре крупных очага пожара и подавлен огонь зенитных батарей. В районе цели произошел бой с истребителями немцев, в результате которого 828-й ШАП потерял два Ил-2. Кроме того, еще два советских штурмовика было сбито зенитным огнем.5 В этом боевом вылете Цуканов лично уничтожил на аэродроме один самолет противника. Примечательно, что, судя по наградному документу о представлении его к ордену Отечественной войны II-й степени, в том бою истребители люфтваффе атаковали самолет Цуканова девять раз! В итоге Григорий Александрович все же довел изрешеченный самолет до аэродрома и успешно совершил посадку.6 В этом воздушном бою нашим летчикам противостояли пилоты из 5-й истребительной эскадры (JG-5) «Айсмеер».

Начиная с июня 1944 г. 828-й ШАП учувствует в Свирско-Петрозаводской наступательной операции Красной Армии, в результате которой советские войска нанесли поражение финской армии, освободив большую часть Карело – Финской ССР. Старший лейтенант Цуканов отличился в этих боях. Так, согласно наградным документам, с 20 июня по 5 июля 1944 г. он лично нанес ущерб противнику, уничтожив пять орудий полевого типа, подавил огонь трех арт-батарей и двух зенитных батарей, взорвал склад с арт. снарядами. Уничтожил один деревянный мост. В время атаки техники и живой силы противника 5 июля 1944 г., в его Ил-2 попал зенитный снаряд, но летчику снова удалось довести подбитую машину до аэродрома. За успехи в боях приказом от 21 июля 1944 г. старший лейтенант Цуканов был награжден орденом Красного Знамени.7 Сам 828-й ШАП получил правительственную благодарность за успешные действия в поддержке наземных частей при форсировании реки Свирь.

С октября 1944 г. полк, в составе которого воюет Цуканов, учувствует в Петсамо-Киркенесской операции, итогом которой стало поражение 20-й горной немецкой армии в Северной Финляндии и ликвидирована угроза Мурманску и северным морским путям в СССР. В октябре Григорий Александрович Цуканов неоднократно водил эскадрилью штурмовиков в бой. Например, 10 октября 1944 г. при бомбардировке и штурмовке артиллерийских позиций противника в районе юго – восточнее двух км Луостари, прямым попаданием бомб уничтожил четыре автомашины с грузом, одно орудие ЗА, сжег два дома и убил до десяти солдат и офицеров противника.8 Тогда же, в октябре он был награжден орденом Александра Невского, а сам полк получил очередную благодарность за овладение городом Петсамо (Печенга). После этих событий 828-й ШАП, был выведен из состава 261-й ШАД и включен в состав 260-я ШАД, а сама штурмовая дивизия выведена из состава 7-й Воздушной Армии и подчинена 4-й Воздушной, сражающейся на подступах к Восточной Пруссии.

В тот день штурмовики 4-й ВА работали в интересах наступающего 8-го Гвардейского танкового корпуса и частей 2-й Ударной Армии, подавляя огневые средства и уничтожая технику и живую силу противника. Вся 260-я ШАД совершала боевые вылеты в районе польского города Цеханув, отчитавшись об уничтожении шести батарей противотанковой артиллерии, семидесяти автомобилей, и двадцати повозок. Сюда же можно добавить один паровоз, склад с боеприпасами и подожженный эшелон. К сожалению, во время налета на ж\д станцию, прямым попаданием зенитного снаряда был сбит Ил-2 старшего лейтенанта Григория Цуканова.9 Летчик погиб. Хотя изначально в приказе об исключения из списков Вооруженных сил, он отмечен как не вернувшийся с боевого задания.10 В этом свете любопытна еще одна деталь. В разных источниках, посвященных Григорию Цуканову нередко упоминают таран. В частности, указывается, что, будучи сбитым, он направил свой самолет на вражеский железнодорожный эшелон. Однако ни в наградных документах, не в журнале боевых действий дивизии такого факта не отмечено. Ничего по этому поводу не говорит и журнал боевых действий 4-й Воздушной Армии, хотя его составители отметили потерю всех самолетов этого объединения за день. Ведь кроме «Ила» Цуканова советские ВВС потеряли еще двадцать четыре машины, сбитых зенитным огнем и истребителями люфтваффе.11 И еще. После гибели Григория Александровича, его земляк и однополчанин, будущий Герой Советского Союза Анатолий Васильевич Тимошенко напишет на фюзеляже своего самолета: «За Гришу!». Анатолий Васильевич позднее писал: «Григорий Александрович Цуканов, рождения мы с ним вместе из Красноярска. Вместе провели детство, школу, ФЗУ, и вместе начали свой авиационный путь от авиамоделей, планерной школы и аэроклуба – все в родном Красноярске».12

Тимошенко А.В. Герой Советского Союза стоит у боевого самолета с надписью «За Гришу!»

Тем не менее, несмотря на то, что следов тарана в отчетных документах отыскать не удалось, это совсем не умаляет заслуг Григория Александровича. Он воевал героически, ежедневно поднимаясь в воздух, неся ответственность не только за себя, но и как штурман и заместитель командира эскадрильи – за вверенных ему людей. Часто бывая в самом пекле сражения, действуя с малых высот по боевым порядкам врага, он, как и все пилоты самолетов Ил-2, рисковали больше других авиаторов, неоднократно подтверждая простую истину о том, как нелегка профессия «штурмовик».

Автор: Ромашков Ю.В. , научный сотрудник Красноярского краевого краеведческого музея

Примечания:

1 Растренин О. В. «Летающие танки Ильюшина». Наследники Ил-2. Москва. «Яуза». 2018 г.

2 Мерников А.Г. Самолеты Великой Отечественной войны. Москва. АСТ. 2019 г.

3 Зефиров М.В. Дегтев Д.М. «Лаптежник» против «Черной смерти». Обзор развития и действий немецкой и советской авиации в ходе Второй мировой войны. Москва. АСТ. 2008 г.

4 ЦАМО. Ф. 33. Оп. 682526. Д. 749. // https://pamyat-naroda.ru

5 ЦАМО. Ф. 342. Оп. 0005440. Д. 0203. Журнал боевых действий 7-й Воздушной Армии за апрель 1944 г. // https://pamyat-naroda.ru

6 ЦАМО. Ф. 33. Оп. 690155. Д. 1487. // https://pamyat-naroda.ru

7 ЦАМО. Ф. 33. Оп. 690155. Д. 4658. // https://pamyat-naroda.ru

8 ЦАМО. Ф. 33. Оп. 690155. Д. 6708. // https://pamyat-naroda.ru

9 ЦАМО. Ф. 319. Оп. 0004798. Д. 0458. Журнал боевых действий 260-й ШАД за январь – февраль 1945 г. // https://pamyat-naroda.ru

10 ЦАМО. Ф. 33. Оп. 11458. Д. 647. // https://pamyat-naroda.ru

11 ЦАМО. Ф. 319. Оп. 0004798. Д. 0435. Журнал боевых действий 4-й Воздушной Армии за январь 1945 г. // https://pamyat-naroda.ru

12 КГБУК ККМ. ОФ. 9781/4. Воспоминания Героя Советского Союза Тимошенко А.В. «Служили два друга в полку» о товарище Г.А. Цуканове. 1975 г.