Имею честь известить почтеннейшую публику…
Русский театр берет свое начало с народных обрядов, площадных бродячих зрелищ. ХVIII век стал временем расцвета искусства первых актеров-профессионалов – скоморохов. И в первой же его половине возникает масса любительских театров, актерами которых явились чиновники, учащиеся, солдаты, ремесленники. Широко были распространены кукольные театры – вертепы. В старое время приезд «комедиантов» оповещал население сигнал «трубя в трубу». В 1756 г. в Санкт-Петербурге был учрежден первый государственный русский театр. Истинные шедевры и низкопробные произведения – все находили свое место на русской сцене. А что же губернский город Красноярск?
Красноярск на протяжении десятилетий оставался провинциальным городом. Небольшая культурная среда не могла расшевелить основную массу городского населения, состоявшую из мещан и чиновников. Досуг последних зависел от доходов, образования, служебного положения. Вечерами чиновники собирались по домам, в воскресные дни посещали церковь, молодые канцеляристы устраивали вечеринки. Летом город чаще всего пустовал, т.к. золотопромышленники, их семьи и служащие выезжали на прииски. В зимнее время устраивались балы и маскарады с различными затеями, святочные маскарады. Играли в различные игры: почту, карты, фанты, стукалку, «цвик», дамы играли в лото, по домам устраивали лотерею. Много проходило маскарадов с «интригующими масками» на злобу дня, хорошо узнаваемыми, которые вошли в моду в середине XIX в.
На Масленицу горожане катались по улицам, устраивали катушки с горы, летом – лодочные гуляния по Енисею. Природа наградила Сибирь необычайной привлекательностью. Окрестности уездного города всегда отличала особая живописность: пышная растительность, причудливой формы горы, а всё вместе очаровывало как местное население, так и путешественников. В летнее время устраивались пикники, прогулки и гуляния в загородные места: в деревню Дрокино в 12 верстах от Красноярска, на плотбище близ мужского монастыря, близ Черной сопки, которая со стороны города была очень живописной. В западной части гор располагалась скала «Токмак» у подножия которой располагалась деревня Базаиха при устье речки с таким же названием. Это было одно из мест расположения городских дач. Село Торгашинское славилось ключевыми водами, которые манили к себе в воскресные и праздничные дни многие семейства.А еще близкая палеонтологическая пещера, открытая наставником Красноярской учительской семинарии П.С. Проскуряковым. Знаменитые Столбы правобережья – одно из самых любимых мест отдыха горожан, которые не только влекли своей красотой пейзажа и широтой далей с гор, но и помогали приобрести хорошую физическую закалку. Река Енисей хорошо известна жителям и своими островами: «Телячий», «Татышев», «Посадный», «Пашенный» и др. В 1870-х гг. на «Телячьем» острове был устроен сад с клумбами, дом с верандой, буфет и кухня; горожане приплывали к острову на лодках, что тоже вносило некоторую экзотику в отдых красноярцев. И другие острова служили местом гуляний и купаний жителей города1. В изобретении таких сезонных увеселений особенно отличалась жена енисейского губернатора В.К.Падалки (в 1845-1860-х гг.) – Елена Вильгельмовна.
Красноярский городской сад был не менее любимым местом для летних прогулок горожан. Устройство его началось еще при губернаторе А.П. Степанове, но особенно благоустраивалось при В.К. Падалке. Стараниями последнего сад был распланирован, на главной и боковых аллеях разбиты клумбы. Выстроено летнее помещение для Благородного собрания, крытая веранда для танцев, помещения для игры в кегли, китайская беседка. В 1884 г. сад обнесли забором. Летом в воскресные и праздничные дни с «дозволения начальства» устраивались платные и бесплатные гуляния с музыкой, танцами, китайскими фонариками, фейерверками, пусканием воздушных шаров. В городе заранее расклеивались анонсы разного содержания, которые манили горожан: «15 августа в городском саду устроено будет большое гуляние с оркестром военной музыки, туманными картинками и фейерверком. Сад будет иллюминирован». В зимнее время года на главной аллее сада сооружался каток. Отошлем читателя к нескольким строкам стихотворения местного поэта А.М.Бутакова, который насмешничал над «сбиравшейся» публикой:
Во время лета вечерами
Сбираются в публичный сад.
Там все гуляют чинно, важно,
Все как убитые молчат,
И только изредка отважно
Косясь, друг на друга глядят.
В 1850-е гг. городская дума отдавала в аренду под собрание дом, находившийся в городском саду, за 60 руб. серебром; в другие годы Благородному собранию передавался еще один дом в том же городском саду. Отметим, что в некоторые годы в сад не допускалась простолюдины. В летние воскресные и праздничные дни в саду устраивались платные и бесплатные гуляния с песенниками, музыкой полкового оркестра, танцами. 20 июля 1892 г. очередное гуляние в саду иллюминировалось разноцветными фонарями, плошками и бенгальскими огнями. В воздух был пущен большой воздушный аэростат, в шесть раз больше всех, пущенных в Красноярске. Затем впервые было представлено фейерверочное зрелище «Огнедышащая гора Везувий», выбрасывающая лаву, шлаки и расплавленные разноцветные камни. Многие гуляния сопровождали комические и акробатические номера, магнетизеры.
В 1893 г. в саду появилась венецианская карусель. Цена за вход составляла 25 копеек, дети моложе 10 лет – 15 копеек. В случае дождя или другого непредвиденного происшествия гуляния отменялись. Знаком служило отсутствие флага на воротах сада к 5 часам вечера2.
В саду устраивались и благотворительные увеселения в помощь бедным, погорельцам, недостаточным учащимся школ и др. 8 августа 1897 г., в городском саду, с этой целью, Общество вспомоществования учащимся Енисейской губернии устроило большое гулянье с оркестром военной музыки, туманными картинками и фейерверком, собранные средства пошли на народные школы3. В 1850 г. декабрист Г.С. Батеньков, находившийся на поселении в Томске, выполнил чертеж клубного помещения для Красноярска. В 1854 г. здание было выстроено по ул. Воскресенской, в котором расположилось Благородное собрание с залом для танцев, буфетом, комнатой для карточных игр и биллиардной. В собрании посетители танцевали и играли в карты, ставили любительские спектакли, а также спектакли профессиональные трупп, маскарады (на Святки и Рождество), здание использовалось и под ломбардную распродажу. Танцы и музыка были по праздникам и табельным дням, а в биллиард можно было играть каждодневно, иногда и всю ночь; как и играть в карты - «бостонить». Играли нередко сутками с холодными компрессами на головах. Из сада открывался великолепный вид на Енисей, живописные заречные горы. В начале 1860 –х гг. в собрании стало модно читать лекции. Благородное собрание имело свой устав, члены его вносили определенную плату.
Население, не принадлежавшее к золотопромышленникам, крупным купцам и чиновникам, в начале 1870-х гг. устроило свое собрание, носившее название мещанского. Небольшие членские взносы были доступны многим посетителям и вечера проходили весьма оживленно. Тогда и члены Благородного собрания стали посещать новое заведение, вскоре внеся в его деятельность свою чопорность; мещанский клуб начал постепенно пустеть. Встал вопрос о слиянии двух клубов и, по свидетельству музейного работника, краеведа А.Л. Яворского, в 1875 г. был учрежден проект устава Общественного собрания. Существовали еще и другие клубы: ремесленный, Вольно-пожарного общества, купеческий (с 1908 г.), железнодорожное собрание с небольшим оркестром при нем.
В 1873 г. на Острожной площади (ныне Локомотив) было выстроено деревянное здание городского театра. Имело 40 метров в длину и 17 метров в ширину, вмещало до 300 человек, освещалось сальными свечами. Помимо любительских спектаклей, театр отдавался в аренду заезжим профессионалам. Площадь театрально фойе была невелика, поэтому некоторые зрители привозили свои стулья. Из-за тесноты и боязни нарушения противопожарных мер, 14 ноября 1897 г., полиция издала постановление о запрещении использовать так называемые «приставные» стулья4. В 1898 г. театр сгорел. До постройки нового театра гастрольные труппы, приезжая в Красноярск, показывали спектакли в здании Общественного собрания или снимали в аренду залы в купеческих особняках.
Особенно привлекали публику Красноярска многочисленные гастролеры с экзотическими номерами. Городские власти разрешали устраивать балаганные постройки, но только на Плацпарадной, Новобазарной и Старобазарной площадях. В августе 1884 г. через город проехала акробатическая труппа японца Кованю-Сиветаро. В 1885 г. побывал спирит командор Сиверс и в том же году артист магических искусств, спирит, чревовещатель, солист на вновь изобретенном инструменте «верефине» и виртуоз на эоловой арфе доктор Эпштейн. Большие ожидания зрителей от зрелищ, были удовлетворены. Зрителям обычно предлагалась довольно обширная программа.
20 июня 1892 г. было устроено большое народное гуляние, играли два оркестра – бальный и духовой военный под управлением капельмейстера А.М. Гершковича. Затем последовало большое акробатическое и гимнастическое представление в 4-х действиях под управлением К. Знаменского. В отделениях представлены были человек-змея, человек без костей, «глаз вместо руки» и т.д. На кирпиче и стульях были исполнены (произвольно) силачами самые тяжелые ломки.
Газета «Красноярец» (1908. 11 мая) сообщала о прибытии в Красноярск хироманта, который предлагал точное предугадывание каждому желающему получить его с описанием «прошлаго, будущаго и настоящаго». Весь сеанс стоил 1 рубль, действо происходило по расписанию, сам хиромант обосновался в отеле «Гранд». А газета «Сибирь» (1883. 20 марта) оповестила о еще более загадочном представлении: «В городском театре придворный персидский артист Роберт Ленц дает большое представление в 3 отделениях. В заключении будет поставлен весьма искусный опыт: быстрое и непонятное превращение «мущины в даму». Как же тут не соблазниться неискушенному зрителю посмотреть на такую диковинку.
Особой популярностью у горожан пользовались цирковые представления и зверинцы, происходившие в городском саду или поблизости на специальном манеже. В 1892 г. на Театральной площади был открыт амфитеатр «Весельчак» (стадион «Локомотив»), в котором шли представления с магическими опытами, гимнастическими упражнениями, комическими антре (выходами), чревовещателями. При амфитеатре имелся буфет и дамское фойе. Цирковые номера поражали разнообразием и манкими названиями: адские штрабаты с полетами, геркулесовые упражнения, сальто-мортале, японские антиподы. Фантастические проделки циркачей публику чрезвычайно занимали. 18 и 22 ноября 1892 г, в «большом увеселительном представлении» в Красноярске, во втором антракте, некоторым зрителям были выданы выигранные подарки, главными из которых являлись корова и самовар.17 января 1893 г. проездом через Красноярск свое искусство в быстрейшем беге в городском саду продемонстрировал русский знаменитый скороход Ю.А. Пархоменко, который пробежал 10 верст за 28 минут. Вызывались соперники на ту же дистанцию на приз в 25 рублей, однако, желающие не нашлись. В сезон 1892-1893 гг. в Красноярске выступал семнадцатилетний геркулес Иванов, державший на груди живую лошадь с всадником. В эти же годы в городе появился русский цирк под руководством директора Панкратова, привезя программу, изобиловавшую разнообразными номерами: показывали дрессированную свинью «Мишко», бой двух гладиаторов на двух неоседланных лошадях (исполнители сам Панкратов и девица Матильда), дрессированных жеребцов «Зебр», «Леопард» и «Фигаро». Конные ристалища, парфорсное наездничество на оседланных и неоседланных лошадях, акробатические эквилибристические упражнения, комические выходы. Цирк Панкратова работал во вновь устроенном здании у городского сада на Новобазарной площади. В сентябре 1893 г. цирк уехал, надолго оставив после себя благодарную память.
В 1896 г. в Красноярске гастролировал летний цирк Добржанского. Гвоздем программы было уникальное жонглирование господина Р. Томатто, львиные прыжки через лошадь, подготовленные Коковиным, дрессированные забайкальские пони в номере «Каприз» самого Добржанского.
В 1907 г. прибыл цирк Э.А. Стрепетова и С.А. Сержа (последний жокей и дрессировщик лошадей). Приехали музыкальные клоуны братья Розетти, которые показывали лошадь, танцующую «кек-уок», фантастический балет, американский батут, езду на 9 неоседланных лошадях под названием «Русская почта». Братья Розетти играли на зеркалах, тарелках, бутылках, дудках, точиле, метелке. В 1915 г. открыл свои гастроли цирк заслуженного директора Ф.Я. Изако, в составе которого приехали дама-жокей Шура Изако, столичные клоуны Франц и Дидон, гладиаторы, человек-змея Сатанелла, эквилибрист Валло. В 1900 и 1912 гг. в Красноярске гастролировал цирк Дурова. Людей в цирке всегда завораживает то, что невозможно выполнить обычному человеку, даже под страхом смерти.
Летом 1897 г. в Красноярске открыл сезон зверинец Феца; звери были привезены заранее, оставалось лишь окончит некоторые пристройки для представления. В качестве артистов, по объявлению анонса, «будут подвизаться собаки, обезьяны, слон и козел». Плата за вход предполагалась дорогой: от 35 до 70 копеек.
Интересовали красноярцев и механические забавы, являвшиеся для того времени большой редкостью. 14 мая 1897 г. в городе было дано единственное представление в помещении Общественного собрания - демонстрация аппарата Томаса Эдисона – кинематограф с 18 движущимися картинами5. О кинематографе в Красноярске будет разговор ниже.
Так что зрелищных, развлекательных мероприятий в Красноярске во второй половине XIX – нач. ХХ в. хватало, разумеется, при желании и средствах разным слоям городского общества.
Сведений о работе театральных трупп в Красноярске во второй половине XIX в. сохранилось не так много. Самая ранняя афиша прибытия профессиональной группы, датируется 1849 г.: водевиль «Три пощечины» с живыми картинами. В 1850 г. в Красноярске появилась труппа антрепренера Иосифа Маркевича, уроженца Царства Польского, которая задержалась в городе на несколько месяцев. Маркевич собирал свою труппу из государственных крестьян, мещан, заключая с ними ряд условий: как следует учить роль, играть трезвыми. Годовое жалование составляло 343 рубля. Сам антрепренер обязывался не произносить ругательных слов, соблюдая в отношении актеров «почтительность». Нанята была и актриса из крепостных – Дарья Андреева, которой был предоставлен стол.
С 1857 гг. по 1862 гг., с перерывами, работала труппа А.Х. Ярославцева. В 1895 г. гастролировал театральный коллектив А.И. Клястера, в 1896 г. – труппа С.В. Брагина, показавшая спектакли «Без вины виноватые» А.Н. Островского (которого современники прозвали «Шекспиром купечества»), «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Гамлет» и «Отелло» В. Шекспира. Летом 1897 г. дала несколько спектаклей выдающаяся русская актриса Г.Н. Федотова, приобщая красноярцев к высокому искусству; в следующем году приехали известные трагики братья Адельгейм. А спустя два месяца красноярцы увидели в спектакле «Лес» А.Н. Островского известного артиста Александрийского театра М.И. Писарева. Однако, даже самые интересные пьесы, не выдерживали более 1-2 спектаклей из-за небольшого количества зрителей, так как основная масса горожан в театр не ходила. В начале ХХ в. местную публику чаще всего развлекало местное «Красноярское общество любителей музыки и литературы», о котором скажем ниже.
Если обратиться к истории музыкальной жизни Красноярска второй половины ХIХ – начала ХХ века, то она оказалась довольно значимой и разнообразной, о чем свидетельствует прилагаемый перечень. До 1880-х гг. нет сведений о существовании в Красноярске музыкальных обществ, кроме редких упоминаний о музицировании в некоторых образованных семействах. Несколько фортепиано на весь город оправдывали характеристику, данную декабристом В.Л. Давыдовым, как «самого антимузыкального города». Общество удовлетворялось концертами военного оркестра местного полка и значительно позже возникшего бального оркестра. Военный оркестр стал непременным участником всех музыкальных торжеств, балов, маскарадов в Красноярске. Поэтому столь большим успехом пользовались редкие заезжие гастролеры.
В 1846 – 1847 гг. в городе давала уроки музыки и домашние концерты известная пианистка и певица Ю.Ф. Ришье, дружившая со многими декабристами, открывшая позднее музыкальный салон в Иркутске.
В 1848 г. состоялись гастроли известного польского скрипача Париса, проехавшего с концертами через всю Россию. Его игрой заслушивался уже упомянутый В.Л. Давыдов, находившийся в это время на поселении в городе, о чем писал своим дочерям в Италию: «M - r Paris доставил мне бесконечное удовольствие, это тонкий артист, которого я не мог слушать без волнения. Думаю, что он остался доволен нашей публикой; зала во время концерта была переполнена, а лучшего сбора нельзя желать в Красноярске»6. В 1849 г. прошли концерты виолончелистки Э. Христиании и скрипачки Т. Оттавы, ставшие значительным культурным событием в Иркутске, Красноярске, Омске, Тобольске. В 1849 г. в Сибири с большим успехом шли гастроли венского пианиста Мейера.
9 февраля 1858 г., при участии местного полкового оркестра, дал концерт член Королевского музыкального общества в Брюсселе соло-флейтист короля Нидерландского Антон Совле. Часть сбора он пожертвовал крестьянам, переселявшимся на Амур. На обратном пути дал в Красноярске еще один концерт.В конце 1850-х – начале1860-х гг. на гастролях в Красноярск бывал иркутский местный оркестр под управлением Куммера. В 1867 г. успешно прошли концерты скрипача Долгова.
В 1874 – 1875 гг. смешанная драматическая труппа антрепренера А.Н. Егорова представила репертуар, в котором были и оперетты. В 1875 г. в Красноярске прошли гастроли солистки Большого театра известной певицы Д.М. Леоновой.
Отошлем читателя к воспоминаниям Дарьи Михайловны, которая оставила интересные воспоминания о пребывании в нашем городе. «Приехав в Красноярск, я, конечно, прежде всего познакомилась со всеми властями города и с семьей богача П.И. Кузнецова, была обласкана им и получила от него роскошный подарок – несколько десятков превосходных черных соболей, поднесенных мне оригинальным способом: когда меня пригласили обедать, и я пришла к столу, щи уже были налиты, а моя тарелка обложена кругом соболями для того, сказал мне хозяин, чтобы щи не простыли. Здесь я дала всего шесть концертов со сценами, так как город Красноярск небольшой; но прием, оказанный мне в нем, был такой, что останется навсегда в моей памяти. Когда я уезжала, что все старались чем-нибудь выразить мне свое радушие и расположение; почти каждый снабдил меня на дорогу: кто пельменями, кто индейками, кто необыкновенно вкусными пирожками и булочками, и, наконец, одна купчиха прислала мне, чтобы закутать потеплее ноги, целый соболий мех»7. В 1879 – 1880 –х гг. Общество русских драматических актеров под управлением Д.С.Орлова представило местной публике репертуар, состоящий из романсов и юмористических куплетов. 10 июля 1880 г. прошли гастроли подающей большие надежды ученицы Санкт-Петербургской консерватории Ю.А.Кавер.
В сентябре 1884 г., по инициативе городского педагога музыки З.А.Барша, в Красноярске был создан музыкальный кружок, который объединил местных любителей. 31 декабря 1884 г., по инициативе члена кружка Н.А. Шепетковского, в программу были включены и литературные чтения. 5 февраля 1885 г. в Общественном собрании члены кружка дали концерт в пользу погорельцев д. Базаихи. 24 октября был дан концерт с намерением собрать средства на приобретение рояля для кружка. На фортепиано музицировали в четыре руки М.Е. Лавровская, Ал. Н. и А.Н. Налабардины, на скрипке играл сам З.А. Барш, русские песни и романсы исполняли Г.Ф. Бедненко, А.И. Кускова, В.А. Телегина. Следует заметить, что наиболее популярным музыкальным инструментом в Сибири являлась скрипка, нередко самодельная.
В 1883-1884 гг. смешанная труппа драматических актеров под управлением И.П Шипилина поставила несколько оперетт и оперу Н.А Римского-Корсакова «Царская невеста», а также показала канкан и польку «Ишко». Заметим, что многие спектакли того времени заканчивались более легкими для восприятия публики номерами: сценками, водевилям, плясками и т.д. С 18 февраля 1883 г. городскую публику услаждали концерты артистов итальянской оперы Джобеллини-Шульц (меццо-сопрано) и Шульц-Ряднова (тенор). Исполнялись романсы, малороссийские песни, арии из Воспоминания об этом концерте оставила известная читателю Варвара Александровна Никитская (по публикациям в рубрике «Былое» на сайте музея). «Совершенно неожиданно посетили Красноярск артисты итальянской оперы г. Шульц-Рядков и г. Джюбеллини (так у автора) и скрипач г-н Женишек. До конца наша публика, не ожидавшая, чтобы в наши далекие страны проникло что-нибудь изящное, почти сомневалась в искусстве певцов, но с 1-го концерта они победили ее. Хотя это не были те крупные звезды первой величины, оперные созвездия… Г. Шульц-Ряднов (тенор) пел 2 сезона в миланском театре в Италии; владел очень мягким голосом с очень нежным тембром. Г. Джюбеллини (мецо-сопрано) обладала тоже приятным, сильным голосом, хорошо выработанным, умением владеть им в итальянских ариях. Особенно у нее чисты и звучны высокие ноты…»8 20 апреля 1884 г. прошел единственный вечер актера А.Г.Горбунова, исполнявшего под аккомпанемент фортепиано комические, сатирические и еврейские куплеты.
31 марта 1885 г., во время проезда через Красноярск, семейство драматических артистов иркутского театра И.И. и М.Ф. Уловых представило репертуар из малороссийских песен, куплетов, думок, плясок. 22 сентября того же года открыла театральный сезон Труппа драматических и опереточных актеров, представившая оперетты Ж. Оффенбаха, оперу А.Н. Верстовского «Аскольдова могила». В 1886 г. эта же труппа приехала на гастроли вторично. Большое впечатление на зрителей произвели театрально-исторические декорации.В 1886 г., из кружка З.А. Барша, образуется «Красноярское общество любителей музыки и литературы». В его состав вошли члены семей купцов Даниловых и Кузнецовых; Еленев А.С.; Кудрявцев Е.Ф.; Смирнова Ц.И., Шепетковский Н.А., Гоштофт В.С. и др. В 1887 г. на местной сцене прошло несколько его концертов: на фортепиано музыкальные номера исполняли А.П. Кузнецова, Ц.И. Смирнова, на скрипке – А.Л. Машкович. Романсы исполняли А.Л. Сисина, В.Г. Гоштовт, Ю.П. Матвеева, арии из опер - В.А. Данилов, пели брат художника В.И. Сурикова – Александр, адвокат Н.А. Ставровский и др.
В сезон 1887-1888 гг., С.М. Безносиков, талантливый ученик Н.А. Римского - Корсакова, приезжает с женой в Красноярск, избирается распорядителем «Красноярского общества», создает в Красноярске первый симфонический оркестр, привлекший не только профессионалов, но и большое число любителей, а также музыкантов военного батальона. Оркестр состоял из 25 человек, из которых половина находилась на жаловании; впервые красноярцы познакомились с отрывками из нескольких опер, симфониями Л. Бетховена и др. 7 мая 1889 г. С.М Безносиков покинул Красноярск, дав прощальный концерт, чтобы впоследствии приобрести известность оперного дирижера.
В августе 1888 г. в зале Общественного собрания состоялись концерты куплетиста С.А. Ярославцева-Сибиряка, побывавшего затем и в Енисейске. В том же году прошли гастроли виолончелиста А.Ф. Вербова при участии членов «Общества любителей музыки и литературы». 4 сентября 1888 г. опереточный артист иркутского театра Л.М. Ленин дал музыкально-драматический вечер, исполнив отрывки из оперы С. Монюшко «Галька».
В январе 1889 г. прошли 3 концерта композитора А. Тершака с участием пианистки г-жи Л. Шуллер. 12 и 18 мая того же года в Красноярске дал единственный концерт знаменитый пианист Рейзенауэр, исполнявший Р. Шумана, Ф. Шуберта, Ф. Листа. Почти одновременно шли концерты учениц Красноярской женской гимназии разных классов, исполнявших романсы, песни, молитвы.
В 1890 г. в Красноярске и Енисейске прошли русско-малороссийские концерты П.Н. Гордовского с исполнением серенад, песен, куплетов.
В 1891 - 1893 гг. успешно гастролировала Труппа опереточно-драматических артистов антрепренера В.Ф. Курчаева. Помимо комических оперетт, зрители услышали малороссийскую оперу С.С. Артемовского «Запорожец за Дунаем». 1 февраля 1893 г. труппа дала спектакль в пользу инвалидов города. В августе и сентябре 1892 г. прошли филармонические концерты под управлением уже бывшего в Красноярске А. Тершака. В октябре этого же года публике представили отрывки из опер Ш. Гуно, М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, А.С. Мусоргского, которые исполнили артисты Русской оперы Берг и Орлов-Радонежский. В 1893-1895 гг. прошли концерты под управлением столичного дирижера А.И. Клястера с участием местных любителей-музыкантов. В сентябре 1893 г. и в следующем году гастролировала Труппа драматических и опереточных артистов под управлением М.Б. Васильева, познакомив публику со своей примадонной М.Н. Нининой-Петипа и С.С. Стениным. В привычный уже дивертисмент вошли цыганские песни, водевили, показывались и живые картины.
В январе 1894 г. в Красноярске прошли триумфальные гастроли 13-летнего скрипача Кости Думчева, почетного члена Улеаборгского музыкального общества, еще в 1890 г. получившего за концерт в Петербурге золотую лиру с надписью «9-тилетнему артисту-скрипачу от Петербургского музыкального общества» (См. рубрику «Былое» от 25 августа 2022 г.).
В марте-апреле 1894 г. в зале Общественного собрания дали два концерта известные артисты из Петербурга: пианистка М. Кнауф-Каминская, баритон В. де-Тальзатти и меццо-сопрано Э. Марелли. С не меньшим успехом в этом же году прошли духовные концерты местного архиерейского хора. Музыкально-литературно-вокальный вечер, организованный Красноярским временным переселенческим комитетом с участием местных любителей, собрал небольшую сумму в пользу нуждающихся переселенцев.
В сезон 1895 г. в Красноярске вторично гастролировала смешанная труппа (артисты драмы и оперы) под управлением скрипача А.И. Клястера.
В 1897 и 1898 гг. в город заехала труппа «Товарищества артистов московской оперы под управлением В.И. Розеноэра-Эрве, представившего на местной сцене отрывки из 19 опер. В 1897 г. с большим успехом прошли выступления «Товарищества русско-малорусских драматических и опереточных артистов» под руководством К.П. Мирославского; гастроли скрипачки профессора Миланской консерватории Т. Туа; двенадцатилетнего виртуоза-пианиста Р. Кочальского; концерты 80-летнего польского пианиста А. Контского.
В январе 1898 г. прошел концерт певицы А.Ф. Кнорре, а в сентябре состоялись успешные гастроли уже объехавшей ряд стран хоровой капеллы М.Д. Агреневой-Славянской с народными и бурлацкими песнями, фантазиями. В феврале 1899 г. красноярцы слушали скрипача Ф. Ондржичека, профессора Пражской консерватории.
В 1900 г. прибыло на гастроли «Товарищество русско-малорусско-оперно-драматических артистов» под управлением А.В. Дорошенко; в марте дали концерты артистка Варшавской оперы А.Х. Флориани и труппа томского антрепренера Н.А. Корсакова, представившего 14 опер. В том же году был создан любительский оркестр и хор при местных железнодорожных мастерских, получивших высокую оценку среди красноярцев.
19 февраля 1899 г. был принят проект строительства Народного дома-театра (архитектор А.П. Кузнецов). 17 февраля 1902 г. состоялось торжественное открытие театра, которому было присвоено имя А.С. Пушкина. В том же году драматическая труппа К.П. Красновой положила начало существования в Красноярске постоянной труппы. При Народном доме-театре был создан оркестр, который возглавил И.М. Суходрев, остававшийся на протяжении нескольких лет дирижером и антрепренером театра. На начало года пришлось выступление артистов московского Малого театра, а на май - оперной труппы московского дирижера А.А. Эйхенвальда, впервые показавшего жителям города артистов балета.
В 1903 г. красноярцы восторгались концертами всемирно известной певицы А. Фострем; в 1904 г. дважды выступал сын известного красноярского врача Р.К. Пикока – Владимир Пикок, впоследствии солист Большого театра, певший на одной сцене с Ф. Шаляпиным.
С декабря 1906 г. начала концертную деятельность оперная труппа Бубнова, представившая около 20 опер.
В январе 1907 г., на повторные гастроли, приехал скрипач мирового уровня Костя Думчев. Состоялись концерты певцов Мариинской оперы М.И. Долиной и А.М. Лабинского.
В 1908 г. в Красноярске создан сибирский великорусский оркестр народных инструментов (балалаечников) под управлением В.Е. Авксентьева (с 1910 г. Сибирский великорусский оркестр, которым руководили братья В.Е. и Г.Е. Авксентьевы), популяризовавший русскую народную музыку.В этот и последующие годы гастролировали певцы ведущих русских театров, струнный оркестр Народного дома-театра под управлением И.М. Суходрева, который возглавит дирекцию городского театра. Надо сказать, что читать старые анонсы и афиши дело весьма занимательное. Так, 29 января 1909 г., администрация театра уведомила население о новом представлении под названием «Власть плоти». Пьеса в 4-х действиях автора известной пьесы («Черные вороны») В.В. Протопопова. 2. Жених – атлет или швейцарская борьба – заклад 200 рублей». В 1910 г. в городе создано Музыкальное общество и любительский оркестр под управлением педагога и композитора П.И. Иванова-Радкевича, который образовывал красноярскую публику, пропагандируя лучшие образцы отечественной и зарубежной классики.
В 1907, 1912 гг. дал сольный концерт «сибирский соловей» П.И. Словцов, уроженец Енисейской губернии, певший на одной сцене с Ф.И Шаляпиным (позднее вместе с женой возглавят в Красноярске народную консерваторию).
На протяжении всего 1912 года проходили концерты местного Музыкального общества, струнного оркестра И.М. Суходрева.
С августа 1914 г., времени начала Первой мировой войны, концерты давались преимущественно силами местных любителей: на виолончели играл В.М. Оносов, на скрипке А.Л. Марксон, на рояли Е.К. Покрассо, дуэтом пели О.А. Лемке и В.Л. Чумичев, а также А.И. Глембовская и А.Г. Востросаблин. Позднее, с 1915 г., в концертах принимали участие военнопленные, среди которых оказались солисты нескольких европейских театров, сумевшие сохранить свои музыкальные инструменты.
В 1915 -1916 гг. прошли гастроли Петроградского струнного оркестра, концерты труппы под управлением дирекции С.З. Ковалевой, танцовщиц императорских театров9.
С 1917 г. начинается отсчет другого времени.
Этот список, хоть и довольно продолжительный, отнюдь не исчерпывающий. Он бесстрастен и скорее хронологический. Длинная непрерывная цепочка гастролеров разных по уровню исполнения и принадлежности к жанрам заложили глубокие музыкальные традиции в Красноярске, начиная со второй половины XIX в.
В 1908 г. в Красноярске появился кинотеатр «Кинемо» (в городском саду), владельцем которого стал техник-инженер В.А. Поляков (вскоре сгорел). Сеансы шли с 6 до 10 часов вечера, плата за вход составляла от 30 до 60 копеек, для детей – 20 копеек. В том же году Поляков заключил договор с французской фирмой Патэ из Парижа для приобретения фильмов. «Кинемо» переименовали в «Патеграф» и перевели в дом купеческого собрания (гостиница «Енисей»).
Газета «Красноярец» объявила о «возобновлении своего действия известного по прошлой зиме электротеатра «Патеграф». Зрителям обещалась «быть представленной новая интересная программа»: драма «Калабрийские разбойники»; «талисман Пьеретты (роскошная фантазия в красках); «Нил ночью» (сделано ночью с натуры); «Непростительная забывчивость» (сильно юмористическая). Цена от 30 до 50 копеек, галерка – 20 копеек. Дирекция техника Полякова». Новые картины «Патеграфа» включали в себя и документальные фильмы: «События в Турции», «Водопады в Бразилии». А также комические картинки «Шутка над жандармом», семейные драмы – «Добро за зло» и др. Таким образом, и познавательное, и развлекательное действо10.
Второе здание в Красноярске, выстроенное под кино, находилось между домом Семенова-Романова и торговым домом купца П.И. Гадалова. Строительство его началось весной 1910 г. по проекту В.А. Соколовского, и в 1911 г. В.А. Поляков снимал его для демонстрации фильмов; кинематограф получил привычное для красноярцев название «Патеграф» (бывший «Октябрь»).
В мае Гадалов подает заявление в городскую управу об устройстве нового кинематографа по Почтамтскому переулку, в котором 15 августа 1912 г. открылся электротеатр «Художественный». В.А. Поляков, вероятно, боясь конкуренции, добивается разрешения на строительство еще одного кинематографа (на территории современного кинотеатра «Луч»), открытого в 1913 г. В 1915 г. появился кинотеатр «Аквариум» (на месте бывшего «Сибирь»).Неспешная Сибирь любила и умела веселиться, да так, что нередко выдуманное путалось с явью. Неистощимы были народные забавы на выдумки и проказы, которые тоже являлись частью духовной культуры, внося разнообразие в круговорот человеческой жизни. Глумление и скоморошество XVII века с годами становилось все более цивилизованным. В 1835 г. первый губернатор А.П. Степанов отмечал «любовь и дурачество» игр; играют «в ящер, просу, горелки…, фанты…, поцелуи…, пляски «шестерка», «осьмерка…». Сопровождение – свирель, скрипка, кларнет». На Святках гадали, на Святой неделе качались на качелях. В городе и деревнях шумно, бойко, по деревне бегают «маски» с лицами, обмазанными сажей, в рубищах, вывернутых тулупах, с рогами, хвостами, свистками, плясками, балалайками. А еще посиделки, вечерки. Езда по деревням, смотрины невест, а по осени свадьбы В теплое время – лазанье по шесту, городки, борьба, состязание конных с пешими. «Бегунец» (скаковая лошадь) и пеший противник соревновались между собой, кто первым достигнет установленной меты. Победитель получал чарку водки.
В Сибири существовала местная, сибирская особенная игра, которую впоследствии вспоминали очевидцы: строилась ледяная крепость с воротами, в которую сажали охранительную стражу. Затем пешие и конные идут в атаку, конные рвутся к воротам, пешие лезут на стену. Пешие отбиваются, чем могут. Свист, хохот, молодечество. Победители идут с песнями и «всю ночь пируют и проводят в шумных забавах». Широко была распространена и такая забава как рукопашные бои, которые называли «войнишками» и которые нередко заканчивались убийством. Обычай это станет темой, которую В.И. Суриков воплотит в своей картине «Взятие снежного городка» (1891)11. «Городки» строили и в Енисейске.
Из воспоминаний бывшего красноярского нотариуса и члена земельной комиссии при городской управе Льва Павловича Терских. Гуляния на Острожной площади. 1920-е гг.
Прежде на Пасхе на Острожной площади, когда на ней построили театр, стала называться Театральной, устраивались качели. Качели состояли из одной доски, качающейся на перекинутую через перекладину веревке, или из ящиков (обыкновенно четырех), привешанных к некоему подобию крыльев ветрянной мельницы. Качели из доски приводились в движение самими качающимися, которые стояли на краях доски (козлы), а качели с ящиками – стоящими на земле качальщиками, обыкновенно нанятыми. Качание сопровождалось нередко криком и визгом боящихся качаться, а иногда пением. Последнее бывало редко, так как площадь, как место публичное, находилось под некоторым надзором полиции; пение же на улицах и площадях города и тогда считалось нарушением общественной тишины. Песни на площади пели песенники из солдат, нарочно нанимаемых устроителем качелей (качели устраивались частными лицами). Песенники становились в круг, в средине которой находился запевало. С удовольствием вспоминаю об этих песенниках. Песни преимущественно были заунывные, бесконечные. Трудно передать то впечатление, которое они производили. Образным языком Тургенева я сказал бы, что при слушании их представляется в воображении чайка, летящая на взморье, хочется, не то улететь куда-либо, не то заплакать. Я потом уже, кажется, не слыхал такого пения. Особенности устройство хора заключалось в том, что в нем не было басов (были исключительно тенора), да и никакого подразделения на хоровые партии песенники не знали. Заунывные песни нередко переходили в веселые, разухабистые. Иногда в круг входили и плясуны (тоже солдаты) Из веселых часто слышалось юмористическое – «Усы». Слова этой песни такие:
Запевало. Собралась изба усов все удалых молодцов.
Хор подхватывал страшно быстро. Много работы. А затем: «Ай да усы, усы, усы, усы, развалилися усы.
Запевало. И на печке усы и под печкой усы.
Хор. Быстро. «Ай да усы…» (припев повторяется после каждого подхватывания хора).
Запевало. За столом сидит усище атоманище.
Хор. Вот он. …
Запевало. Ничего не говорит, только усом шевелит.
Хор. Быстро. …
Запевало. Ну - ка, хозяин, вставай, да поворачивайся. Клади денежки на стол, да расчитывайся.
Хор. Живой. …
Запевало. Хозяин трижды побожился, что ни копейки денег нет.
Хор. Вздор. …
Запевало. А на печке мальчишка и промолвился.
Хор. Врет он. …
Запевало. У нас деньги, то есть в кладове, в большом новом сундуке, они закопаны в муке.
Хор. Копай ребяты. …
Песня заканчивается появлением в избе, наполненной солдатами, «бабушки с кринкой маслица», подхватывают - «в кашу, бабушка». Любители солдатского пения платили солдатам от себя и за это их ставили в круг и при пении «Усов» и подхватывания хора: «Вот он» - после слов запевалы: «усище атоманище» запевалы быстрым движением руки указывали на любителя. Кроме песенников на увеселениях бывали и оркестры духовой музыки, состоявшие из труб и двух-трех барабанов, турецких барабанов не было. Больше гуляния ничем не разнообразились. Продажи сластей и напитков на площади не было. Сластями публика вдоволь запасалась перед праздником, а баварских квасов, кислых щей и прочих уличных» напитков старый Красноярск и не знал. Гуляния продолжались всю неделю и привлекали много народа12.
Из воспоминаний учительницы Тарасовой Агнии Александровны
На Святках проходили маскарады по домам, у благородных – собрание. Дома игры, гадания. К 1870-м гг. стало меньше патриархальности. Если раньше, по вечерам, порядочные барышни не гуляли, а гуляли только те, которые были в собрании, выходили прогуляться между танцами. Отмечались крестины, именины и т.д. Крестницы и крестники носили именинные пироги своим крестным, а те в свою очередь дарили крестников. На свадьбах чиновничьих, хотя и бедных, невесту везли к венцу в карете, и никто не отказывал в просьбе дать лошадей с каретой к венцу, об этом усиленно хлопотали. Неловко было смотреть, если свадьба едет без кареты. На Масленице все, у кого есть хоть какая-нибудь кляча, выезжали кататься на Большую улицу, и ехали гужом в две линии по той и по другой стороне улицы. А посередине неслись купеческие тройки с разряженными коврами кошевами и иногда с замаскированными пассажирами, изображающими аллегорически Масленицу. Начиналось время всеобщего гостения. Шум и звон стоял до ночи. В Масленицу разрешалось ездить с колокольцами13. В Рождество, на Пасху, на тезоименитство именитые граждане приглашали певчих военных или кантонистов.
В городском саду и на Енисее устраивали катки. 3 декабря 1897 г. из-за катка в городском саду произошел скандал. Оказалось, что он, по большей части пустует. Вина отчасти лежит на содержателе катка, который ревниво относится к своим катальным креслам и стоящим по бокам скамейкам. Владелец постоянно вступал в пререкания. Пожаловался начальству, после чего последовало распоряжение: не разрешать гимназистам и гимназисткам кататься на катке14. Одно из любимых развлечений зимой – «катушки», которые устраивали у «мясных рядов» недалеко от Качи, и в деревне Ладейской. На Масленице, иногда, на возвышенном месте катушки мог сидеть музыкант.
На рождественских праздниках существовал обычай маскироваться и ездить по домам, по знакомым. Многие хозяева маскированных встречали с удовольствием, угощали, а те пели песни или частушки:
Маша, милый мой амурчик,
Уж такая, что пардон,
Просто свеженький огурчик,
Просто, брате, купидон.
Молодые любили посиделки, нанимали у пожилых семейств избы, где ребята и девчата пели и плясали, если не было музыки плясали под напев. Как вспоминал старейший краевед И.Ф. Парфентьев, купец 1-й гильдии П.И. Кузнецов любил посещать маскарады и угощать чаем ряженых, конфетами и шампанским15.
А если вспомнить «капустки», когда с песнями рубщики капусты переходили из дома в дом? А поездки за ягодами и грибами? Район Таракановки в старое время был сплошным лесом, где соседствующие жители собирали такое количество груздей, что насаливали их до 30 ведер; а шампиньоны числились в поганых грибах. А поездки в лес с чаем или на рыбалку? И рукоделие, тоже своего рода развлечение.
Существовал в Красноярске и довольно развитый голубинный спорт, которым увлекалась обывательская молодежь В 1894 г. в городе появился велосипед, а в 1895 г. состоялись первые велопробеги. Первые футбольные матчи в Красноярске прошли летом 1911 г. Проходили в городском саду. Команды создавались стихийно и назывались по цвету маек: «белые», «желтые», «черные». Через два года играли уже команды «Спорт», «Тренер», «Студенты», в гимназии организовалась футбольная команда «Черепаха». В 1911 г. образовалось спортивное общество «Сокол», располагавший в 1912 г. собственным катком.
В 1860 г. в Красноярске открылась книжная лавка. По сведениям за 1915 г. в городе имелось 25 библиотек: городская, Николаевская, при гимназиях, учреждениях, существовало несколько бесплатных библиотек. Образованные горожане имели собственные библиотека; так у чиновника И.К. Высоцского, председателя Енисейской казенной палаты, имелась библиотека на трех языках: русском, французском и польском. А самодеятельные литературные кружки с городскими поэтами и прозаиками? Как пример, можно привести журнал «Енисейский альманах», затеянный при губернаторе А.П. Степанове, который высоко был оценен столичной публикой (вышел в Москве в 1828 г.).
В дело образования вносил свою лепту и городской музей, открытый 12 февраля 1889 г. по инициативе супругов Ю.П. и И.А. Матвеевых. В 1911 г. музей принял участие в первой Западно-Сибирской сельскохозяйственной выставке в Омске, где его коллекции были отмечены золотой медалью.
В Красноярске преподавали и рисовали художники Н.В. Гребнев, М.А. Рутченко, Д.И. Каратанов, М.И. Педашенко, А.Г. Попов, Л.А. Чернышев и другие. В городе проходили местные выставки и выставки иногородних художников. В 1910 г., в Пушкинском доме прошла выставка алтайского художника Г.И. Гуркина. В 1916 г. состоялась первая Сибирская передвижная выставка живописи и скульптуры сибирских художников.
Мы не останавливаемся на рассмотрении таких развлечений, как дачи и охота, которые довольно подробно были опубликованы в рубрике «Былое» 27 октября и 11 ноября 2022 года («Дачные воспоминания», «Охота пуще неволи»).
Все развлечения в небольшой статье не уместятся. Важно было то, что театральная деятельность, как местных любителей, так и профессиональных актеров, находила в Красноярске своих поклонников. Не связанные особыми обязательствами, труппы давали представление, а затем откочевывали дальше; витиеватые названия представлений, обещающих большую кассовость, отправлялись вслед. Но оставалась память о знакомстве с отечественной и зарубежной драматургией, подлинной музыкальной Россией. Праздники, местные обряды и обычаи, особый уклад жизни, весь этот спектр народных традиций и характеров составлял особую культуру сибирского населения. Сожаление об ушедшем прошлом свойственно человеку. Много исконно русского мы растеряли на долгом пути нашей неспокойной истории.
Список литературы:
- Спутник по городу Красноярску. Изд. В.И. Щипанова. Красноярск. 1911. С. 36, 42-44.
- Комарова Т.С. Развлечения красноярцев в XIX в // Красноярские ярмарки 2006. Июнь. С. 57
- Енисей. 1897. № 93. 8 августа.
- Енисей. 1897. № 134. 14 ноября.
- «Енисей». 1897. № 82. 13 июля. Комарова Т.С. «Имею честь известить почтеннейшую публику…» // Красноярские ярмарки. 2006. № 12.Декабрь. С. 66-67.
- В.Л. Давыдов. Сочинения, письма. Иркутск. Мемориальный музей декабристов. 2004. С. 286-287. Письмо декабристу П.Н. Свистунову. ГАКК (Государственный архив Красноярского края). Ф. 173. Оп. 1. Д. 1119. Л. 137об-138, 151об-152. Маркевич.
- Из воспоминаний Д.М. Леоновой» (1874 г.) // Исторический вестник. 1891. Март. С. 641.
- В. Никитская. Проза и стихи и письма. С. 14-15.
- Перечень гастролей взят из сообщений местной сибирской прессы, из фонда афиш Красноярского краевого музея.Кривошея Б.Г., Лаврушева Л.Г., Прейсман Э.М. Музыкальная жизнь Красноярска.Красноярское книжное издательство. 1983. С. 7-37.Комарова Т.С. В краях сибирских (к истории музыкальной жизни в Красноярске в XIX – нач. XX в.) // Наука, образование в системе культуры. Материалы IV Всероссийской научной конференции. Сибирь и Россия: освоение, развитие, перспективы. Красноярск. 2006. С. 224-226. PS.В сборнике, вероятно, по техническим причинам, авторство было приписано Л.Н. Грищенко, как неверно указано и название учреждения.
- «Красноярец». № 113. 1909.
- Еханина Е. Истории Красного Яра. Стародавние истории из жизни сибирского города. Красноярск. 2018. С. 48-50. Кривошеин М.В. Енисейский округ и его жизнь. СПб. 1865. С. 144.
- О/Ф 7886/112. Красноженова М.В.Материалы по быту населения Приенисейского края. Воспоминания Л. 61-61 об.
- Там же.Л. 55. Из воспоминаний учительницы Тарасовой А.А.
- Енисей. 1897. 3 декабря.
- Парфентьев И.Ф. Воспоминания Парфентьева Ивана Федоровича (1777 – 1898). Под редакцией Комаровой Т.С. ООО «Издательство Поликор» 2016. Красноярск. 2016. С. 321.
Автор: Тамара Семеновна Комарова, старший научный сотрудник отдела истории Красноярского краевого краеведческого музея
Фото: Красноярский краевой краеведческий музей