Композитор Владимир Иванович Ребиков
В начале 1850-х гг. в Сибири появился горный инженер, поверенный (лицо, совершавшее дело от имени другого лица) и комиссионер (посредник) Ребиков Иван Алексеевич, служивший в Восточной Сибири у богатейших золотопромышленников Базилевских. В эти же годы, декабрист В.Ф. Раевский, имея на иждивении многочисленное семейство, занимался наймом рабочих на золотые прииски. В своих воспоминаниях Владимир Федосеевич упомянет Ребикова, характеризуя его как доброго, трудолюбивого и смирного человека. Удачно вложив накопленный капитал, Иван Алексеевич в 1861 г. числится уже ейским купцом 1-й гильдии; проживает с семьей в Красноярске в двухэтажном доме с садом близ Богородице-Рождественского собора1.
В высшем красноярском обществе И.А. Ребикова хорошо знали и почитали за добрый характер. Завсегдатай Благородного дворянского собрания, в котором одно время состоял старшиной, он сблизился со многими известными городскими личностями, которые не раз упоминались в статьях рубрики «Былое»: высокопоставленными чиновниками И.Г. Родюковым, В.Г. Политковским, купцами Латкиными, Кузнецовыми, Щеголевыми, местным поэтом М.А. Бутаковым и др. Так, при заключении брака жандармского полковника Борка, Ребиков состоял поверенным по жениху во время венчания. Только при беглом осмотре нескольких метрических книг, автор насчитала около десятка упоминаний об Иване Алексеевиче в качестве крестного детей знакомых. Ребиков И.А. был в Красноярске известным благотворителем. Каждый год он и жена его Александра Павловна вносили пожертвования в пользу бедных на праздник Св. Пасхи; при строительстве дома для Красноярского второго народного училища семья пожертвовали 50 рублей. Крупные пожертвования были внесены супругами при сборе по подписке средств на учреждение Красноярской губернской мужской гимназии, а затем и женской2.
19 мая 1866 г. в Красноярске родился сын Ребиковых - Владимир, впоследствии – известный композитор, пианист, писатель. В 1868 г., в двухлетнем возрасте, ребенок был увезен родителями из Сибири в Москву, где отец приобрел дом. Мать, прекрасная пианистка, как и дочери, стала первой учительницей сына музыке. Владимир закончил реальное училище, обучался на филологическом факультете Московского университета, изучал литературу, живопись, скульптуру; позднее получил музыкальное образование в Берлине и Вене. После возвращения на родину жил в Одессе, Москве, Киеве, три года в Кишиневе, где организовал отделение Русского музыкального общества и музыкальную школу при нем. Много концертировал в России и Европе3.
Первые собственные опыты в качестве композитора В.И. Ребикову показались неудачными. Позднее он напишет: «Когда я услыхал свои первые работы, я понял только одно: так писать не надо, понял, что надо искать новые средств передачи чувств и настроений». Признавался, что в начале своей творческой деятельности находился под влиянием П.И.Чайковского, которому подражал. Но вскоре понял, что «влияние чужого таланта – медленный яд и этот яд покрыл морщинами и сединой многое из того, что казалось в былые времена вечным и нетленным. Сколько тысяч талантливых подражателей Бетховену, Шуману, Шопену, Листу и т.д. творили и печатали свои сочинения. Кто помнит эти таланты, где их работы …». Вероятно, автор этих строк был излишне строг к себе. Возвратившись в Одессу после обучения в Европе, В.И.Ребиков написал на сюжет рассказа В.Г.Короленко «Лес шумит» двухактную пьесу «В грозу», которая была успешно поставлена в 1894 году. Его романсы нравились П.И. Чайковскому, который отметил «талантливость, поэтичность, музыкальную изобретательность» автора.
Чтобы освободиться от чужих влияний в собственном творчестве композитор много лет не посещал оперу, концерты, не исполнял чужую музыку. И этого правила придерживался до конца своих дней: «Изучив техническую сторону искусства, художник (поэт, композитор, скульптор) должен оставить чужие однородные творения и в самой жизни или в собственной фантазии и чувствах искать и находить вдохновение. Выживает лишь самобытное; из подражательного искусства выживает лишь очень немногое, лишь очень гениальное. В особенности музыка – очень нежное искусство. Оно уж очень скоро вянет». Ребиков придерживался взгляда, что человек, обладающий талантом, сам может уменьшить или увеличить его. Можно идти по широкой, проторенной дороге, а можно искать и собственную дорогу; каждый художник волен выбирать свой рецепт4.
В.И. Ребиков много гастролировал по Европе и России как пианист и композитор. Выступал в Париже, Лейпциге, Берлине, Флоренции. В Москве очень успешно прошла его опера «Ёлка» (по мотивам Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»), которую Э. Григ назвал очень талантливым произведением, совершенно особенным в гармоническом отношении. Ребиков стал автором нескольких музыкально-психологических или, как их еще называли, психо-графических драм: «Женщина с кинжалом», «Альфа и Омега», «Бездна», «Нарцисс», одной из интереснейших опер - «Тея», детских пьес. Владимир Иванович выступал во многих музыкальных жанрах: произведения для хора, фортепьяно, романсы, духовная музыка. В записках под названием «Музыкальные записи чувства» композитор отметил: «Я считал хорошим то сочетание звуков, которое передавало желаемое чувство, и считал неудачными и нехорошими те звуки, которые не передавали чувства». Он стал автором нескольких статей, в которых излагал свою точку зрения на значение музыки для человека.
В начале двадцатого века В.И. Ребикова считали одним из первых музыкальных импрессионистов в России, пожалуй, и в Европе. Он включал в свои произведения живые картины, которые сопровождались мимическими действиями, так называемые «меломимики». Для многих это было непривычно. Обвиняли композитора и в декаденстве. Его самобытная музыка вызывала самые невероятные отклики: от «гения» до «странного» композитора. Любил играть в небольших залах, в сумерках, создавая у слушателя причудливый мир образов5.
Ребиков В.И. долгие годы ощущал свое одиночество. Последние десять лет жизни, а скончался Владимир Иванович 4 августа 1920 г. в Ялте, он провел в одиночестве, скитаясь с места на место. Около 1913 года им было написано стихотворение «Мой путь», в котором автор подчеркнул свою отрешенность от мира и свое намеренное уединение.
Угрюмой ночью вышел в путь,
В пути всегда был одинок.
Таков был мой суровый рок.
Среди зловещих темных туч,
На небе мрачном иногда
Мерцала бледная заря.
Идя в лесу, я видел нимф.
Их гибкий, стройный хоровод
Рябит поверхность спящих вод.
Я нереиды слышал песнь,
И страстный крик ее души
Мучительно звучал в тиши.
Видений мрачных видел сонм,
И слышал шепот средь ветвей:
«Они идут – бежим скорей».
И рой волшебных чудных грез,
И странный звук далеких лир
Влекли меня в нездешний мир6.
В настоящее время имя В.И. Ребикова известно лишь узкому кругу музыкантов. Пожалуй, больше всего используются его духовные сочинения. Незаслуженно забыт не только композитор и пианист, которого когда-то хорошо знали в России и Европе, но и человек, хорошо владевший пером. Владимир Иванович являлся самобытным русским композитором со своим своеобразным стилем. Его взгляды на собственное предназначение и отношение к музыке, изложенные в статьях, не всегда бесспорны. Но всегда независимы и оригинальны. И судьба его, пусть недолго, связана и с Енисейской губернией.
Автор: Тамара Семеновна Комарова, старший научный сотрудник отдела истории Красноярского краевого краеведческого музея
Литература
- Раевский В.Ф.Материалы судебного процесса и документы о жизни и деятельности в Сибири. Т 2. / БрегманА.А. Федосеева Е.П. Иркутск. Восточно-Сибирское книжное издательство. 1983. С. 420.
- ГАКК (Государственный архив Красноярского края). Ф. 173. Оп. 1. Д. 1973. Л. 244, Д. 1904. Л. 203.
- Комарова Т.С. Композитор В.И. Ребиков // Мартьяновские краеведческие чтения (2012-2013). Вып. VIII. 2014. С. 348-349.
- ГАКК. Ф. 217. Оп. 2. Д. 80. 6 л. Авторские воспоминания (в кавычках) были скопированы П.М. Устимовичем в 1929 году. Опубликованы В.И. Ребиковым в «Русской музыкальной газете» за 1913 год. № 48 от 1 декабря.
- Электронный ресурс: mosmit.ru/library/vedomosti/95/2283. Священник Анатолий Трушин. Композитор В.И. Ребиков: к 150-летию со дня рождения. Superinf.ru/view_helpstud.php Логинова В.А. Ребиков В.И.
- Журнал «Нива». 1913. № 41. с. 818.