«Край мой далекий …»

5 марта 2024

В статье «Имею честь известить почтеннейшую публику…» (Рубрика «Былое», 3 октября 2023 г.) коротко было упомянуто о театральных представлениях в Красноярске. Полная история театральной жизни далекой сибирской провинции еще ждет своих исследователей.

Первые небольшие самодеятельные группы из актеров – любителей и почитателей их таланта начали образовываться в Енисейской губернии еще в 1830-е годы, и сведения о них единичны. Имели же место редкие театральные постановки, представляемые заезжими актерами. Сибирскому зрителю приходилось довольствоваться и этим малым, что бы как-то скрасить свою повседневность. Имидж губернского города и «золотая лихорадка», начиная с 1840-х гг., значительно оживили театральную жизнь. В 1873 г. на Острожной площади в Красноярске (ныне стадион «Локомотив») было выстроено на средства купцов Кузнецовых и Щеголевых здание деревянного театра: 40 метров в длину и 17 метров в ширину. В зрительном зале установили 28 кресел, 248 стульев, 41 обитую сукном скамейку и 16 простых скамеек. Острожную площадь переименовали в Театральную. В 1874 г., приехавший антрепренер А.Н. Егоров, пытался создать в Красноярске первый постоянный театр, однако, через два года сбежал из города, запутавшись в долгах1.

Осенью 1887 г. красноярцы организовали Общество любителей драматического искусства, основная цель которого заключалась в поддержке городского театра. Городская власть не возражала, сбросив частично со своего баланса лишние расходы. Газета «Енисей» накануне писала: «Городская управа была заинтересована только в получении прибылей от театра, но не считала нужным нести какие-нибудь расходы на его содержание… Проходя на днях мимо храма Мельпомены, мы заметили около стен его настоящую конюшню, где, хотя и не было лошадей, но оставалась масса следов их. Храму искусства, кажется не подобало бы быть окруженным таким неряшеством».

Правление Общества организует в городе несколько подписок, что позволило улучшить состояния театра. Оно же нашло средства, чтобы к этому времени не только отремонтировать (проржавела крыша, «двери негодны, крылечки разрушены», отделка помещения пришла в негодность), но и расширить помещение здания2.

Общество что могло, то и сделало. В общей сложности, здание театра до 1898 г., находилось на попечении Общества любителей драматического искусства. Все мероприятия осуществлялось силами его членов. Участники сами шили костюмы и делали декорации, сами становились драматургами и режиссерами. Забегая вперед, приведем письмо члена Общества попечения о начальном образовании в Красноярске Е.М. Шольпа на имя учительницы женской гимназии Марии Васильевны Красноженовой, принимавшей участие в самодеятельных спектаклях: «Многоуважаемая Мария Васильевна! Не откажите завтра, в понедельник, 8 апреля, в 7 час(ов) вечера зайти в Народный дом, туда придет к этому времени я и Ин(нокентий) Алекс(еевич) Матвеев, чтобы условиться с Вами относительно спектакля на 19-е апреля: нужно будет составить программу и реквизит. Примите уверение в соверш(енном) почтении. Евг. Шольп».

Несколько лет оставался бессменным председателем Общества любителей драматического искусства Александр Петрович Кузнецов. Для значительной части актеров, участников театральных постановок Общества, свойственна была семейственность, особенно в первые годы существования. Так Матвеевы Ю.П. и И.А. предпочитали вместе играть драматические роли, как и супруги Н.А. и З.И. Шепетковские, П.И. и Е.А. Рачковские, выступавшие на подмостках любительской сцены. Почти в полном составе принимали участие в представлениях семьи купцов Даниловых и Кузнецовых, особо зрители отмечали игру П.И. Кузнецова. Прекрасным чтецом являлся почетный гражданин Красноярска Н.А. Шепетковский, а его жена Зинаида Ивановна исполняла, преимущественно, характерные роли.

Семья Шепетковских-Рачковских в любительском спектакле. Конец XIX в.

Заведующий учительской семинарией Иван Тимофеевич Савенков, человек, щедро награжденный природой, ученый – археолог, открывший палеолитическую стоянку на Афонтовой горе, принесшую ему мировую славу, был талантливым самобытным актером. Играл нередко в паре с женой Е.И. Батуриной. Особенно прославился в роли городничего в «Ревизоре» Н.В. Гоголя. Подвизался в качестве чтеца в дивертисментах и городской архитектор М.Ю. Арнольд. В некоторые месяцы Общество давало до трех спектаклей, преимущественно была представлена русская классическая драматургия: пьесы Н. Островского «Гроза», «Бесприданница», «Бедность не порок»; «Недоросль» М. Фонвизина; «Ямщики» П.И. Григорьева и др. У некоторых любителей Общества сложилось свое амплуа. Владелец типографии Е.Ф. Кудрявцев обычно играл роли молодых легкомысленных людей и водевильных героев. Преподаватель учительской семинарии А.С. Еленев, исполнял преимущественно роли пожилых героев. Большие актерские данные публика углядела и у купца П.И. Гадалова3. Вот так и обнаруживались «россыпи» местных талантов.

В 1890 г. Общество любителей драматического искусства насчитывало 91 члена. Приведем перечень наиболее активных его представителей. В правление общества входили: председатель А.П. Кузнецов; товарищ председателя В.А. Данилов. Члены Общества: З.И. Шепетковская, енисейский прокурор А.П. Щуров, учитель Д.В. Никитский, кассир Енисейского отделения Государственного банка, впоследствии городской голова и общественный деятель Н.А. Шепетковский, И.А. и Ю.П. Матвеевы, Е.Ф. Кудрявцев, врач И.И. Кусков, купец А.А. Савиных, Г.Ю. Стемпневский, член комиссии по заведыванию рисовальной школой, служащий типографии К.С. Гоштовт, чиновник землеустроительного отряда Р.К. Шнейдер, нотариус Н.А. Ставровский, контролер Енисейского отделения Государственного банка С.В. Карпович, председатель Енисейского губернского управления В.Н. Булатов, преподаватель мужской гимназии И.Л. Регаме, Р.И. и И.С. Вологдины, Л.А. Богоявленская, полицейский пристав С.Д. Вилькенский, учительница А.Г. Ножина, золотопромышленник Н.К. Переплетчиков, банковский служащий Н.А. Лампе, столоначальник Казенной палаты Н.З. Ярцев, Е.Н. Александров и др. Делопроизводителем Общества состоял А.С. Еленев. Позднее в Общество войдут П.Ф. Иорданский, В.Ф. Крушинский, Н.С. Аверина, инженер по линии железной дороги В.П. Корольков, Л.Х. Боровская, А.Л. Сисина, присяжный поверенный Н.П. Шрейдер, И.Я. Головин и др4. Таким образом, собрались актеры-любители разного социального происхождения и рода занятий, охватив чуть ли не все существующие на то время «отрасли» Красноярска. Одни участвовали в спектаклях, другие в водевилях, которые, как правило, явлены были зрителю после спектаклей (один из наиболее часто представляемых – «Медведь» А.П. Чехова), другие декламировали стихи по календарным датам и выступали в дивертисментах (игра на музыкальном инструменте, пение, чтение).

Мария Васильевна Красноженова и Александра Петровна Кузнецова в народных костюмах

Данилов Виктор Александрович, статский советник, купец 1-й гильдии, крупный винозаводчик, меценат, был непременным участником Общества, известный чтец, а также подвизался на поприще вокала.

Сохранилась его записка, адресованная Александру Петровичу Кузнецову» от 13 ноября без указания года: «Многоуважаемый Александр Петрович! Я полагаю прочитать стихотворение Навроцкого «Иван Грозный под Псковом» (Навроцкий А.А., военный юрист, поэт, драматург – сост.). Ваш покорный слуга В. Данилов».

Билетные цены в театре устанавливались в зависимости от занимаемых мест – кресла или балкон. Помимо спектаклей в здании театра проводились литературные вечера, юбилеи известных писателей, поэтов, выдающихся русских актеров, значимые события. Так, в 1880 г. прошел Пушкинский вечер, на котором читали произведения великого поэта И.Т. Савенков, Д.В. Никитский, З.И. Шепетковская. В 1883 г. прошел вечер памяти В.А. Жуковского. Театральные постановки, вечера, бенефисы, как правило, являлись благотворительными: в пользу погорельцев, приютов, переселенцев, для сбора посылок солдатам Русско-японской и Первой мировой войн. В подобных мероприятиях, практически, участвовали все известные люди Красноярска. А что же пресса, каковы ее отклики на театральные действа? В фондах Красноярского краевого музея сохранилось несколько газетных вырезок, принадлежавших юристу и журналисту Ф.Ф. Филимонову, издателю сатирического журнала «Фонарь», газеты «Сибирь» (до середины 1917 г.), известного в городе человека, особенно после того, как он стал автором обличительной пьесы «В краях сибирских», в которой енисейский губернатор Л.К. Теляковский усмотрел свою персону в отрицательном герое, и потребовал высылки Филимонова из Красноярска. Таким образом, опальный обозреватель и фельетонист оказался первым местным автором пьесы, наделавшей столько шума. Приведем несколько отзывов Ф.Ф. Филимонова на спектакли Общества любителей драматического искусства. Спектакль «Байбак» (автор В.А. Тихонов – сост.): «Начинается она (пьеса) скучно и кончается сентиментально… Г. Матвеев в заглавной роли был очень хорош… Г-жа Хотунцова, от которой мы, признаться, не ожидали хорошего исполнения, роль Нади провела очень хорошо… Об остальных любителях я говорить не стану: г. Еленев был загримирован Еленевым… О г. Савенкове, игравшего кучера, и говорить нечего. Он такой талантливый любитель, такой гигант среди наших любителей, что просто удивляешься только – от чего он не выступает почаще в серьезных ролях… и скупится доставить нам эстетическое наслаждение». Однако, Филимонов не был бы Филимоновым, если бы не отметил и другое - негативное представление об игре любителей.

Вот и высказался как-то в адрес Общества следующим образом: «Скучна у нас жизнь в Красноярске, очень скучна, читатель. Только губители драматического искусства немного нас и оживляют… Недавно на похоронах «Майорши» (автора Шпажинского И.В. - сост.) был… Духота, жара – невыносимы…». А дальше речь идет о сборе денег Обществом для отправки своего члена Телишева в столицу для получения сценического образования, которого Ф.Ф. Филимонов считает бездарным актером. И заключает: «…Ну, да Бог с ними, с этими самыми губителями драматического искусства…». Нередко пресса и безмолвствовала. Отметим еще любопытное свидетельство: в 1893 г. И.П. Кузнецов написал две пьесы - «Дон Кихот» и «Утро Обломова», которые с успехом прошли в Томске и Красноярске, став, таким образом, вторым местным автором пьес после Ф.Ф. Филимонова5. Роль Общества любителей драматического искусства в культурной жизни Красноярска имела большое познавательное значение, помимо благотворительной деятельности. Основной целью, его на протяжении всего времени существования, стало просвещение населения и знакомство его с лучшими образцами русской и западноевропейской драматургии. В 1882 г. красноярский учитель музыки З.А. Барш создает в городе музыкальный любительский кружок в «поддержку красноярского городского театра». Зрителю представлены были романсы, арии, фортепианные и скрипичные концерты и др. А пока кружок не обзавелся оркестром, то оперные отрывки, увертюры, звучали в переложениях для фортепиано в четыре, шесть и восемь рук.

Концерт Антона Совле и оркестра Енисейского внутреннего гарнизонного батальона. 1858 г.

12 ноября 1884 года, участница кружка Ц.И. Смирнова обратилась с запиской на имя А.П. Кузнецова такого содержания: «Милостивый государь, Александр Петрович! Несмотря на мое сочувствие благой цели и на мое полное желание оказать Вашему доброму делу постоянное содействие, играть на таком рояле нахожу совершенно невозможным. Готовая к услугам Ц. Смирнова». Цецилия Ивановна представлялась женщиной европейской культуры, знала несколько иностранных языков, отличалась строгим характером, некоторой надменностью. Выпускница Петербургской консерватории, ученица А.Г. Рубинштейна, она была прекрасной пианисткой, украшением любого концерта. И хорошо знала себе цену. Годом раньше создания Общества любителей драматического искусства, в 1886 г., из музыкального кружка, образовалось общество, получившее название Красноярского общества любителей музыки и литературы. Круг красноярской интеллигенции не был слишком широк. Поэтому многие самодеятельные актеры драматического Общества состояли участниками и музыкального Общества. Так, Ю.П. Матвеева в 1890 г. являлась какое-то время председательницей Общества любителей музыки и литературы, успевая играть и в драматических спектаклях6.

Перечислим наиболее известных членов музыкального Общества: В.Е. Шнейдер, Н.В. Доброхотов, П.И. Иванов, Г.Ю. и А.А. Стемпневские, И. Ю. Березовский, С.И. Буркин, Н.А. Ставровский; в 1903 г. входила в Общество и жена губернатора Енисейской губернии М.А. Плеца, А.П. Кузнецова, семейства Даниловых, Долгушиных, Кузнецовых, С.В. и В.Ф. Еленевы, К.Н. Жилин, А.Д., Рябинин, М.М. Кандауров, Е.И. Золотарев, Н.Д. Тютрюмов, Е.Н. Александров, А.П. Петухова, М.Н. Гоштовт, Е.Н. и С.М. Безносиковы, А. Налабардина, А.И. Суриков, брат художника, А. Кускова, и др. Число членов правления Общества составляло 7 человек. А еще существовал список кандидатов в члены7. Репертуар был весьма широк: исполняли арии из опер, романсы, куплеты, малороссийские песни, украинские думки, водевили, цыганские песни, молитвы.

Два творческих общества Красноярска, вероятно, не всегда ладили. Отсылаем читателя к письму члена музыкального Общества А. Налабардиной, датируемое 1890-м г., в адрес председателя Общества любителей искусства А.П. Кузнецова: «Многоуважаемый Александр Петрович! Мы будем играть увертюру из оперы «Вильгельм Телль» Россини для фортепьяно в 4 руки. Прошу Вас не забыть Ваше обещание и написать на афише «с участием любительницы такой - то». Так как, если концерт будет даваться от имени музыкального кружка, то участвовать, как я Вам говорила, я не буду. Готовая к услугам Вашим А. Налабардина». Что поделаешь, все мы люди грешные, земные, и мало ли какие обороты могла преподнести жизнь.

Ю.П. Матвеева в театральном костюме. Конец XIX в.

В 1887 г. в Красноярск, вместе с женой Екатериной Николаевной (позднее, классная дама в женской гимназии), приехал талантливый музыкант Безносиков Сергей Михайлович, ученик Н.А. Римского – Корсакова, закончивший Петербургскую консерваторию. В сезон 1887/1888 г. он создает в Красноярске симфонический оркестр, который познакомил горожан с лучшими произведениями русских и зарубежных композиторов: «Жизнь за царя» М. Глинки; «Рогнета» А. Серова; «Дон – Жуан» В. Моцарта; «Эгмонт» Л. Бетховена; музыка И. Гайдна; «Русалка» А. Даргомыжского; симфонии Бетховена и др.

Сохранился любительский рисунок неизвестного художника, уловившего большое сходство с оригиналом, – погрудный мужской портрет в профиль, как предполагаем, С.М. Безносикова.

Неизвестный художник. С.М. Безносиков. 1888 г.

После его отъезда, Общество любителей музыки сникло. Да, пожалуй, и литературное Общество. Концерты стали проходить реже, репертуар проще, на что сразу откликнулась одна из местных газет: «Уши немного отдохнут от вокальных упражнений многих певцов и певиц музыкального общества». Продолжали ставиться пьесы, не имеющие столь больших литературных достоинств, не из первого ряда классики8.

В ночь на 15 октября 1898 г. деревянный городской театр сгорел. Пожар уничтожил декорации, реквизит, костюмы. Пережив трагедию, любители обоих обществ продолжали свои постановки в здании Общественного собрания, в старом деревянном цирке, Железнодорожном собрании с залом на 450 мест, в котором имелись небольшой оркестр и хоровые кружки из служащих и рабочих железнодорожных мастерских. Для собрания были выписаны музыкальные инструменты, приглашены дирижеры; спектакли шли платные, чтобы окупить расходы по содержанию оркестра и хора, театрального оборудования, а также отчислять средства на благотворительные цели. В последнем и нашли приют Общество любителей драматического искусства и Общество любителей музыки и литературы. Здесь же принимались со своими антрепризами (выступлениями) гастролирующие труппы.

Лухтанская Ф.Д. Пожар в здании деревянного театра в Красноярске. 1898 г.

На рубеже двух веков в России получили распространение так называемые Народные дома для народных масс, своего рода просветительные учреждения, с библиотеками, кружками, лекциями, чайными, пытаясь смягчить нарастающее политическое раздражение в России. А также отвлечь от пьянства значительную часть населения, что нашло поддержку и у правительства. Театральные общества Красноярска начали искать средства для строительства нового театра за счет платных концертов, добровольных пожертвований и редкой помощи городской власти. 12 февраля 1899 г. был принят проект Народного дома (с участием А.П. Кузнецова) по проекту городского архитектора Е.Н. Александрова. 17 февраля (по старому стилю) 1902 г. состоялось торжественное открытие Народного дома-театра, которому было присвоено имя А.С. Пушкина. Расписанный занавес «У Лукоморья дуб зеленый» художника Д.И. Каратанова открывал сцену. В том же 1902 г. в Красноярске появилась и театральная драматическая труппа К.П. Красновой, которая стала первой постоянной, приобщая население города к лучшим произведениям русской и зарубежной классики. Одной из первых в России труппа поставила пьесу М. Горького «Мещане»; Клара Петровна Краснова переписывалась с писателем. Она же закупила в Москве декорации, устроила в антрактах «бальный» оркестр, сама являлась интересной характерной актрисой.

В 1904 г., на концерте памяти М.И. Глинки, организованном музыкальным Обществом, впервые выступил в Красноярске наш земляк, сын красноярского известного врача Р.К. Пикока - Владимир Пикок. Позднее он будет петь на одной столичной сцене Ф.И. Шаляпиным, который исполнял роль Бориса Годунова, а Владимир Пикок - Шуйского («Борис Годунов» М.П. Мусоргского). «Русская музыкальная газета» в 1916 г. отметила: «Можно от души поздравить Большой театр, что ему удалось обогатить свою труппу этим прекрасным артистом – лучшего партнера Шаляпину трудно подыскать»

В 1910 г. в Красноярске создается Музыкальное общество, объединяющее любителей музыки, которое будет связано с именем педагога, будущего организатора в 1920 г. Народной консерватории в Красноярске, П. И. Иванова - Радкевича. Павел Иванович приехал в наш город в 1897 г., где ему было предложено стать преподавателем пения в учительской семинарии. Несколько лет пришлось совмещать основные занятия с преподаванием пения в ремесленном и городском училищах, в женской гимназии, в железнодорожном техническом училище, занимался репетиторством. Семья росла, один из сыновей, ставший впоследствии известным музыкантом, оставил воспоминания об отце, его любви к Сибири. Павел Иванович очень любил природу, свою дачу, прекрасно плавал, занимался фотографированием. Красноярский период его жизни был очень насыщен: создал цикл песен и романсов. В 1914 г. начал писать оперу «Царевна – Земляничка», ставшую одной из первых детских опер в России. Объединив учащихся школ, организовал певческий коллектив, исполнявший оперные арии в театре им. А.С. Пушкина. Много концертировал.

В 1910 г. в Красноярске известный солист-балалаечник В.Е Авксентьев основал первый в губернии Сибирский великорусский оркестр народных инструментов, пропагандируя русскую народную музыку. Его брат Г.Е. Авксентьев руководил струнным оркестром в железнодорожных мастерских. Последний вспоминал: на тезоименитства кого-то из членов царской семьи, купец Гадалов (скорее всего, Н.Г. Гадалов, владелец дома, в котором останавливался в 1891 г. цесаревич Николай Александрович Романов, возвращаясь с Дальнего Востока – сост.) пригласил на вечер всех высших чиновников с семьями, пригласил артистов, певцов, скрипачей и балалаечников. Последние отказывались, заявив, что не подходят для такого общества. Настоятельная просьба повторилась. Было объявлено, при приходе, что балалаечники будут играть для прислуги. Вскоре явился хозяин, Гадалов, ответил на возмущение, что произошло недоразумение, пригласил оркестр на эстраду. Музыканты потребовали, чтобы прислуга тоже присутствовала на концерте, которой разрешили пристроиться лишь в дверях9.

30 декабря 1907 г., на афише музыкального общества появилось имя Словцова Петра Ивановича, будущего «сибирского соловья», партнера по сцене Ф.И. Шаляпина. После окончания московской консерватории, в 1912 г он приехал на свою родину, в Енисейскую губернию. Спустя 6 лет, после работы в оперных театрах Киева и Петрограда, возвращается в Красноярск, выступает в Томске, Иркутске. В 1918 г. из-за Гражданской войны, вынужден остаться в городе. С образованием народной консерватории в 1920 г., вместе с женой М.Н. Риоли – Словцовой, преподавал вокал. Оставит город в 1928 г., в связи с переездом в Москву.

Долгие годы многие в России смотрели на Сибирь глазами неволи. Край ссылки прочно укоренился в сознании европейских жителей. А сибиряк хотел развлекаться, пусть на своем провинциальном уровне, пытаясь постигнуть красоту Божьего мира через музыку, представления, литературу. И как могла и умела несла, пусть где-то не соответствуя установленным форматам, культуру людям музыкально и театрально образованная местная интеллигенция. Не поскромничаем, если назовем ее подвижником. Да и сам Красноярск, в целом, не был обижен, сменявшие друг друга театральные труппы, вызывали, как правило, значительное оживление в городе. Только в период с 1897 г. по 1917 гг., в городе прозвучало 35 опер русских и европейских композиторов. Правда, с балетом, мы познакомились только в 1916 г.

Автор: Тамара Семеновна Комарова, старший научный сотрудник отдела истории Красноярского краевого краеведческого музея


Список использованной литературы.

  1. Лифшиц Л. Театр в Красноярске. Красноярск. 1957. С. 8.
  2. Лифшиц Л. С. 11.
  3. Воронов Иван. Театральная культура Красноярска за сто лет… Красноярск. 2020. С. 22-23
  4. Памятная книжка Енисейской губернии на 1890 год. Красноярск. Енисейская губернская типография. 1890. С. 68 – 69.
  5. Воронов Иван. С. 26, 40.
  6. Кривошея Б.Г. Лаврушева Л.Г. Прейсман Э.М. Музыкальная жизнь Красноярска. Красноярск. 1983. С.7 - 8.
  7. Памятная книжка Енисейской губернии на 1903 г. Красноярск. 1903. С. 51.
  8. Кривошея Б.Г. С. 8 - 9.
  9. Там же. С. 24 – 25, 29 – 30, 38 – 39, 41, 65.

Актуальные новости

Все новости
80 лет Победы в Великой Отечественной войне

80 лет Победы в Великой Отечественной войне

17 января 2025
В мае 2025 года пройдет празднование 80-летия Великой Победы.
Два воздушных тарана Александра Оборина

Два воздушных тарана Александра Оборина

16 января 2025
Боевой путь Героя Советского Союза, командира 438-го истребительного авиационного полка.
«Вкус, батюшка, отменная манера…»

«Вкус, батюшка, отменная манера…»

15 января 2025
15 января исполнилось 230 лет со дня рождения великого русского поэта и дипломата Александра Сергеевича Грибоедова; в связи с этой памятной датой сотрудники библиотеки Красноярского краевого музея представили тематическую выставку.