Правила езды на автомобилях в Красноярске

24 февраля 2025

В 1885-1886 гг. независимо друг от друга Карл Бенц и Готлиб Даймлер в Германии запатентовали двигатели, а в конце XIX века в европейских городах появились первые автомобили. В России создателем одного из первых русских автомобилей стал инженер И.П. Пузырев. Первый русский цех по производству машин был открыт в Риге, где появился автомобиль «Руссо-Балт». Жители Красноярска впервые увидели автомобиль в 1905 г., когда в августе через город с небольшой остановкой проследовали восемь машин французского производства «Тюрка Мери», следующие на театр военных действий Русско-японской войны 1904-1905 гг. Начальник военных сообщений Маньчжурской армии А.Ф. Забелин добился у военного министерства разрешения на поставку этих автомобилей для нужд дальневосточной армии. Машины предполагалось использовать для поездок командования по линии фронта. К 1910 г. частные автомобили в Красноярске имели владелец Знаменского стекольного завода А.В. Данилов (по некоторым сведениям он стал первым владельцем автомобиля в 1907 г.) и купец 1-ой гильдии А.А. Гадалов1.

Автомобиль А.А. Данилова на Знаменском стекольном заводе. За рулем - А.В. Данилов, слева автомобиля - управляющий заводом В.В. Байэр, справа - купец А.А. Смирнов. В автомобиле сидят: редактор Петербургского журнала "Велосипед" - В.Э. Сайкс (в шляпе) и А.А. Ярилов. 1910 г.

1909 год мог стать годом открытия регулярного автомобильного движения в Красноярске. Первыми таксистами в городе стали С.И. Зубов и В. Стручков, подавшие заявку на перевозку пассажиров. В машине могли разместиться четверо человек, за весьма умеренную плату, маршрут – от вокзала до Старобазарной площади. Автомобиль с двигателем в 10 лошадиных сил совершал до 15 рейсов в день, протяженность маршрута составляла около 4 верст, с платой от 15 до 25 копеек (часть маршрута) до 35 копеек (весь маршрут)2.

Езда на автомобилях по городу разрешалась только городской управой. 18-19 ноября 1909 г. состоялось заседание членов управы, на котором был заслушан проект обязательного постановления об езде на автомобилях (за № 208) в Красноярске «по примеру других городов империи». Указывалось, что в управу поступило заявление двух лиц (Зубова и Стручкова) о разрешении ездить по улицам города. Проект состоял из нескольких пунктов, которые и были представлен на рассмотрение и утверждение членами правления управы.

  1. Автомобили допускаются к следованию по по тем улицам, где прочность уличного полотна была достаточна.
  2. Место стоянок для автомобилей назначается: Старобазарная площадь, около Покровского сквера, Новобазарная площадь, Плац-Базарная площадь, вокзал. Плата за означенные места назначается городской думой.
  3. Общий вес автомобиля с пассажирами и грузом не должна превышать 200 пудов.
  4. При автомобиле должно было быть устроено приспособление, которое лишало посторонних лиц возможности пускать в ход автомобиль.
  5. Каждый автомобиль должен иметь «прибор» для моментальной остановки автомобиля, а также рожок с пневматической грушей для «предупредительных сигналов». А вечером, с наступлением времени зажигания фонарей, иметь два фонаря с каждой стороны передней части автомобиля; на жестяной таблице прописать номер автомобиля и «прикрепить на видном месте».
  6. Скорость езды по центральным улицам не должна превышать 10-12 верст, по остальным - 12-15. При поворотах уменьшать скорость.
  7. Автомобили должны двигаться по правой стороне улиц в один ряд с экипажами. Не останавливаться в местах, где могут мешать колесному и пешеходному движению.
  8. К управлению допускались лица не моложе 18 лет и не страдающие органическими недостатками: глухота, близорукость и др.
  9. Особая комиссия испытывает вместе с депутатом от полиции знания дела водителя. Комиссия раз в год проверяет состояние автомобиля.
  10. Городская управа выдает два свидетельства. Одно на право ездить по городу, другое – для управления автомобилем. Оба свидетельства выдаются только на один год, в том числе и номер автомобиля.
  11. Если автомобиль переходит в пользовании другого лица, новый владелец должен подать заявление в городскую управу на замену свидетельства о праве езды на автомобиле.
  12. Проект постановления вступает в силу через два дня3.

В 1910 г. начинается строительство Усинского колесного тракта для соединения Усинского пограничного округа с Тувой и с дальнейшим выходом к Транссибирской магистрали. Летом 1914 г. в Красноярск был доставлен из Дании грузовой полуторатонный автомобиль, которому предстояло проверить проходимость Усинского тракта. Снятый с платформы, грузовик был доставлен на телеге, запряженной двумя лошадьми-тяжеловесами, со станции «Красноярск» до пристани. Через неделю машина достигла Минусинска. От Минусинска автомобиль отправился на юг по тракту, но смог добраться только до станции Григорьевка: дальше полотно оказалось непроходимым. Вернувшись в Красноярск, автомобиль отправился на курорт озера Шира, где его пассажиры узнали о начавшейся войне с Германией. Депутат IV Государственной думы С.В. Востротин, принимавший лечение на курорте, срочно был отозван в столицу. На этом автомобиле депутат отправился в Ачинск, через который проходила железнодорожная ветка. Представитель бельгийской фирмы не пожелал оставить грузовик в губернии и отправил его обратно на родину прежним маршрутом по железной дороге.

Строительство Усинского тракта. 1916 г.

В 1916 г., когда строительство Усинского тракта подходило к концу решено было повторить опыт 1914 года и приобрести автомобиль для проверки прочности тракта. 11 июня инженерами было направлено ходатайство иркутскому генерал-губернатору А.И. Пильцу: «…Для того, чтобы теперь же испытать пригодность пути для автомобильного движения и устранить по возможности дефекты пути при допущенных на ней уклонах и радиусах и построенного на ней моста, было бы весьма полезно и даже необходимо приобрести автомобиль грузовой». Инициатива в Иркутске была одобрена. Также выяснилось, что во Владивостоке американский инженер Смит продает пару грузовых автомобилей. Стоимость машин составила от 4 до 5 тысяч рублей. Однако из-за войны, в Петербурге замысел не оценили, автомобиль для испытания тракта приобретен не был4. Французская газета «Le Mans» обратилась к автомобилистам Европы с любопытным предложением»: «Кто готов летом проехать на автомобиле от Пекина до Парижа?». В пробеге участвовали итальянские, голландские и французские экипажи. Награда победителю была учреждена в 100 тысяч франков. Среди участников пробега оказался итальянский князь Сципион Боргезе, который заказал фирме «Itala» автомобиль для дальних путешествий: четырехцилиндровый двигатель, четыре передачи, с двумя бензобаками по 150 литров и двумя десятилитровыми баками для питьевой воды. В этом триумфальном заезде победил Боргезе. 23 июня 1907 г. его экипаж прибыл в Красноярск. Как писала местная пресса: «…в 7 часов вечера, к подъезду гостиницы «Метрополь» лихо подкатил трехместный автомобиль, в котором прибыл князь Боргезе и сотрудник газеты «Moderne Telegraph».

Автомобиль «Itala». 1907 г.

Как писала пресса, князь Боргезе, 35-40 лет, высокого роста, симпатичный, владеющий несколькими европейскими языками в совершенстве, из русского языка знал лишь 12 слов…». Итальянцы пробыли в Красноярске двое суток, где познакомились с достопримечательностями города и его окрестностями, а также с владельцем первого автомобиля в городе - А.А. Даниловым.

Есть упоминание, что первая автомобильная гонка в России состоялась в окрестностях Петербурга в 1898 г. Наиболее популярным автомобилем в России был недорогой и удобный «Форд T».

Автор: Тамара Семеновна Комарова, старший научный сотрудник отдела истории Красноярского краевого краеведческого музея

Литература.

  1. Комарова Т.С. На сопках Маньчжурии… Енисейская губерния в годы Русско-японской войны 1904 – 1905 гг. Красноярск. 2013. С. 80.
  2. Степанов К. (?). Самым первым таксистом был Зубов // Вечерний Красноярск. 1996. 14 декабря.
  3. Обязательное постановление об езде на автомобилях. Доклад городской управы от 18-19 ноября // Обзор хозяйства гор. Красноярска за июль – декабрь 1909 г. С. 607-609.
  4. Комарова Т.С. Первые городские ласточки // Реноме. 2010. № 10 (60). С. 26 – 27.

Актуальные новости

Все новости
185 лет со дня рождения Геннадия Васильевича Юдина

185 лет со дня рождения Геннадия Васильевича Юдина

12 марта 2025
Сотрудники библиотеки Красноярского краевого краеведческого музея представили книжную выставку, чтобы напомнить читателям о их знаменитом земляке.
Летопись Красноярского края за III квартал 2024

Летопись Красноярского края за III квартал 2024

5 марта 2025
Политика, общество, наука, образование, медицина, культура, спорт, туризм, награды — главные события третьего квартала в Красноярском крае.
Реставрация художественной коллекции

Реставрация художественной коллекции

5 марта 2025
Иконы, портреты и скульптуры из коллекции Красноярского краеведческого музея, находившиеся в аварийном состоянии, приобрели обновленный вид. Показываем экспонаты до и после реставрации.