Правила езды на автомобилях в Красноярске
В 1885-1886 гг. независимо друг от друга Карл Бенц и Готлиб Даймлер в Германии запатентовали двигатели, а в конце XIX века в европейских городах появились первые автомобили. В России создателем одного из первых русских автомобилей стал инженер И.П. Пузырев. Первый русский цех по производству машин был открыт в Риге, где появился автомобиль «Руссо-Балт». Жители Красноярска впервые увидели автомобиль в 1905 г., когда в августе через город с небольшой остановкой проследовали восемь машин французского производства «Тюрка Мери», следующие на театр военных действий Русско-японской войны 1904-1905 гг. Начальник военных сообщений Маньчжурской армии А.Ф. Забелин добился у военного министерства разрешения на поставку этих автомобилей для нужд дальневосточной армии. Машины предполагалось использовать для поездок командования по линии фронта. К 1910 г. частные автомобили в Красноярске имели владелец Знаменского стекольного завода А.В. Данилов (по некоторым сведениям он стал первым владельцем автомобиля в 1907 г.) и купец 1-ой гильдии А.А. Гадалов1.

1909 год мог стать годом открытия регулярного автомобильного движения в Красноярске. Первыми таксистами в городе стали С.И. Зубов и В. Стручков, подавшие заявку на перевозку пассажиров. В машине могли разместиться четверо человек, за весьма умеренную плату, маршрут – от вокзала до Старобазарной площади. Автомобиль с двигателем в 10 лошадиных сил совершал до 15 рейсов в день, протяженность маршрута составляла около 4 верст, с платой от 15 до 25 копеек (часть маршрута) до 35 копеек (весь маршрут)2.
Езда на автомобилях по городу разрешалась только городской управой. 18-19 ноября 1909 г. состоялось заседание членов управы, на котором был заслушан проект обязательного постановления об езде на автомобилях (за № 208) в Красноярске «по примеру других городов империи». Указывалось, что в управу поступило заявление двух лиц (Зубова и Стручкова) о разрешении ездить по улицам города. Проект состоял из нескольких пунктов, которые и были представлен на рассмотрение и утверждение членами правления управы.
- Автомобили допускаются к следованию по по тем улицам, где прочность уличного полотна была достаточна.
- Место стоянок для автомобилей назначается: Старобазарная площадь, около Покровского сквера, Новобазарная площадь, Плац-Базарная площадь, вокзал. Плата за означенные места назначается городской думой.
- Общий вес автомобиля с пассажирами и грузом не должна превышать 200 пудов.
- При автомобиле должно было быть устроено приспособление, которое лишало посторонних лиц возможности пускать в ход автомобиль.
- Каждый автомобиль должен иметь «прибор» для моментальной остановки автомобиля, а также рожок с пневматической грушей для «предупредительных сигналов». А вечером, с наступлением времени зажигания фонарей, иметь два фонаря с каждой стороны передней части автомобиля; на жестяной таблице прописать номер автомобиля и «прикрепить на видном месте».
- Скорость езды по центральным улицам не должна превышать 10-12 верст, по остальным - 12-15. При поворотах уменьшать скорость.
- Автомобили должны двигаться по правой стороне улиц в один ряд с экипажами. Не останавливаться в местах, где могут мешать колесному и пешеходному движению.
- К управлению допускались лица не моложе 18 лет и не страдающие органическими недостатками: глухота, близорукость и др.
- Особая комиссия испытывает вместе с депутатом от полиции знания дела водителя. Комиссия раз в год проверяет состояние автомобиля.
- Городская управа выдает два свидетельства. Одно на право ездить по городу, другое – для управления автомобилем. Оба свидетельства выдаются только на один год, в том числе и номер автомобиля.
- Если автомобиль переходит в пользовании другого лица, новый владелец должен подать заявление в городскую управу на замену свидетельства о праве езды на автомобиле.
- Проект постановления вступает в силу через два дня3.
В 1910 г. начинается строительство Усинского колесного тракта для соединения Усинского пограничного округа с Тувой и с дальнейшим выходом к Транссибирской магистрали. Летом 1914 г. в Красноярск был доставлен из Дании грузовой полуторатонный автомобиль, которому предстояло проверить проходимость Усинского тракта. Снятый с платформы, грузовик был доставлен на телеге, запряженной двумя лошадьми-тяжеловесами, со станции «Красноярск» до пристани. Через неделю машина достигла Минусинска. От Минусинска автомобиль отправился на юг по тракту, но смог добраться только до станции Григорьевка: дальше полотно оказалось непроходимым. Вернувшись в Красноярск, автомобиль отправился на курорт озера Шира, где его пассажиры узнали о начавшейся войне с Германией. Депутат IV Государственной думы С.В. Востротин, принимавший лечение на курорте, срочно был отозван в столицу. На этом автомобиле депутат отправился в Ачинск, через который проходила железнодорожная ветка. Представитель бельгийской фирмы не пожелал оставить грузовик в губернии и отправил его обратно на родину прежним маршрутом по железной дороге.

В 1916 г., когда строительство Усинского тракта подходило к концу решено было повторить опыт 1914 года и приобрести автомобиль для проверки прочности тракта. 11 июня инженерами было направлено ходатайство иркутскому генерал-губернатору А.И. Пильцу: «…Для того, чтобы теперь же испытать пригодность пути для автомобильного движения и устранить по возможности дефекты пути при допущенных на ней уклонах и радиусах и построенного на ней моста, было бы весьма полезно и даже необходимо приобрести автомобиль грузовой». Инициатива в Иркутске была одобрена. Также выяснилось, что во Владивостоке американский инженер Смит продает пару грузовых автомобилей. Стоимость машин составила от 4 до 5 тысяч рублей. Однако из-за войны, в Петербурге замысел не оценили, автомобиль для испытания тракта приобретен не был4. Французская газета «Le Mans» обратилась к автомобилистам Европы с любопытным предложением»: «Кто готов летом проехать на автомобиле от Пекина до Парижа?». В пробеге участвовали итальянские, голландские и французские экипажи. Награда победителю была учреждена в 100 тысяч франков. Среди участников пробега оказался итальянский князь Сципион Боргезе, который заказал фирме «Itala» автомобиль для дальних путешествий: четырехцилиндровый двигатель, четыре передачи, с двумя бензобаками по 150 литров и двумя десятилитровыми баками для питьевой воды. В этом триумфальном заезде победил Боргезе. 23 июня 1907 г. его экипаж прибыл в Красноярск. Как писала местная пресса: «…в 7 часов вечера, к подъезду гостиницы «Метрополь» лихо подкатил трехместный автомобиль, в котором прибыл князь Боргезе и сотрудник газеты «Moderne Telegraph».

Как писала пресса, князь Боргезе, 35-40 лет, высокого роста, симпатичный, владеющий несколькими европейскими языками в совершенстве, из русского языка знал лишь 12 слов…». Итальянцы пробыли в Красноярске двое суток, где познакомились с достопримечательностями города и его окрестностями, а также с владельцем первого автомобиля в городе - А.А. Даниловым.
Есть упоминание, что первая автомобильная гонка в России состоялась в окрестностях Петербурга в 1898 г. Наиболее популярным автомобилем в России был недорогой и удобный «Форд T».
Автор: Тамара Семеновна Комарова, старший научный сотрудник отдела истории Красноярского краевого краеведческого музея
Литература.
- Комарова Т.С. На сопках Маньчжурии… Енисейская губерния в годы Русско-японской войны 1904 – 1905 гг. Красноярск. 2013. С. 80.
- Степанов К. (?). Самым первым таксистом был Зубов // Вечерний Красноярск. 1996. 14 декабря.
- Обязательное постановление об езде на автомобилях. Доклад городской управы от 18-19 ноября // Обзор хозяйства гор. Красноярска за июль – декабрь 1909 г. С. 607-609.
- Комарова Т.С. Первые городские ласточки // Реноме. 2010. № 10 (60). С. 26 – 27.
Актуальные новости
Все новости
185 лет со дня рождения Геннадия Васильевича Юдина

Летопись Красноярского края за III квартал 2024
