Велосипед в Красноярске

Существует быль, а, может быть, и легенда, о крепостном Артамонове, который изобрел в 1801 или 1802 гг. на Урале двухколесный самокат. Однако, как часто это бывает в России, изобретение было забыто.

В начале XIX века, в Европе, был создан так называемый «бегунок», который приводился в движение при помощи толчков ногами.

К 1818 г., после усовершенствования техники, ездок уже не касался земли.

С 1880-х гг. велосипед - «костотряс» стал облекаться в металл, а в конце 1880-х гг.–в резину. В эти же годы велосипед появился и в Петербурге. На грани двух веков стоимость велосипеда достигала 125 рублей. А что же на периферии Российской империи? Первые велосипеды приобрели в Красноярске в 1894 г. семеро красноярцев.

С 1889 г. они имели уже вполне современный вид. 4 июля 1895 г. Енисейский губернатор Л.К. Теляковский издал постановление о «Правилах езды на велосипедах, обязательных для всех городов Енисейской губернии», опубликованное в «Енисейских губернских ведомостях». Довольно обширный документ включил в себя 12 пунктов.

Детский «самокат». Нач. ХХ в.
  1. Езда по всем городским улицам и площадям допускается только на низких (безопасных) одноместных двухколесных велосипедах лицам, получившим на то право в установленном порядке.
  2. Каждый велосипед, при езде на нем по городу, должен быть снабжен выданном на этот предмет из местного полицейского управления номерным знаком, прикрепленным позади седла так, чтобы он не был закрыт сумкой или одеждой. Кроме того, обязательно иметь звонок, а с наступлением темного времени – зажженный фонарь.
  3. Во время езды по городу велосипедисты обязаны иметь настоящее разрешение при себе и предъявлять его по требованию полиции.
  4. Быстрая езда по городу, и, в особенности, в перегонку, безусловно воспрещается.
  5. Едущие на велосипедах должны держаться правой стороны улицы… по возможности ближе к тротуару.
  6. Обгоняя пешеходов или экипажи, следует умерить ход и заблаговременно дать звонок.
  7. В случаях беспокойства лошадей, обязательно сойти с велосипеда и стараться укрыть его.
  8. Огибать угол или пересекать улицы должны тихим ходом, давая звонок.
  9. В местах большого скопления публики или экипажей, надлежит сойти с велосипеда и провести его в руках.
  10. При совместной езде велосипедисты должны ехать один за другим в расстоянии не менее одной сажени и притом группами не более трех человек.
  11. Безусловно воспрещается ездить на велосипедах, а также проводить в руках по тротуарам, по набережным у рек, протекающих в садах, скверах и других местах.
  12. Езда на велосипедах в той или другой местности может быть останавливаема по требованию полицейского чиновника, находящегося в наряде, во время крестных ходов, больших похоронных процессий и, вообще, в местах значительного съезда экипажей и скопления публики

Лица, виновные в нарушении настоящего обязательного постановление, независимо от административной или судебной ответственности, могут быть, по усмотрению губернатора лишены права езды на велосипедах по городу временно. Городское полицейское управление выдавало металлические знаки на велосипед, облагало определенной суммой его владельца, все сборы шли на нужды города. Однако пользователи самокатов выражали неудовольствие по поводу суммы налога по той причине, что «Налог на велосипедистов вряд ли можно назвать справедливым. По какой дороге ездят велосипедисты, ясно каждому. Куда уходят деньги?» А так как число городских улиц для езды было весьма невелико, то и владельцы самокатов нарушали правила не так уж редко, чем и вызывали неудовольствие у граждан. «Велосипедисты продолжают езду по тротуарам, несмотря на протесты обывателей. И даже не предупреждая звонками прохожих. Так, недавно, велосипедист № 86 чуть не сбил человека. Городовые по улице Воскресенской этого не замечают». А один лихач, забыв о своей «административной и судебной ответственности», чуть не погубил главного стража Красноярска – полицмейстера: «Прогулки на велосипедах, как они не безобидны с первого взгляда, оказываются иногда не особенно приятными для других. Так, например, на днях, исполняющий дела полицмейстера г. Солдатов, благодаря тому, что лошадь его испугалась проезжавшего мимо велосипедиста и бросилась в сторону, чуть не поплатился жизнью! По крайней мере, он получил настолько сильный ушиб головы при падении из экипажа, что долго не мог прийти в чувство»

В том же 1895 г. в Красноярске насчитывалось уже 50 велосипедистов, которые положили начало первым велопробегам. После того, как летом 1896 года прошла «Большая международная гонка», на велосипедах по маршруту Петербург – Москва, то заразила она и сибиряков. Одну из них совершил красноярец Гавронский, по маршруту Томск – Красноярск, а это около 580 километров по современной трасе. В 1911 году полицейское управление зарегистрировало в городе 600 велосипедистов. Так в Красноярске прижился «костотряс», «бегунок», самокат, он же велосипед.

Литература

1.Енисейские губернские ведомости. 1895. № 27. 15 июля.

2. Ансимова Инна. Жизнь главного проспекта Красноярска. Красноярск: ПИК «Овсет». 2011. С. 172.

Автор: Тамара Семеновна Комарова, старший научный сотрудник отдела истории Красноярского краевого краеведческого музея

Актуальные новости

Все новости
«В трудах для вас, без меры, выше сил»: дети декабриста Владимира Раевского в Красноярске

«В трудах для вас, без меры, выше сил»: дети декабриста Владимира Раевского в Красноярске

30 ноября 2023
Первый декабрист в истории провел почти 45 лет в Сибири, где его жизнь и работа стала гражданским подвигом. Публикуем историю поэта, публициста, военного и многих его детей.
«Будьте слова мои крепки и лепки…» Народная медицина в Енисейской губернии.

«Будьте слова мои крепки и лепки…» Народная медицина в Енисейской губернии.

29 ноября 2023
Состояние здравоохранения в Енисейской губернии приводило к широкому распространению самобытного врачевания народом своих болезней
Загадка красноярской девочки-фантома раскрыта

Загадка красноярской девочки-фантома раскрыта

27 ноября 2023
28 ноября в 13:00 в Красноярском драматическом театре им. А.С. Пушкина Красноярский краевой краеведческий музей и Союз краеведов Енисейской Сибири презентуют проект «Путешествие по городу Красноярску с девочкой-фантомом».