За чистое небо: жизнь и боевая карьера Михаила Ивановича Мудрова

Жители Красноярского края по праву могут гордится такими известными летчиками Великой Отечественной войны, как Н.Я. Тотмин, Г.Г. Голубев, К.М. Котляревский, Е.Ф. Трофимов и многими другими. Среди этих замечательных имен хотелось бы отметить и талантливого летчика – истребителя ВВС РККА – Михаила Ивановича Мудрова. Ас родился 15 декабря 1919 г. в селе Светлолобово бывшей Новоселовской волости Минусинского округа. Интересно, что в других источниках указывается село Гулушек бывшей Балахтинской волости. Получив образование в семь классов, Мудров в 1936 г. поступает в школу фабрично – заводского ученичества (ФЗУ) в Красноярске, и по ее окончанию работает токарем, параллельно занимаясь в городском аэроклубе. В январе 1939 г. призывается на срочную службу в РККА. В результате так называемого «спецнабора» Михаил Иванович был определен в 30-ю Читинскую военную авиационную школу пилотов, вскоре переведенную в город Батайск. По ее окончанию в 1940 г. теперь уже младший лейтенант Мудров числился летчиком 155-го истребительного авиаполка (ИАП) на должности командира звена.1

С началом Великой Отечественной войны, летчик был призван Новоселовским РВК Красноярского края. Летчик начал свою боевую карьеру в «родном» 155-м ИАП, который имел на вооружение истребители И-16. Часть действовала в составе 39-й истребительной авиадивизии (ИАД), ведя бои в небе Карелии. Осеню полк получил новые истребители ЛаГГ-3. Именно на этом самолете Михаил Иванович одержит свои первые победы над пилотами люфтваффе. Хотя первый успех был групповой – 30 марта 1942 г. в районе Мясного бора ему был засчитана 1\4 немецкого истребителя «Мессершмитт -109». Вообще, летая на «ЛаГГе», Мудров успеет одержать еще три победы над истребителями противника, но только одна войдет в копилку его личным достижением. Теперь летчик сражался в небе Ленинграда. Здесь нужно еще несколько слов сказать про 155-й ИАП. После участия в битве за Москву осенью – зимой 1941 г., за успехи в воздушных боях он был преобразован в 3-й гвардейский истребительный авиаполк (ГИАП), и вскоре отправили на Волховский фронт.

Михаил Иванович Мудров

Осенью1942 г. Михаил Иванович, как и его однополчане получил новую машину – истребитель Ла-5, который хоть и не позволял на равных бороться с модернизированными «мессершмиттами», но все же повышал шанс советских летчиков на успех. При этом ситуацию усугубляла откровенно низкая боевая подготовка советских летчиков в тот период времени, что улучшенными летными характеристиками Ла-5 компенсировать было невозможно. Например, присланный под Сталинград 240-й ИАП, так же получивший Ла-5, смог продержаться всего девять дней.2 Что касается 3-го ГИАП, то он, пополненный новой техникой и людьми, был включен в состав 235-й истребительной авиадивизии 8-й Воздушной Армии (ВА) генерала Т.Т. Хрюкина, который с июля возглавлял оборону города – героя на Волге.3 Сталинградского фронта в ноябре 1942 г. До этого авиадивизия работала на Калининском фронте в составе 1-го истребительного авиакорпуса (ИАК).

Полк, в котором нес службу Мудров, включился в боевую работу с 13 ноября, и действовал без перерывов на протяжении всего контрнаступления советских войск под Сталинградом, а 28 ноября Михаил Иванович одержал сразу две победы над немецкими бомбардировщиками «Юнкерс». В тот день, по данным исследователя Д.М. Дегтева, VI Воздушный флот люфтваффе понес большие потери, лишившись 14 самолетов.4 Одна только бомбардировочная эскадра KG-1 «Гинденбург» потеряла шесть бомбардировщиков Ю-88. Кроме того, потери понесла и транспортная авиация немцев, снабжавшая сформировавшийся «котел» 6-й армии, а также их союзники – румыны. Следующие победы советский ас одержал 12 декабря, записав на свой счет групповую победу над бомбардировщиком «Хейнкель-111». Немцы действительно имели серьезные потери в этих машинах, признав гибель пяти своих «Хейнкелей». Помимо этого, советским летчикам и зенитчикам удалось уничтожить еще и три транспортных самолета «Юнкерс- 52». В боевой характеристике, данной 3-му ГИАП за этот период, сказано, что: «Боевую работу на Сталинградском фронте полк начал в составе 23 самолетов Ла-5 и 27 летчиков. За период боевой работы на Сталинградском фронте летчиками полка проведено 58 воздушных боев, во время которых сбито 52 самолета противника. В том числе: Ме-109 -16; Ме-110 -2; Хе-111 -4; Ю-88 – 8; Ю-87-3; До-215-2; Ю-52 – 19».5

Нужно отметить, что тогда же, 12 декабря 1942 г., началось немецкое наступление (операция «Зимняя гроза»), с целью деблокирования окруженной армии Паулюса. Вся мощь IV Воздушного флота люфтваффе была направлена на поддержку наступавших, поэтому противнику удалось в короткий срок преодолеть сразу 40 км на пути к окруженной группировке. В этих боях лейтенант Мудров 13 декабря сбивает истребитель Ме-109, однако немецкие данные о потерях признают гибель только двух транспортных «Юнкерсов», а потери в истребителях не отмечены. За боевые успехи гвардии старший лейтенант Мудров приказом от 18 декабря 1942 г. был награжден орденом «Отечественная война I – й степени».6 Последний немецкий самолет в Сталинградской битве Михаил Иванович сбил уже 19 февраля 1943 г., причем местом уничтожения вражеской машины символично значится город Сталинград.

После разгрома вражеской группировки в Сталинграде, и сильного немецкого контрудара на Дону, когда врагу удалось снова завладеть Белгородом и Харьковом, центр воздушной войны переместился на Кубань. В войсках царило оживление. Известный советский ас А.И. Покрышкин, участник Кубанского сражения, вспоминал: «Высокая морально-политическая, тактическая и техническая подготовка летного состава, без сомнения, обеспечивала успешные действия в сложной воздушной обстановке. Летчики и техники понимали, что предстоящее воздушное сражение потребует от каждого огромного напряжения, решительности, смелости, и были готовы к новым жарким боям. С особым нетерпением готовились к ним те, кто испытал тяжесть отступления. Почти два года мы с горечью в душе оставляли свои аэродромы и перелетали на другие, расположенные восточнее. Теперь идем на запад».7Именно здесь в последствие разыграется знаменитое кубанское воздушное сражение, продлившееся с марта по июнь 1943 г. Фактически, сражение в воздухе являлось большим, но вспомогательным действом, сопровождавшим серию важных наступательных операций РККА по прорыву так называемой «Голубой линии», на которой закрепилась 17-я армия вермахта и войска румынских сателлитов. Однако 3-й ГИАП в составе 235-й авиадивизии, прибыл на пополнение 4-й Воздушной Армии на Кубань только 1 июня, то есть, фактически к финалу воздушного сражения. Кстати незадолго до этого, в феврале дивизия за образцовое выполнение заданий в боях с немецко – фашистскими захватчиками, была удостоена почетного звания Сталинградской. Все же, не смотря на позднее прибытие, Мудрову здесь удалось одержать серию побед над немецкими самолетами.

В первый же день боевой работы дивизии на этом участке фронта, 1 июня 1943 г., Михаил Иванович записал на свой счет победу над истребителем Ме-109. На следующий день ас снова записал на свой счет «мессершмитт». По данным противника, потери таких машин, в 52-й истребительной эскадре (JG-52) составили три Ме-109.8 Потери самой 4-й Воздушной Армии при этом отмечены в 12 самолетов. Бои продолжались, и 4 июня гвардии старший лейтенант Мудров сбил бомбардировщик «Юнкерс-88». Вот, как этот эпизод описан в оперативной сводке штаба 3-го ГИАП: «7 Ла-5, командир группы гв. старший лейтенант Мудров прикрывали свои войска. При подходе к цели, на высоте 5 тыс. метров увидели до 40 бомбардировщиков противника под прикрытием истребителей. Атаковали. […] После атаки Мудровым Ю-88, загорелась правая плоскость, самолет упал северо – западнее Крымская».9 На следующий день он уничтожил очередной «мессершмитт» восточнее станицы Абинская, и это была его последняя победа в Кубанской битве. В июне воздушная битва за небо Кубани завершилась, а счет аса вырос до девяти личных и трех групповых побед.

В первом этапе грандиозного сражении на Курской Дуге 235-я ИАД участия не приняла, но ее экипажи в составе 10-го истребительного авиакорпуса (10-й ИАК) прикрывали наземные войска в Белгородско - Харьковской наступательной операции (известна как «Полководец Румянцев»). За первую неделю наступления, Мудров уничтожил три «мессершмитта», один бомбардировщик «Хейнкель -111» и еще два самолета в группе. Большинство сбитых асом неприятельских самолетов упало в районе населенного пункта Томаровка. По сведеньям исследователя В. Горбача: «Наибольшую активность ударные самолеты VI-го воздушного флота развили в районе Томаровки. Немецкие документы сообщают, что основным объектом атак бомбардировщиков 8-го авиакорпуса стали атаки на советские танковые и моторизованные колонны севернее Томаровки, а также южнее ее в районе опорного пункта Козычево».10

Отметим, что здесь гвардейцам противостояли сильные «эксперты» из 51-й, 52-й и 54-й истребительных эскадр люфтваффе. Особенно напористыми были асы I группы 54-й эскадры под командованием Вальтера Новотны. Например, 12 августа его подопечные нанесли большие потери летчикам 13-го ИАП, причем был сбит командир советской группы: ас П. А. Гнидо.11 В этот же день свой успешный бой провел и Михаил Иванович Мудров. Сохранилось описание воздушного боя, составленное им самим: «В район прикрытия пришли парами, эшелонировано по высоте от 2 тыс. до 3,5 тыс. метров. Станция наведения навела на группу 15 самолетов противника типа Ю-87. Я двумя парами атаковал сверху – сзади в середину группы, в результате атаки, Ю-87 рассеялись и 2 Ю-87 горящими упали».12 В этом же бою ас записал на свой счет и истребитель Ме-109, а его однополчанин гв. младший лейтенант Головенко – оказавшийся поблизости бомбардировщик Хе-111.

А вот день 13 августа выдался в летной биографии аса весьма сложным. В бою с вражескими пикирующими бомбардировщиками «Юнкерс-87», он сбил один такой самолет, но и сам оказался сбит. Вот, что по этому поводу говорит оперативная сводка штаба 3 ГИАП: «7 Ла-5, командир группы гв. старший лейтенант Мудров, вылетели по тревоге на перехват бомбардировщиков противника в районе Богодухов. Юго – восточнее 10 км Богодухов на высоте 15 м атаковали три группы по 20 Ю-87».13 В бою участвовали и немецкие истребители, но Мудров, скорее всего, был сбит огнем стрелка бомбардировщика. Полку досталось в этот день: ранее из боя не вернулось два Ла-5: гв. мл. лейтенанты Каргополовцев и Герасимов. Из немецких заявок на победы следует, что они стали жертвами пилотов из 51-й эскадры «Мельдерс», а в бою, когда был сбит самолет Мудрова, 3-й ГИАП лишился еще двух своих истребителей: были сбиты гв. мл. лейтенанты Головенко и Бородатов. Эти победы, скорее всего, тоже одержали асы из «Мельдерс», защищавшие свои ударные самолеты. И того, полк за день лишился пяти истребителей Ла-5, но Михаилу Ивановичу удалось выжить и вернуться в свою часть, а 27 августа приказом № 72/н, командир эскадрильи, гвардии старший лейтенант Мудров был награжден орденом «Красного Знамени».14

Поражение не сломило аса, и до 22 октября 1943 г. он сбил еще четыре самолета противника. Он вырос в звании до гвардии капитана, параллельно выросло и его боевое мастерство. Так, 13 октября, при сопровождении штурмовиков Ил-2, он уничтожил «мессершмитт». Оперативная сводка штаба полка гласит: «12 Ла-5, ведущий гв. капитан Мудров, вылетели на сопровождение 12 Ил-2 264-й ШАД. 2 Ме-109 пытались атаковать Ил-2. При отражении атаки, гв. капитан Мудров сбил 1 Ме-109».15 Кстати, среди осенних побед был и новый истребитель немцев, впервые массово применявшийся на Восточном фронте – «Фокке – Вульф -190». В бою 22 октября, так же при сопровождении Ил-2, ас сбил еще один Ме-109, и в конце тяжелого 1943-го приказом № 194/н был представлен к ордену «Александр Невский». В наградном листе, помимо прочего отмечается, что: «Возглавляя группу прикрытия штурмовиков, гвардии капитан Мудров правильной расстановкой сил, умелым руководством воздушными боями при отражении атак истребителей противника, всегда обеспечивал штурмовикам выполнение боевого задания».16 Кстати, последнюю свою воздушную победу в уходящем году он смог одержать 15 декабря, сбив ФВ-190 в районе Красногорска.

Новый 1944 г. так же начался с побед: 10 января в районе населенного пункта Вахновка, Михаил Иванович сбил очередной Ме-109. К сожалению, это была последняя победа советского летчика. В бою 27 января истребитель Мудрова был подбит, однако летчик смог посадить самолет на лед пруда у города Погребище Винницкой области. В бессознательном состоянии пилот был доставлен в госпиталь, где и скончался 29 января. Документов при нем не оказалось, поэтому ас был погребен безымянным. Судя по заявкам немецкой стороны, Михаил Иванович вел бой с IV группой 51-й эскадры «Мельдерс», которая сражалась с частями советской 2-й Воздушной Армии в этих местах. В списке потерь 3-го ГИАП указано, что гвардии капитан Мудров не вернулся с боевого задания,17 что означало: пропал без вести.

Удивительно, но несмотря на то, что у него на момент гибели числилось 26 личных и 7 групповых побед при 400 боевых вылетах, летчик так и не получил Героя Советского союза, хотя представления на него посылалось дважды. Но историческая справедливость все же восторжествовала, когда однополчанин Мудрова – Александр Героев разыскал могилу своего командира и добился отмены формулировки: пропал без вести. После этого, указом от 10 апреля 1995 г. гвардии капитану Михаилу Ивановичу Мудрову был посмертно присвоено звание Героя России. Сегодня его имя носят улицы в районном центре Балахта и еще двух поселках, а две мемориальные доски, посвященные отважному пилоту, украшают школы Балахты и Светлолобово.


Автор: Ромашков Ю.В. , научный сотрудник Красноярского краевого краеведческого музея


Примечания:

1 Быков М.Ю. Все асы Сталина 1936 – 1953 гг. Москва. «Яуза». 2014 г.

2 Авиация и время. // № 5. 2006 г.

3 Киселев А.Н. Полководцы и военачальники Великой Отечественной. Выпуск 1. Москва. «Молодая гвардия». 1971 г.

4 Дегтев Д.М. Воздушная битва за Сталинград. Операции люфтваффе по поддержке армии Паулюса 1942 – 1943 гг. «Центрполиграф». 2021 г.

5 ЦАМО. Ф. 20066. Оп. 0000001. Д. 0009. Л. 66. Боевая характеристика на 3-й Гв. ИАП 235-й ИАД за период 13.11. по 20.12. 1942 гг. // https://pamyat-naroda.ru

6 ЦАМО. Ф. 33. Оп. 682526. Д. 110. Л.202. // https://pamyat-naroda.ru

7 Покрышкин А.И. Познать себя в бою. Москва. ДОСААФ. 1986 г.

8 Дегтев Д.М. Богатырев С.В. Зубов Д.В. Битва за небо Кубани: 1943 г. Москва. «Вече». 2020 г.

9 ЦАМО. Ф. 20066. Оп. 0000001. Д. 0020 Л. 52. Оперативная сводка штаба

3-го ГИАП от 4 июня 1943 г. // // https://pamyat-naroda.ru

10 Горбач В. Г. Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве. «Эксмо». 2007 г.

11 Клепиков И. Примечательные бои Вальтера Новотны. Часть 3. // 2021 г.

12 ЦАМО. Ф. 20066. Оп. 0000001. Д. 0026. Л. 31. Описание воздушного боя, проведенного группой Ла-5 12.08. 1943 г. // https://pamyat-naroda.ru

13 ЦАМО. Ф. 20066. Оп. 0000001. Д. 0020 Л. 149. Оперативная сводка штаба

3-го ГИАП от 13 августа 1943 г. // https://pamyat-naroda.ru

14 ЦАМО. Ф. 33. Оп. 686044. Д. 681. // https://pamyat-naroda.ru

15 ЦАМО. Ф. 20066. Оп. 0000001. Д. 0020. Л. 194. Оперативная сводка штаба

3-го ГИАП от 13 октября 1943 г. // https://pamyat-naroda.ru

16 ЦАМО. Ф. 33. Оп. 686044. Д. 3738. Л. 97. // https://pamyat-naroda.ru

17 ЦАМО. Ф. 33. Оп. 11458. Д. 300. Л. 234. Донесение о безвозвратных потерях. // https://pamyat-naroda.ru