Дневник экспедиции сотрудников Красноярского краеведческого музея в Даурский район. Часть 5.

23 июля 2019

Мы продолжаем публикацию дневника работы даурской историко-этнографической экспедиции, работавшей в Даурском районе с 9 июля по 10 августа 1962 г. В экспедиции участвовали сотрудники нашего музея Гусева Н.Г. и Золотарева А.Т. На страницах дневника не только подробно описаны действия участников экспедиции, но и дано описание деревень и сел, которые посетили сотрудники музея. Даурский район как административная единица просуществовал с 1935 по 1962 г. После возведения Красноярской ГЭС большая часть населенных пунктов Даурского района оказалось затопленной. По этой причине 27 июня 1962 г. было принято решение об упразднении района, а его территория вошла в состав Балахтинского района.

26 июля 1962 г.

С. Даурское.

Утром встали, сбегали на почту, заказали переговоры с музеем на 9 часов. Переговорили с З.К. Глусской о высылке людей для встречи Гусева М.И., который должен привезти экспонаты, собранные нами в разных селах и деревнях.

С почты бегом отправились искать транспорт для переброски экспонатов на пристань. Были в райкоме партии, райисполкоме. Все машины оказались в разъездах. Секретарь райисполкома Сюзгаев Григорий Тихонович вызвал машину из стройконторы. Отвезли экспонаты, на пристани упаковали их и отправили на теплоходе «ОМ 366».

После обеда ходили к местным краеведам Синягину И.И. и Трегубенко А.С., которые обещали подготовить краеведческий материал, хранящийся у них, для передачи музею. Пробыли у Синягина 3 часа и Тригубенко 2 часа, но материалы так и не были получены. Сослались на его незавершенность, однако нам стало ясно, что музею они ничего не отдадут., т.к. в свое время они обращались к его администрации с какими-то просьбами, а помощи не получили.

Перед беседой с краеведами заходили в райисполком в отдел водохранилища к зам. председателя исполкома по подготовке красноярского водохранилища Пинчуку В.А.

Изучили вместе с ним карту водохранилища, проконсультировались во вопросу переселения и изменения в размере водохранилища, затопления населенных пунктов.

27 июля 1962 г. Пятница.

Болели: пищевое отравление. Вызывали врача, приезжал хирург (дежурный врач), осмотрела, назначила лечение и недельную диету: чай и сухари белые.

28 июля 1962 г. суббота.

Состояние не улучшается: тошнота, рвота. Принимали фталозол, карболен.

29 июля 1962 г.

Самочувствие лучше, сходили в военкомат. Поработали со списками участников Отечественной войны 1941-1945 гг., награжденных орденами. Выписали нужных нам людей Коляжихи, Михайловки, Сисима, Коряково и др. Среди награжденных оказался Герой Советского Союза Ерофеев Григорий Петрович. Ходили к нему дважды. Живёт он на краю села, по улице Трактовой. Первое посещение оказалось безрезультатным, так как вся семья Ерофеевых утром выехала на покос. Вторично пришли к нему вечером. Побеседовали, думая взять у него кое-какие документы или вещи. Однако оказалось всё, что у него было, передано в музей. Записали историю его награждения. Просил помощи в получении путёвки во ВТИ г. Иркутска или на курорт. Самочувствие его плохое (осколок у него находится в перекарде), сильные головные боли, а помощи в лечении никто не предоставляет. Обещали помочь: поговорить в военкомате.

Написали экономико-геогр. характеристику с. Даурского и Даурского района.

30 / VII 62 г. Понедельник.

Утром зашли в военкомат, поговорили с военкомом о Ерофееве. Обещал на днях вызвать его и предоставить путёвку на курорт. В беседе выяснено, что путёвки в военкомате были неоднократно, но сам Ерофеев никогда не просил об этом.

В 10 часов на грузовой машине выехали в д. Коляжиху.

Описание и планировка деревни Коляжихи.

Расположена в 12 км. от районного центра с. Даурского. Находится в небольшой котловине, окруженной рядом невысоких гор, напоминающих холмы. Один из них носит название Ключевой, так как из него в различных местах бьют ключи, образуя небольшую речку Ключевую, когда-то богатую рыбой: налимом, хариусом. Сейчас рыбы в речке стало меньше, потому что Ключевая стала мельче.

Деревня состоит из двух улиц, расположенных параллельно друг другу и соединенных переулком. Из бесед со старожилами выяснено, что до революции деревня была большой, в ней насчитывалось до 110 дворов. Сейчас здесь осталось 45 домов.

Основана деревня, вероятно, во второй половине XIX века. По рассказам старожилов супругов Борель, в начале XX века, в то время, когда их родители приехали в Коляжиху из Белоруссии, здесь было домов 5-6, где жили высланные сюда старожилы-сибиряки. Переселенцы из Белоруссии, с Украины селились вначале в землянках, поэтому в 1905 -1907 гг. деревня состояла сплошь из землянок, над которыми возвышались несколько старожильческих домов.

В дальнейшем землянки были заменены домами, выстроенными самими переселенцами. Дома обычные сибирские с преобладающими двухскатными крышами. В таких домах были сени и одна комната с глинобитной русской печью. Впоследствии, особенно после революции, возникли дома с двумя комнатами и небольшими сенями.

Во всех домах до революции были полати, занимавшие 1 / 3 комнаты. В некоторых домах сохранены до настоящего времени и предназначаются для хранения продуктов, утильсырья и т.п. Окна домов расположены следующим образом: одно – во двор, два – на улицу или два – во двор и три – на улицу.

В подавляющем большинстве домов стены и потолок побелены известью, кое – где окрашены краской и их время от времени моют.

Приусадебные участки большие от 15 до 40 сотых га. В огородах посажены картофель (основная культура), горох и прочие овощи.

В каждой семье есть свиньи и поросята: одна или несколько. Почти у всех есть коровы. Материально члены совхоза живут хорошо.

В деревне в 1933 году был создан колхоз «15 лет РККА», после объединения с даурским колхозом «Заветы Ленина» стал называться «Путь к коммунизму». С 1962 году в Коляжине находится Бригада № 7 фермы № Огурского совхоза.

В деревне есть начальная школа (в 1961 / 62 учебном году в ней было 26 учеников), изба – читальня, медицинский пункт (медика нет), контора бригады, кузня, мастерская по ремонту сельхозмашин (в них делают грабли, вилы, колёса и тп).

В деревне есть ферма крупного рогатого скота (дойный гурт), овощеферма, птицеферма. Кроме того на ферме развито растениеводство: производство хлебов и кормов.

Деревня радиофицирована и электрифицирована.

Газеты и журналы выписываются некоторыми членами совхоза.

Обстановка комнат обычная для деревень района: кровать (иногда деревянная, чаще металлическая) стол, лавки. Стульев мало. На окнах цветы: герань, фуксия.

В некоторых домах есть самопрялки, на которых прядут шерсть, употребляемая для вязки носков.

В Коляжихе стены не оклеены газетами, журналами, плакатами, что отличает от других деревень.

По приезде в деревню посетили Воробович Павла Николаевича. Участника Отечественной войны, награждённого Орденом Красной Звезды и четырьмя медалями. Беседа не состоялись, так как он после проведенной ночи на свадьбе ничего связного сказать не мог. Записали кое-какие сведения из его биографии по документам и со слов дочери. Дважды были у старожила деревни, называемого местным населением «здешний сибирский чалдон» Потылицына Петра Филимоновича. Дома его не оказалось (дом был на замке).

Затем пошли к Раткевич Варваре Анисимовне. Записали её рассказ о переселении крестьян из Белоруссии и их жизни в Коляжихе.

По культуре села беседовали и записали сведения от Григорьевой Веры Ивановны, учительницы школы.

Беседовали со старожилами супругами Борель Константином Антоновичем и Анной Семёновной по истории села Коляжихи.

Сведения по организации и развития колхоза в деревне получили у супругов Абрамчик Николая Акимовича и Александры Степановны. Были у бригадира Ильина Леонида Антоновича, Договорились о транспорте в с. Михайловку, куда нам нужно попасть завтра. У него же брали сведения о первых колхозниках и экономике Коляжихи.

Деревня Михайловка. 31 июля 1961 г.

Утром приехали в деревню, нашли бригадира, взяли у него списки и сведения об интересующих нас людях. Передовиков сельского хозяйства бригадир не назвал, т.к. работают примерно все одинаково. Участников Отечественной войны, награжденных орденами, тоже нет. Был один Штегидин Александр Михайлович, награжденный двумя Орденами Красной Звезды. Сейчас он живет в Новосибирске. Из конторы пошли к Шмейдину Якову Кузмичу, старожилу этой деревни. Он приехал в Михайловку в 1912 г. (когда ему было 6 лет), в то время в ней было 2- 3 дома, окруженных тайгой. Ни улиц, ни дорог в деревне не было. Записав его рассказ, пошли к одному из первых колхозников, бывшему коммунару Даурской коммуны Дейкун Якиму Нититичу, который, прожив 88 лет, хорошо знает жизнь дореволюционного крестьянства. Он рассказал об организации коммуны в Даурске, о жизни и работе в ней (работал поваром) и её распаде.

В колхоз вступил в 1929 г, в то время колхоз назывался «Батрак», впоследствии название менялось неоднократно («Искра», с 1932 г. и т.д.).

Яким Никитич оказался и старожилом деревни, поэтому рассказал о развитии и росте её, истории деревни. Он посоветовал пойти к Григорьеву, старому жителю этой деревни, у которого сохранилась одежда и прочие предметы домашнего обихода, бытовавшие в деревне до революции. Однако разговора с Григорьевым не получилось, т.к. он стал жаловаться на небольшую пенсию, разволновался, разговор перешел на повышенные ноты и мы ушли.

По культуре села мы беседовали с заведующей избой-читальней Пашенцевой.

Описание деревни Михайловка.

Деревня небольшая в 25 дворов, расположена в живописном месте, окруженном горами, носящими название (название дано, очевидно, местным населением): Кораблик, Грачёвой (у основания которой жил Грачёв Константин). На этом месте осталось часть полуразрушенной изгороди, Лиственный лог, тянущийся на многие километры. Склоны гор покрыты лесом: сосной, лиственницей, березой, осиной.

В недавнем прошлом (1910-1930 гг.), по рассказу Дейкуна Якима Никитича и его жены, склоны Лиственного лога распахивались и представляли сплошные поля. На плоскую вершину этой горы утомленные крестьяне ходили на отдых.

Отсутствие кедра служило причиной того, что охотой население не занималось.

Деревня до революции называлась крестьянами окрестных деревень Орликой, по фамилии владельца мельниц, расположенных на реке Ошаровке у Михайловки.

До революции население занималось заготовкой дров, смолокурением, некоторые жгли уголь. Это занятие давало скудные средства для покупки хозяйственного инвентаря и необходимых предметов домашнего обихода.

Хлебопашеством занимались не все, но большинство переселенцев. сеяли пшеницу, рожь, ячмень, гречиху. Землю обрабатывали плугами, боронами. Сохи здесь не применялись. Сеяли из мешка и иногда из лукошка, сплетенного из соломы.

Для увеличения территории пахотной земли широко применялась раскорчёвка леса.

Было развито и рыболовство: в речке Ошавровке ловили хариуса, налима, однако выловленная рыба не продавалась, а потреблялась самими.

В 1929 г. в деревне был организован колхоз (носивший название «Батрак»). В то время была выстроена контора (правление) колхоза на средства всех членов колхоза. Это здание сохранилось и в настоящее время: в нём находится мастерская по ремонту хозинвентаря.

В настоящее время многие дома снесены и вывезены в другие населенные пункты. В результате этого деревня оказалась разделенной на две части, находящиеся как бы обособленно друг от друга, разделены части речкой Ошаровкой, через которую проложен настил из брёвен.

Дома в деревне старые, построенные до революции. Сейчас многие из них стали ветхими. Резьба по дереву (наличники) встречаются редко, карнизов резных нет.

В настоящее время в деревне находится бригада фермы Огурского совхоза. Есть овцеферма и ферма крупного рогато скота. Деревня радиофицирована, есть электрический свет, есть клуб, изба – читальня, начальная школа, мастерская по ремонту плугов, колёс и проч.

Продолжение следует...

Публикацию подготовил научный сотрудник отдела истории М.Ю. Новоселов

Актуальные новости

Все новости
Всего должно быть достаточно, и даже много

Всего должно быть достаточно, и даже много

25 мая 2022
В музее-усадьбе Г.В. Юдина открылась выставка мебели и отреставрированных предметов из фондов Красноярского краеведческого музея.
О жизни мещан г. Красноярска в 1860–1880 гг. По рассказам Е.А. Красноженовой

О жизни мещан г. Красноярска в 1860–1880 гг. По рассказам Е.А. Красноженовой

24 мая 2022
Будни и праздники, гастрономия, обряды, городское благоустройство, медицина – педагог, этнограф и фольклорист Мария Васильевна Красноженова записала воспоминания о том, как жили красноярские мещане в Енисейской губернии.
Переиздана брошюра «Наивеличайшая между всеми в Российской империи»

Переиздана брошюра «Наивеличайшая между всеми в Российской империи»

23 мая 2022
Брошюра, посвященная 200-летнему юбилею Енисейской губернии, рассказывает о наиболее значимых фактах в истории губернии с момента ее основания в 1822 году и до 1917 года.