Проект «Что расскажет нам предмет»: иконы Василия Мангазейского

3 марта 2021

Василий Мангазейский – первый сибирский святой. Уже более трехсот лет православные верующие чтят его память. Его образ был популярен в сибирской иконописи. Коллекция изображений Василия Мангазейского имеется в фондах Красноярского краевого краеведческого музея.

Сведения о Василии Мангазейском известны нам благодаря его житиям, старейшее из которых было написано в 1670-1676 гг. Различаясь между собой, все жития сходятся на том, что отец Василия – ярославский торговец Федор отдал своего сына в работники богатому купцу, который вел свои дела в Мангазее.

В наше время Мангазею нельзя найти ни на одной карте, этот город давно заброшен и исчез с лица земли. Однако в начале XVII в. слава о «златокипящей» Мангазее шла по всей стране. Город, построенный за полярным кругом на реке Таз, стал центром пушной торговли. В Мангазею съезжались купцы, скупавшие у зверопромышленников меха и перепродававшие их с большой выгодой в европейской части России. Экспорт меха, или как его называли в то время «мягкое золото», был одной из основных статей дохода нашего государства.

Живя в Мангазее и работая в купеческой лавке, Василий не пропускал церковных служб. Юноша был очень набожным, этим и воспользовались воры, которые обокрали лавку, в то время как молодой человек молился в храме. Купец обвинил своего молодого приказчика в том, что он был в сговоре с преступниками. Слов купца оказалось достаточно для того, чтобы воевода Савлук Пушкин подверг Василия пыткам. Согласно одной из редакций жития, Василий умер от пыток, по другой версии, Василия убил ударом в висок сам воевода.

Редакция жития святого Василия Мангазейского, написанная игуменом Туруханского монастыря Илиодором, приводит иную версию гибели святого. Юноша«пострадал за целомудрие». Василий отверг греховные домогательства купца и тот в отместку обвинил его в краже, которой не было. Такие противоречия в описании жизни святого объясняются тем, что житие стали составлять через несколько десятков лет после его гибели. Даже дата смерти Василия – 1602 г. условная.

О невинно убитом юноше жители Мангазеи вспомнили в 1649 г., когда из болотистой почвы показалась крышка гроба. С этим событием стали связывать различные чудеса: исцеления, помощь заблудившемуся охотнику и многое другое. Через пол столетия после гибели Василия на месте его упокоения возвели часовню. Несмотря на то, что в Москве официально не канонизировали Василия Мангазейского, в Сибири его стали почитать как святого.

В 1670 г. из почти опустевшей Мангазеи мощи первого сибирского святого были перевезены в Туруханский монастырь. Василий Мангазейский стал почитаться как покровитель охотников и рыболовов. Не только русские, но и коренные жители эвенки чтили мученика Василия. Даже после официального запрета в 1755 г. совершать молебны Василию Мангазейскому память о нем продолжала жить в сердцах людей. В 1803 г. в Туруханском крае вспыхнула эпидемия болезни, которую местные жители называли «горячкой». Среди населения Туруханского края начались волнения. Люди считали болезнь наказанием, посланным им за отсутствие должного почитания святого Василия Мангазейского. Чтобы успокоить народ, Тобольский архиепископ разрешил вернуть в церкви иконы первого сибирского святого и разрешил совершать молебны в честь святого. На протяжении всего XIX в. в Сибири продолжали чтить Василия Мангазейского, писать его иконы. В 1893 г. в Синод было направлено прошение о канонизации святого. Изучив записи о чудесах, которые связывались с Василием Мангазейским, синод включил имя первого сибирского святого в «Православный календарь». Таким образом, Василий Мангазейский из местно чтимых святых получил общецерковное почитание.

Каждый посетитель Красноярского краевого краеведческого музея может увидеть две старинные иконы первого сибирского святого. На первом этаже музея, в зале «Освоение Сибири русскими», висит большая икона Василия Мангазейского, написанная в Енисейске около 1805 г., а на втором этаже в зале «Сибирская церковная старина» помещена икона Василия Великого и Василия Мангазейского с латунным окладом. Написана эта икона также в Енисейске, но датируется 1788 г. Помимо икон в фондах музея имеются две хромолитографии (цветные изображения, получаемые путем плоского оттиска) сибирского первомученика, изготовленные в Одессе в 1907 г. Самым старым изображением Василия Мангазейского в нашем музее является створка от складня, датируемая 1719 г., а самыми новым является складень с Василием Мангазейским, изготовленный в XXI в.

С момента гибели Василия Мангазейского прошло более четырех веков. Давно канула в прошлое «Златокипяшая Мангазея», но память об убитом юноше продолжает жить среди православных верующих.

Публикацию подготовил научный сотрудник отдела истории М.Ю. Новоселов

Актуальные новости

Все новости
Всего должно быть достаточно, и даже много

Всего должно быть достаточно, и даже много

25 мая 2022
В музее-усадьбе Г.В. Юдина открылась выставка мебели и отреставрированных предметов из фондов Красноярского краеведческого музея.
О жизни мещан г. Красноярска в 1860–1880 гг. По рассказам Е.А. Красноженовой

О жизни мещан г. Красноярска в 1860–1880 гг. По рассказам Е.А. Красноженовой

24 мая 2022
Будни и праздники, гастрономия, обряды, городское благоустройство, медицина – педагог, этнограф и фольклорист Мария Васильевна Красноженова записала воспоминания о том, как жили красноярские мещане в Енисейской губернии.
Переиздана брошюра «Наивеличайшая между всеми в Российской империи»

Переиздана брошюра «Наивеличайшая между всеми в Российской империи»

23 мая 2022
Брошюра, посвященная 200-летнему юбилею Енисейской губернии, рассказывает о наиболее значимых фактах в истории губернии с момента ее основания в 1822 году и до 1917 года.