Проект «Что расскажет нам предмет»: подорожная грамота № 1375 купца II гильдии Г.В. Юдина

11 мая 2021

История почтовой службы России уходит корнями в раннее средневековье. С X в. на Руси местное население обязывалось предоставлять княжеским гонцам лошадей, а в XIII в. возникла ямская служба. Входившие в состав Золотой Орды русские княжества были обязаны содержать почтовые станции, называвшиеся по-тюркски «ям». После освобождения от ордынского ига ямская служба не только не прекратила свое существование, но и стала активно развиваться. Обширные просторы нашей страны требовали быстрой и надежной связи. Поэтому со времен Ивана III (1462-1505) почтовая служба (ямская гоньба), под которой в то время понималась курьерская доставка сообщений, находилась под личным контролем правителя. В 1516 г. был учрежден ямской приказ, ведавший почтовыми и транзитными перевозками.

При Петре I почтовая служба получила дополнительное развитие. Общая протяженность путей, по которым были установлены постоянные сообщения, составила к 1725 г. 10 667 вёрст (1 верста - 1066 метров). Однако достижения относились только к европейской части России. Сибирь же долгое время не имела четко организованной транспортной системы. В XVII в. сообщение в Сибири велось преимущественно по рекам. Хотя еще в 1689 г. было принято решение строить Сибирский тракт, соединяющий Москву с Сибирью, однако на практике строительство началось лишь в 1730 г. Сибирский тракт шел из Москвы через Пермь, Екатеринбург, Тобольск, Томск, Красноярск, Иркутск. От Иркутска тракт разделялся: одна ветка шла в Нерчинск, а другая – в Кяхту (город на границе с Китаем).

Через Приенисейскую Сибирь тракт пролегал по уже сложившимся транспортным маршрутам от современного Боготола до Тулуна, проходя через Ачинск, Красноярск, Канск. В общей сложности через наш регион пролегало 790 верст тракта. В конце XVIII в. за счёт выпрямления некоторых участков дорог длина тракта немного сократилась. По всей длине тракта создавалась необходимая инфраструктура: почтовые станции, постоялые дворы (мосты, паромы, гати). Содержанием тракта занималось местное население, отрабатывая, таким образом, натуральную повинность.

Путешественники, отправляясь по Сибирскому тракту, получали подорожную грамоту, которая давала право пользоваться лошадьми на почтовых станциях. Подорожные были двух видов: «по казенной надобности», которую получали те, кто отправлялся в командировку или, выполняя поручение начальства, и «частная» для тех, кто странствовал по своим личным делам. По казённой подорожной требовалось платить по 1,5 копейки с версты за лошадь, а по частной – в два раза дороже. При этом путешествующие по частным подорожным получали лошадей во вторую очередь, поскольку в приоритете были курьеры и фельдъегеря, которые перемещались с большей скоростью. Значительный поток путешественников приводил к тому, что нередко приходилось, оплатив подорожную и не дождавшись лошадей, нанимать их у частных лиц. Частный или «вольный» извоз давал хороший доход жителям населенных пунктов, расположенных по тракту.

На протяжении почти полутора столетий тракт способствовал освоению Сибири русскими, связывал далекие таежные селения и города с центральной Россией. Также тракт играл важную роль в экономическом развитии восточных окраин России и международной торговле. По Сибирскому тракту шли торговые караваны в Кяхту, где русские купцы заключали торговые сделки со своими китайскими коллегами. Однако всему рано или поздно приходит конец. Во второй половине XIX в. тракт уже с трудом справлялся с возросшим товарооборотом, а скорость передвижения грузов и людей не соответствовала требованиям времени. На смену Сибирскому тракту пришла Транссибирская железная дорога, гужевой транспорт заменили паровозы, а вместо почтовых станций появились железнодорожные. Однако Сибирский тракт не исчез бесследно. В наше время по некоторым отрезкам тракта проложены автомобильные дороги, а память о самом тракте хранят музейные экспонаты.

В экспозиции Красноярского краевого краеведческого музея «Енисейская губерния XIX – в начале XX в.» имеется ряд экспонатов, посвященных истории Сибирского тракта. Один из них «Подорожная грамота № 1375 купца II гильдии Юдина Г.В.». Грамота выдана 26 октября 1891 г. известному красноярскому купцу и библиофилу Геннадию Васильевичу Юдину. Подорожная позволяла своему владельцу получать на почтовых станциях двух лошадей с проводником и передвигаться от станции Аешинской до Минусинска.

Путешествуя по югу нашего региона, купец Г.В. Юдин мог пользоваться всеми преимуществами трактового сообщения, поскольку к концу XIX в. почтовые станции со сменными лошадьми располагались уже не только по самому Сибирскому тракту, но и по некоторым другим губернским дорогам, служившим ответвлениями тракта.

Помещенный в рамку пожелтевший от времени документ хранит память о временах, когда путешествия по Сибири были сопряжены со множеством испытаний и отнимали немало времени. Познакомиться с этим и некоторыми другими экспонатами, связанными с историей Сибирского тракта и путей сообщения, может каждый посетитель Красноярского краевого краеведческого музея.

Публикацию подготовил научный сотрудник отдела истории М.Ю. Новоселов.

Актуальные новости

Все новости
Всего должно быть достаточно, и даже много

Всего должно быть достаточно, и даже много

25 мая 2022
В музее-усадьбе Г.В. Юдина открылась выставка мебели и отреставрированных предметов из фондов Красноярского краеведческого музея.
О жизни мещан г. Красноярска в 1860–1880 гг. По рассказам Е.А. Красноженовой

О жизни мещан г. Красноярска в 1860–1880 гг. По рассказам Е.А. Красноженовой

24 мая 2022
Будни и праздники, гастрономия, обряды, городское благоустройство, медицина – педагог, этнограф и фольклорист Мария Васильевна Красноженова записала воспоминания о том, как жили красноярские мещане в Енисейской губернии.
Переиздана брошюра «Наивеличайшая между всеми в Российской империи»

Переиздана брошюра «Наивеличайшая между всеми в Российской империи»

23 мая 2022
Брошюра, посвященная 200-летнему юбилею Енисейской губернии, рассказывает о наиболее значимых фактах в истории губернии с момента ее основания в 1822 году и до 1917 года.