Борис Осипович Долгих: автор самого выдающегося исследования в сибиреведении ХХ века
Восемьдесят один год назад, в 1937 году, в Красноярском государственном музее (так назывался тогда Красноярский краевой краеведческий музей) появился новый научный сотрудник – Борис Осипович Долгих (1904-1971), занявший должность заведующего этнографическим кабинетом. В то время вряд ли кто мог предугадать в молодом сотруднике будущего выдающегося советского этнографа, классика мирового сибиреведения. Несмотря на то, что его талант ученого расцвел намного позже, не подлежит ни малейшему сомнению, что Борис Осипович был самым выдающимся этнографом красноярского музея за все годы его существования.
Знакомство же Б.О. Долгих с Красноярским музеем произошло гораздо раньше, еще в 1926 году. Молодая Советская республика готовилась к освоению своих богатых северных окраин, а точных сведений о населении этих земель не имела. С целью исправить это положение было предложено провести Приполярную похозяйственную перепись. И молодой вольнослушатель Московского университета сумел получить рекомендацию в Институте антропологии, и был зачислен в штат Туруханской экспедиции Приполярной переписи в качестве статистика-регистратора. Весной 1926 года Б.О. Долгих появляется в Красноярске и тщательным образом знакомится с коллекциями нашего музея по народам енисейского Севера, среди которых он должен был провести ближайший год-полтора. Летом Борис Осипович работал в низовьях Подкаменной Тунгуски среди кетов, вероятно, одного из самых загадочных народов Туруханского края. А зиму, весну, следующее лето и часть осени он провел на Таймыре, среди нганасан и долган. Участие Б.О. Долгих в Туруханской экспедиции, без сомнения, окончательно определило круг его научных интересов и дальнейшую профессиональную деятельность.
Приполярная перепись 1926-1927 гг. является уникальным событием, в ходе которого был собран огромный материал, характеризующий социальную структуру и культурно-хозяйственную жизнь населения нашего Севера. Достаточно сказать, что только в похозяйственной карточке содержалось более 450 колонок вопросов. Поселенный бланк состоял из 36 страниц. Кроме того имелись санитарная карточка, карточка брачных пар, торговая карточка. В своей дальнейшей научной деятельности Б.О. Долгих часто обращался к материалам собранным им в должности статистика-регистратора.
На промежуток между 1928 и 1937 гг. в жизни Б.О. Долгих происходит немалое количество перипетий и даже невзгод. Успешная учеба в МГУ и научная работа были внезапно прерваны. В приватном разговоре Борис Осипович нелестно высказался о политике коллективизации и раскулачивания. Как результат – арест, суд и приговор – высылка на четыре года в Сибирь, на Лену. Пришлось сменить род занятий – устроиться бухгалтером в кооперативную организацию, но не оставить свои этнографические исследования. Именно здесь им была написана первая его монография – «Кеты», изданная после окончания ссылки в 1934 году, в Иркутске. Получив официальное разрешение вернуться в Москву, куда он стремился, чтобы окончить учебу, Борис Осипович, вместо этого поступил на работу экономистом-бухгалтером в землеустроительную экспедицию, выезжавшую из Иркутска на север Красноярского края. Возможность продолжить полевые историко-этнографические исследования в интересующем его регионе, в среде изучаемых им народов, пересилила желание вернуться в Москву. Более двух лет Б.О. Долгих проработал в Авамском районе Таймырского национального округа и в Илимпийском районе Эвенкийского округа. И лишь после этого он переехал в Красноярск и на следующие семь лет связал свою жизнь с Красноярским краевым краеведческим музеем.
Здесь, помимо своей основной работы, заключавшейся в инвентаризации и систематизации этнографических коллекций, Борис Осипович уже в следующем, 1938 г., издает сборник нганасанского фольклора. Но страсть к полевой работе не отпускает исследователя, и он организует экспедицию в северные районы края. Основной целью экспедиции Борис Осипович называет сбор материала о промышленном и социальном развитии северных территорий, о советизации и колхозном строительстве. Однако, на самом деле, Б.О. Долгих стремился заняться сбором фольклора и данных по социальной организации местных народов.
В штат экспедиции входило всего три человека. Формальным главой считался Марк Сергеевич Струлев, молодой 25-летний комсомолец, не имевший в своей биографии таких «пятен», как судимость по политической статье. Но подлинным вдохновителем и руководителем являлся, конечно же, Борис Осипович, на плечи которого легла основная тяжесть по составлению научной концепции и плана экспедиции, ее организации и проведению основных научно-исследовательских работ. Третьим членом этого небольшого коллектива был фотограф музея Иван Иванович Балуев.
Маршрут Северной экспедиции проходил следующим образом. На пароходе в июле добрались до Заполярья и все лето провели в исследованиях социалистического строительства и индустриализации в Игарке, Усть-Порту и Дудинке. Затем, на самолете, прибыли в поселок Кресты, а оттуда, пробираясь по р. Дудыпте, посетили фактории Авам, Волосянку и Летовье, работая среди нганасанов, долганов и затундринских крестьян. В это же время Борис Осипович сумел добраться до р. Верхняя Таймыра, где, на нганасанских кочевьях, провел целый месяц.
С началом зимы экспедиция выехала на оленях из Волосянки на оз. Ессей, где проживала одна из этнографических групп северных якутов, т.н. ессейские якуты. Путь туда занял почти три недели. Затем путешественники посетили оз. Чиринда – один из центров расселения илимпийских эвенков. А оттуда добрались (уже в январе 1939 г.) до поселка Тура – административного центра Эвенкийского национального округа. Дальнейший путь экспедиции пролегал, в основном, по льду рек Нижняя Тунгуска, Катарамба и Сурингда на Байкит. На этом участке исследователям удалось поработать с представителями эвенкийских родов Панкагир, Кемукагир и Чапагир.Из Байкита экспедиция достигла села Богучаны на Ангаре и в начале марта прибыла в Красноярск.
Результаты Северной экспедиции были впечатляющими. Сделаны записи 237 нганасанских, долганских, якутских и эвенкийских фольклорных текстов (879 стр.). Собраны материалы по родовому составу и по номенклатуре родства и свойства нганасанов, якутов и эвенков (около 80 стр. и свыше 1 тыс. записей). Сделаны рисунки 140 меток (тамг) оленей, привезены материалы по шаманизму, а также по нганасанскому языку (950 слов с переводом) и «культу мертвых» - около 30 страниц текста. Хорошим этнографическим источником являются также путевой дневник и этнографические заметки (около 390 стр.). «Всего по имеющимся актам сдано в архив рукописей и хранилища музея: 19 тетрадей на 923 листах, 1 папка с 14 документами, 1 книжка с записями по номенклатуре родства, 102 предмета коллекций». Кроме того, в фонды поступило также несколько сот фотографий с этнографической тематикой, сделанных И.И. Балуевым.
В планах Б.О. Долгих на июль-сентябрь 1941 г. было проведение экспедиции на территории Туруханского района, среди кетов и баихинских селькупов. Но начавшаяся война принудила музей свернуть всю экспедиционную деятельность. Но именно в эти годы Борис Осипович подготовил свою кандидатскую диссертацию по теме «Родовой и племенной состав народностей Севера Средней Сибири», блестяще защищенную им в 1948 году, уже после переезда в Москву.
Возвращению в Москву поспособствовало знакомство Б.О. Долгих с известным этнографом, профессором С.П. Толстовым, попавшим после боевого ранения в красноярский госпиталь. Раненому требовалось усиленное питание и, сам нуждавшийся Б.О. Долгих стал его подкармливать, продавая для этой цели свои вещи и книги. Их беседы убедили С.П. Толстова в огромной профессиональной эрудиции и научной одаренности своего собеседника. И потому, став после выздоровления директором московского института этнографии, Толстов пригласил Б.О. Долгих в аспирантуру своего института. При этом следует отметить, что семья Долгих жила в те трудные годы очень тяжело. С.П. Толстов вспоминал, что когда он после выздоровления посетил квартиру Долгих, то был поражен «нищенской обстановкой убогой комнатки, где жила семья ученого и лежала неизлечимо больная дочь».
Кратко резюмируя жизненный и творческий путь Бориса Осиповича, можно сказать, что именно в Красноярском музее он впервые стал полностью заниматься только этнографией, не отвлекаясь на другие дела. Должность заведующего этнографическим кабинетом как нельзя лучше способствовала этому. Здесь была заложена и основа его дальнейшей чрезвычайно продуктивной научной деятельности. Здесь он получил признание как профессиональный этнограф.
С 1948 г. Борис Осипович возобновил свою экспедиционную деятельность. Выезжал «в поле» к кетам, ненцам, энцам, нганасанам. С 1956 г. возглавлял в Институте этнографии Сектор по изучению социалистического строительства у народов Севера, который и создан был по его инициативе. Публиковал статьи и монографии по фольклору, культуре и быту самодийских народов, по происхождению и этнической истории нганасанов, долганов, ненцев и энцев. Наиболее выдающимся произведением Бориса Осиповича является фундаментальная монография «Родовой и племенной состав населения Сибири в XVII в.», за которую он получил докторскую степень. Б.О. Долгих выявил все этнические группы сибирских аборигенов в XVII в., высчитал их численность и определил территории их расселения. А также, показал преемственность, зафиксированных источниками XVII в., родов и племен Сибири с этническими группами, известными нам для конца XIX – начала XX веков. Специалисты считают этот труд «наиболее выдающимся исследованием в сибиреведении» ХХ века.
К концу жизни Борис Осипович Долгих стал одним из наиболее значимых отечественных этнографов и приобрел известность во всем мире как один из основателей советской школы сибирской этнографии.
Баташев М.С., ст. научный сотрудник