Алакет из рода быка. Роман Викторович Николаев
Роман Викторович Николаев (1931-2005) – известный археолог и этнограф, который много лет работал в Красноярском краеведческом музее.
Приезд Р.В. Николаева летом 1955 г. в составе археологической экспедиции ИИМК, под руководством А.Н. Липского, для работ в зоне затопления водохранилища Красноярской ГЭС круто изменили всю жизнь Романа Викторовича. Он принимает участие в раскопках крупнейшего специалиста по южносибирской археологии С.В. Киселева знаменитого Салбыкского кургана. В Красноярске Р.В. Николаев становится сотрудником краевого музея, специализируется на изучении древних культур, и одновременно преподает в пединституте.
Молодой исследователь организует археологические экспедиции на Енисейский Север, бывшие тогда белым пятном на карте древностей края. Как было отмечено на заседании секции народов Крайнего Севера и Сибири Института этнографии АН СССР, результаты превзошли все ожидания. В Енисейском и Туруханском районах Красноярского края были открыты и исследованы стоянки древнего человека у с. Маковского, р. Мельничной, Серково, Сухая Тунгуска, Сургутиха и в других пунктах.
С первых лет своей научной деятельности Роман Викторович болеет душой за сохранение культурного наследия наших предков. В газете «Красноярский рабочий» ученый совместно с другими представителями научной общественности Красноярска еще раз заострил эти вопросы. Резонансом статьи «Беречь памятники древности родного края» стала поддержка выдвинутых инициатив Министерством культуры РСФСР и создание в краевом центре Общественной комиссии по охране памятников культуры. Отметим при этом, что данная комиссия, была создана еще за 8 лет до организации Всероссийского общества по охране памятников истории и культуры.
Кроме этого, в 1958 г., в историческом центре Красноярска, на Стрелке, проведены охранно-спасательные раскопки Красноярского острога, давшие интересный материал по быту и хозяйству первых поселенцев нашего города.
В 1960 году Р.В. Николаев организует и в течении трех лет возглавляет археолого-этнографическую экспедицию в зону строительства железной дороги Абакан-Тайшет. Итогом ее работы стали десятки раскопанных курганов Минусинской котловины. Красноярский музей пополнился интереснейшими коллекциями эпохи средневековья и раннего железного века.
Курганы скифского времени были раскопаны также близ Красноярска у с. Емельяново и в зоне строительства алюминиевого завода. Расположенные здесь курганные могильники содержали материал тагарского времени, отличавшийся определенным своеобразием, характеризующим местные особенности населения Красноярской лесостепи, что было точно отмечено молодым исследователем. Впоследствии им было предложено выделить особый Красноярский вариант тагарской культуры.
После 10-летнего перерыва, вызванного отъездом в Москву по семейным обстоятельствам, в 1974 году ученый возвращается в Сибирь. Здесь он вновь работает в Красноярском краевом музее и углубленно изучает историю кетов.
В течении четырех лет организуются экспедиции в Хакасию, Туруханский район и на Таймыр. Это были годы последних крупных поступлений в музей этнографического материала коренных народов Приенисейского края. Среди доставленных экспонатов предметы характеризующие шаманизм, хозяйственные занятия и повседневный быт кетов, нганасан, долган, хакасов и других народов Красноярского края.
Итогом этого периода стала защита в 1977 году кандидатской диссертации по фольклору кетского народа. Основные положения этой работы впоследствии были опубликованы автором в монографии «Фольклор и вопросы этнической истории кетов».
Начинается новый период в жизни исследователя. Он приглашен в качестве преподавателя курса этнографии на кафедру археологии Кемеровского университета. Здесь, как отмечает сам Роман Викторович, наряду с педагогической и научной работой, чтением публичных лекций он задался целью познакомить широкие массы населения, особенно молодежь и детей, с жизнью коренных жителей Сибири в древности, их вкладом в общечеловеческую историю и культуру.
Результаты работ исследователь оперативно публикует не только в специализированных научных сборниках, но и в ряде научно-популярных статей («Огонек», 1965 № 8; 1966, № 24; «Наука и жизнь», 1964, №10 и др.). Эта особенность популяризации истории Приенисейского края была характерна для него. В результате, в 1982 году Кемеровским книжным издательством опубликована, написанная Р.В. Николаевым, историческая повесть для юношества «Алакет из рода Быка», которая затем была переиздана. Тогда же, Красноярское книжное издательство выпустило сборник собранных исследователем и литературно обработанных для детей сказок народности кетов «Девушка и месяц». Еще одну сказку, «Птицы огня», уже по мотивам фольклора народности шорцев, Р.В. Николаев издает десятилетие спустя в соавторстве с одним из своих учеников А.В. Разинкиным.
Без преувеличения можно сказать, что вклад Р.В. Николаева в изучение древних культур региона, а также историю кетского народа и его фольклора, остается одним из наиболее значимых среди сибирских исследователей.
Вдовин А.С., Баташев М.С., Макаров Н.П.