Красноярск и полярная авиация: как спасали челюскинцев, прокладывали воздушные трассы и чинили самолёты

16 апреля 2024

90 лет назад 14 февраля 1934 года в Москве была принята срочная радиограмма:

«Чукотское море… 13 февраля <…> в 15 часов 30 минут в 155 милях от мыса Северного и в 144 милях от мыса Уэлен «Челюскин» затонул. Руководители экипажа и экспедиции сошли с парохода последними за несколько секунд до полного погружения. Начальник экспедиции Шмидт» [1]

В тот же день была экстренно создана правительственная комиссия во главе с В.В. Куйбышевым. Решающую роль в деле спасения челюскинцев должна была сыграть полярная авиация, но в районе Чукотского моря не было достаточного количества самолётов и экипажей. С сентября по ноябрь 1933 года там летал «дышавший на ладан» самолёт ЮГ-1 лётчика Ф.К. Куканова. 22 ноября он вылетел на помощь ещё дрейфующему «Челюскину», но попал в пургу и разбил самолёт, поэтому принять участие в спасательной операции 1934 года не мог [2]. Так же на Чукотке находилась авиагруппа опытного лётчика А.В. Ляпидевского, которая испытывала большие трудности в связи с погодными условиями и плохой работой двигателей самолётов [3].

Ляпидевский А.В.

В помощь Ляпидевскому формируются команды из лучших полярных лётчиков. Из Москвы в США, для покупки самолётов и последующих полётов со стороны Аляски, были отправлены С.А. Леваневский и М.Т. Слепнёв. На поезде из Москвы в Хабаровск в срочном порядке был командирован М.В. Водопьянов. Михаил Васильевич первоначально хотел лететь на Дальний Восток на своём самолёте, но В.В. Куйбышев отговорил его, так как полёт через всю Сибирь был сопряжён с большими рисками, и с учётом непредсказуемости погоды мог занять слишком много времени [4].

В Спасске (Приморский край), где базировалась эскадрилья лёгких бомбардировщиков, была сформирована команда из военных лётчиков во главе с Н.П. Каманиным. Они должны были погрузиться вместе со своими разобранными самолётами на пароход «Смоленск» и срочно отправиться в Анадырь. К отряду Каманина также были прикомандированы опытные гражданские лётчики: В.С. Молоков, В.Л. Галышев, Ф.Б. Фарих и Я.С. Липп [5].

В.С. Молоков уже тогда считался одним из лучших полярных лётчиков Советского Союза [6]. Свой опыт Василий Сергеевич получил работая на Красноярской авиабазе, которая появилась ещё в 1929 году и была необходима для ледовой разведки на Енисее [7]. Его инструктором при прокладке воздушной линии из Красноярска в Игарку был Б.Г. Чухновский [8] – один из первых полярных лётчиков в стране (хоть и был моложе Молокова на 3 года). К 1933 году авиарейсы из Красноярска в Игарку, на которых работал Молоков, осуществлялись уже регулярно [9].

С Красноярском также связано имя В.Л. Галышева. В 1926 году он совершил первый зимний коммерческий рейс за пушниной из Красноярска в Туруханск. В последующие годы Виктор Львович прокладывал трассы и совершал регулярные рейсы из Иркутска в небе над Бурятией и Якутией [10].

Ф.Б. Фарих начинал свою карьеру в полярной авиации как бортмеханик в экипаже М.Т. Слепнёва. Зимой 1931 года, он уже в качестве лётчика, впервые пролетел маршрутом из Красноярска в Дудинку [11]. Я.С. Липп также летал в енисейской авиагруппе, занимался лесной разведкой на крайнем Севере, был первооткрывателем многих воздушных трасс [12].

Из четырёх гражданских лётчиков, прикомандированных к группе Каманина, принять непосредственное участие в спасении челюскинцев смог только В.С. Молоков. В.Л. Галышев, узнав, что военные не готовы предоставить ему самолёт, вылетел на Чукотку на своей машине из Хабаровска вместе с М.В. Водопьяновым и И.В. Дорониным, но в Анадыре его самолёт сломался и дальше он лететь уже не смог. Ф.Б. Фарих, заручившись поддержкой В.В. Куйбышева, смог добиться, чтобы ему и В.С. Молокову военные выделили самолёты, но у Фабио Бруновича вышел конфликт с молодым и менее опытным командиром группы и в итоге он был отстранён от полётов [13]. Я.С. Липп, не получив от военных самолёт, остался во Владивостоке.

Из 7 самолётов группы Каманина до штаба спасательной экспедиции на мысе Ванкарем смогли долететь только 2, остальные из-за погодных условий и технических неисправностей совершили вынужденные посадки по пути.

Молоков В.С.
Каманин Н.П.

Первым самолётом который смог пробиться к лагерю челюскинцев был АНТ-4 А.В. Ляпидевского. 5 марта, через 11 дней после гибели парохода, лётчик эвакуировал из лагеря за один рейс 12 человек – всех женщин и детей. Но следующего самолёта челюскинцам пришлось ждать больше месяца.14 марта при перелёте из Уэлена в Ванкарем самолёт Ляпидевского по причине очередной поломки совершил вынужденную посадку на лёд у острова Колючин. Самолёту требовался заводской ремонт, к месту посадки пришлось собаками завозить новый двигатель, поэтому поломку удалось устранить только к концу спасательной экспедиции [14]

Наконец 7 апреля в ледовом лагере Шмидта совершили посадку Н.П. Каманин, В.С. Молоков и М.Т. Слепнёв, прилетевший с Аляски на американском «Флитстере» (второй купленный в США самолёт, которым управлял С.А. Леваневский, ещё 29 марта вылетел из Нома в Ванкарем, но по пути попал в пургу, и был вынужден совершить жёсткую посадку на лёд, из-за чего самолёт был разбит [15]).

11 апреля присоединились к полётам прибывшие в штаб на мысе Ванкарем Водопьянов и Доронин, перед этим они совершили грандиозный перелёт из Хабаровска, по неизведанной трассе протяжённостью 5890 км [16]. Пять самолётов продолжали регулярные рейсы в ледовый лагерь Шмидта вплоть до 13 апреля, пока все челюскинцы не оказались на большой земле.

14 апреля 1934 года в лагерь спасателей челюскинцев была отправлена телеграмма из Москвы:

«Ванкарем, Уэлен. Ляпидевскому, Леваневскому, Молокову, Каманину, Слепнёву, Водопьянову, Доронину.

Восхищены вашей героической работой по спасению челюскинцев. Гордимся вашей победой над силами стихии. Рады, что вы оправдали лучшие надежды страны и оказались достойными сынами нашей великой Родины.
Входим с ходатайством в Центральный исполнительный комитет СССР:

  • Об установлении высшей степени отличия, связанного с проявлением геройского подвига, – звания «Героя Советского Союза».
  • О присвоении лётчикам Ляпидевскому, Леваневскому, Молокову, Каманину, Слепнёву, Водопьянову, Доронину, непосредственно участвовавшим в спасении челюскинцев, звания «Героев Советского Союза».
  • О награждении орденом Ленина поименованных лётчиков и обслуживающих их бортмехаников и о выдачи им единовременной денежной награды в размере годового жалования.

И. Сталин, В. Молотов, К. Ворошилов, В. Куйбышев, А. Жданов.» [17]

Через два дня звание Героя Советского Союза было учреждено постановлением ЦИК, а 20 апреля вышел указ о его присвоении семерым лётчикам. Весь мир следил за ходом спасательной операции, которая, наконец, победно завершилась.

Леваневский С.А.
Слепнев М.Т.

Руководство СССР в целом расценило рейс парохода «Челюскин» как успешный, самое главное, что он показал: такие сквозные рейсы по Северному морскому пути возможны, но обязательно требуют их сопровождение ледоколами. Была выявлена и ещё одна очень важная проблема: отсутствие на Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке ремонтных баз для самолётов, необходимых для обеспечения работы Северного морского пути. В экстремальных погодных условиях самолёты очень часто ломались, а капитальный ремонт в это время осуществлялся только в Севастополе. Уже в январе 1934 года вышел приказ начальника управления воздушной службы главного управления Севморпути – открыть в Красноярске самолёто- и мотороремонтные мастерские со штатом 30 человек. «Мастерским было предложено в аварийном порядке подготовить самолёт, направляемый на спасение челюскинцев. В зимнюю стужу, под открытым небом, рабочие мастерских работали от зари до зари» [18]. К концу года в мастерских работали уже 142 человека. В том же году в Красноярске начинается строительство аэровокзала, гидропуска, бензохранилища, двухэтажного дома для лётного состава и дома для административно-хозяйственных работников, испытательного стенда, складов и многого другого [19]. В следующем году мастерские уже получили статус авиаремонтного завода, Б.Г. Чухновскому, как старейшему полярному лётчику, была предоставлена честь уложить первый кирпич в его фундамент [20].

Активные полёты в заполярье не прекращались ни на месяц, в том же 1934 году изыскательная партия енисейского авиаотряда приступила к строительству воздушной линии Красноярск – Дудинка: необходимо было найти по берегам Енисея места для промежуточных аэропортов, где были бы размещены радиоточки и запасы авиационного топлива. В феврале 1935 года В.С. Молоков, в рамках изыскательных работ, совершил арктический перелёт Красноярск – Игарка – Дудинка – Диксон. Постановлением крайисполкома, в ознаменование этого события, о. Телячий, где располагалась авиабаза, получил имя прославленного лётчика [21].

В 1935 году, благодаря появлению в Красноярске авиаремонтного завода, город превратился в «столицу» полярной авиации. Именно с острова Молокова на Енисее, лётчики шли на штурм Арктики. Весной и летом первые Герои Советского Союза и другие полярные авиаторы были частыми гостями в заводских цехах. Ни один новый самолёт не проходил мимо Красноярска [22].

В июле 1936 года лётчики Г.Т. Побежимов и В.С. Молоков на летающей лодке (гидросамолёте) Дорнье «Валь» облетели территорию Крайнего Севера, преодолев по кольцевому маршруту Красноярск — Якутск — Охотск — остров Врангеля — Москва — Красноярск 31 тысячу километров. Подвиг экипажа был отмечен высокими правительственными наградами [23]. Бортмеханик Побежимов с конца 1920-х годов участвовал в полярных рейсах, летал на остров Врангеля. В последующие годы он участвовал в воздушной ледовой разведке и прокладке воздушных трасс в Красноярском крае и Арктике. На красноярском авиаремонтном заводе руководил ремонтом авиамоторов, помогал осваивать технику. Григорий Трофимович заслуженно считался одним из лучших бортмехаников в полярной авиации, никто лучше него не знал, как может вести себя мотор в экстремальных условиях Арктики. В августе 1937 года Г.Т. Побежимов погиб при перелёте через Северный полюс, за штурвалом самолёта находился Герой Советского Союза С.А. Леваневский [24]. По просьбе трудящихся, Красноярскому авиаремонтному заводу было присвоено имя знаменитого механика [25].

Роль Красноярска в освоении Севера в 1930-е годы сложно переоценить. Авиаремонтный завод в городе появился во многом благодаря тому, что именно здесь, на берегах Енисея лётчики, ещё с 1920-х годов получали бесценный опыт полётов в полярных широтах. Вплоть до 1950-х годов красноярская авиабаза играла важнейшую роль в организации работы Северного морского пути. Но, со временем менялась техника, нарастала потребность в более мощных и грузоподъемных самолётах, гидросамолёты перестают соответствовать потребностям пассажирских и грузовых авиаперевозок. С началом строительства в Красноярске Коммунального моста, взлёт и посадка гидросамолётов на Абаканской протоке (которую в своё время так оценил один из основателей авиабазы Б.Г. Чухновский) [26] стали невозможны. Авиаремонтный завод им. Г.Т. Побежимова в 1949 году был перепрофилирован под судостроение, а в 1958 году он был разделён на судостроительный и судоремонтный заводы. При разделении имя лётчика в названиях предприятий было упущено.


Литература:

  • Горбатов Б. Герой Советского Союза Василий Сергеевич Молоков. М. 1939 г. С. 13.
  • Красноярск: этапы исторического пути. Под редакцией П.И. Пимашкова. Красноярск. 2003 г. С. 319.
  • Мезит Л.Э. История Красноярского края (1917-1940 гг.). Красноярск. 2002 г. С. 73, 74.
  • Почтарёв А., Горбунова Л. Полярная авиация в России 1914-1945 гг. Книга первая. М. 2011 г. С. 79, 88, 115, 119, 149, 197, 198, 199, 201, 202, 203, 204, 205, 206, 208, 209, 215, 224, 239, 240.

Автор: Даниил Астахов, научный сотрудник отдела истории Красноярского краевого краеведческого музея