О первых трамваях в Красноярске и не только

8 ноября 2022

На днях в музей поступил очередной запрос от городских СМИ. На этот раз интерес вызвал красноярский транспорт. Первые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи. Подготовка информационной справки о первых трамваях показала, что ранее тема практически не исследовалась. Скудные сведения из всем известного информационного портала «Википедия» тиражируются из сайта в сайт, при этом над корректностью данных никто не задумывается. Мы провели небольшое исследование, которое показало, что тему можно раскрыть гораздо подробнее, к тому же выявились необычные связи, которые могут заинтересовать интересующихся краеведением.

Подготовка к строительству современных трамвайных и троллейбусных линий началась в Красноярске 16 июня 1956 года. Место для введения нового вида транспорта в обиход было выбрано не случайно. В послевоенные 1950-е годы правый берег начал преображаться. Городские власти понимали, что промышленно развитое правобережье должно стать полноценной частью города с соответствующей социальной инфраструктурой. Именно в 1956 году Московский тракт, представлявший из себя разбитую грунтовую дорогу, получил новое название в честь газеты «Красноярский рабочий», а уже через год на новом проспекте начали укладывать трамвайные пути. Маршрут проходил через проспект им. газеты «Красноярский рабочий» от посёлка Первого августа (позже – Предмостная площадь) до Красноярской ТЭЦ. Авторы проекта – инженеры проектного института «Гипрокоммундортранс» Ю.Д. Шендерев и П.Э. Эрреро, осуществляли надзор за строительством и ходом предпусковых работ.

Существующие письменные источники содержат разные даты торжественного и по-настоящему праздничного события – пуска трамвая – 29 апреля, 30 апреля и 1 мая 1958 года. Эти разночтения легко объяснить: торжественный запуск трамвая был приурочен ко Дню международной солидарности трудящихся, и для общественности трамвай пустили 1 мая в 6 часов утра. Но накануне, 29 апреля, состоялся митинг, на котором выступил председатель государственной комиссии Н.Н. Каминский с сообщением о полной готовности к пуску трамвая в эксплуатацию. После митинга участники сели в вагоны и под звуки оркестра и трели трамвайного звонка совершили пробный рейс от посёлка Первого мая до Красноярской ТЭЦ. Головным вагоном в пробном рейсе управлял начальник эксплуатации трамвайно-троллейбусного управления В.Я. Говберг. Компанию ему составила вагоновожатая Светлана Бокова, которая уже через день приступила к исполнению новых обязанностей.

О торжественном пуске трамвая 1 мая сохранились воспоминания очевидцев. Виктор Владимирович Евграфов – журналист, театральный критик и поэт, больше чем полвека прожил в Красноярске. В 1950 году (в год переезда) ему было всего 5 лет. На глазах растущего и взрослеющего мальчишки правобережье тоже росло и развивалось. Пустырь с редкими кирпичными домами и большим количеством одноэтажных деревянных домов и бараков превратился в проспект с внушительными каменными домами. В 13-летнем возрасте Витя Евграфов стал свидетелем пуска первых в городе трамваев. «Мне довелось покататься именно в первом одновагонном трамвае, гордо проехавшем по вновь уложенным рельсам правого берега. Это было 1 мая. Каким образом я втиснулся в этот торжественный трамвай, уже не помню. Даже сесть удалось. Трамвай шествовал, неустанно давая звонки, а по обочинам пути стояли люди и дивились на новоявленное электрическое чудо. Я сидел и махал рукой провожающим первый трамвай – от остановки «Баня» до нынешней Предмостной площади».

Судя по описанию В.В. Евграфова, он проехал в трамвайном вагоне МТВ-82. Они выпускались на военном заводе №82 (ныне Тушинский машиностроительный завод) с 1947 по 1961 гг. В фондах музея имеется открытка 2014 года, на которой размещён фрагмент фотографии с пассажирами МТВ-82.

Красноярск. Первые трамваи. Остановка "Спутник". 1950-е. Фотокорреспондент Б.Ю. Бармин

МТВ-82, действительно, эксплуатировались в Красноярске, их количество превосходило другую популярную модель тех лет КТМ-1/КТП-1 (Кировский трамвай моторный и Кировский трамвай прицепной соответственно). В фондах КККМ также имеются его изображения, датированные 1958-1959 гг. Эти фотографии имеют необычную историю. Они сделаны Иннокентием Андриановичем Сериковым (1893-1964), преподавателем географии Красноярского педагогического института. И.А. Сериков – автор монографии «Красноярский край: экономико-географический обзор», изданной в 1940 году. Книга хранится в фондах ГУНБ Красноярского края, как и многие другие издания из его личной коллекции. Очевидно, что Иннокентий Андрианович увлекался фотографией, фиксируя на плёнку городские пространства и события, входящие в сферу его научных интересов. Именно благодаря ему и его супруге Е.Н. Эзерской в фондах музея появились представленные снимки, а в библиотеке – книги.

Подготавливая справку об Иннокентии Андриановиче Серикове, мы также заинтересовались личностью его супруги, ведь именно она после смерти мужа подошла со всей ответственностью к его наследию и распорядилась судьбой накопленных важных для истории города и края материалов. Выяснилось, что Е.Н. Эзерская – это Елена Николаевна Фон-Эзерская, дочь потомственного дворянина Николая Александровича Фон-Эзерского, казначея Енисейской казённой палаты. Само собой, приставка «Фон» в советский период была опущена, но даже без неё очевидна редкость фамилии, сводящая к минимуму вероятность ошибки.

О жизни и деятельности Николая Александровича Фон-Эзерского и его детях М.П. Терешковой написана довольно подробная статья. Интересующиеся могут ознакомиться с ней на сайте «Красное место». Нас же в первую очередь интересовала судьба Лены Фон-Эзерской. Однако, помимо перечисления её имени в списке детей Н.А. Фон-Эзерского, а также упоминания, что она, как и её сестра Зинаида, в 1930-е годы детей не имели, и проживали в одной комнате с матерью, женой старшего брата Николая и его сыновьями в том самом доме, где прошло её детство и юность, ничего не сказано.

Речь идёт о доме, внешний облик которого известен всем горожанам, проезжавшим по улице Карла Маркса. Под номером 24 стоит деревянный дом приметного жёлтого цвета. Построен он был в 80-х годах XIX века Николаем Александровичем Фон-Эзерским для своей семьи. Подробнее о нём можно прочесть в вышеупомянутой статье. Мы же отметим, что в фондах музея имеется несколько его снимков в разные периоды времени: в 1935, 1958 и в конце 1950-х – начале 1960-х годов.

По ним можно увидеть, как видоизменялся дом: постепенно с наличников сходила краска, маленькие саженцы под окном превратились в деревья, потом исчез козырёк над воротами, зато появились электрические провода над крышей, труба котельной на заднем плане. Менялись и жильцы. От большой некогда семьи Фон-Эзерских, занимавших весь дом, сначала осталось 8 человек в двух комнатах, а потом и вовсе один – Николай Николаевич Эзерский, внук Н.А. Фон-Эзерского. Скорее всего, Н.Н. Эзерский проживал в нём до конца, по крайней мере, до 1980 года. По воспоминаниям соседей, живущих в квартире, приспособленной для жилья после переделки конюшни Фон-Эзерских, с 1973 по 1980 г., он занимал одну комнату, но самую большую, жил там один, любил смотреть спортивные телепередачи, шумно болел за неудачи в игре, и с соседями жил мирно. Работал в техучилище на проспекте Мира.

Возвращаясь к Елене Николаевне Эзерской, отметим, что записи в книге поступлений нашего музея свидетельствуют о том, что она всё же вышла замуж за Иннокентия Андриановича Серикова, в связи с чем, очевидно, и покинула родной дом. Однако, к сожалению, выяснить, когда был заключён брак, и были ли у них дети, а также поддерживала ли она отношения с внуком, не удалось.

Вот таким замысловатым способом оказались связаны между собой несовместимые на первый взгляд темы: первые трамваи Красноярска и дочь потомственного дворянина Фон-Эзерского. Стоит также отметить, что обе эти темы по-прежнему требуют дополнительного изучения. Так, например, требует уточнения вопрос нахождения первого трамвайного депо: располагалось ли оно там же, где и ныне работающее депо на ул. 60 лет Октября или оно было расположено ближе к посёлку Первого августа? Действительно ли не осталось потомков у Сериковых-Эзерских? Как складывалась судьба Николая Николаевича Эзерского после 1980-х гг., кому перешло право собственности на занимаемую им комнату? Как выглядел дом Фон-Эзерских внутри? Каковы перспективы дальнейшего использования дома? На эти вопросы ещё предстоит ответить.


Литература

  1. Евграфов В.В. Правый берег детства моего… // Наш рабочий район / сост. Л.П. Бердников. – Красноярск: ИПК «Платина», 2002. – С.43-53.
  2. Годы свершений и надежд: книга о делах и людях Ленинского района / сост. Л.П. Бердников, В.В. Чагин, И.Н. Шаленков. - Красноярск: ИПК «Платина», 1997. – С.283.
  3. Красноярский рабочий – 1958. - №103 (1 мая). – С.4.
  4. irbis.kraslib.ru – информация об И.А. Серикове
  5. Терешкова М. Дом Н.А. Фон-Эзерского [Электронный ресурс]. Режим доступа: krasplace.ru/dom-n-a-fon-ezerskogo


Автор: Екатерина Борисенко, заведующая отделом истории КККМ

Фото: Красноярский краевой краеведческий музей