Рафаил Черносвитов: судьба «ученаго мужа»

26 мая 2023

История сибирского предпринимателя, изобретателя управляемого аэростата, путешественника и человека, который произвел впечатление на Достоевского – в новом выпуске рубрики «Былое».

Черносвитов Рафаил Александрович (1810–1868) принадлежал к числу оригинальных и по-своему замечательных людей России первой половины ХIХ века. Прекрасно образованный, владевший многими техническими познаниями в механике, химии и физике, а также был сведущ и в социальных науках. Человек с неукротимой, до авантюризма, душой, всегда полный сил и замыслов, острослов и красавец, обладатель огромной физической силы, прекрасно игравший на флейте, знаток нескольких языков, он часто круто и неожиданно менял свою судьбу.

Сын мелкого ярославского помещика, родом из Пешехонья, в 1826 году поступил рядовым в армию, принял участие в войне с Турцией в 1828-1829 годах; в 1831 году участвовал в подавлении польского восстания, был контужен, потерял ногу и в следующем году с чином подпоручика и полным «пенсионом» вышел в отставку. Смастерил сам себе искусственную на «шалнерах» ногу из пробки столь удачно, что мог танцевать. В 1855 году издал брошюру «Наставление к устройству искусственной ноги», где в подробностях изложил инструкцию, как соорудить протез. Брошюра рекомендовалась инвалидам Крымской войны 1853-1855 гг. Вскоре поступил на гражданскую службу и уехал в Пермскую губернию. В 1838-1843 гг. служил исправником в Ирбитском уезде Пермской губернии, откуда был переведён «для исправления» в Шадринский уезд той же губернии, но и там навлёк на себя гнев начальства за какой-то проступок во время уральских крестьянских восстаний, хотя и участвовал в их подавлении [1].

Выйдя в отставку, вместе с женой, ирбитской мещанкой Анфисой Михайловной (род. 1824), отправился в Енисейскую губернию, где устроился на промыслах К0 Голубкова. Подкопив денег, в 1845 г. вместе с будущим общественным деятелем и учёным, купцом II, а затем I гильдии Н.В. Латкиным и коллежским регистратором В.Г. Дриневичем создал поисковое товарищество «Дриневич и К0».

Р.А. Черносвитов. С фотографии 1850-х

Летом 1846 г. поисковая партия во главе с Рафаилом Черносвитовым в северной части Енисейского округа на р. Огне открыла прииск, получивший название Черносвитовского. Однако заявленный прииск местными властями за товариществом закреплён не был. В дело вмешались российские претенденты на богатые золотом земли, подав заявки на весь бассейн реки Огне и прилегающие к ней территории [2].

В феврале 1847 г. неудачливый золотоискатель пустился в Петербург для улаживания дел, откуда вернулся ни с чем. В это время Черносвитов познакомился с родственником своего компаньона П.Н. Латкиным, хорошо знавшим революционера-социалиста и руководителя кружка М.В. Буташевича-Петрашевского; вскоре наш путешественник оказался на «пятницах» последнего, где ее участники обсуждали проблемы современной России, вели разговоры об освобождении крестьян и о возможном вооруженном восстании. Живо включался в эти беседы и сибирский предприниматель. Говорил, «что у него весь Урал под рукой – 400 тысяч народа»; надо, чтобы вспыхнуло возмущение в Восточной Сибири, посланный корпус для подавления недовольства перейдет Урал, а Урал встанет, корпусу хода обратно и не будет. А там другие губернии поднимутся и следом донские казаки. Рафаил Александрович, часто бывая у М.В. Буташевича-Петрашевского, пытался выдать себя за члена тайного общества в Сибири, но, вероятно, серьёзно принят не был. Однако произвел большое впечатление на Ф.М. Достоевского, который посетил одну из «пятниц», оставив любопытный отзыв: «Черт знает, этот человек говорит по-русски, точно, как Гоголь пишет» [3].

В мае 1849 г. Черносвитов в очередной раз едет в Петербург по поводу новых затруднений в разведке и разработке приисков, где и проживает зиму, ведя переговоры, и, наконец, получает разрешение на разработку золотосодержащих площадей у одной из претенденток - княгини С.А. Мадатовой. Как писала историк, академик АН СССР М.В. Нечкина в статье «Когда и где возникло слово декабристы», размах поездок сибирского золотоискателя по Сибири и России на «вольных ямщиках» по малоизвестным просёлочным дорогам поражает. Когда во время расследования дела петрашевцев поступил приказ на арест Р.А. Черносвитова, то лихого путешественника настигли только на четвертый день преследования, в Томском округе на станции Камышенской [4].

23-27 июля 1849 года Рафаил Александрович, помещённый в Петропавловскую крепость, давал письменные ответы на вопросы Следственной комиссии (кстати, в ответах им впервые был упомянут термин «декабристы»), не подтвердившей, но и не отвергшей его революционной деятельности. В 1849 году по приказанию Военно-судной комиссии Черносвитов был приговорён к тюремному заключению, которое отбывал в Кексгольмской крепости. Через год он заявил об открытии, сделанном им в области воздухоплавания, и попросил перевести его в Петербург. Заключённый спроектировал аэростат с паровым двигателем и воздушным винтом, став, таким образом, одним из первых в России разработчиком управляемых аэростатов [5]. Его имя вошло в энциклопедию «Отечественная история» (с древнейших времён до 1917 года) в раздел «Воздухоплавание» (М. 1994). Впоследствии работы Р.А. Черносвитова изучал изобретатель в области русского воздухоплавания А.Ф. Можайский.

В 1854 году, после выхода Манифеста от 26 августа 1856 года об отмене крепостного права, с Рафаила Александровича был снят полицейский надзор, он получил разрешение переехать на жительство в Вологду. В 1858 году после амнистии Черносвитов вернулся в Енисейскую губернию, где с прежним жаром принялся за разного рода предпринимательства. Через два года начал разработку приисков в Канском округе, построил винокуренный завод в Тасеевской волости, который в 1865 году перешёл за долги в другие руки.

Рафаил Александрович пробовал себя в журналистике: писал фельетоны, памфлеты, статьи. Жажда деятельности этого практически искалеченного человека, стремление выйти победителем зачастую из изначально обречённого мероприятия, запас духовной выносливости поражали его современников. Хотя некоторые увлечения и занятия Черносвитова служили причиной и для дружеской усмешки.

Рисунок под названием «Продолжение сна ученаго мужа» был навеян событием, имевшим место в действительности и изложенным самим Рафаилом Александровичем в газете «Енисейские губернские ведомости» (1859, № 3) в статье под названием «По поводу пакулевского способа» и фельетоне «Сон» (№ 4 той же газеты, части неофициальной, с. 15-21). Зимой 1858-1859 годов в золотопромышленном мире Енисейской губернии было много разговоров о промывке золотосодержащих песков по американской системе, вывезенной из Калифорнии неким Пакулевым. Отказываясь понять, каким образом в Сибири при коротком сибирском лете можно использовать американский безгужевой (без использования лошадиной силы) способ промывки золота, Черносвитов выразил своё отношение к этому событию в аллегорической форме. В фельетоне «Сон» он рассказал, что озадаченный своей несообразительностью, уснул, увидел сон, которым разбудил все семейство мычанием «по бычачьему способу», породив тем самым слух в городе о прибавлении к своей персоне украшения – «бычачьих рогов» (что и изображено на рисунке). Далее раскрывается содержание сна. Общество, состоящее из многочисленного звериного мира – жирафа, волка, кабана, попугая, обезьяны, плезиозавра, носорога, сохатого, мамонта (под каждым животным подразумевается какой-то золотопромышленник) – и самого Р.А. Черносвитова (в образе быка), ведёт спор о лучшей системе промывки золота. Так, носорог придерживается пакулевского способа. Затем все звери наблюдают за американской машиной – «бой живова существа с железными цилиндрами и рельсами». Наблюдение проходит азартно, в спорах зверей друг с другом. Сон Р.А. Черносвитова оказался «вещим»: пакулевский способ промывки золота в Сибири из-за ранних заморозков не прижился, многие приискатели разорились [6].

Ю.А. Волков. «Продолжение сна ученаго мужа». 1859

В 1857 году, за год до появления в Енисейской губернии, Рафаил Александрович в журнале «Морской сборник» опубликовал статью «О воздушных локомотивах», в которой обосновал свой новый проект управляемого воздушного аппарата. В 1860 году купец II гильдии, общественный деятель и исследователь Северного морского пути М.К. Сидоров отправил Р.А. Черносвитова в Финляндию и Швецию для присмотра и покупки клипера, который Сидоров предполагал использовать для открытия пути по Карскому морю из Европы в устья рек Оби и Енисея. Этот эпизод и послужил темой для второго карикатурного рисунка: Черносвитов изображён сидящим на аэростате, к которому прикреплено крошечное судно.

Ю.А. Волков. Р.А. Черносвитов верхом на аэростате. 1859-1860

Рисунок может иметь ещё одно пояснение. В 1857 г. Р.А. Черносвитов разработал новый проект управляемого аэростата. Автор изобретения предполагал получить нужную скорость движения своего летательного аппарата за счёт паровой машины, помещённой в лодке-гондоле [7].Перспектива освоения северных морей в то время многим современникам представлялась утопичной.

Находясь в 1849 году под арестом, Рафаил Александрович составил для правительства записку под названием «Виды на Сибирь», в которой обосновал важность сооружения рельсовой дороги в «затерянном» крае. Обосновал он свой проект так: «Россию отделяет от Байкала огромная полоса земли – страна, по положению географическому земледельческая; через эту страну должна Россия торговать с Востоком и Америкою и даже с Индиями; в настоящее время невозможно и думать об этом пути, но если построить дорогу от Екатеринбурга до Иркутска, дорогу, которую бы тяжелые транспорты пробегали в 12 дней за дешевую привозную плату, то это дело получит вид новый, а что подобная дорога и подобная быстрота более нежели возможна – то видно будет из проекта дороги».

Далее Р.А. Черносвитов рассматривает возможность строительства дорожной полосы от Екатеринбурга до Иркутска шириной в пять верст, на каждой версте предполагается поселить по 100 ревизских душ (без учета женского пола), которые будут прокладывать деревянный рельсовый путь. Всю длину дороги разделить на дистанции по 5 верст; на каждой дистанции поселенцы выставляют пару лошадей, которая может везти по рельсам со скоростью 10 верст в час до 200 пудов тяжести. И на этой же полосе все желающие могут устроить фабрики и гостиницы. По расчетам Рафаила Александровича от Екатеринбурга до Иркутска пассажиры смогут добираться за 7-8 дней, тяжелые транспорты за 12 дней, а весь путь составит 3 тысячи верст. Железная дорога от Петербурга до Москвы почти завершена, а дальше правительство продолжит строить дорогу от Москвы до Урала. Пока же сибирская дорога с дистанциями по пять верст даст возможность Сибири связаться с центром России. А дальше можно прокладывать путь на восток [8]. Читаешь все эти замыслы, осмысленные, облеченные доказательствами, и диву даешься, насколько может быть многогранен и даровит человек.

Кто же является автором карикатур на Черносвитова? Неизвестный художник, проживающий в Красноярске, рисовал дружеские, узнаваемые портреты или забавные сценки с людьми, которых хорошо знал и в кругу которых вращался. Они и оказались в семейном альбоме енисейского губернатора В.К. Падалки. Итак, Волков Юрий Александрович (1826-1863), поэт, очеркист, знаток многих языков, один из образованнейших людей своего времени, происходил из старинного дворянского рода Волковых. Как уже упоминалось, Рафаил Александрович в 1856 г. был отправлен на жительство в Вологду. В то же время в городе проживал Ю.А. Волков, состоя штатным автором ежемесячного литературного журнала «Библиотеки для чтения». Две колоритные фигуры не могли не встретиться в небольшом провинциальном городе. И Черносвитов, с легкостью менявший места жительства, мог уговорить Юрия Александровича отправиться в Сибирь, где тот через год и обосновался в Красноярске с семьей, приняв на себя обязанности уполномоченного по золотым приискам известного золотопромышленника Д.Е. Бенардаки. В Красноярске Волков близко сходится с семейством губернатора В.К. Падалки и его окружением, состоявшем из чиновников и немногочисленной интеллигенции. Под многочисленными псевдонимами продолжает свою литературную деятельность. И как выявилось, к биографии поэта и журналиста добавилась неизвестная сторона дарования – самобытный художественный талант; автор запечатлел в своих карикатурах многих красноярских жителей, по отзывам, имевших большое сходство с оригиналами [9]. Таким образом, оставив в провинциальном альбоме, или как называли его в прошлом – «картинной книге» семьи губернатора В.К. Падалки, давно ушедшую эпоху. Воскресив в исторической памяти разноликую портретную галерею провинциальных жителей, среди которых оказался и Рафаил Александрович Черносвитов.


Автор: Тамара Семеновна Комарова, старший научный сотрудник отдела истории Красноярского краевого краеведческого музея

Часть материалов впервые опубликована в издании «Альбом домашний и простой… Семейный альбом Е.В. Падалки».

Литература

  1. Карцов В.К. Деятельность петрашевца Р.А. Черносвитого в Сибири // Экономика, управление и культура Сибири XVI – XIX. 1969. C 249-255.
  2. ГАКК (Государственный архив Красноярского края). Ф. 161. Оп. 2. Д. 760. Л. 140; Ф. 173. Оп. 1. Д. 1795. Л. 54; Ф. 592. Оп. 1. Д. 1376. Л. 2об.
  3. Дело петрашевцев. Т. III. Москва-Ленинград. 1854. С. 509.
  4. Нечкина М.В. Когда и где возникло слово «декабристы» // Сибирь и декабристы. Иркутск. 1978. Вып. 1. С. 10-11Тттт
  5. Дело петрашевцев. Указ. Соч. С. 509.
  6. Енисейские губернские новости. 1859. № 3. С. 9-11; № 4. С. 15-21.
  7. Кытманов А.И. Краткая летопись Енисейского уезда и Туруханского края Енисейской губернии. СФЮ. Красноярск. 2016. С. 381.
  8. Железнодорожный транспорт Восточной Сибири из XIX в XXI век. К 100-летию Транссибирской магистрали. Т. 1. 1837 – 1941 г. Иркутск. 2001. С. 82-84.
  9. Альбом домашний и простой… Семейный альбом Е.В. Падалки. Сост. и автор примечаний Т.С. Комарова. Иркутск: Иркутский музей декабристов. ООО «Артиздат». 2016. С. 115.