Улица имени Героя

В городе Красноярске есть улица, названная в честь летчика – истребителя Николая Яковлевича Тотмина. Возможно, это не является чем – то диковинным: в любом городе страны есть улицы, которые носят имена героев. Но для красноярцев это особая гордость, так как Тотмин одним из первых совершил лобовой таран неприятельского самолета в начальный период Великой Отечественной войны. Герой родился 19 декабря 1919 г. в деревне Усть – Яруль тогдашней Енисейской губернии. Позже, после окончания средней школы в селе Ирбейском, трудился в колхозе «Большевик». С 1936 г. учился в Канском сельскохозяйственном техникуме, параллельно занимаясь в аэроклубе. А в 1937 г. был призван на срочную службу в ряды Красной Армии. В 1940 г. окончил Батайскую школу летчиков, и проходил службу в 15-м ИАП.

Вторжение немецких войск Николай Яковлевич встретил в составе 158-го ИАП, в составе 41-й смешанной авиадивизии (САД). Летал на самолете И-16. В одном из тяжелых боев 4 июля 1941 г. старшина Тотмин впервые совершил лобовой таран. Маршал ВВС А.А. Новиков позднее писал: «Несколько подробнее мне хочется рассказать о подвиге девятнадцатилетнего комсомольца-сибиряка Николая Тотмина: его таран - это наивысшая форма героизма. В жестоком бою в районе Рожкополья с двенадцатью вражескими самолетами Тотмин израсходовал весь боезапас. Можно было попытаться уйти от противника, и никто не упрекнул бы его за это. Но Тотмин рассудил иначе: он должен драться до последнего вздоха. Кончились патроны, но есть таран. И комсомолец пошел на лобовой таран! Такого в истории мировой авиации еще не было. Вражеский пилот попытался увернуться от удара, но не успел, и советский истребитель врезался в неприятельскую машину Тотмин каким-то непостижимым чудом уцелел и спустился на парашюте». Тотмин в составе звена истребителей И-16 вел бой с группой самолетов противника Ю-88, атаковавших аэродром Рожкополье. Первой атакой ему удалось повредить один «юнкерс», но затем И-16 был контратакован подоспевшими «мессерами» прикрытия. Самолеты сошлись в лобовой атаке, когда истребитель Тотмина сорвал плоскость Ме-109. Потерявший управление «мессершмитт» рухнул на землю. Николай Яковлевич спасся на парашюте. За свой подвиг старшина Тотмин был удостоен звания Герой Советского Союза. В наградном документе отмечено: «За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство». В дальнейшем отважный пилот еще не раз встречался в небе с врагом. К этому времени 158-й ИАП входил в состав 2-го истребительного авиакорпуса ПВО Ленинграда (позднее 7 ИАК) и был перевооружен на истребители американских союзников Р-40 «Киттихаук». Хотя в некоторых источниках упоминается незначительно отличавшийся от них «Томагаук».

На конец 1941 г. полк располагал 22 такими машинами. В тяжелых боях с авиацией противника, вылетах на развертку и штурмовках колон вермахта практически прошел весь 1942 г. Наступил октябрь, Николай Тотмин вырос в звании до старшего лейтенанта. В тот роковой день 23 октября восьмерка «Киттихауков» 158-го ИАП под общим руководством старшего лейтенанта Шишкань вылетела на сопровождение группы штурмовиков Ил-2. При подходе к цели, советские истребители разделились на две группы: четверка «Киттихауков», в которой был Тотмин, ушла наверх, другая четверка осталась со штурмовиками. О том, что случилось далее рассказывает журнал боевых донесений 2-го ИАК: «На высоте 1000 метров четверка «Киттихауков» была атакована двумя Ме-109, к которым подошли еще два Ме-109, и группа «Киттихауков» вела с ними воздушный бой на виражах. В результате воздушного боя был сбит старший лейтенант Тотмин. Падение его экипажи наблюдали в районе поселка № 1, что в 18 км севернее Тосно». Вторая четверка «Киттихауков» в бой не вступала, штурмовики Ил-2 без потерь отработали по ж/д станции Тосно. В списке выбывших личного состава 158 ИАП отмечено, что: «Самолет и летчик упали на территорию, временно занятую противником». Из немецких заявок от 54-й истребительной эскадры, противостоявшей нашим летчикам в этот день известны две заявки на советские истребители: одна от кавалера Рыцарского креста М. Штоца, вторая на не столь известного пилота А. Деттке. Причем заявка последнего (указан ошибочно ЛаГГ-3), по времени и высоте ближе. Так оборвалась жизнь Героя Советского Союза Николая Яковлевича Тотмина. Долгое время точное место падения истребителя оставалось неизвестным, и только весной 1990 г. в районе поселка Гладкое были обнаружены фрагменты самолета и останки пилота. Всего он совершил 93 боевых вылета, провел 29 воздушных боев, в которых одержал семь побед над самолетами люфтваффе. Так же необходимо сказать, что именем героя в последствие будет названа улица не только в Красноярске, но и в родном Усть – Яруле, Тосно и в селе Ирбейском.

Юрий Ромашков, научный сотрудник отдела истории

Актуальные новости

Все новости
К 120-летию Красноярского краевого отделения Русского географического общества началась оцифровка редких книг из библиотеки Красноярского краевого краеведческого музея

К 120-летию Красноярского краевого отделения Русского географического общества началась оцифровка редких книг из библиотеки Красноярского краевого краеведческого музея

20 июля 2021
Всего будет переведено в цифровой формат около 70 книг, связанных с историей Императорского Русского географического общества в регионе.
Конкурсы для художников и фотографов на тему исторических зданий Красноярского края

Конкурсы для художников и фотографов на тему исторических зданий Красноярского края

19 июля 2021
Центр по сохранению культурного наследия Красноярского края и Служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края объявили конкурсы детского рисунка и фотографий.
В июле исполнилось 130 лет со дня визита Цесаревича Николая Александровича в Красноярск

В июле исполнилось 130 лет со дня визита Цесаревича Николая Александровича в Красноярск

8 июля 2021
Возвращаясь из кругосветного путешествия, Цесаревич посетил Енисейскую губернию. 1 июля 1891 года на пароходе «Св. Николай» он прибыл в Красноярск.