Иконописный подлинник середины XIX века в собрании Красноярского краевого краеведческого музея: происхождение, значение

2 апреля 2019

Большая тема «Революция 1917 г. и памятники культурного наследия России» имеет множество аспектов, среди которых наиболее заметной является национализация разнообразных собраний (художественных коллекций, библиотек, архивов, церковного имущества). За этапом национализации следовали реквизиции, образование хранилищ и перераспределение собранного в государственные и региональные музеи, библиотеки и архивы. Широкое распространение получила и практика продажи культурных ценностей за рубеж.

В 1920 г. в Музей Приенисейского края из губернского книгохранилища поступила объёмистая папка, содержащая 123 листа с изображениями русских святых Х - XVI вв. и сопроводительные рукописные тексты к ним на 148 листах. Штампы на листах свидетельствуют о принадлежности собранных в папке материалов известному красноярскому библиофилу Г.В. Юдину, который обладал не только уникальным для Сибири частным книжным собранием, но и значительной коллекцией графики и гравюр.

Рукописные комментарии к изображениям исполнены профессиональными переписчиками, правка текста проведена первым владельцем собранных в папке изображений русских святых - князем М.А. Оболенским. По составу изображений и именам владельцев данное собрание следует квалифицировать как иконописный подлинник Оболенского- Юдина.

Филиграни бумаги фирмы Ватман относятся к 1837, 1841, 1843, 1849 и 1851 гг. Имеющаяся среди бумаг записка, адресованная М.А. Оболенскому и подписанная «экзекутором архива», датирована 1851 годом. На отдельном листе, сопровождавшем присылку рисунков, рукой М.А. Оболенского вписана цитата из Псалтири: «27-й стихъ 21-го псалма. Восхвалять Господа ищущие Его и живутъ сердца ихъ вовеки». Цитата, по-видимому, предполагалась в качестве эпиграфа для предпринятого М.А. Оболенским труда по систематизации иконографии русских святых. С уверенностью можно утверждать, что работа велась около 1851 г. в Москве и что она не была завершена.

Листы с изображениями фигур святых в рост, в повороте влево или вправо имеют размер 36,5 х 18,5 см с отклонениями не более 3 мм. Пропорции и постановка фигур, светотеневая моделировка формы, тщательная проработка костюмов и атрибутов святых свидетельствуют об ориентации на иконописание живописно-академического плана. По графике надписей и деталям изображений можно различить манеру двух художников, создававших единую серию листов. Линейная и шрифтовая графика исполнена тушью. Заливки, отмывки и прописи мелким мазком по форме исполнены акварелью.

Рисунки монохромны, их цветовая гамма построена на оттенках серовато-коричневого и серовато-фиолетового. Рамки имеют трёхлопастные завершения и прямоугольные выступы на концах горизонтальной оси. По фону вверху располагается надпись, содержащая имя святого, под изображением - год его смерти. Всего в собрании представлены фигуры 120 святых, 3 листа являются вариантами. Кроме того, на листах комментариев размещены 33 карандашных наброска к тоновым изображениям.

Текстовая часть: комментарии, ссылки

на источники иконографии, списки и перечни - написаны профессиональными писцами, чернилами красного и чёрного цветов, на двойных листах бумаги формата 35 х 21,8 см со штемпелями «Троицкой фабрики Говарда № 5» (1850, Клепиков № 36) или с изображением паровоза в повороте вправо (1852-1865, Клепиков № 221). Правка текстов и черновики исполнены рукой М.А. Оболенского, карандашом. Он правил не только тексты, но и рисунки.

Состав и особенности оформления серии изображений позволяют рассматривать составляющие её листы как оригиналы для последующего перевода на литографский камень и печати. Можно с уверенностью утверждать, что около 1851 г. князь М.А. Оболенский собирал материалы и готовил к изданию иконописный подлинник уникального состава. Издание должно было содержать приведённые к единой стилистике образцы иконографии 210 русских святых, канонизированных к середине XIX в. Судя по сохранившемуся перечню имён святых и имеющимся в наличии листам, к 1851 г. была проделана значительная часть работы. Из 149 святых Х - XV вв. обозначены как выполненные 120, и все они имеются в коллекции. К спискам святых XVI - XVIII вв. изобразительный ряд отсутствует, хотя помечены как выполненные изображения трёх святых XVI в.

О характере и масштабе предварительной исследовательской работы М.А. Оболенского свидетельствует перечень 19 текстовых и лицевых источников, которыми следовало руководствоваться художникам, а также обратные ссылки на эти источники при каждом изображении. Наряду с лицевым иконописным подлинником из собрания С.Г. Строганова (литера «D») указаны святцы из собрания московского купца И.В. Стрелкова (литера «Е» с пометой: «прежде принадлежавшие Д.А. Строганову»), святцы соборов Московского Кремля: Успенского, Архангельского, Благовещенского и Спасского на Бору (литеры «С», «Н», «N», «U»). Источниками для иконографии послужили также изображения на стенах, иконах и на дверях тех же храмов, а также на стенах Кремлёвского дворца. Вне Москвы отмечены только два источника - иконы и стенопись Успенского собора в Киевском Печерском монастыре (литеры «Р» и «Q»).

Под литерами «А» и «В» в перечне источников иконографии значатся подлинники, имевшиеся в собственном собрании М.А. Оболенского. «А. Русские святые, коих описание находится в рукописном подлиннике, принадлежащем К.М.А. Оболенскому». «В. Русские святые, изображённые в рукописном сборнике XVI века, принадлежащем К.М.А. Оболенскому».

Именно обладание этими двумя иконописными подлинниками, по-видимому, и подвигло М.А. Оболенского предпринять довольно сложную, трудоёмкую и дорогостоящую работу по подготовке к изданию иконографии русских святых. Содержание сборников М.А. Оболенского может быть частично восстановлено по ссылкам на источники, приложенные к каждому изображению. Толковый подлинник М.А. Оболенского (под литерой «А») цитируется особенно часто. В коллекции КККМ имеется отдельный перечень с именами русских святых за сентябрь из этого подлинника. Значительная часть собрания М.А. Оболенского (1805 - 1873 гг.) поступила в архив Министерства иностранных дел. Около 1 тыс. единиц хранения были разделены на два фонда: ф. 201, «Рукописное собрание М.А. Оболенского» и ф. 395, «М.А. Оболенский», куда были выделены служебные, творческие и личные материалы (кабинетные бумаги). В собрании РГАДА нумерация фондов сохранена.

С 1839 года личное собрание М.А. Оболенского хранилось в его московском доме по ул. Арбат, 14. Домовладение принадлежало его жене, княгине А.А. Оболенской, урождённой Мазуриной. После её смерти в 1885 г. владелицей дома становится дочь, вдовая княгиня А.М. Хилкова, урождённая Оболенская. Единственная наследница М.А. Оболенского умерла в 1909 году.

В этом году остатки собрания М.А. Оболенского поступили на антикварный рынок. Так, наследники продали портрет А.С. Пушкина работы В.А. Тропинина (1827) в собрание Третьяковской галереи, откуда потом его перенаправили в Ленинград (в Пушкинский дом). С 1953 года портрет находится в собрании Мемориального музея-квартиры А.С. Пушкина на Мойке, 12. В арбатском доме хранились и другие работы В.А. Тропинина: портреты самого М.А. Оболенского (так называемый «Бандит», 1840-е, ныне - Национальный художественный музей республики Беларусь) и его жены (1845, ныне Государственный музей искусств Узбекистана). Другой портрет князя принадлежал кисти К. Брюллова (1840 - 1846, ГТГ).

Благодаря посредничеству известно¬го библиографа П.К. Симони (1859 - 1939) часть наследия Оболенского приобрёл живший в Красноярске сибирский библиофил Г.В. Юдин (1840-1912). Наряду с личными наградными листами и грамотами князя М.А. Оболенского в составе приобретённой коллекции находились 16 листов с изображениями русских князей и комплект из тоновых изображений русских святых и сопроводительные рукописные материалы, свидетельствующие о незавершённой работе над иконописным подлинником, содержащим собор русских святых.

М.А. Оболенский с 1843 г. был директором Московского Главного архива Министерства иностранных дел. С 1853 г. князь заведовал рукописным отделом Оружейной палаты Московского Кремля. В 1856 г. он стал председателем учёной комиссии по возобновлению палат бояр Романовых. М.А. Оболенский известен как издатель материалов по отечественной истории, в частности, «Книги об избрании на царство Михаила Фёдоровича», «Писем русских государей и других особ царского семейства» и многих других. Собственное собрание он частично опубликовал в 11 выпусках «Сборника кн. М.А. Оболенского» с 1836 по 1840 г. Интерес к источниковедческому анализу иконографии русских святых не выглядит явлением случайным на фоне биографии М.А. Оболенского.

Между тем имя его не упоминается ни в числе собирателей, ни в числе исследователей русской средневековой живописи даже в обстоятельном труде Г.И. Вздорнова об истории открытия и изучения этого вида искусства в XIX веке. Издание ряда иконописных подлинников было предпринято между 1869 и 1904 годами. Они издавались как памятники церковной археологии и иконографии.

Судя по имеющимся в КККМ материалам, подход М.А. Оболенского был существенно иным, а цели - более прагматичными. Обобщая данные многих источников, он предпринял попытку создать новый подлинник лицевого типа, в котором суммировался бы вклад русских богословов и художников в восточно-христианскую иконографию. При этом предполагался хронологический порядок в расположении отдельных изображений: ключевой позицией является год преставления святого, а не день и месяц празднования, что характерно для лицевых месяцесловов. В таком виде издание могло составить иллюстративный ряд к истории русской церкви и житиям русских святых, что оправдывало стилевую унификацию и модернизацию изображений. С другой стороны, издание могло функционировать и как собственно иконописный подлинник для художников «фряжского» или живописно-академического направления в иконописании.

Труд М.А. Оболенского был задуман в русле общего пробуждения интереса к отечественной истории и культуре в рамках известной концепции «Самодержавие, православие и народность». Для соответствующего данной концепции стиля церковного искусства важными являются труды академика Ф.Г. Солнцева, подготовившего многотомное издание «Древности государства Российского» (1849 - 1853), и иконописной мастерской Пешехоновых (Петербург), в которой выполнялись крупные государственные и епархиальные заказы на иконостасы. Авторы, исполнившие иллюстративный ряд для подлинника М.А. Оболенского, следуют стилистике работ Ф.Г. Солнцева. Их имена пока не установлены.

Изображения русских святых присутствуют в лицевых Святцах (Минеях), известных в иконописи, гравюре и даже в настенной живописи. В организации таких иконографических комплексов действует календарный принцип. Другой подход характерен для икон, именуемых «Собором русских святых», в которых святые расположены либо по чинам (икона работы Петра Трофимова в собрании ГРМ, 1814 г.), либо по регионам, где они подвизались (иконы работы монахини Иулиании, около 1934 г.). Первый вариант старообрядческий, содержит 189 ликов святых, канонизированных до раскола. Второй вариант написан по программе, составленной епископом Ковровским Афанасием (Сахаровым), который был одним из авторов канона к возобновленному в 1918 г празднику Собора всех святых, в земле Российской просиявших. Для написания этой иконы монахиня Иулиания (в миру М.Н. Соколова, 1889 - 1981 гг.) проделала огромную подготовительную работу. Она создала прориси с помесячной группировкой святых. Стилевыми прототипами для образов Иулиании являлись памятники московской школы иконописи времени Дионисия (конец XV - начало XVI в.). Почти за сто лет до Иулиании близкая по объёму работа была проделана в ходе реализации проекта М.А. Оболенского.

Незавершённый по неизвестным пока причинам и неизданный, он, тем не менее, заслуживает внимания исследователей как попытка создать аргументированный источниковедческим анализом свод иконографии русских святых. Имя М.А. Оболенского следует включить не только в число специалистов-археографов, но и в число исследователей русской иконографии. В Красноярске хранится один из важных памятников отечественной культуры середины XIX в., в котором каждое изображение поддержано текстовыми и иконографическими источниками. Актуальность подобного исследования подтверждается трудами современного исследователя Г.В. Маркелова, где иконография русских святых представлена в прорисях, организованных в алфавитном порядке.


Н.Н. Исаева

Актуальные новости

Все новости
Всего должно быть достаточно, и даже много

Всего должно быть достаточно, и даже много

25 мая 2022
В музее-усадьбе Г.В. Юдина открылась выставка мебели и отреставрированных предметов из фондов Красноярского краеведческого музея.
О жизни мещан г. Красноярска в 1860–1880 гг. По рассказам Е.А. Красноженовой

О жизни мещан г. Красноярска в 1860–1880 гг. По рассказам Е.А. Красноженовой

24 мая 2022
Будни и праздники, гастрономия, обряды, городское благоустройство, медицина – педагог, этнограф и фольклорист Мария Васильевна Красноженова записала воспоминания о том, как жили красноярские мещане в Енисейской губернии.
Переиздана брошюра «Наивеличайшая между всеми в Российской империи»

Переиздана брошюра «Наивеличайшая между всеми в Российской империи»

23 мая 2022
Брошюра, посвященная 200-летнему юбилею Енисейской губернии, рассказывает о наиболее значимых фактах в истории губернии с момента ее основания в 1822 году и до 1917 года.