Проект «Что расскажет нам предмет»: коллекция фотографий самолета «Красноярец»

19 ноября 2021

В фондах Красноярского краевого краеведческого музея имеется несколько фотографий аэроплана «Красноярец», с которого ведет свою родословную авиация Красноярского края.

Поляков Я. Аэроплан «Красноярец». 1926 г.

Первый в нашем регионе самолет появился благодаря усилиям красноярского отделения Общества друзей воздушного флота (ОДВФ). Эта организация была создана в 1923 г. с целью популяризации авиации среди населения и сбора средств для приобретения самолетов и строительства отечественной авиационной промышленности. К 1925 г. члены красноярского отделения ОДВФ собрали необходимую сумму и приобрели старенький английский аэроплан «Совпич Страттер». Созданный в 1915 г. этот самолет применялся в годы Первой мировой войны в качестве истребителя и легкого бомбардировщика. За годы войны в Россию было поставлено около 170 самолетов, еще около 100 самолетов были произведены в нашей стране. Снятые с вооружения «Совпичи» использовались для агитационных полетов. Самолет прибыл в наш город в мае 1925 г. по железной дороге в разобранном виде. Собранный и размещенный у Иннокентьевского поселка аэроплан назвали «Красноярец».

Этот самолет планировалось использовать для агитационных полетов. Однако возникла проблема: энтузиастов-любителей авиации в красноярском отделении ОДВФ хватало, но некому было управлять самолетом. Вскоре нашли опытного летчика Романа Александровича Батурина. В годы Первой мировой войны он служил в Российском императорском военно-воздушном флоте, принимал участие в боях, был награжден орденами. В годы гражданской войны Роман Александрович воевал в Белой армии и дослужился до звания капитана. После войны по понятным причинам капитан Батурин не афишировал своего прошлого и работал в организации Енгосторг. Тоскуя по небу, он с радостью принял предложение членов ОДВФ вернуться в авиацию.

Первые пробные полеты «Красноярец» совершил в июле 1925 г., а 29 августа того же года самолет «Красноярец» отправился в первый агитационный полет на юг Приенисейской Сибири. Самолет посетил ряд населенных пунктов: Даурское, Новоселово, Абакан, Минусинск. На озере Шира аэроплан вызвал восторг среди местных жителей – хакасов, а в Минусинске агитационный самолет вышло встретить с оркестром все население города.

Вонаго Л.Ю. Курорт «Озеро Шира». Прилет аэроплана «Красноярец». 5 сентября 1925 г.

В следующем 1926 г. планировалось продолжить агитационные полеты, а также совершить пять рейсов в Туруханск, чтобы вывезти 90 пудов (1,5 тонны) песцовых шкурок. Эти планы сорвала телеграмма из Новосибирска. Самолеты «Совпич» изымались из эксплуатации ввиду их сильной изношенности. Четыре из пяти самолетов, совершавших агитационные полеты в Сибири, разбились или пришли в негодность. С большим трудом пилоту «Красноярца» Роману Александровичу Батурину удалось добиться возобновления полетов. Осенью 1926 г. «Красноярец» совершал полеты на районные сельскохозяйственные выставки.

На фотографии ниже мы видим аэроплан «Красноярец», приземлившийся во время одного из агитационных полетов. Самолет окружили местные жители. Летчик Роман Александрович Батурин, одетый в кожаную куртку, стоит на крыле. Кожаная одежда, защищающая от ветра и дождя, долгие годы была неотъемлемым элементом экипировки пилота.

Самолет Сопвич «Красноярский рабочий» во время агитоблета. 1926 г.

Во время агитационных полетов самолет поднимал в небо пассажиров-передовиков производства. Эти полеты производили огромное впечатление на жителей нашего региона и подробно освещались в номерах газеты «Красноярский рабочий».

К сожалению, агитационные полеты продолжались недолго, 19 октября по распоряжению Сибавиахима эксплуатация самолета была запрещена. «Красноярец» был разобран и отправлен на склад. Тем не менее, этот старенький английский аэроплан сыграл свою роль в развитии авиации нашего региона. С 1929 г. на территории Приенисейской Сибири стали совершаться регулярные авиарейсы.


Автор: Новоселов Михаил Юрьевич, научный сотрудник отдела истории КККМ

Фото: Красноярский краевой краеведческий музей