История жизни: музыкант и композитор Павел Иосифович Иванов-Радкевич

27 мая 2024

Музыкальная жизнь Красноярска в конце ХIХ в. будет связана с именем педагога, музыканта, композитора, дирижера, будущего организатора Народной консерватории, Павла Иосифовича Иванова-Радкевича.

С чего все начиналось. В 1882 г. красноярский учитель музыки З.А. Барш создает в городе музыкальный любительский кружок в «поддержку красноярского городского театра». Зрителю были представлены романсы, арии, фортепианные и скрипичные концерты и др. В 1886 г., из музыкального кружка, образовалось общество, получившее название Красноярского общества любителей музыки и литературы. Одно время, в 1890 г., председательницей Общества состояла Ю.П. Матвеева, дочь купца 1-й гильдии П.И. Кузнецова. Из наиболее известных членов его можно назвать семейства Кузнецовых, Даниловых, Еленевых, Кусковых, А.И. Сурикова, брата художника В.И. Сурикова и др. Только число членов правления составило 7 человек. Репертуар Общества был весьма широк: исполнялись арии из опер, романсы, куплеты, малороссийские песни, украинские думки, водевили, цыганские песни, молитвы.

В 1887 г. в Красноярск приехал талантливый музыкант Безносиков Сергей Михайлович, ученик Н.А. Римского – Корсакова, закончивший Петербургскую консерваторию. В сезон 1887/1888 г. он создает в Красноярске симфонический оркестр, который познакомил горожан с лучшими произведениями русских и зарубежных композиторов: «Жизнь за царя» М. Глинки; «Рогнета» А. Серова; «Дон – Жуан» В. Моцарта; «Эгмонт» Л. Бетховена; «Русалка» А. Даргомыжского; симфонии Бетховена и др. После его отъезда, Общество любителей музыки как-то сникло, на что сразу откликнулась одна из местных газет: «Уши немного отдохнут от вокальных упражнений многих певцов и певиц музыкального общества»1.

В 1910 г. в Красноярске появляется Музыкальное общество, которое объединило местных любителей музыки и пения, деятельность его будет связана с именем педагога П. И. Иванова - Радкевича. Павел Иосифович родился в Петербурге 16 марта 1878 г. Его польско-русская фамилия появилась таким образом. Отец, поляк Иосиф Иванович Радкевич, после восстания в Польше в 1863 г., как неблагонадежный элемент, мог лишиться государственной службы. Его начальник, ценящий подчиненного, прибавил к фамилии отчество отца - Иванович. Павел Иосифович потерял отца, когда ему было 6 лет. Мать, оставшаяся без средств существования, отдала мальчика в церковный хор, где у него вскоре оказался хороший голос и слух. В 12 лет Павла взяли в частный пансионат регента Казанского собора А.С. Фатеева, где он обучался игре на фортепиано и скрипке, изучал теорию музыки, продолжая петь в соборном хоре. В годы учебы мальчик имел возможность видеть известных композиторов и слушать музыку в их исполнении. В 16 лет юноша был зачислен в Придворную певческую капеллу на регентское отделение, где проучился три года, став ее лучшим учеником. Весной 1897 г. в Петербурге появился по своим делам директор Красноярской учительской семинарии Ф.И. Говоров, сделавший предложение молодому человеку занять должность преподавателя пения в учительской семинарии. В конце лета того же года Павел с матерью отправились в Красноярск.

Ехали долго и утомительно через Урал и Сибирь по одноколейной железной дороге. Но много было получено и дорожных впечатлений. В последние сутки езды показались первые отроги Саянских хребтов, запахи сибирских растений врывались в открытые окна вагонов. В городе мать и сын наняли пролетку, загрузили тяжелый чемодан, портфель, добрались до нанятого дома. О приезде столичного музыканта вскоре узнал весь город. По воспоминаниям горожан, Павел Иосифович всегда был безупречно одет, очень хорош собой, но мал ростом, который не мешал пользоваться огромным успехом у дам, что нередко приводило к переменам квартир. Учительская семинария находилась около вокзала, молодому человеку приходилось ходить к месту службы через весь город. Вскоре после приезда, к нему начали поступать многочисленные предложения о репетиторстве. Основная же деятельность заключалась в преподавании пения в духовной семинарии, с совмещением преподавания в ремесленном и городском училищах, в женской гимназии, в железнодорожном техническом училище, в епархиальном женском училище и др2. Вскоре, в новом здании учительской семинарии, Павлу с матерью отвели 4-х-комнатную квартиру. После устройства с жильем, он написал знакомой девушке Екатерине Александровне Фатеевой письмо в Петербург с предложением руки и сердца, которое было принято. В Сибирь юную Катю привезла ее старшая сестра вместе с пианино. Жениху 20 лет. В 1899 г. родился сын Константин, в 1900 г. – Александр, в 1901 г.- Михаил, в 1904 г. - Николай. Росла семья, росли расходы, отцу приходилось многими часами, помимо основной деятельности, заниматься репетиторством. Сохранилось описание рабочего дня Павла Иосифовича, составленное его сыном Александром. Нужно было проследить за репетициями церковного хора, готовить материал для спевок, следить за церковным годовым циклом, чтобы не пропустить праздники, писать ноты и тексты для учащихся учебных заведений, где преподавал. Все это занимало очень много времени и физических сил. Набегавшись по учебным заведениям, усталый, часа в два дня, Иванов-Радкевич появлялся в доме. Нередко приходил с головной болью и падал в изнеможении. В гостиной уже сидели дети, ожидая репетитора. Уроки начинались в два тридцать и длились до 8-9 часов вечера.

П.И. Иванов-Радкевич, преподаватель Красноярской учительской семинарии. 1900г.

Мать расстилала на столе белую салфетку и приносила отцу горячий обед, в это время ученик играл гаммы. Закончив есть, учитель разбирал игру, если одобрительно – голос был тихий, неодобрительно – голос раздраженный. Неспособных долго не держал. Платили Павлу Иосифовичу за уроки 15 рублей в месяц, победнее – 10 рублей, были и такие дети, с которых деньги не брал. В воскресенье с утра шла репетиция церковного хора, затем следовали обедни и молебны. Вечером, передохнув час, уходил в спальню, закрывал двери, садился за рояль и что-то сочинял. Нередко уставал до такой степени, что требовалось лечение, тогда отправлялся на озеро Шира. Впечатления Павла Ивановича от щедрой сибирской красоты впоследствии выльются в цикл песен о природе. В период с 1902 по 1922 г. Иванов-Радкевич музыкально образовал десятки красноярцев, впоследствии несколько человек закончат Петербургскую и Московскую консерватории и будут концертировать на известных российских театральных подмостках: М.П. Сладковский, А. Клодт, Л.Л. Козлов-Калтат, а также собственные сыновья - Александр и Николай. По отзывам своих детей, отец был высоко принципиальным и честным человеком3.

П.И. Радкевичу удалось создать в Красноярске певческий коллектив из хора женской гимназии и мужского хора учительской семинарии, пели в хоре и собственные дети. Лучшие народные песни, хоры русских опер, лучшие музыкальные произведения включались Павлом Иосифовичем в обучающий репертуар. У учителя музыки оказался и особый дирижерский дар, свободно пел самые сложные ноты с листа, много концертировал. Принимал участие в концертах приезжих гастролеров, каждый раз получая высочайшие отзывы. В Красноярске у Радкевича образовался большой круг знакомых, которые были связаны с музыкой, искусством: М.М. Крамник (пианистка, окончила музыкальную школу в Вильно), владелец зубоврачебного кабинета и аптечных магазинов Б.С. Нови, художник А.С. Сергеев, крестный отец одного из сыновей, художник М.Г. Костылев (автор портрета Павла Ивановича), П.С. Словцов – бывший ученик Радкевича по духовному училищу, скрипач А.Л. Марксон (Томское музыкальное училище) и др. Певцы, местные музыканты, любители становились постоянными посетителями дома Ивановых-Радкевичей. Приобщались к хорошей музыке и подраставшие сыновья. Длинные зимние вечера проходили в уютной квартире; в 1907 г. был приобретен в рассрочку через магазин Б.С. Нови рояль фирмы Шредер, это было большое событие в семье4. Большие музыкальные надежды возлагались на сына Николая.

Павел Иосифович был разносторонним человеком. Его библиотека состояла из книг по истории, физике, космографии, астрономии, музыкальных пособий и учебников. Как упоминал сын Александр, в доме был велосипед, гармоника, рояль, фотоаппарат, бинокль, метроном, телескоп, на стенах висели портреты известных композиторов. Иванов-Радкевич очень любил природу. Несколько лет он со своим многочисленным семейством каждое лето снимал в окрестных деревнях крестьянские избы на 2,5 летних месяца. Павел Иосифович любил слушать пение деревенских девушек и записывал понравившиеся ему песни. А в 1909 г. купил собственную дачу. Ходил много по лесу с фотоаппаратом, часто выбирая хорошую натуру, снимки и стеклянные негативы получались очень качественными. Устроил купальню, прекрасно плавал, на лодке с семьей спускался по Енисею до соседних дач; часто все вместе выезжали в окрестности, прихватив самовар, деревенское молоко, яйца; собирали ягоду, грибы, наполняли дом сибирскими цветами. Ходили в походы к «Караульне», на «Столбы», «Шелонин бык», «Сопку», «Бирюсу»; футбол, теннис, крокет. Зимой, тепло одетые, захватив мороженные пельмени, ездили за монастырь. Как писал сын Александр: «все это» зародило в детях «любовь к лесу, к небу, к природе». Лето заканчивалось, трудолюбивый отец опять мало уделял внимания детям из-за своих занятий, вся жизнь больше проходила с матерью: «мать была для нас всем5».

Либретто оперы «Царевна Земляничка. 1914 г.»

П.И. Иванов-Радкевич очень много работал в своей жизни и прежде всего над собой: читал, писал, изучал, сочинял, обрабатывал народные песни. Переписывался с издательством Юргенсона в Москве, посылал свои сочинения, а тот опубликовал более 20 произведений Павла Иосифовича; отправлял каталоги, новинки литературы с описанием музыкальных инструментов. Революцию 1905 года и события в Красноярске П.И. Иванов-Радкевич встретил восторженно. Часто играл «Марсельезу», нередко, при открытых окнах, несмотря на испуг и настоятельные просьбы матери и жены не делать этого. В 1912 г. Павел Иосифович побывал в Петербурге и Москве, посетил консерватории, познакомился с новыми веяниями в музыкальной жизни. По возвращении, продолжал много концертировать. Одним из его близких партнеров был его ученик П.И. Словцов, сибиряк по рождению, будущий «Сибирский соловей», выступавший на одной сцене с Ф.И. Шаляпиным. В 1913 г. Иванов-Радкевич подготовил фрагменты из оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») М.И. Глинки с участием хора и оркестра местных музыкантов, выступление было очень хорошо принято публикой. В конце 1914 г. Павел Иосифович организовал в мужской гимназии духовой оркестр и оркестр русских народных инструментов, куда привлек и своих четверых сыновей. В том же году начал писать оперу «Царевна – Земляничка», ставшую одной из первых детских опер в России. Фортепианное исполнение оперы прошло в городском театре в декабре 1915 г. с большим триумфом.

После премьеры оперы Царевна земляничка Иванова Радкевича П.И.

С начала войны, в 1914 г., в Красноярск начали прибывать воинские части со своими полковыми оркестрами. Одним из них руководил опытнейший музыкант И.М. Суходрев, создав хорошо сыгранный оркестр. Другим оркестром руководил В.Н. Шапиро, которого П.И. Иванов-Радкевич подготовил к сдаче экзаменов по теории сольфеджио и гармонии; экзамен был хорошо сдан в Иркутске, где Шапиро получил свидетельство. Третьим военным оркестром, при 30-м Сибирским полку, капельмейстером состоял А.Л. Марксон, который нередко выступал с концертами вместе с Павлом Иосифовичем. Дети Иванова-Радкевича, Костя, Александр и Михаил, под влиянием военных оркестров, очень заинтересовались духовыми инструментами, владея к этому времени уже скрипкой и виолончелью. Гимназическое начальство выделило деньги на инструменты, ноты и уплату учителям. Пригласили для обучения музыкантов из полковых оркестров, заказали нотные тетради и дело пошло. Обучение проходило в здании учительской семинарии. Через две недели ученики научились разбирать ноты и приступили к репетиции гимна «Боже, Царя храни». Нередко гимназисты-любители «подсаживались» в оркестры, играя в концертах в Общественном собрании, в цирке, в городском саду6.

В конце 1915 г. в Енисейскую губернию прибыли военнопленные Первой мировой войны. Среди них находились известные солисты венской и берлинской опер. Эти люди чудом сохранили часть своих музыкальных инструментов, пронеся их через все военные перипетии. П.И. Иванов-Радкевич убедил городские власти использовать профессиональных музыкантов, чтобы организовать в Красноярске симфонический оркестр с многочисленным составом. Репетиции проходили в зале женской гимназии. Так, зима 1915-1916 гг. прошла под знаменем оркестровой музыки. В военном городке была устроена сцена – деревянный настил, а перед ней установлены деревянные скамьи. На эстраде размещался оркестр из 60 музыкантов, которые услаждали городскую публику превосходным исполнением русской и европейской классики, дирижировал Павел Иосифович. Вскоре весь коллектив стали приглашать на городские концерты; несколько выступлений прошло в здании Общественного собрания. Помимо оркестра военнопленных П.И. Иванову-Радкевичу удалось организовать оркестр из местных любителей, в который входили и его ученики (Л. Гинзбург, Л. Козлов), исполнявшие классическую музыку в городском театре вместе с военнопленными. Первая постановка оперы «Царевна – земляничка» прошла при участии оркестра военнопленных в городском театре. Исполнительницей главной роли в опере стала Мария Токаревич, которая впоследствии выйдет замуж за военнопленного и станет солисткой Миланской оперы. Всех участников после премьеры Павел Иосифович пригласил к столу в фойе театра, поблагодарил за творческое участие в спектакле, пожелал доброго здравия и поскорее вернуться к своим семьям. Закончил так: «Политика нас разъединяет – но музыка соединяет!», что вызвало продолжительные рукоплескания7.

19 апреля 1920 г. в Красноярске была открыта Народная консерватория, у истоков которой стоял П.И. Иванов-Радкевич, составивший ее проект, и музыкальная общественность города. Красноярский период жизни Павла Иосифовича был очень насыщен: создал цикл песен и романсов, детскую оперу «Царевна-Земляничка», ряд других произведений. Около 1922 г. семья выехала из Красноярска в Москву. Сын Александр, станет музыкантом, профессором Московского университета культуры; Николай – композитор, профессор Московской консерватории, лауреат Государственной премии СССР; Михаил – известный художник; старший сын Константин увлекался лингвистикой, участник Белой армии, скончался от тифа.

П.И. Иванов – Радкевич скончался в 1942 году. На здании педагогического колледжа (музыкальное отделение) им. А.М. Горького (ул. Кирова) в Красноярске, в котором когда-то жил Павел Иосифович, установлена мемориальная доска.


Автор: Тамара Семеновна Комарова, старший научный сотрудник отдела истории Красноярского краевого краеведческого музея

Список источников:

  1. Кривошея Б.Г., Лаврушева Л.Г., Прейсман Э.М. Музыкальная жизнь Красноярска. Красноярск. 1983. С. 7-8.
  2. КККМ. О/Ф 9544 - 42/Д 2704. Л. 1, 5-7, 22-22об. Воспоминания А.П. Иванова-Радкевича.
  3. КККМ. Там же. О/Ф 9544 – 44/Д 2706. Л. 6об-8, 10, 127, 141-144.
  4. Там же. Л. 126; О/Ф 9544 – 42/Д2704. Л. 10об-11, 12об,14.
  5. Там же. Л. 25об - 26, 29, 121, 127.Д. 9544- 44/Д 2706. Л. 138-139, 146, 157-158.
  6. КККМ. О/Ф 9544-47/Д 2709. Л. 110-116.
  7. КККМ. О/Ф 9544-47/Д 2709. Л. 141-144, 198.