Скрипач-виртуоз Костя Думчев
Константин Михайлович Думчев был знаменитым скрипачом-виртуозом, к которому «руку приложил» сам Творец. Всем, кто видел и слушал его, казалось, что он рожден был со скрипкой в руках, что она являлась как бы частью его тела. Костя никогда не робел перед публикой, всегда был спокоен. Казалось, что игра не стоила ему ни малейших усилий, а смычок в его руках «шалил», упиваясь собственным звучанием. Его музыкальная память была поразительна. Все произведения, даже самые трудные, К. Думчев исполнял по памяти: пара репетиций и пьеса запоминалась навсегда. Слушателям его концертов казалось, что технические трудности в процессе его игры не существовали. А ведь Костя начал концертную деятельность, будучи мальчиком девяти лет. Костя Думчев родился 13 сентября 1881 г. в семье донского казака из г. Новочеркасска Области войска Донского. Отец Михаил Фирсович был большим любителем музыки, самоучкой овладев несколькими музыкальными инструментами. По воспоминаниям квартиранта семьи Думчевых (автор «Записок не краеведа» без указания фамилии) отец был глубоко порядочным человеком; сын – развит не по годам, подвижный, любил дурачиться1. Еще не научившийся как следует говорить, двухлетний малыш легко схватывал мотивы песен; в 4 года, увидев впервые в магазине скрипку, просил отца купить ее. Настойчивые просьбы ребенка были исполнены, на приобретенном инструменте пятилетний Костя играл сам по слуху; в 6 лет к мальчику был приглашен местный учитель, который был сражен способностями юного вундеркинда. В 8 лет мальчик получил предложение некоего Кочальского устроить турне по России и Европе за весьма приличное вознаграждение, но получил отказ от Михаила Фирсовича.
В 1880 г. в Новочеркасске оказался итальянский певец и скрипач Ф.Л. Стаджи, в руки которого М.Ф. Думчев и передал образование сына. В 1889 г. свершилось первое артистическое турне Кости по России: Петербург, Москва, Харьков, Одесса, Киев, Саратов и др. А дальше - триумфальные гастроли по Европе, Китаю, Японии, Америке; и так на протяжение почти 10 лет. В двухместной кибитке, сопровождаемый отцом, мальчик объездил со своей скрипкой чуть не полмира.
5 мая 1890 г., в Петербурге, Костя удостоился давать концерт в присутствии высочайших особ, имел огромный успех и был награжден золотой лирой с надписью «9-ти - летнему скрипачу – артисту Косте Думчеву от Петербургского музыкального общества». 14 мая 1891 г. мальчик концертировал в Москве в присутствии итальянского наследного принца, за который удостоился золотых запонок с изображением лир. Затем знаменитый концерт в Улеаборге (Финляндия), где дирижирует оркестром местного музыкального общества, и избирается почетным членом Улеаборгского музыкального общества. В Гельсингфорсе (Хельсинки) награжден бриллиантовой лирой от местного музыкального общества. 24 апреля 1893 г. двенадцатилетний Костя Думчев был приглашен в Ливадийский дворец в Ялте, где дал концерт в присутствие августейшей семьи, горячо ему аплодировавшей. Как писала С.-Петербургская газета «Новости и Биржевая газета» (1890. № 111.) в своем отзыве об игре мальчика-вундеркинда: «В местах нежных у этого скрипача есть чувство, в местах сильных – большая энергия, что так гармонировала с его внешностью незастенчивого вида и энергичными, полными жизни, глазами. Думчев играл не на детской, а на обыкновенной скрипке, и общее внимание обращал на себя большой для ребенка тон. Мальчик отличается несомненным талантом»2. Пожалуй, одним из самых эмоциональных откликов на игру Кости Думчева оставил Л.Е. Оболенский, русский писатель, публицист, поэт и издатель в статье «Маленький гений перед одесской публикой» (Психологический этюд Л.Е. Оболенского) в газете «Одесские новости» (1893. № 2499. 8 января). «Костя Думчев, как скрипач, уже не 12-ти-летний мальчик, а настоящий большой, огромный артист, музыкант, каких не только вам, но и мне, слышавшему очень многих и лучших скрипачей Европы, редко приходилось слышать. Да, я не боюсь этого сказать, потому что всякий, кто был на первом концерте Думчева и кто понимает музыку, кто слыхал лучших скрипачей, скажет вам это… Так, напр(имер), «Колыбельная песня» (автор – Франс Ксавер Неруда, композитор и дирижер чешского происхождения – Т.К.), сыгранная на biso, была так исполнена, что высшаго исполнения ее я не только никогда не слыхал у самых первых артистов Европы, но я и представить себе не могу лучшаго исполнения. Почти тоже я могу сказать о знаменитой фантазии Паганини Moise (Моисей), сыгранной на одной струне. Я слыхал эту пьесу в исполнении таких виртуозов, которых съезжался слушать весь Петербург, но, ни у кого, я не слыхал в первой части пьесы такого настоящего «человеческого» голоса, издаваемого струной, как у этого поразительного ребенка! Да, вы тут уже не слышите скрипки: это голос, живой человеческий голос! (Остальные) вещи были сыграны с абсолютным совершенством техники… так, как исполнил бы взрослый, выдающийся, первоклассный артист»3.
В январе 1894 г., во время гастролей в Одессе, Костя Думчев познакомился с Петром Ильичом Чайковским. Композитор высоко оценил талант маленького скрипача, передав ему в дар через своего уполномоченного скрипку итальянского мастера Санто Серафино. Но высказал и беспокойство, что слишком рано производить мальчика в гении, значит, загубить его талант; нельзя в таком возрасте так часто выходить на публику. Речь идет о так называемой моторной коррекции у музыкантов. Двигательная сфера у вундеркиндов происходит очень рано, в то время как у их сверстников в 15-18 лет. К 18 годам соученики догоняют своего товарища, а это уже удар по психике4. С середины 1894 г. и до 1900 г. Костя Думчев редко выезжал на гастроли, концертируя преимущественно в России. Это будут годы его учебы у известного бельгийского скрипача Сезара Томсона; в 1900 г. восемнадцатилетний музыкант поступит в Московскую консерваторию, которую в 1902 г. окончит с золотой медалью. Костя не только играл на скрипке и дирижировал, он был и композитором, ему принадлежат около 50 музыкальных произведений: пьесы, концерты, серенады, мазурки.
В 1918 г. К. Думчев практически оставит сцену, рано, в 36 лет, Скорее всего, еще молодой музыкант помнил о давнем совете композитора П.И. Чайковского. Возможно, былой славы уже не было. Понял, что в одну и ту же реку дважды не войдешь. И в этом тоже его достоинство. С 1925 г. Константин Михайлович будет вести преимущественно педагогическую деятельность, в 1929 г. окончательно осядет в родном городе. Уйдет из жизни в 1948 г. На доме в Новочеркасске, где проживал гениальный скрипач, будет установлена мемориальная доска с его именем. К сожалению, архив К. Думчева с годами будет утрачен5.
В 1894 г. Костя совершил большое турне по Сибири, где своей игрой оставил ошеломляющее впечатление. 22, 23 и 24 января, а также 2 февраля он даст концерты в Красноярске, два последних – по настоятельным просьбам зрителей. В здании городского Общественного собрания и в гостинице Гадалова шла заблаговременная распродажа билетов, которые разошлись мгновенно; в том же собрании пройдут первые три концерта, четвертый - в городском театре. Кроме последнего, концерты К. Думчева прошли с участием пианиста А.М. Розенвассера.
Стоимость билетов составляла от 3 рублей до 50 копеек (на хорах). В стоимость включался благотворительный сбор в пользу благотворительного Ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны. В холле проводилась продажа фотографических карточек с портретами Кости от 50 копеек до рубля, стоимость программок с перечнем исполняемых произведений составляла 5 копеек. Помимо прочего, уплачивалось по 10 копеек с «персон» за сохранение «верхнего платья». В 1898 и в 1899 гг. скрипач вновь проедет с триумфальными концертами по городам Сибири.
О том, какое впечатление оказала на наших зрителей игра 13-летнего Кости Думчева в январе 1894 г., нам поведает уже известная по прежним публикациям в рубрике «Былое» на сайте Красноярского краевого музея Никитская Варвара Александровна. Приводим в небольшом сокращении записи из ее дневника о красноярских концертах Кости Думчева. Записи (без правок) адресуются, предположительно, семье начальницы частной женской прогимназии в Иркутске О.Г. Беляевой.
Спешу поделится с Вами моими мыслями по поводу Кости Думчева, потому что вы любите музыку и понимаете ее. 24 января провела весь день в обществе Думчевых. Поразительна сила таланта у Кости. Вас изумит эта простота его игры, эта мягкая, теплая, задушевная, безусловно, искусная передача играемаго, ведь никакой деланности, никакой натяжки, вычурности. Вы видите перед собой милаго мальчика, на лице котораго ясно отражается его душевное состояние. Перед Вами воплощение гармонии, дивно-чудной! Не видно, или лучше сказать, незаметно, тонко заученнаго исполнения; кажется, так просто и так легко ему извлечь из скрипки эти звуки, чудно чарующие звуки. Смычок до того послушен, что без малейшей запинки, робости, сомнения, переходит на ваших глаза от замирающаго, едва уловимаго звука к сильным тонам, которыя так мощно, так полно рвутся и переносят в тот дивный мир музыки, где нет и помину ни о чем земном. Громадная толпа, собравшая слушать милаго мальчика, не Л.5 шевельнется; слышен самый тончайший оттенок искусно введенного мотива. – Это один восторг.
Вот нежно баюкает вас ласковый, нежный тон «Колыбельной песни», (Франца Ксавера Неруда – Т.С.) напеваемой сдержанным, мягким голосом любящей матери. Чувствуешь, что напевает она для самого дорогого ей существа, что всем сердцем отдается она высокому чувству безграничной, беспредельной, материнской любви к беспомощному ребенку. И на вас нисходит такая дума о былом. Вы уноситесь мыслею в прошлое, вспоминаете свое детство, свою мать, добрую, нежную…
А вот нежная трель «Соловья» (Анри Вьётана, бельгийского скрипача и композитора – Т.К.) Вот и его как будто неподражаемые колена. И вам чудится: сидит он, незаметный, в темной роще и поет, поет, всё усиливая тон, свою дивную песню. Звонко закатилась его трель, другая, третья; сильны тонкие перерывы, тише, тише. И опять вновь плывут звуки, сидишь и слушаешь, не смея мигнуть глазом. Л. 6 Перед вами тоже Соловей! … И уносят тебя в те заповедныя, знакомыя рощи Курской губернии. Какая сила! Какая мощь!
Раздаются глухие сначала отголоски «Венецианского карнавала», (Николло Паганини – Т.С.) и вы несетесь туда, где шумная толпа под лазурным небом Италии справляет свой вековой праздник и мелькают перед вами пестрые наряды, маски; летят цветы, confetti, а звуки, то удаляясь, то приближаясь, так же верно передают движение веселящейся толпы, беззаботно предавшейся шумному ликованью.
А вот таинственный шепот «Легенды». (Генрика Венявского, польского композитора – Т.К.) Что-то сказочное, неслыханное передают они Вам и веришь, Л. 7 что все это было когда-то, что это не пустой звук, не пустая игра воображения, существовали эти сказочные герои, таинственные леса, эти могучие духи… видишь героя в этом милом исполнителе… Смело выходит он на борьбу, один на сотни голов, одолеет он эту толпу, такова сила его таланта, и ты уже раб его, покоренный его исполнение. Да он и покорил тебя, этот маленький чародей; и затаив дыхание, слушаешь ты его не отводя глаз от него. Кругом никто не существует для тебя, ни этот зал, ни эта толпа. Л. 8 И тогда только освободишься от этого ребенка, когда смолкнут эти звуки, очнешься, но долго, долго будешь жить этим впечатлением… Да, Костя незаурядная личность, радуешься, что он Русский, и ты хочешь ободрить его, поддержать, зная, что всякая даровитая личность всегда очень восприимчива к впечатлениям. Малейший диссонанс в его жизни – он сожмется, притаится. Все рекламы, кот(орыми) полны газеты о Косте, не передают того, что слышишь сам. Еще с детства открылся у него этот талант. Он играл, когда еще учился в школе в Новочеркасске, но отец запретил ему; играл на скрипке, но это тоже было ему запрещено.
Перед концертом он почти спокоен, совсем не волнуется, возится с детьми Кудрявцева, (Вероятно, мальчик с отцом останавливался в доме известного издателя Е.Ф. Кудрявцева. В его типографии были изданы афиши с концертами К. Думчева – Т.К.). где мы все обедали, шутит, смеется, совсем как заурядный мальчик, которому надо пошалить. И через час – это уже не тот мальчик, скрипка в руках и начинается чудная игра. Это путешествие даст ему средства ехать за границу учится музыке и докончить образование6.
Список литературы:
- Записки не краеведа//Газета «Приазовский край». 1894. № 49. 21 февраля.
- Муниципальное казенное учреждение «Архив Енисейска». Ф. 6. Оп. 1. Д. 76. Л. 5
- Там же. Л. 5.
- Cyberleninka.ru sudba – vunderkinda. Dumchev
- Там же.
- Никитская В. Тетрадь «Проза и стихи, и письма». Кон. XIX – нач. XX в. Л. 5-9.
Автор: Тамара Семеновна Комарова, старший научный сотрудник отдела истории Красноярского краевого краеведческого музея
Фото: Красноярский краевой краеведческий музей