К 100-летию со дня рождения Марии Семеновны Астафьевой-Корякиной (22.08.1920 — 16.11.2011)

5 августа 2020

В Литературном музее им. В.П. Астафьева хранится личное дело члена Союза Писателей СССР Марии Семеновны Астафьевой-Корякиной. Начато 10 января 1978 года.

М.С. Астафьева-Корякина в своей квартире в Академгородке. 1993 г.

Родилась 22 августа 1920 г. в городе Чусовой Пермской области. Член КПСС с сентября 1950 г. Из рабочей семьи. Закончила Механико-металлургический техникум в городе Лысьва Пермской области в 1939 г. Получила специальность химик аналитик. В мае 1938 г. поступила на работу в лабораторию Чусовского металлургического завода. С началом Великой Отечественной войны, в августе 1941 г. поступила в Эвакогоспиталь делопроизводителем по медицинской части. В послевоенное годы работала экономистом, секретарем в радиокомитете, в артели «Швейник».

Личное дело Марии Семеновны заведено в связи с переводом в Красноярскую писательскую организацию по месту жительства мужа, вологодского прозаика Виктора Петровича Астафьева, который переехал в Красноярск годом ранее, в 1980 г.

Сохранилась автобиография Марии Корякиной, в которой она сообщила о себе интересные сведения. Мечтала стать учительницей или портнихой. В эти годы – стать учительницей, артисткой – мечтали почти все девочки Советского Союза. Но семья Корякиных была многодетная, а значит малообеспеченная. Маша была пятым ребенком, поэтому решили на семейном совете: она должна получить техническое образование, даже стать инженером. После третьего курса техникума Мария уже работала в лаборатории газовым лаборантом при Чусовском металлургическом заводе. Вскоре техникум пришлось оставить и зарабатывать самостоятельно (закончила заочно).

С началом войны Мария поступила на курсы медсестер, ответственную и старательную работницу, назначили заведующей медицинской канцелярией и избрали секретарем комсомольской организации. Начальник госпиталя на общем собрании призвал медперсонал подать заявление на фронт. Пришли повестки… Из Корякиных – Мария – уже пятая в семье, ушла добровольцем на фронт в марте 1943 г. защищать Отечество. Служба проходила в Прикарпатье, в маленьком польском городке. Группу девушек нестроевой части отправили на разгрузку почты, они прочитывали (перлюстрировали) сотни солдатских конвертиков, ставили именной штампик: «Проверено цензурой». Работа от темна до темна, и очень ответственная. Чуть было не попала Мария Корякина под трибунал: спасло то, что из семьи пятеро детей ушли на фронт, двое из братьев погибли в боях за Родину.

Однажды привез мешки с письмами веселый солдатик, однако на груди его хорошо смотрелась медаль «За отвагу» и орден «Красной звезды». Конечно, умная, начитанная и бойкая девушка пришлась по душе Виктору Астафьеву.

В октябре 1945 г. Мария Корякина и Виктор Астафьев поженились и приехали в город Чусовой, на родину Марии Семеновны, чтобы начать семейную жизнь. Марии 25 лет, а ее суженому 21 годик, да еще ранения, контузии в голову. Из автобиографии: «Мы были молоды, радовались тому, что остались живы – не давали себе отчаиваться».

Позднее Виктор Петрович в анкете на вопрос «Как складывалась наша послевоенная жизнь?» написал, что «тогдашняя наша жизнь была не жизнь, а еще более тяжкий, чем на войне, тяжелый изнурительный бой».

М.С. Корякина и В.П. Астафьев в Овсянке. 1985 г.

О том, как шел этот «изнурительный бой», написала уже состоявшаяся писатель Мария Семеновна Корякина в автобиографической повести «Знаки жизни», которая вышла в Красноярске в 1994 г.

Мария Семеновна начала писать в 1965 году, Виктор Петрович ее поддерживал советами, помогал с изданием книг, которые выходили не только в Перми и Вологде, но и в центральных издательствах. Очевиден был ее, хотя и скромный, но талант рассказчика, удивительная память в изображении мельчайших деталей быта, описания внешности и мотивов поведения героев.

Книга. Корякина-Астафьева М.С. Знаки жизни. 1994 г.

«Знаки жизни» стали раздором в семье по ряду причин. В этой книге она попыталась рассказать о своей женской доле так искренне и честно, что невольно критически переосмысливаешь биографию самого Виктора Петровича. Многое становится ясно. Например, откуда черпал образы и житейские коллизии в своих последних произведениях Астафьев. В повести «Пролетный гусь» (2001 г.) мы прослеживаем судьбу старшей сестры Маши – Калерии, которая после фронта вышла замуж за капитана-особиста, презирала Виктора (беспризорник, шпана, голь перекатная), всю семью заставила прислуживать себе. А Господь отнял у нее саму жизнь: зачахла, оставила сироту Толеньку 38 дней от роду при живом отце. Мальца воспитали родственники. Судьба младшего брата – Васи отражена в образе фронтовика Данилы Солодовникова, умершего от чахотки и душевной неприкаянности. И так на каждом шагу встречаются легко узнаваемые, невыдуманные герои «семейной саги» Астафьевых.

Нет сомнения, что именно Маня, как называл ее Виктор Петрович, вложила в своего «Витеньку» часть своего огня, трудолюбия, всепрощающей любви, и, наконец, признания факта Виктором Петровичем, что именно она, Мария, сделала его тем, кем он стал – «большим художником», лауреатом, общественным деятелем. Он часто повторял в застольях о своей Мане: «У всякого есть жена, да не у всякого жена – Марья».

Конечно, нет возможности в этом небольшом очерке к 100-летнему юбилею отметить все достоинства этой незаурядной женщины. Одно становится ясно: Мария Семеновна воплотила в своем характере лучшие черты русской женщины: любовь к мужу и родственникам, ближнему своему (участие в судьбе Николая Рубцова, свекра Павла Астафьева, умершего в Перми), смирение и долготерпение, мужество, веру и оптимизм, стремление выжить и сделать жизнь, как можно красивее, наряднее, всех примирить, всем посочувствовать, всех поддержать. Все эти черты помогали ей преодолеть житейские невзгоды, сомнения, но она, как никто другой, способна была помнить только добро, редкие мгновения ласки, никогда не отчаиваться.

Вот один только пример, какая малость ее порадовала: «И еще Витя мне сделал самолично подарок и преподнес в канун своего праздника – дня рождения. Нарисовал цветными карандашами летящую птицу, чайку или лебедя, на фоне облаков. В верхнем углу написал: 1-е мая 1946 г.» – и под рисунком, наискосок зеленым карандашом, оттенив крупные буквы желтым, как бы солнечным цветом, написал: Машенька моя! Поздравляю тебя. Будь также радостна и бодра, как в этот чудесный день… 1-го мая 1946 г. Целую, Виктор».

Этот выцветший листочек Мария Семеновна хранила бережно всю жизнь. Она отдала дорогую реликвию на выставку, посвященную 70-летию мужа, непременно с возвратом. Вот такой «знак» любви и ласки мужа к жене.

Еще один из «знаков» – ковер ручной работы, который Маня и Витя вышивали вместе для обустройства своей новой хаты в Чусовом (сейчас дом-музей семьи Астафьевых). Вышивка цветными огненно-красными нитями – огромные розы цветут на черном фоне. Ковер, как говорила Мария Семеновна, – связующая нить судьбы, общей на долгие годы. Ковер восхитил всех красотой и совершенством, впервые показанный на 70-летии В.П. Астафьева. Вместе они прожили целых 57 лет. И сколько было всего – и счастья, и горя, и слез, и раскаяния…

Сколько она вынесла утрат на своих хрупких плечах! В «Знаках жизни» М.С. с болью поведала о смерти первой дочурки Лидочки от диспепсии. Эту боль они пережили вместе с Витенькой. Вскоре Маша забеременела и родила дочурку Ирочку, вроде радость какая, а Витеньки рядом нет: уехал он к родным на Енисей, загулял, вернулся тогда, когда дочке уже было несколько месяцев.

Астафьева (Корякина) М.С. Ковер из черного сукна с вышивкой роз. 1950-1960-е гг.

Много утрат вынесет Мария Семеновна: смерть сестры Калерии, младшего брата Васи, которого найдут повесившимся, родителей, наконец, самая невосполнимая утрата – безвременно ушедшая из жизни дочь Ирина (похоронена на сельском кладбище в Овсянке). На этом тихом погосте лежат теперь вместе все Астафьевы: Виктор Петрович (27 ноября 2001), Ирина (1987), Мария Семеновна (16 ноября 2011).

Следует сказать о Марии Семеновне как о писательнице. После переезда в Пермь в 1966 г. Мария Семеновна начала сама пробовать свои силы в литературе. Ее первый рассказ «Трудное счастье» был опубликован 10 октября 1965 года в пермской газете «Звезда». Затем вышла в свет повесть «Ночное дежурство», которая позже получила название «Отец» (1968). Литературные успехи Мария Семеновна оценивала скромно, считая, что без ее книг литература вполне обойдется. А взялась она за перо, по ее признанию, чтобы хоть отчасти соответствовать своему мужу. При рождении первой книги для Марии Семеновны самой желанной была похвала Виктора Петровича.

В 1969-1981 годы супруги жили в Вологде, где Мария Семеновна продолжала заниматься литературной деятельностью. В это время вышли в свет книги «Анфиса» (1974), «Сколько лет, сколько зим» (1981). Её произведения публиковались в журналах «Смена», «Москва», «Советская женщина». С 1981 года Мария Семеновна жила в Красноярске. В 1978 году Мария Астафьева-Корякина была принята в Союз писателей СССР. На ее счету шестнадцать книг: «Пешком с войны» (1982), «Шум далеких поездов» (1984), «Липа вековая» (1987), «Надежда горькая, как дым» (1989), «Знаки жизни» (1994), «Земная память и печаль» (1996) и др. Книги М.С. Корякиной посвящены предвоенному и послевоенному быту Чусового и воспоминаниям о детстве, родителях, друзьях.

Однажды в Чусовом, когда открылся дом-музей Астафьевых (2002), пришлось слышать высказывание литературного критика Валентина Курбатова о прозе Марии Семеновны Корякиной: «Она первая и единственная, кто написал так детально и ярко о маленьком провинциальном городке».

«О самом Чусовом так проникновенно написала только Мария Семёновна. В её книгах о нём присутствуют два ярких периода – детства и послевоенные годы, связанные с созданием собственной семьи. Творчество Марии Семёновны отличается высокой достоверностью, точностью в описании быта, традиций, привычек родных, близких и знакомых ей людей. Кое-кто осуждает её за это, считая, что это сильно снижает «художественность» её книг. С другой стороны, именно это обстоятельство создаёт острое ощущение личного родства и беспристрастности автора с описываемыми людьми и событиями, которому хочется безотчётно верить. По её книгам, где описывается Чусовой, можно получить яркие представления об уже навсегда утраченном времени чусовской истории начала и середины ХХ века…». (с) Чусовская библиотека-музей им. А.С. Пушкина

Долгие годы Мария Семеновна была главным помощником своего мужа – прозаика Виктора Астафьева: выполняла работу его домашнего секретаря, по нескольку раз перепечатывала рукописи, вела переписку с многочисленными корреспондентами, с издательствами и редакциями. Мария Семеновна была первым читателем и критиком произведений мужа, занималась сохранением наследия Виктора Астафьева. Мария Семеновна – одна из тех редких женщин, которая себя не помнила, обиды не считала, злословия не убоялась, доброты не растратила. Словом, простая и в тоже время великая русская Женщина, которая «коня на скаку остановит», щедрая душой и помыслами, каких много было на Руси. Вечная ей Память!

Автор: Аделя Броднева, методист Литературного музея им. В.П. Астафьева.