120 лет со дня рождения этнографа Бориса Долгих
18 апреля 1904 года в Риге родился Борис Осипович Долгих, выдающийся советский этнограф и сибириевед, жизнь и научная деятельность которого была тесно связана с севером Красноярского края и Красноярским краеведческим музеем, в котором ученый проработал с 1937 по 1944 год.
Во время каждой своей поездки на Енисейский Север Борис Осипович изучал духовную и материальную культуру коренных народов, их этническую историю, собирал фольклорный материал и предметы этнографии. Помимо самих предметов, привезенных ученым, в фондах Красноярского краевого краеведческого музея сохранилась полевая документация, музейные рабочие записи, этнографические заметки, записи фольклора и личные дневники ученого.
Впервые в Красноярский край Б. О. Долгих попал в качестве статистика-регистратора Туруханской экспедиции Приполярной переписи в 1926-27 гг. Тогда в зону работ этнографа попали VIII, IX и XIIа переписные участки. Первые два охватывали территорию Затундры и так называемой «Большой русской дороги» – Хатангского тракта (в последствии именно этот регион становится в центре научных интересов ученого). XIIа участок занимал район устья Подкаменной Тунгуски: по Енисею от Осиновского до населенного пункта Лебедь, и по Подкаменной Тунгуске до Черного острова.
Переписные работы Б. О. Долгих шли среди долган и затундринских крестьян (одна из этнографических групп долганского этноса), затундринских якутов, тунгусов (эвенков), юраков (ненцев) и остяков (кеты), береговых енисейцев и русских.
«…На всей работе все время отражались те ненормальные условия, в которых она протекала…», — писал Борис Осипович в период работы на Подкаменной Тунгуске.
По результатам Переписи, Долгих из вольнослушателей МГУ без экзаменов приняли на второй курс университета, но доучиться он не смог – был арестован за ряд политических высказываний и осужден на четыре года ссылки в Сибирь, на р. Лену. По окончания ссылки в 1934 г. Б. О. Долгих, вместо возвращения в Москву, отправился на север Красноярского края в качестве экономиста-бухгалтера в составе сначала Авамской, а затем Илимпийской землеустроительной экспедицией, выехавшей из Иркутска, с целью продолжить изучение интересующего его региона. В течение трех лет ученый собирал данные по этнографии и фольклору местного коренного населения Таймыра и Эвенкии. В 1937 г. часть собранных бытовых и культовых предметов была передана в фонды Красноярского музея, например, деревянное изображение «дьявола», использовавшегося при изгнании болезней, деревянная фигура оленя без рогов, дающаяся данному «дьяволу», чтобы «он на нем уехал от больного» и деревянная фигура рыбы – третий предмет из амбара, олицетворяющая собой провиант в дорогу «дьяволу», шаманские подвески, идол «дохо», предметы одежды и утвари и многое другое.
В третий раз Б. О. Долгих побывал на Таймыре в 1938–39 гг. с номинально возглавляемым им отрядом Красноярского краеведческого музея, сотрудником которого на тот момент он являлся. Работа сначала велась в таких населенных пунктах как Игарка, Дудинка и Усть-Порт, а затем продолжилась в местах расселения нганасан и затундринских крестьян на факториях Авам, Волосянка и Летовье. С конца ноября 1938 г. полевые исследования проводятся уже в Эвенкии по следующему маршруту: оз. Ессей (центр расселения северных якутов) – оз. Чиринда (место расселения илимпийских эвенков) – Туринская культбаза на Нижней Тунгуске – Байкит – Ангара.
Хотя основной целью экспедиции был обозначен сбор материала о промышленном и социальном развитии северных территорий, о советизации и колхозном строительстве, Долгих, в первую очередь, оставался ученым, верным своему делу:
«Очень скучаю в Игарке. Мне как этнографу здесь делать абсолютно нечего», – пишет он.
Материалы, собранные в ходе Северной экспедиции были очень разнообразны: личные дневники, этнографические заметки, фольклорные записи, предметы материальной и духовной культуры, статистический материал по социалистическому строительству.
Особое внимание в коллекции таймырских предметов, привезенных Б. О. Долгих, привлекает материал нганасанских захоронений («ледовок»), обнаруженных исследователями близ ст. Летовье на р. Дудыпте в Авамском районе: бытовой инвентарь, предметы оленьей упряжи, металлические украшения и отдельные элементы мужской и женской погребальной одежды. Больший интерес представляют вещи из захоронения шаманки Дураковой. Женщина лежала в срубе на поверхности земли, на срубе лежали ее шаманские вещи. Рядом стояла грузовая санка с имуществом. В музее хранятся две шаманские цепи, орнито и зооморфные подвески, подвеска в виде медного круга с фигурой всадника, подвеска из медного зеркала и подвеска в виде пластины, накладка на бокари, изображающая кость голени и бубен.
Также очень интересными являются экспонаты, полученные Б. О. Долгих от Яроцкого Арти в верховьях р. Волчьей в 1939 г.: суконный алый кафтан со стоячим воротником, шелковой (на полах) и пестрой ситцевой подкладкой, алая шапка, обшитая серебряной парчой, и голубой кушак с золотой бахромой. Все три предмета принадлежали его прадеду Око – собственно родоначальнику одноименного рода Око (или Долган). Кафтан и кушак были даны Око в награду от царского правительства в 1837 г. за пожертвование в казну 100 оленей для доставки хлеба в отдаленные районы Таймыра. Документы об этом награждении были переданы Б. О. Долгих в библиотеку музея. Что касается шапки, то Б. О. Долгих пишет о том, что в документах о награждении Око о ней не упоминается, и «очевидно он её смастерил сам, чтобы иметь возможность носить кафтан..., т. к. у нганасан шапок нет (их заменяет капюшон парки)».
Личные записи Бориса Осиповича дают представление о тяжелых условиях экспедиции, не только физических, но и моральных:
«К вечеру … (?) было что-то не хорошо. Нечто вроде нервного припадка. Меня это начинает беспокоить. Пожалуй, не так далеко то время, когда я стану психическим инвалидом. Что будет тогда с моей семьей и с моей работой по истории севера? Эти мысли еще больше угнетают меня».
В последний раз Б. О. Долгих появляется на Таймыре в 1950–60-е гг. уже в качестве сотрудника московского Института Этнографии. Часть материала, собранного им тогда, была передана в Красноярский музей в 1988 г. вдовой ученого Поповой Верой Гордеевной.
Историко-этнографические исследования, осуществленные в Сибири, легли в основу фундаментального труда Б. О. Долгих «Родовой и племенной состав населения Сибири в XVII в.», за который он получил докторскую степень, а также многих других его работ: «Происхождение нганасан», «Очерки по этнической истории ненцев и энцев», «Мифологические сказки и исторические предания нганасан», «Бытовые рассказы энцев». Можно сказать, что именно годы, проведенные ученым в экспедициях на Таймыре и Эвенкии, в ссылке на р. Лена и в работе в этнографическом отделе Красноярского музея сформировали его как одного из ведущих этнографов нашей страны.
Умер Борис Осипович в канун нового 1972 г., оставив после себя уникальное научное наследие и долгую светлую память.
В 2004 г. по совместной инициативе и при участии Управления культуры администрации Красноярского края, Красноярского краеведческого музея, Абердинского университета (Шотландия, Великобритания), Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, Института этнологии и антропологии Российской академии наук и Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук и при финансовой поддержке международного Байкальского Археологического Проекта (Грант SSHRCC MCRI 412-2000-1000) в Красноярске была проведена международная научно-практическая конференция, посвященная 100-летию со дня рождения Б. О. Долгих «Этносы Сибири. Прошлое, настоящее, будущее». В конференции приняли участие более 60 ученых, в том числе из зарубежных стран (Великобритания, Канада, Германия, Франция).
К сожалению, при своей жизни Борис Осипович не успел опубликовать все материалы, собранные за годы работ на красноярском Севере. Но эти материалы остаются востребованными и в настоящее время, и даже в большей степени, так как традиционная культура уходит все дальше в прошлое. Так, в 2018 г. в свет вышел сборник «Сказки народов Севера» под редакцией этнографа Красноярского краевого краеведческого музея Михаила Баташева, в который вошли более 200 текстов сказок, мифов и исторических преданий нганасанов, записанных Б. О. Долгих на Таймыре в 1927-1938 гг., и долгие десятилетия хранившихся в архиве Красноярского музея.
Автор: Виктория Данилейко, научный сотрудник отдела археологии и этнографии Красноярского краевого краеведческого музея
Источники
- ГАКК, ф. р.769, оп. 1, д. 306, лл.36-38.
- КККМ. Инвентарь подотдела туземной этнографии № 8, 1932 – 1941 гг.
- КККМ. О/ф 7886/ПИр 216; Черновые материалы экспедиции на Север Красноярского края 1938 – 1939 гг. Дневники, этнографические заметки, документы.
- КККМ. В/ф 6961/ПИр 1 – 4.
Литература
- «Бытовые рассказы энцев» под ред. Б. О. Долгих. Труды Института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая (Т. 75) – М.: Изд-во АН СССР, 1962 г. – 243 с.
- Вайнштейн С. И. Судьба Бориса Осиповича Долгих – человека, гражданина, ученого // Репрессированные этнографы. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999. – Вып. I. – С. 284 – 307.
- Долгих Б. О. Очерки по этнической истории ненцев и энцев. – М.: Наука, 1970. — 268 с.
- Долгих Б. О. Происхождение нганасанов // Труды Института Этнографии. – 1952. – Т. XVIII. – С. 5-87.
- Долгих Б. О. Происхождение долган // Сибирский этнографический сборник. – М.: Изд-во АН СССР, 1963. – Вып. V. – С. 92–141.
- Долгих Б. О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в. / Б. О. Долгих // Труды Института этнографии, нов. сер. – М, 1960. – Т. LV. – 622 с.
- «Мифологические сказки и исторические предания нганасан». Запись и подготовка текстов, введение и комментарии Б. О. Долгих. – М.: «Наука», 1976 г. – 341 с.
- Савоскул С. С. Этнограф Красноярского музея – Б. О. Долгих в 1937-1944 гг. // ЭО. 2009 - № 1. – С. 100-118.
- Сказки народов Севера / (сост. М. С. Баташев). – Красноярск: ИД «Класс Плюс», 2018. – 512 с.
- Туруханская экспедиция Приполярной переписи: Этнография и демография малочисленных народов Севера: Сборник научных трудов. / Отв. Ред. Д. Дж. Андерсон. – Красноярск: Поликор, 2005. – 448 с.; илл.