Известная жизнь и неизвестная гибель капитана Брюханова

Биографии советских летчиков Великой Отечественной войны, за исключением приобретших славу в масштабах страны и даже мира асов, довольно часто излагаются в определенной последовательности, в основе которой лежит типичный хронологический принцип: от рождения и ранних лет, до окончания военной карьеры или гибели. Часто это уже закрепившиеся в литературе повествования, в которые непросто внести что – то новое. Тем не менее, введение в оборот ранее неизвестных источников как советского, так и немецкого происхождения, позволяет провести некую ревизию существовавших ранее представлений о биографических сведеньях того или иного летчика ВВС РККА. И в качестве примера всего обозначенного выше, обратимся к биографии летчика – штурмовика, Героя Советского Союза Степана Степановича Брюханова.

Будущий Герой родился 9 января 1916 г. в селе Талая Ирбейского района Енисейской губернии в семье крестьянина. В 1923 г. семья перебралась в Тайшет, где Степан окончил семь классов, а в 1932 г. они переезжают в Кузбасс. Стоит подчеркнуть, что мальчик рос без отца, который погиб в Первую мировую войну. На новом месте он окончил ФЗУ и планерную школу, а затем, в 1937-м, и Кемеровский аэроклуб.1 До апреля 1934 г. Брюханов работал в должности электромонтёра в Кемерово, а затем техническим контролером Кемеровской горэлектросети. До призыва в РККА успел перейти на должность инспектора Кемеровского Энергосбыта. В 1940 г. был призван на срочную службу Кемеровским РВК. Службу проходил красноармейцем 146-й авиабазы г. Красноярска. В марте того же года направлен в Омскую военную авиационную школу.После окончания учебы был оставлен в школе в качестве летчика – инструктора.2 На фронт Степан Степанович попал в марте 1943 г.

Степан Степанович Брюханов

Свою боевую карьеру он начал в составе 996-го штурмового авиаполка 224-й штурмовой авиадивизии. К моменту прибытия Брюханова дивизия в составе 1-й Воздушной Армии активно вела боевую работу, поддерживая войска Западного фронта в Ржевско – Вяземской наступательной операции. Например, 7 марта, дивизия в взаимодействии с 303-й штурмовой, в течение дня наносила сосредоточенные удары по артиллерийским батареям противника, совершив 77 самолето – вылетов. По докладам экипажей, было уничтожено 25 автомашин, подавлен огонь 25 орудий полевой и зенитной артиллерии.3 Потери 1-й Воздушной так же были ощутимы: на аэродромы не вернулось 6 Ил-2. Все потерянные штурмовики пришлись на 233-ю штурмовую авиадивизию. Причины потерь не указаны, в графе «потери» лишь отмечено: не вернулись с боевого задания. Большинство самолетов стали жертвой немецких зенитчиков, но также сохранилось как минимум две заявки на советские штурмовики от летчиков JG-51 «Мельдерс».4 На следующий день дивизия занималась выполнением тех же задач. В актив советских летчиков было занесено уничтожение до 50 автомашин и 13 танков и прочего военного имущества. Дивизия понесла потерю: не вернулся один Ил-2.5 В целом, за март 224-я ШАД отработала с минимальными потерями, поэтому молодым летчикам, в том числе и Брюханову, была дана возможность освоиться в боевой обстановке в более щадящем режиме.

Но большое летнее сражение было еще впереди. С началом боев на Курской дуге, 224-я ШАД организационно продолжала оставаться в составе 1-й Воздушной Армии. Впрочем, в составе этого объединения дивизия работала недолго, и уже в конце июля 1943 г. была включена в состав 15-й Воздушной. Боевую работу на Брянском фронте дивизия вела уже 31 июля. До этого перевода младший лейтенант успел неоднократно отличиться. В наградном листе о представлении его к ордену Красной Звезды отмечалось: «На фронте Отечественной войны участвует с 20 марта 1943 г. За время боевых действий совершил 12 боевых вылетов, из которых 9 в дни наступления 16-й армии севернее Орла и 1 боевой вылет на аэродром противника Сеща, где группой уничтожено до 30 самолетов и подавлен огонь двух зенитных батарей противника. […] Лично сам товарищ Брюханов уничтожил 9 автомашин с войсками и грузами, 4 повозки с грузами, подожжено 2 автоцистерны с горючим, подавлен огонь двух зенитных батарей и 50 человек пехоты уничтожено пушечно – пулеметным огнем».6 Один и трудных боев в биографии Брюханова случился 15 июля 1943 г. Тогда, судя по советским данным, группа из шести Ил-2, занимавшаяся уничтожением немецкой техники по дороге Козулькино – Болхов, были атакованы одиннадцатью ФВ-190. Не смотря на численное превосходство врага, группа смогла отбить все атаки, заявив сбитым одного из нападавших. Успешным для 996-го ШАП стал вылет по уничтожению бронепоезда в районе населенных пунктов Карачев – Хотынец.

Как уже было сказано ранее, с 31 июля 224-я ШАД сражалась с врагом в составе 15-й ВА. Так в этот день ее экипажами было выполнено 89 самолето – вылетов. Экипажи отметили уничтожение 120 автомашин и 12 танков, 6 орудий полевой и 20 орудий зенитной артиллерии. Потери составили два не вернувшихся с боевого задания Ил-2.7 На следующий день авиаторы дивизии отчитались о 70 уничтоженных автомашинах и прочей техники противника, но и потери выросли до восьми не вернувшихся Ил-2.8 Отметим, что этот день стал самым тяжелым для всей дивизии в августе, так как все вышеуказанные потери 224-я ШАД понесла в одном бою. Около 18:30 две восьмерки Ил-2 571-го ШАП, шедшие под сопровождением 16 Як-9, в районе станции Большое Юрьево были внезапно атакованы несколькими группами ФВ-190. Первая группа Ил-2 старшего лейтенанта Маринкина с одного захода атаковала эшелоны на железнодорожной станции, после чего оторвалась от противника и благополучно вернулась на свой аэродром, потеряв над целью один самолет. Истребители сопровождения второй группы снова допустили ошибку, позволив связать себя боем «фокке-вульфам». В результате восьмерка ФВ-190 без всякого противодействия смогла зайти снизу сзади к группе лейтенанта И. С. Старченкова, и сбить 7 Ил-2.9 Судя по заявкам с немецкой стороны, противниками советских пилотов были их «старые знакомые» по мартовским боям – асы из JG-51.

С середины сентября 224-я ШАД была передана в резерв Ставки, где пробыла до января 1944 г. Потери этого соединения оказались велики. Так, после пополнения, на 1 августа 1943 г. в дивизии имелось 89 Ил-2, а потери составили до конца месяца 30 машин. Еще 18 самолетов получили повреждения. К боевой работе дивизия вернулась с середины января уже в составе 2-й Воздушной Армии 1-го Украинского фронта. Дивизия принимала участие в Корсунь-Шевченковской наступательной операции, в марте продолжала вести бои по освобождению правобережной Украины. Новые успехи ожидали теперь уже лейтенанта Брюханова, и здесь. Согласно советским данным, 27 марта 1944 г., вылетая на штурмовку автоколонны и скоплений техники и войск противника в районе населенного пункта Дунаевцы, где им были атакованы самолеты и подожжено два из них.10 Более подробно этот эпизод описан в журнале боевых действий 2-й Воздушной Армии: «В 19:40 6 Ил-2 224-й ШАД, ведущий капитан Жук, под прикрытием 4 истребителей 10-го ИАК, вышли на уничтожение транспортных самолетов, на аэродроме было до 20 Ю-52 и большое скопление автотранспорта в районе аэродрома. Бомбометанием и штурмовыми действиями было сожжено 2 Ю-52 и 18 автомашин, несколько самолетов было повреждено».11 Также нужно отметить, что советские штурмовики действовали в ограниченных погодных условиях, которые на всю первую половину марта приковали части 2-й Воздушной к аэродромам. Боевые вылеты следовали один за другим, и уже 31 марта Степан Степанович снова нанес ущерб врагу. Из журнала боевых действий следует, что авиация ВВС РККА активно работала по окруженному в Тернополе немецкому гарнизону. Было произведено два массированных налета на город. «Всего по укрепленным узлам, местам сосредоточения техники … [неразборчиво, - прим. авт.], и складов противника в Тернополь было произведено 211 боевых вылетов и сброшено 45 тонн бомб»,12 - гласит журнал боевых действий 2-й Воздушной. Брюханову в этих вылетах удалось создать до 10 больших очагов пожара в городе и поджечь до 15 автомашин.

В апреле дивизия по –прежнему содействовала уничтожению тернопольской группировки противника, а также бомбардировала его переправочные средства через Днестр. Журнал боевых действий части за этот период отмечает героические поступки пилотов – штурмовиков. Например, 16 апреля 6 Ил-2 224-й ШАД, ведущий капитан Жук, в 18:25 бомбардировали и штурмовали переправу через мост через р. Днестр. В момент атаки были обстреляны зенитной артиллерией немцев, в результате чего самолет младшего лейтенанта Морозова был подбит. По докладам экипажей, отважный летчик направил свой горящий штурмовик на вражескую переправу.13 После этих боев 12 мая 1944 г. лейтенант Брюханов был награжден орденом Отечественной войны I-й степени. Тогда же 224-я ШАД влилась в состав 8-го штурмового авиакорпуса, командование которого практиковало использование пар штурмовиков – «охотников», самостоятельно выискивавших цели в ближнем тылу противника. Противоборствующие стороны активно обменивались ударами по аэродромам. В документах 2-й Воздушной за 2 мая отмечалось: «Части 2-й ВА в течение дня бомбардировочно – штурмовыми действиями уничтожали самолеты противника на его аэродромах, а также технику и живую силу на участке 38-й армии».14

В августе 1944 г. 224-я ШАД была передана в состав 8-й Воздушной Армии. Авиаторы этой армии занимались поддержкой наземных частей 4-го Украинского фронта. Один из эффективных боевых вылетов Брюханова в этом периоде войны пришелся на 26 августа. Из наградных документов известно, что в этот день по станции Волковец (в других источниках Воловец - п–им. авт.), где было отмечено большое скопление ж\д эшелонов, был нанесен штурмовой удар. Брюханов был ведущим шестерки Ил-2. В результате успешного удара было подожжено 15 цистерн с горючим и уничтожено до 10 вагонов, создан очаг пожара, который был виден на расстоянии 20 – 30 км.15 Интересно, что в отчетная документация 8-й ВА по-своему немного дополняет этот налет. «В результате ударов по ж\д эшелонам станции Волковец разбито до 30 ж\д вагонов и цистерн с горючим. В 16:30 контрольной авиаразведкой наблюдались созданные очаги пожара, которые видны на расстоянии 50 км».16 Любопытно, что масштаб ущерба и возгорания возрастал от документа к документу.

В сентябре Степан Степанович занимал должность командира эскадрильи в звании старшего лейтенанта, лично водя своих подчиненных на штурмовки укреплений противника. Удачным стало 11 сентября, когда на его счет было записано: 3 автомашины, 4 повозки, 1 самоходное орудие и до 30 человек пехоты. Журнал боевых действий 8-й ВА также фиксирует данный вылет, только в составе групп штурмовиков в течение всего дня: «В результате ударов, нанесенных штурмовиками 8-го ШАК, уничтожено и повреждено: 41 автомашина, 2 самоходных орудия, 19 повозок, 17 орудий полевой артиллерии. На станциях Мокре, Шавне, Кулашне разбито 10 ж\д вагонов…».17 В конце этого месяца летчик был награжден орденом Красного Знамени, а 22 декабря 1944 г. – второй такой наградой.

К февралю 1945 г. Брюханов совершил 125 боевых вылетов на самолете Ил-2. Приказом от 22 февраля 1945 г. он был представлен к званию Героя Советского Союза. Среди прочего, в наградном листе отмечалось: «Как командир эскадрильи – единоначальник – эскадрильей руководит умело и правильно. Его эскадрилья занимает в полку одно из первых мест».18 Март также принес часть признания со стороны командования: Степан Степанович был награжден орденом Александра Невского. В наградном листе подчеркивалось: «Старший лейтенант Брюханов обладает хорошей техникой пилотирования, водит группы на боевые задания по 8-12 самолетов и своими действиями наносит врагу огромный урон в живой силе и технике. Над целью работает дерзко и решительно, делает по 6-8 заходов на цель».19 Собственно в марте дивизия вела работу ограниченно из - за плохих метеоусловий, что неоднократно отмечалось в отчетной документации.20 Примерно в апреле 1945 г. Степан Степанович получает звание капитана.

К сожалению, Степан Степанович не дожил до Победы всего несколько дней. И здесь мы встречаемся с действительно неизвестными ранее обстоятельствами гибели аса. В официальных изданиях, освещающих его боевой путь, указывается, что причиной стал неравный бой с вражескими истребителями. Так же везде указывается день смерти Героя – 3 мая. 21 Однако оба этих утверждения не соответствуют действительности. Достаточно заглянуть в документы полка или дивизии. Если открыть ЖБД 996-го ШАП, то можно удостовериться, что капитан Брюханов не мог погибнуть 3 мая, так как на следующий день вел восьмерку Ил-2 на штурмовку наземных войск противника.22 Именно в этот день он и числится погибшим. Подтверждают эту версию и ЖБД дивизии, корпуса и армии. Начнем с дивизионных документов, так они проливают свет на причину смерти пилота. В этот день летчики соединения выполнили 142 боевых вылета, потеряв один единственный Ил-2 бортовой № 11939 капитана Брюханова. Вместе с ним погиб и его воздушный стрелок – старшина Харькин. По докладу экипажей, во время третьего захода на цель, при выводе из планирования, на высоте 250 м самолет сорвался в штопор и врезался в землю.23 Тоже самое продублировано и в отчете 8-го штурмового авиакорпуса.24 Источники опровергают и атаку немецких истребителей, так как в ЖБД 8-й ВА отмечено, что встреч с авиацией противника не было.25 Так откуда взялось отверждение о гибели Брюханова 3 мая? Дело в том, что в документах, уточняющих потери действительно указано третье число.26 Однако выше мы уже убедились, что на следующий день Брюханов вел бой. Остается предположить, что в документы закралась писарская ошибка. Есть еще одно свидетельство о том, что Степан Степанович ушел из жизни именно 4 мая. Оно нашлось в воспоминаниях его однополчанина – летчика К. Бегимова. Он писал: «Сильно потрясло меня известие о гибели командира 1-й авиационной эскадрильи капитана Брюханова. Он не дожил до победного часа всего пять дней, и погиб над целью 4 мая 1945 г. как герой в борьбе за освобождение братских народов Польши и Чехословакии, за свободу и независимость своей Родины».27 Таким образом, спустя много лет, сопоставляя документы частей и свидетельства современников, можно заключить: Герой Советского Союза, капитан Степан Степанович Брюханов погиб не в бою с многочисленными истребителями врага, а стал жертвой катастрофы штурмовика, пилотируемого на критически низкой высоте, где смертельная опасность во все времена подстерегала летчиков.

Брюханов и его воздушный стрелок Харькин были похоронены в городе Гливице (Польша), а в городе Кемерово сегодня имя Героя носит одна из улиц. На здании горэлектросети, где он работал в довоенные годы, установлена мемориальная доска.


Автор: Ромашков Ю.В. , научный сотрудник Красноярского краевого краеведческого музея


Примечания:

1 Коллектив авторов. Присвоить звание Героя. Историко – публицистическое краеведческое издание, посвященное 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. 2015 г.

2 Коллектив авторов. Наши отважные земляки. Красноярцы – Герои Советского Союза. Красноярское книжное издательство. 1990 г.

3 ЦАМО. Ф. 290. Оп. 0003284. Д. 0299. Л.23. Журнал боевых действий 1-й Воздушной Армии за январь – март 1943 г. // https://pamyat-naroda.ru

4 Tony Wood's Combat Claims & Casualties Lists.

5 ЦАМО. Ф. 290. Оп. 0003284. Д. 0299. Л.25. Журнал боевых действий 1-й Воздушной Армии за январь – март 1943 г. // https:// https://pamyat-naroda.ru

6 ЦАМО. Ф. 33. Оп. 682526. Д. 878. // https://pamyat-naroda.ru

7 ЦАМО. Ф. 366. Оп. 0006469. Д. 0050. Л. 33. Журнал боевых действий 15-й Воздушной Армии за июль – сентябрь 1943 г. // https://pamyat-naroda.ru

8 Там же. Л. 36.

9 Горбач В. Г. Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве. «Эксмо». 2007 г.

10 ЦАМО. Ф. 33. Оп. 686044. Д. 4383. // https://pamyat-naroda.ru

11 ЦАМО. Ф. 302. Оп.0004196. Д. 0085. Л. 44. Журнал боевых действий 2-й Воздушной Армии за март 1944 г.

12 Там же. Л. 48.

13 ЦАМО. Ф. 302. Оп.0004196. Д. 0085а. Л. 29. Журнал боевых действий 2-й Воздушной Армии за апрель 1944 г. // https://pamyat-naroda.ru

14 ЦАМО. Ф. 302. Оп. 0004196. Д. 0087. Л. 5. Журнал боевых действий 2-й Воздушной Армии за май 1944 г. // https://pamyat-naroda.ru

15 ЦАМО. Ф. 33. Оп. 690306. Д. 2534. // https://pamyat-naroda.ru

16 ЦАМО. Ф. 346. Оп. 0005755. Д. 0175. Журнал боевых действий частей 8-й Воздушной Армии за август 1944 г. // https://pamyat-naroda.ru

17 ЦАМО. Ф. 346. Оп. 0005755. Д. 0178. Журнал боевых действий частей 8-й Воздушной Армии за сентябрь 1944 г. // https://pamyat-naroda.ru

18 ЦАМО. Ф. 33. Оп. 793756. Д.7. // https://pamyat-naroda.ru

19 ЦАМО. Ф. 33. Оп. 690306. Д. 2184. // https://pamyat-naroda.ru

20 ЦАМО. Ф. 346. Оп. 0005755. Д. 0240. Журнал боевых действий 8-й Воздушной Армии 4-го Украинского фронта за март 1945 г. // https://pamyat-naroda.ru

21 Коллектив авторов. Присвоить звание Героя. Историко – публицистическое краеведческое издание, посвященное 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. 2015 г. Ук. Соч. С. 101.

22 ЦАМО. Ф. 22850. Оп. 0174730с. Д. 0010. Журнал боевых действий 996-го штурмового авиаполка за 1945 г. // https://pamyat-naroda.ru

23 ЦАМО. Ф. 20211. Оп.1. Д. 42. Журнал боевых действий 224-й штурмовой авиадивизии за 1945 г. // https://pamyat-naroda.ru

24 ЦАМО. Ф. 20537. Оп. 1. Д. 49. Журнал боевых действий 8-го авиакорпуса за 1945 г. // https://pamyat-naroda.ru

25 ЦАМО. Ф. 346. Оп. 0005755. Д. 0243. Журнал боевых действий 8-й Воздушной Армии за май 1945 г. // https://pamyat-naroda.ru

26 ЦАМО. Ф. 33. Оп. 11458. Д. 663. Приказ Главного управления кадров Народного комиссариата обороны по личному составу Красной Армии. // https://pamyat-naroda.ru

27 Бегимов К. Разрешите взлет.Алма-Ата. 1989 г.