Рождение истребителя

В 1930-е гг. советская истребительная авиация переживала период своего становления. Этот процесс занял весь предвоенный период, а кадровый состав истребительных частей время от времени закалялся в конфликтах с широкой географией (Испания, Халхин – Гол, война с Финляндией). Тогда основой доктрины военно – воздушных сил РККА являлось использование наступательной тактики1. От летчика – истребителя требовалось слишком многое, что приодело к серьезным требованиям к курсантам. Таким образом, не каждому выпадала возможность стать летчиком – истребителем, хотя по сравнению с 1920-ми, наметился рост количества обучаемых курсантов на специальность «истребитель». Случилось это благодаря утверждению в августе 1933 г. «Системы подготовки летно – технических кадров». Благодаря ей были установлены единые планы и программы обучения. По состоянию на 1938 г. система военно – учебных заведений насчитывала 24 учебных заведений, в числе которых было 18 летных. Более половины из них специализировались на подготовке летчиков – истребителей2.

Герой нашего повествования обрел «крылья летчика – истребителя» не в летной школе, а в небе войны. Леонид Сергеевич Чудбин родился 22 марта в поселке Петровский Завод, ныне город Петровск – Забайкальский, Читинской области в семье служащих3. В 1932 г. он вместе с матерью переехал в Красноярск, где мать Александра Константиновна, работала учителем в средней школе №2. Здесь Леонид окончил 8 классов средней школы №35. С сентября 1938 г. работал диктором Красноярского краевого радиокомитета4. По воспоминаниям современников, Чудбин был заядлым столбистом, потом загорелся авиацией и окончил Красноярский аэроклуб5.

Герой Советского Союза Чудбин Леонид Сергеевич. 1945-1946 гг.

После этого он поступил в Тамбовскую школу пилотов Гражданского воздушного флота (ГВФ), а после того, как школа была передана в ведомство ВВС РККА, ее курсанты были призваны в Красную Армию. На советско – германский фронт сержант Чудбин попал в июле 1941 г., будучи призванным РВК Сталинского района города Красноярска. Воевал в составе 712-го ближнебомбардировочного авиаполка (712-й ББАП), летал на легкомоторном Р-5. Леонид Сергеевич освоил полеты не только в дневное, но и ночное время суток. В полку считался одним из лучших летчиков, когда 15 февраля 1942 г. при выполнении очередного задания, его самолет был сбит истребителем противника. В литературе встречается утверждение, что Р-5 был сбит в бою с 12 истребителями Ме-110 противника, но подтвердить такую подробность не удалось. Возможно, что «стодесятый» был один. С немецкой стороны заявку, только на Р-2, внешне похожий на Р-5, оставил обер-фельдфебель Вильгельм Росс из эскадры тяжелых истребителей ZG-16. Советский самолет после атаки сгорел, но летчику удалось выжить.

С марта по май 1942 г., Леонид Чудбин, уже в звании младшего лейтенанта, продолжал нести службу в 358-й отдельной эскадрильи связи ВВС 20-й армии Западного фронта. Летал на самолете По-2, а с мая по декабрь 1942 г. – пилот 3-го учебно – тренировочного полка, где прошел обучение на летчика – истребителя7. Состоялось «рождение истребителя», что было необходимо закрепить на практике, и с конца 1942-го Леонид Сергеевич числился в составе 516-го ИАП. Этот полк в тот период времени входил в состав 203-й истребительной авиадивизии 1-й Воздушной Армии. Сама армия была сформирована в мае того же года на базе ВВС Западного фронта. Тогда же армия поддерживала наступление войск фронта на юхновском, гжатском и ржевском направлениях. Участвовала в Ржевско-Сычевской, Ржевско-Вяземской операциях. Судя по журналу боевых действий 1-й Воздушной Армии, соединение более активно стало работать с февраля, когда в январе летали только самолеты «ночных» полков. Уже с 22 числа бомбардировщики Пе-2 204-й бомбардировочной авиадивизии занимались уничтожением штабов и узлов сопротивления противника8. Параллельно велась разведка немецких войск. На следующий день армия действовала с большим усилием: бомбово – штурмовыми ударами уничтожалась артиллерия и скопления войск противника. Экипажи отчитались о большом количестве уничтоженной наземной техники немцев. В воздушных боях заявлено сбитыми два истребителя ФВ-190. Собственные потери оказались ощутимыми: 14 Пе-2, 17 штурмовиков Ил-2 и 5 истребителей9. Документы отмечают активное противодействие нашим самолетам со стороны летчиков люфтваффе и зенитной артиллерии. Немецкие истребители, судя по их заявкам на победы, действительно были активны: например, от атак асов JG-51 «Мельдерс» сильно пострадали бомбардировщики Пе-210.

После этих боев 516-й ИАП влился в состав 5-го смешанного авиакорпуса (САК) 2-й Воздушной Армии, получив специализацию по сопровождению штурмовиков Ил-2. В тоже время соединению под командованием генерал – майора С.А. Красовского предстояло принять участие в Курской битве. Леониду Сергеевичу и его однополчанам, таким образом, ставилась довольно непростая задача – защищать ударные самолеты. В ВВС РККА еще летом 1943 г. такие задания часто проваливались. По словам исследователя О.В. Растренина: «При сопровождении штурмовиков и бомбардировщиков истребители зачастую не делились на прикрывающую и ударную группы, эшелонирования по высоте не применяли, а при встрече с истребителями люфтваффе оставляли своих подопечных без защиты, легко увлекаясь воздушным боем, а то и просто уклонялись от боя, позволяя противнику безнаказанно сбивать наши самолеты. Недостаточная отработка противозенитного маневра приводила к тому, что истребители сопровождения в условиях массированного применения противником зенитной артиллерии нарушали боевой порядок, рассыпались по одному и парами, уходили на высоту и в облачность, оставляя прикрываемые самолеты одних»11. В таких условиях жесткого противодействия противника, Чудбину удавалось отстаивать штурмовики. Отличившись в июльских боях, приказом от 11 августа 1943 г. он был награжден орденом Красного Знамени.

Тяжелые июльские бои также принесли ему и орден Красной Звезды. В наградном листе отмечалось: «За период боевой работы с 12.07 по 19.08 1943 г. на харьковском направлении, товарищ Чудбин произвел 70 боевых эффективных вылетов, провел 13 воздушных боев, в результате которых сбил один самолет противника типа Ме-109. […] При прикрытии штурмовиков Ил-2 не имел случая потери их при выполнении заданий, а всегда принимал на себя инициативу, и по радио направлял «Илы» на цель, а потерявших ориентировку всегда приводил в полном составе на свой аэродром»12. Чаще всего 516-й ИАП работал в связке с штурмовиками 1-го штурмового авиакорпуса (1-й ШАК). Однако прикрытие справлялось не всегда. Так, в разгар контрудара советских войск в районе Прохоровки 12 июля, 1-й ШАК действовал с большим размахом, заявив о 120 уничтоженных и поврежденных танков и 200 автомашинах. При потере 8 Ил-2 и 1 Як-1, было сбито два немецких истребителя13. Отметим, что к цифрам в 120 танков нужно относиться критически, иначе выходит, что за один день была уничтожена целая танковая дивизия! При этом есть заявки на вражескую бронетехнику от работавшей рядом 291-й штурмовой авиадивизии 2-й Воздушной Армии, а также от штурмовиков 17-й Воздушной. В этот день отличился и Леонид Чудбин, записавший на свой счет ФВ-190. Большого успеха он добился 5 сентября, записав на свой счет сразу три немецких самолета: 1 истребитель Ме-109 и два пикировщика «Юнкерс-87».

В октябре ас был снова отмечен наградой: приказом от восьмого числа он был награжден медалью «За Отвагу». В наградном листе было сказано: «3 октября 1943 г., выполнял боевое задание по сопровождению двух Ил-2 из 673-го ШАП на разведку ж\д станции Верховцево. Придя на цель, на станции заметили 12 железнодорожных эшелонов противника. Ведущий капитан Максимов принял свою инициативу по штурмовке железнодорожных эшелонов, и по его команде товарищ Чудбин в паре с младшим лейтенантом [фамилия написана неразборчиво. – прим. авт.] стали штурмовать ж\д эшелоны противника. В результате штурмовых атак сожжено 10 эшелонов»14. В октябре части 2-й Воздушной Армии вели бои над Днепром, в начале ноября участвовала в Киевской операции. При этом, 516-й ИАП продолжал воевать на истребителях Як-1, которые к концу 1943 г. уже уступали как новым отечественным моделям, так и машинам немцев, перейдя из состава 2-й Воздушной Армии в состав 5-й Степного, а затем 2-го Украинского фронта.

Большим событием для полка стало его преобразование 5 февраля 1944 г. в 153-й Гвардейский истребительный авиаполк (ГИАП) за образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм. Гвардии лейтенант Чудбин продолжил сражаться с врагом в ходе Корсунь-Шевченковской и Уманско-Ботошанской операций 2-го Украинского фронта. В мартовских боях ему удалось пополнить счет своих побед – сбить немецкий корректировщик «Фокке – Вульф-189». В июне 1944 г. его счет достиг 14 личных побед над самолетами люфтваффе – он сбил устаревший биплан «Хеншель-123». В журнале боевых действий 5-й Воздушной Армии в этот день отмечается несколько воздушных боев. Перед летчиками армии стояла задача: прикрывать свои войска и уничтожать скопление техники и живой силы противника в районе Тыргу – Фрумос и в лесных массивах южнее15. Всего в восьми воздушных боях советские летчики заявили восемь побед, потеряв по всем причинам только три штурмовика Ил-2. Еще один «Ил» был подбит зенитной артиллерией противника.

После этого 17 июля летчик был награжден вторым орденом Красного Знамени. В наградном документе, в частности, отмечалось: «За период Отечественной войны товарищ Чудбин имеет 222 боевых вылета на сопровождение штурмовиков и разведку войск противника. Провел 45 воздушных боев, в которых лично сбил 13,5 самолетов противника»16. Обращает на себя внимание цифра в 13,5 побед. Дело в том, что в авиации стран Антигитлеровской коалиции практиковались дробные цифры побед или победы, одержанные группой в отличие от люфтваффе, где строго соблюдалось правило: один летчик – одна победа. Видимо, позднее дробную цифру побед Леонида Сергеевича скорректировали до ровного значения. Далее были бои во время Львовской, Сандамирской и Вислинской наступательных операций. Теперь уже 153-й ГИАП был возвращен в состав 2-й Воздушной Армии и воевал в ее составе до конца войны в связке с 1-м Гвардейским штурмовым авиакорпусом. Стоит так же отметить, что полк, все же, получил на вооружение более современные самолеты: Як-7Б и Як-9. В июле летчик сбил свой последний самолет – Ме-109. В тот день, 21 июля, согласно журналу боевых действий 2-й Воздушной, перед ее экипажами стояли следующие задачи: массированными бомбардировочно – штурмовыми ударами уничтожать войска окруженной Бродской группировки противника, содействовать наступлению 1-й танковой и 38-й армий, прикрывать боевые порядки своих войск. Потери советских летчиков тоже были существенные: 31 машина17.

В октябре летчик получает следующую награду – орден Отечественной войны II-й степени. Нужно сказать, что Леонид в боях старался беречь молодое пополнение, что нашло отражение в строках наградного листа: «Отлично владея радиосвязью, имея по радиосвязи квалификацию первого класса, товарищ Чудбин умело использует радио для руководства в бою молодыми ведомыми. За отличное выполнение задания по сопровождению и прикрытию штурмовиков имеет ряд благодарностей от командира корпуса, дивизии и полка»18.

За боевые успехи на фронтах Великой Отечественной войны Леонид Сергеевич приказом от 10 апреля 1945 г. был представлен к званию Героя Советского Союза. В документе подчеркивалось: «За время пребывания в составе полка на фронтах Отечественной войны, товарищ Чудбин показал себя преданным сыном нашей Родины, смелым и отважным воздушным бойцом, и мастером сопровождения и прикрытия штурмовиков. Прекрасно владея тактикой боя, он, проявляя подлинный героизм, настойчиво и упорно навязывает бой врагу, храбро и умело доводит его до полной победы над врагом»19. Уже после Победы Леонид Сергеевич получит третий орден Красного Знамени, и в наградном листе еще раз прозвучит немало положительных отзывов о его боевой работе: «В проведенных воздушных боях товарищ Чудбин показал себя одним из лучших ведущих групп, отлично выполняющим боевые задания командования по сопровождению и прикрытию штурмовиков. Сопровождаемые им группы штурмовиков потерь от авиации противника не имели»20. Интересно отметить, что летчик в своем полку нередко выполнял роль агитатора, что отмечено в небольшой заметке в газете «На штурм»: «Чудбин раньше всех появляется в подразделении со свежей газетой и проводит коллективную читку, знакомит летчиков со всеми событиями, произошедшими в нашей стране и за рубежом. Чудбин по праву считается лучшим агитатором в подразделении…»21. Отважный пилот был награжден также медалями «За взятие Берлина», «За освобождение Праги», «За победу над Германией».

После окончания войны и увольнения в запас в 1946 г., Леонид Сергеевич стал работать командиром учебно – тренировочного отряда в Красноярском управлении Гражданской авиации. Однако бывший фронтовик не смог справиться с мирной повседневностью, проявив здесь буйный нрав истребителя. В его служебной характеристике отмечено без прикрас: «Товарищ Чудбин Л.С. в Красноярском управлении ГВФ работал с перерывом с октября 1946 г. по январь 1949 г. на должности командира Учебно – тренировочного отряда, с этой должности был уволен за моральное разложение и пьянство»22. После этого Леонид Сергеевич был переведен на должность командира звена 256-го отряда, но и эту должность он оставил – теперь по собственному желанию. Завершил он свою карьеру, работая летчиком – инструктором в Красноярском аэроклубе, получил звание капитан. Летал до 1964 г. на самолетах Як-11, Як-12, Як-18, Ан-2. Всего за годы войны Чудбин совершил 373 боевых вылета на самолете По-2 и 351 боевой вылет на истребителе Як-1, в 56 воздушных боях сбил лично 15 самолетов противника, 48 раз штурмовал и 32 раза бомбил его живую силу23. Герой Советского Союза Леонид Сергеевич Чудбин ушел из жизни 17 ноября 1983 г.


Автор: Ромашков Ю.В. , научный сотрудник Красноярского краевого краеведческого музея


Примечания:

1 Жирохов М.А. Истребители – на взлет! Москва. «Вече». 2013 г. С. 7.

2 Там же. С. 31.

3 Коллектив авторов. Наши отважные земляки. Красноярцы – Герои Советского Союза. Красноярское книжное издательство. 1990 г. С. 437.

4 Коллектив авторов. Присвоить звание Героя. Историко – публицистическое краеведческое издание, посвященное 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. 2015 г. С. 84.

5 Пугачев В. Огромное небо Чудбина. // Красноярский Рабочий. 1989 г.

6 Tony Wood's Combat Claims & Casualties Lists. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://allaces.ru

7 Коллектив авторов. Присвоить звание Героя. Историко – публицистическое краеведческое издание, посвященное 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. 2015 г. С. 84.

8 ЦАМО. Ф. 290. Оп. 0003284. Д. 0299. Л. 13. Журнал боевых действий 1-й Воздушной Армии с января по март 1943 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pamyat-naroda.ru

9 Там же. Л. 15.

10 Tony Wood's Combat Claims & Casualties Lists. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://allaces.ru

11 Растренин О.В. Расколотое небо. Май – июнь 1943 г. Москва. 2007 г.

12 ЦАМО. Ф.33. Оп. 686044. Д. 1145. Приказ по части 203-й истребительной авиадивизии 1943 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pamyat-naroda.ru

13 Горбач В.Г. Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве. 2007 г.

14 ЦАМО. Ф. 33. Оп. 686044. Д. 1145. Приказ по части 203-й истребительной авиадивизии 1943 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pamyat-naroda.ru

15 ЦАМО. Ф. 327. Оп. 0004999. Д. 0218. Журнал боевых действий 5-й Воздушной Армии за июнь 1944 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pamyat-naroda.ru

16 ЦАМО. Ф. 33. Оп. 690155. Д. 2592. Приказ по войскам 5-й Воздушной Армии 1944 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pamyat-naroda.ru

17 ЦАМО. Ф. 302. Оп. 0004196. Д. 0089. Журнал боевых действий 2-й Воздушной Армии за июль 1944 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pamyat-naroda.ru

18 ЦАМО. Ф. 33. Оп. 690306. Д. 456. Приказ по 1-му Гвардейскому штурмовому авиационному Кривоградскому Краснознаменному корпусу 1944 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pamyat-naroda.ru

19 ЦАМО. Ф. 33. Оп. 793756. Д. 53. Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении звания Героя Советского Союза офицерскому, сержантскому и рядовому составу Красной Армии 1945 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pamyat-naroda.ru

20 ЦАМО. Ф. 33. Оп. 690306. Д. 1583. Приказ по войскам 2-й Воздушной Армии 1945 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pamyat-naroda.ru

21 ККМ. ВФ. 4384/5. Вырезка газеты «На штурм». // 1940-е гг.

22 ККМ. ВФ. 7038/5 Служебная характеристика на Чудбина Л.С. 1949 г.

23 Коллектив авторов. Присвоить звание Героя. Историко – публицистическое краеведческое издание, посвященное 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. 2015 г. С. 85.

Актуальные новости

Все новости
«В трудах для вас, без меры, выше сил»: дети декабриста Владимира Раевского в Красноярске

«В трудах для вас, без меры, выше сил»: дети декабриста Владимира Раевского в Красноярске

30 ноября 2023
Первый декабрист в истории провел почти 45 лет в Сибири, где его жизнь и работа стала гражданским подвигом. Публикуем историю поэта, публициста, военного и многих его детей.
«Будьте слова мои крепки и лепки…» Народная медицина в Енисейской губернии.

«Будьте слова мои крепки и лепки…» Народная медицина в Енисейской губернии.

29 ноября 2023
Состояние здравоохранения в Енисейской губернии приводило к широкому распространению самобытного врачевания народом своих болезней
Загадка красноярской девочки-фантома раскрыта

Загадка красноярской девочки-фантома раскрыта

27 ноября 2023
28 ноября в 13:00 в Красноярском драматическом театре им. А.С. Пушкина Красноярский краевой краеведческий музей и Союз краеведов Енисейской Сибири презентуют проект «Путешествие по городу Красноярску с девочкой-фантомом».