Проект «Живая память». Завод «Красный Профинтерн» до эвакуации в Красноярск. Из воспоминаний строителя «Сибтяжмаша» Николая Николаевича Каминского. Часть 2
Красноярский краевой краеведческий музей продолжает публикацию воспоминаний Н.Н. Каминского (1904 – 1984), одного из руководителей строительства завода «Сибтяжмаш», впоследствии депутата и первого заместителя председателя Красноярского горисполкома.
Общеизвестно, что Сибирский завод тяжелого машиностроения в Красноярске («Сибтяжмаш» или СЗТМ) возник в результате эвакуации на берега Енисея в годы Великой Отечественной войны машиностроительного завода «Красный Профинтерн». Менее известно, каким был этот завод до эвакуации.
Завод был основан близ станции Бежица в 1873 году, вокруг него образовался поселок Бежица, который в 1925 году получил статус города Орловской губернии. Завод же пятьдесят лет назывался Брянский рельсопрокатный, железоделательный, сталелитейный и механический завод.
В 1923 году по случаю пятидесятилетия предприятия его посетила делегация Профинтерна – интернационала профессиональных союзов. Профинтерн принял шефство над заводом. На собрании коллектива было решено присвоить заводу имя Профинтерна. В сентябре 1923 года он стал называться государственным паровозо-вагоностроительным, сельскохозяйственным, гвоздильным и механическим заводом «Красный Профинтерн». С 1925 г. на заводе работал Н.Н. Каминский.
В 1936 году Бежица была переименована в Орджоникидзеград. С началом Великой Отечественной войны «Красный Профинтерн» был эвакуирован в Красноярск.
В 1943 Орджоникидзеград вновь стал называться Бежица, тогда же вернулся из эвакуации «Красный Профинтерн». В 1944 году из Орловской области была выделена Брянская область. В 1956 году Бежица вошла в черту города Брянска в качестве Бежицкого района. Завод же стал Брянским машиностроительным заводом.
История переименований населённого пункта и завода сохранилась в названиях двух станций Брянской железной дороги – Орджоникидзеград (в народе – Орджоград) и «Красный Профинтерн».
Публикуемые сегодня фрагменты воспоминаний Н.Н. Каминского посвящены тому, что представлял собой «Красный Профинтерн» до эвакуации в Красноярск. При публикации сохранены авторская орфография и частично пунктуация.
«В 1925 году я окончил строительное отделение [Орловского индустриального ]техникума. Получил диплом техника-строителя и был направлен на Бежицкий машиностроительный завод «Красный Профинтерн». С этого времени минуло почти полвека. Далеко не всё сохранилось в памяти, но остались некоторые неизгладимые впечатления.
Поразило странное название маленькой деревянной станции «Болва». Вокруг город Бежица, в то время Орловской губернии с пыльными, песчаными и не мощеными улицами, беспорядочно застроенными деревянными бараками для семейных рабочих… Были и общежития для сезонных рабочих, которые назывались «казармами»…
Неизгладимое потрясающее впечатление произвёл на нас, новичков, огромнейший завод. В то время он был одним из немногих гигантов машиностроения. Здесь работало около 25 тысяч человек. Наряду с большими капитальными цехами: паровозным, железных конструкций, вагонным, сельскохозяйственных машин, снарядным, модельным, деревообделочным и другими, были – кузнечный, молотовой, мостовой, прессовый, мартеновский, сталелитейный, бандажный и много других, которые размещались в низких арочных из рельсов зданиях, крытых кровельным железом.
Направили меня в строительный цех завода. Дали «пробу» сделать нивелировку канализации. После успешной сдачи «пробы» назначили десятником. Была раньше такая самая маленькая на строительстве должность подчиненная мастеру. С этого, в 1925 году, началась моя работа. Я был безмерно счастлив. И, конечно, не предполагал тогда, что продлится она до 1953 года и завершится окончанием строительства завода «Сибтяжмаш» в далеком Красноярске. В городе, с которым будет связана вся моя дальнейшая судьба…
Пришлось начинать с малого – с капитального ремонта бараков в поселке. Потом стал мастером. Ремонтировал заводские здания, металлургические печи. Затем был прорабом. Стало разворачиваться жилищное строительство. Строил двухэтажные деревянные облицованные силикатным кирпичом дома. Участвовал в строительстве, самого крупного на заводе, цеха большегрузных вагонов и в реконструкции многих других цехов. В 1930 голу меня назначили сначала помощником, а затем начальником строительного цеха.
Однажды, вызывает директор завода. И.Д. Вершин говорит: «пойдешь прорабом на строительство нового вагономалярного цеха?». Растерялся. Понижение в должности? Нет это было большим доверием, связанным с выполнением, как тогда называли «Сталинского заказа». Завод должен был выпускать восемь тысяч большегрузных товарных вагонов в год. Был установлен очень короткий срок сдачи цеха в эксплуатацию. На стройку дали лучших людей…
До сих пор помнится один эпизод. Работал на стройке бригадир каменщиков … Все его называли «дед Никита». Недавно вышли новые денежные знаки, пятидесятирублевые червонцы. Сбоку купюры имели свободное от печати светловатое поле с водяными знаками. Шла ночная смена. Днем была получка. Вдруг в конторку доносятся истошные крики. Выбегаю. Мелькает мысль – кто-то свалился с лесов. Вижу, в болоте у лесов барахтается и кричит человек. К нему бегут люди. Подбегаю. «Дед Никита», увидев меня, рвет свою окладистую бороду и вопит6 «Бей меня, Миколай Миколаевич!» С трудом выясняется, что в рабочей суматохе он отрывал сложенную газетную бумагу и закручивал цигарки из махорки. И вдруг увидал, что светлые части пятидесятирублевок были скурены. Деньги большие и дед в ужасе от содеянного собственными руками, «сиганул», как он выразился с лесов вниз, чтобы бежать ко мне в конторку. Спасло болото. Оказался Никита цел и невредим, но весь в грязи и тине. Было много смеху. Долгое время его называли «водяным». Деда выручили. Скуренные купюры с описанием случившегося и с ходатайством директора завода были посланы в Госбанк. Вскоре Никите вернули сто рублей. Радости не было предела. Дед хорошо знал жестокие царские времена, когда этот случай мог для него окончиться во всяком случае не возмещением потерянного, а чем-либо похуже. За скуренный казначейский билет с портретом самодержца российской империи пришлось бы ответить».
Действительно, в Российской империи в XVIII– XIXвеках заводилось немало дел по «оскорблению членов царской семьи». Например, в период «бироновщины» человека подвергали пыткам и жестоким наказаниям за то, что человек не снял шапку перед царским портретом или в кураже бросил на пол монету с царским изображением. Употребление матерных слов рядом с царским именем также влекло уголовное преследование.
Исследователь дел об оскорблении царской семьи Б.И. Колоницкий указывают на значительное количество заведённых подобных дел в Российской империи только в период Первой Мировой войны, чаще всего оскорблениям подвергались сам Николай II(1258 случаев), верховный главнокомандующий великий князь Николай Николаевич (83 случая) и вдовствующая императрица Мария Фёдоровна (72 случая, но дело было не в её личных качествах, а в том, что она была матерью царя).
В течение 1930-х годов «Красный Профинтерн» преобразился. Николай Николаевич писал о начавшейся индустриализации:
«Настали времена больших работ по реконструкции, расширению и строительству новых заводов в стране. Прошли судебные процессы над врагами родины, участниками так называемой Промпартии и шахтинского дела. Нарком тяжелой промышленности, Серго Орджоникидзе, дал установку решительно выдвинуть на руководящие посты молодых советских специалистов… На заводе «Красный Профинтерн» были выдвинуты многие молодые специалисты. В том числе П.Г. Сафронов, который впоследствии в Красноярске был председателем Горсовета; первым заместителем которого мне довелось работать. А.К. Волчков, ставший главным инженером, впоследствии доцент Красноярского сельскохозяйственного института. Е.С. Поляков, работавший в военное время парторгом ЦК КПСС на заводе в Красноярске. И.П. Дмитриев, ставший директором машиностроительного института. В Красноярске он был заведующим отделом крайкома КПСС и заместителем председателя Хакасского облисполкома.
Я был назначен заместителем главного инженера завода по реконструкции… Своё назначение на новый пост я воспринял тяжело и противоречиво. Понимал, что еще молод и неопытен. Боялся, справлюсь ли? И мне думается, что только, потому, что меня окружали старые, но преданные нашему делу опытнейшие инженеры и умудренные жизненным опытом большевики – выдвиженцы из рабочих, с их помощью, я сумел оправдать оказанное мне доверие. А сил, энергии и огромного желания трудиться мне, молодому советскому технику, было не занимать.
Помнятся горячие дни организации базы для ремонта танков в пристройке … цеха железных конструкций, когда началась Финская компания…
Наш многоотраслевой завод в Бежице рос ускоренными темпами. Ежедневно выпускал эшелоны товарных, изотермических вагонов и цистерн. Большое количество паровозов, мостовых, монтажных и металлургических кранов, кузнечное оборудование… В конце 1939 года завод был преобразован в комбинат в составе трех заводов: паровозостроительного, вагоностроительного и металлургического…»
Публикацию подготовил И.А. Черкасов