Проект «Живая память». «..как сейчас помню солнечное воскресенье 22-го июня 1941 года». Из воспоминаний строителя «Сибтяжмаша» Николая Николаевича Каминского. Часть 3

20 апреля 2016
Завод «Красный Профинтерн». 1940-е гг.Завод «Красный Профинтерн». 1940-е гг. Источник фотографии: http://www.izh.kp.ru/daily/25903.4/2860439/

Красноярский краевой краеведческий музей продолжает публикацию воспоминаний Н.Н. Каминского (1904 – 1984), одного из руководителей строительства завода «Сибтяжмаш», впоследствии депутата и первого заместителя председателя Красноярского горисполкома.

В конце 30-х в Красноярске уже планировалось строительство завода тяжелого машиностроения, однако начато оно не было, и завод здесь появился уже вследствие эвакуации.

Ранее запись воспоминаний Н.Н. Каминского, сделанная в 1977 году с его слов, об эвакуации «Красного Профинтерна» и строительстве «Сибтяжмаша» была опубликована Александром Щербаковым. Эта публикация доступна в Интернете на некоторых сайтах.

Кроме того, Николай Николаевич сам написал книгу «Мы – сибтяжмашевцы», где подробно осветил раннюю историю завода. Поэтому мы постарались, с одной стороны, сохранить единство рассказа, а с другой – минимизировать повторы того, что ранее было опубликовано, сосредоточившись на новой для читателей информации.

При публикации сохранены авторская орфография и частично пунктуация. В дальнейшем Красноярский краевой краеведческий музей опубликует фрагменты мемуаров, касающиеся рождения нового завода на берегах Енисея.

«Время шло и как сейчас помню солнечное воскресенье 22-го июня 1941 года. Война… Завод перешел на выпуск продукции по мобилизационному плану.

Нам строителям пришлось выполнять очень большие работы по светомаскировке, устройству укрытий для людей и строительству объектов противовоздушной обороны завода и города…

14 июля 1941 года, по приказу Государственного комитета обороны, началась эвакуация. Часть цехов направлялась на Урал, часть в Сибирь в Красноярск…. Все, что было создано за три четверти века существования завода надо было в считанные дни разобрать, погрузить в вагоны и отправить в дальний путь, в тыл страны. В условиях бомбежки и обстрелов, днем и ночью демонтировалось и отгружалось не только все станочное и крановое оборудование, но снимались рельсы с железнодорожных путей. Разбирались металлические конструкции некоторых зданий и сооружений. Выкапывались из земли, когда стало позволять время, кабельные сети и трубы. Собиралась, упаковывалась и отгружалась бронзовая стружка. Как все это потом пригодилось в Красноярске. Часто меня спрашивали, а было ли страшно работать при бомбежке? Не скрою, что да, особенно в начале, было очень страшно. Казалось, что каждая сброшенная с самолета бомба с воем летит именно на тебя. Но и к этому постепенно привыкли. Стали разбираться, понимали и решали, когда надо укрываться в щели.

В темноте одной из июльских ночей, тысячи рабочих с семьями провожали в Красноярск. Первый эшелон из 34 вагонов с оборудованием. Одновременно уезжали 333 рабочих, инженерно-технических работников, служащих со своими семьями. Митинг. Волнующие минуты прощания. Слезы, добрые напутствия в долгий и опасный путь. Известно было, что эшелоны по пути яростно бомбились и обстреливались. Начальником этого эшелона был назначен один из моих старейших сослуживцев, начавший свою работу на заводе лишь немного позднее меня Г.Д. Гогиберидзе. Прибыл он к нам из Тбилиси, русский язык знал плохо. Хочется привести его рассказ о том, как он начал свои первые шаги в паровозном цехе. Не зная или боясь спутать названия деталей, он брал на плечи необходимую деталь и тащил туда, где надо было что-то выяснить. Трудно было – это, но зато безошибочно и надежно. Он прошёл на заводах «Красный Профинтерн» и «Сибтяжмаш» тот же путь, что и я. От помощника мастера – до директора паровозостроительного завода в Бежице и начальника производства завода в Красноярске. Сейчас Г.Д. Гогиберидзе директор Людиновского машиностроительного завода.

Это был пламенный патриот нашей родины, энергичный работник, прекрасный товарищ, пользовавшийся большой любовью и уважением окружающих. До сих пор все, с кем он работал в Красноярске, называют его «наш Гога».

Начальником второго эшелона был назначен инженер В. Луцук. Позднее он был секретарем Кировского райкома партии в Красноярске. Всего из Бежицы было отгружено 7550 вагонов, в том числе в Красноярск 5934 вагона. Сюда же прибыло без малого 15 тысяч человек. В последнем эшелоне пришла богатая заводская библиотека и имущество дворца культуры. Военное командование фашистской Германии, стремившееся захватить гигантский завод на ходу, жестоко просчиталось. Врагу не досталось ничего. Мудрое решение нашей партии и правительства о перебазировании промышленных предприятий из угрожаемых районов и создание на востоке страны мощного военно-промышленного потенциала, являлось залогом крупнейшей стратегической победы.

В сентябре 1941 года очередь дошла и до нас строителей. По приказу наркома тяжелого машиностроения Н.С. Казакова, получив пропуска через прифронтовую зону, группа строителей и монтажников, под моей командой, выехала на грузовых автомобилях в Москву. Наркомат был уже эвакуирован в Свердловск. Здесь [в Москве] мы у уполномоченного наркомата получили документы и направление в Красноярск. В музее завода «Сибтяжмаш» экспонируется приказ Наркома с заданием до конца 1941 года построить 20 бараков, для размещения семей эвакуированных. Я был назначен заместителем главного инженера строящегося в Красноярске завода. В 1942 году стал заместителем директора завода по строительству и начальником управления капитального строительства».

Публикацию подготовил
и.о. заместителя директора по научной работе И.А. Черкасов