Рождественские открытки

19 февраля 2020

Недавно мы делились с вами письмом Ирины Константиновны Юдиной, правнучки со стороны Алексея Геннадиевича, в котором она рассказала о праздновании Рождества в семействе Юдиных в 1916 году, в усадьбе Тараканово.

Сегодня мы хотим опубликовать ещё одну статью Ирины Константиновны, посвящённую истории рождественских открыток, и показать вам открытки начала XX века. Пусть за окном февраль и скоро весна, но атмосфера рождественского чуда и подарков никогда не будет неуместной.

На праздник Рождества люди дарят друг другу поздравительные открытки, чтобы выразить радость и поделиться душевной теплотой.

С чего же началась история рождественских открыток за рубежом и в нашей стране?

Родиной рождественских открыток считается Англия. Художник Добсон в 1794 году нарисовал «рождественскую карточку» с зимним пейзажем и семейной сценкой и подарил своему другу. Открытка понравилась, и в 1795 Добсон отлитографировал несколько десятков «рождественских карточек» и разослал своим знакомым.

Рождественская открытка в серийно отпечатанном виде также впервые появилась в Англии. В 1840 году сэр Генри Коул решил поздравить близких и заказал нарисовать специальную открытку своему другу — художнику Джону Хорсли. Открытка имела большой успех, и Коулы решили печатать и продавать подобные открытки.

Так зародилась традиция поздравлять друг друга с помощью «рождественских карточек», она очень быстро распространилась по Европе, а потом и в России.

«Рождественские открытки» попадали в Россию из Австрии, Германии и Франции. Они отличались разнообразием сюжетов и высоким уровнем полиграфического исполнения. Открытки были без подписи – ее потом наносили на русском языке поверх основного рисунка.

Одними из первых русских издательств, выпускавших поздравительные открытки, были Община святой Евгении и издательство А. Фельтена.

С Общиной сотрудничали А. Бенуа, Н. Рерих, В. Переплетчиков и другие, поэтому художественная ценность выпускаемых открыток была очень высокой. В 1898 году Община выпустила к Рождеству и Пасхе первые тиражи открыток, которые были быстро раскуплены.

Открытки дореволюционной России не уступали по мастерству исполнения, фантазии художника и качеству полиграфии зарубежным, а порою и превосходили их. Темами часто становился русский стиль с заснеженными избушками, тройками и нарядными детьми. Открытки часто украшались блестками, а «снег» делали из борной кислоты – и он выглядел, как настоящий.

Во многих домах были целые альбомы с пасхальными и рождественскими открытками. Открытки были предметами украшения интерьера. Особенно увлекались собиранием открыток гимназистки, а провинциальные девушки украшали открытками свои альбомы и шкатулки.

Благодаря этим милым свидетелям эпохи мы можем узнать, как праздновали Рождество, что желали друг другу люди, о каких подарках мечтали дети и взрослые.

К сожалению, после 1917 года открытки были упразднены как «буржуазный» пережиток прошлого, слова «С Новым годом и Рождеством» исчезли из печати.

В моей коллекции есть открытки начала двадцатого века из Германии, Австрии и России. Однако у меня нет ни одной открытки из семейства Юдиных и всего одна открытка из семейства Потылицыных. Имущество семьи Юдиных было национализировано, поэтому открыток не осталось. Что же касается семейства Потылицыных – Гавриил Иванович Потылицын служил начальником телеграфа в Томске, и у него было много поздравительных открыток. Но потом его семейство переехало в Красноярск, и так как ехали с маленьким ребенком, открытки посчитали лишним брать с собой.

Источники:

  1. Брудная Л. И., Гуревич З. М., Дмитриева О. Л. Энциклопедия зимних праздников – СПб.: «РЕСПЕКС», 1995
  2. Файнштейн Э. Б. В мире открытки. – М.: «Планета», 1976
  3. Православный журнал «Фома». История рождественской открытки
  4. Православный журнал «Фома». Рождественская открытка: как все начиналось