Кружок старых жителей города Красноярска. 1920 год

5 сентября 2022

Весной 1920 года в Красноярске образовался кружок старых красноярцев, который собирал материалы и воспоминания о прошлом края, стремительно менявшемся в годы революции. В статье впервые публикуются протоколы собраний кружка.

Примечание: комментарии автора можно прочитать при наведении мышкой на подчеркнутые пунктиром слова.

«Жить в Сибири и не знать ее возможно лучше – просто непозволительно». Эти слова принадлежат Марии Васильевне Красноженовой, педагогу, краеведу, музееведу, этнографу, фольклористу, собравшей за годы своей подвижнической жизни исключительный по ценности и объему материал о енисейской старине.

В 1897 году она организовала первый в Сибири Педагогический подвижной музей наглядных пособий для городских и сельских учебных заведений. В 1916 году Красноженова стала одним из организаторов выставки «Старый Красноярск», в которой участвовали многие горожане. Рисунки, утварь, одежда, дневники, рукописи, предметы енисейских учреждений, картины и многое другое, после оглушительного успеха выставки, остались в фондах музея. С 1920 по 1928 годы Мария Васильевна состояла в штате городского музея Приенисейского края заведующей историко-бытовым отделом. Многие годы она собирала все доступные материалы о нашем земляке-самородке Василии Ивановиче Сурикове. Ей и заведующему музеем Аркадию Яковлевичу Тугаринову принадлежит важнейшая роль в создании мемориального музея великого художника в Красноярске. Встречи и многочисленная переписка, не всегда простые, с потомками Сурикова, и прежде всего с Ольгой Ивановной Кончаловской, дочерью Василия Ивановича. А.Я. Тугаринов и его помощница Мария Васильевна годами добивались статуса наших «Столбов» как государственного заповедника, о чем свидетельствуют письма из архива Красноженовой.

В многочисленных поездках по Большому сибирскому тракту и прилегающих к нему населенных пунктов, Мария Васильевна собрала уникальные материалы о жизни этой дороги-«артерии», проходившей через нашу губернию. Материалы о народной медицине, мать и дитя, суеверия, сказки, праздники, свадьбы – лишь краткий перечень собранных ею материалов. Помимо статей, она опубликовала книги «Сказки Красноярского края» (Ленинград. 1937), «Сказки нашего края» (Красн. кн. изд. 1940), «Взятие снежного городка в Енисейской губернии» (Иркутск. 1924). Как-то автор этой статьи подсчитала число благотворительных обществ, в которых принимала участие Мария Васильевна, получилось около 20. Перечислим здесь лишь несколько: Общество для оказания помощи учащимся в Восточной Сибири, Красноярский отдел Всероссийской лиги борьбы с туберкулезом, Сибирское общество помощи больным и раненым воинам в годы Первой мировой войны и др. Общий же перечень обществ с ее участием мог занять не одну страницу (юбилейная статья о М.В. Красноженовой и ее деятельности опубликована на сайте Красноярского краевого краеведческого музея под названием «Сибирская собирательница» от 8 июня 2021 года).

Мария Васильевна Красноженова сохранила для потомков историю старой самобытной Сибири. Ее вклад в так называемое «Сибиреведение» (ее определение) неоценим. Через всю свою жизнь она пронесла любовь к своей сибирской родине. Низкий поклон ей за это.

М.В. Красноженова

Весной 1920 года в Красноярске образовался кружок старых красноярцев. Двумя месяцами раньше, в январе, город был освобожден от белых. Мучительно налаживалась мирная жизнь, разруха, голод. И в это время неугомонная Мария Васильевна становится инициатором создания кружка старых жителей города, чтобы успеть собрать еще какие-то материалы и воспоминания о прошлом своего края, стремительно менявшемся. Если обратимся к составу членов кружка, то следует отметить, что собрались все «бывшие», известные люди, имевшие раньше в прошлом влияние и даже власть. А теперь предавались ностальгическим воспоминаниям о лучших временах, которые, вероятно, помогали пережить настоящее. И вспоминали о редких или забытых событиях красноярской жизни. Пожалуй, самое интересное заключалось в том, что рассказчиками был создан «коллективный портрет» обывателей Красноярска на протяжении значительного отрезка времени. А что может быть интереснее судьбы человека. Все воспоминания членов кружка фиксировались протоколами заседаний. Марией Васильевной была составлена программа собирания сведений на тему «Старый Красноярск», которая включала в себя значительный вопросник, предполагавший рассмотреть многие стороны жизнедеятельности города в старое время. В программу входил перечень из довольно многочисленных пунктов: с какого года член кружка помнит город, в какой среде вращался, старинные постройки, благоустройство Красноярска, санитария, окрестности, группы населения, ночная охрана, учебное дело, медицина, промышленность, обычаи и др. В 1920 году кружок, первое заседание которого прошло 27 апреля, собрался 8 раз. Это было совместное обсуждение заранее определенных тем, с дополнениями и правками, кто что помнил. Протокол заседания от 9 марта 1921 года, если он проходил, не сохранился. Возможно, его и не было, скорее всего, кружок прекратил свое существование. Дальнейших упоминаний о нем нет. История кружка интересна тем, что приводятся сведения, из которых мы узнаем новые подробности о жизни старого Красноярска. Коротко перечислим сведения об участниках кружка, среди которых встретим и знакомые нам имена.

  1. Рачковский Петр Иванович (1850-1921), врач, закончил Медико-хирургическую академию в Петербурге, служил в Енисейской управе с 1878 года, врачебный инспектор с 1890 года, один из учредителей Общества врачей Енисейской губернии, его вице-президент. Преподаватель фельдшерско-акушерской школы. Общественный деятель, благотворитель.
  2. Кузнецова Александра Петровна, дочь купца 1-й гильдии Кузнецова П.И., потомственная почетная гражданка, попечительница Красноярской лечебницы.
  3. Пассек (урожд. Кузнецова) Елизавета Петровна, ее сестра, жена дипломата Н.П. Пассека, с которым жила продолжительное время в Канаде и Персии (впоследствии расстались). Была знакома с американским журналистом Джорджем Кеннаном, автором книги «Сибирь и каторга» (СПб. 1906), которую перевела на русский язык.
  4. Юдина Агния Геннадьевна (1874-1933), дочь красноярского библиофила Г.В. Юдина, несколько лет проработала в городском музее Приенисейкого края.
  5. Попов Александр Григорьевич (1865-1930), самодеятельный скульптор, художник-фотограф. Окончил Красноярское городское училище и учительскую семинарию в 1883 году. Какое-то время проживал в Якутии. По возвращении в Красноярск, преподавал рисование в городском художественном училище.
  6. Терских Лев Павлович, бывший старший нотариус Красноярского окружного суда.
  7. Хейн Иннокентий Александрович, почетный гражданин, бывший золотопромышленник. Его отец, известный архитектор А.Ф. Хейн, отправился для лечения в Петербург в декабре 1868 года вместе с В.И. Суриковым.
  8. Смирнова Цецилия Ивановна (урожд. Зелинская, ум. 1931), бывшая купчиха 2-й гильдии, владелица аптек. Знала несколько языков, талантливая пианистка, одна из организаторов Красноярского общества любителей музыки и драматического искусства (подробнее ее биография изложена в рубрике «Былое» в «Записках» Ц.И. Смирновой от 6 июня).
  9. Смирнов Всеволод Афанасьевич (1878-1933), сын Смирновой Ц.И. Окончил Петербургский университет филологический факультет. Преподавал в Красноярской гимназии. В марте 1920 года был принят в музей Приенисейского края в отдел «Старый Красноярск». Знал многие языки. Автор нескольких научных трудов по истории Енисейской губернии и Сибири. После 1920 года преподавал историю и географию в учебных заведениях, занимался благоустройством города. В 1930 году был арестован, находился в лагерях, где скончался осенью 1933 года.
  10. Косованов Вячеслав Петрович (1880-1938), геолог, краевед, библиофил, руководитель экспедиций по разведке недр Красноярского края в 1926-1937 годах. Руководитель Красноярского отдела Русского географического общества на протяжении 30 лет; руководитель Библиографического бюро. Составитель первого краевого справочника «Библиография Приенисейского края» (4 тома). Был обвинен в принадлежности к эсеровскому заговору, расстрелян в 1938 году.
  11. Пальмин Михаил Иванович (род. 1882), член Красноярского подотдела Русского географического общества. Библиотечный работник в Обществе врачей Енисейской губернии. С 1929 года – заведующий губернским книгохранилищем, которое получило название Енисейского центрального книгохранилище при музее Приенисейского края.

Протокол собрания комиссии «Старый Красноярск». 27 апреля 1920 года

Присутствовали Ц.И. Смирнова, Е.П. Пассек, П.И. Рачковский, А. Г. Юдина, М.В. Красноженова, В.А. Смирнов.

П.И. Рачковский сообщает о протоиерее Касьянове. Это была личность сильная, мимо его квартиры сельские священники проходили, снимая шляпы. Взятки он брал большие, до 300 руб(лей), и все попытки прекратить взяточничество кончились неудачей. Еп(ископ) Павел пробовал и принужден был уйти.

Ц.И. Смирнова делает доклад о сообщениях (18)70 – (18)80-х годах до проведения железной дороги (текст ее воспоминаний опубликован на сайте Красноярского краевого музея в рубрике «Былое» 6 июня).

П.И. Рачковский дополняет. Тракт поддерживался натуральной повинностью крестьян и постоянно летом наготове был материал. Дорогу портили обозы, и иногда проезжавшие выбивались из сил, как от морской болезни, ямщики ломали ноги и т.д. Обозы постоянно затрудняли движение, так что даже издавались приказы, чтобы более пяти лошадей подряд не шло для удобства проездов.

Обоз на Сибирском тракте. Фото: Уильям Генри Джексон. 1894-1896

А.Г. Юдина. Наибольшее количество обозов шло от Томска.

П.И. Рачковский. Движение на барках (мука и пр.) шло прямо мимо Красноярска в Енисейск для нужд золотопромышленников. Еп(ископ) Никодим поехал на Ангару. Везли его лодки бичевкой. Люди получали поверстную плату, как лошади по тракту. Работа ужасно трудная. Недаром деревни носили названия: Пококуй. Потоскуй, Погорюй. Иногда бичевку обрывало и приходилось заводить снова. Архиерея встречало все население и сопровождающие странники пьянствовали. Народ был совершенно дикий: встречая, они ощупывали одежду, обувь и пр.

Преосвященный Никодим (Н.И. Казанцев), первый епископ Енисейский и Красноярский. 1870 г.

В.И. Смирнов. Делали в сутки от 30 до 250 вер(ст), смотря по времени и условиям.

П.И. Рачковский. Нужно рассчитывать время года, и весною или осенью ездили значительно медленнее. Кроме того, часто приходилось и помногу ждать на станциях лошадей, т.к. на всех станциях было по 10 пар, а 11-я держалась только для курьеров. Даже если лошади были, преимущество давалось проезжающим по казенной надобности, а если приходила почта, она забирала всех лошадей и ожидание удлинялось. У ямщиков была форма: серая однорядка и бляха на левой руке и на лбу (на шапке). Кстати, Петр Кропоткин был адъютантом у ген(ерал)-губ(ернатора) Корсакова и в С(анкт)-Петербурге) рассказывал о своем пути курьера. Приехали на Обь. Она только встала, и пути нет. Курьер предлагает немедленно перевезти, так как не имеет ни минуты свободной. Крестьяне сначала отказывались, но, видя, что ему очень нужно, наконец согласились, но потребовали расписку на случай, если он утонет при переправе в том, что он погиб «Волею Божией, а не человеческой». После проведения телеграфа. Последние курьеры летели на восток при путешествии наследника в 1891 году для раздачи подарков с деньгами и пр. на Дальний Восток и в С(анкт)-П(етербург). На Енисейском тракте было всего 2 пары (лошадей). На весенний и осенний ледоход движение прекращалось.

Рачковский Петр Иванович

В.И. Смирнов. Проходящая почта в это время складывалась в Красноярске в гостином дворе на Старобазарной площади под охраной часового. Обозные лошади большей частью не возвращались, а продавались по дороге назад, улучшая местную породу, так как томские были лучше и крупнее остальных, и потому прекращение гужевого движения привело к сокращению прилива хороших лошадей в Восточной Сибири и к ухудшению местной лошади.

П.И. Рачковский. Езда была совершенно безопасная, да и движение было настолько большое, что опасности не было. Только в Семилужках около Томска и по Енисейскому тракту около Красноярска никто не ездил вечером. Обыкновенно большинство были татарами (нападавшие). Для обозных ямщиков самая опасная дорога была от Ачинска, первая станция к Красноярску. Безопасно было движение и по другим трактам. Лучший пример безопасности движения – караваны с золотом (до 250 п(удов) шли почти без охраны, так Н.А. Васильев, И.В. Янот всю жизнь возили золото и никто их не тронул.

Общий вид города
Рачковский П.И. Общий вид Красноярска с Часовой горы

П.И. Рачковский (помнит с 1858 года). Это был абсолютно чистый город. Пройдет дождь и уже в сад можно пройти без калош. Все улицы канализованы и канавы покрыты тротуарами. Сток этих канав был по Благовещенской улице (Ленина). Сток так был хорошо устроен со всего города, что в дождь вода прямо с ревом лила, и канавы были так велики, что там скрывались воры. В дальнейшем, эти сооружения не поддерживались и начались провалы. В.К. Падалка (его фамилии в тексте не прочитана, пропуск – Авт.) рано утром вставал и начинал обход с палочкой, и всякие свиньи или поросята, гулявшие по улицам, загонялись в пожарную и отдавались им (пожарникам) на съедение. Эту чистоту города необходимо было поддерживать, потому что в распоряжении губернатора была тюрьма и арестанты мели улицы и площади. Они же работали по устройству сада. С жителей требовали чистоту, но, вероятно, за их счет работали арестанты. И город был идеально чистый. Каменных домов было очень мало.

В.К. Падалка с красноярскими чиновниками и предпринимателями. Сидят: А.К. Шепетковский, В.И. Падалка, В.Г. Политковский. Стоят: П.П. Шипилин, П.И. Кузнецов, К.И. Баженов (слева направо). Копия с дагерротипа. Красноярск. 1850-е

Протокол собрания комиссии «Старый Красноярск». 11 мая 1920 года

Присутствовали: И.А. Хейн, Л.П. Терских, А.Г. Юдина, Е.П. Пассек, Ц.И. Смирнова и В.А. Смирнов.

Краткий отчет, затем речь идет о городских застройках.

Терских Л.П. Был большой завод направо от Покровского моста на левом берегу Качи, не то винный склад, не то другое.

Хейн И.А. Выше моста была толчея для дуба самого примитивного типа.

Терских Л.П. А еще на правом берегу стояла мельница Васильева, а дальше – Евсея Кузьмича Ермолаева с громадным прудом. Кача шла под самым правым яром, и уже потом ее оттеснили.

Ц.И. Смирнова. Направо от моста перед 1870 годом был мыловаренный завод.

Терских Л.П. и Хейн И.А. Никаких торговых бань не было. «Тиятр» (шуточно - театр) был по Гимназическому пер. (уточнение: угол Гимназического и Узенькой (Маркса и Вейнбаума), где была типография Титовских), ниже Як(овлевской) бани. Низкое деревянное здание (театр) мрачное на вид, не имевшее формы театра. Были одноэтажные ложи, обтянутые красивым (скорее, красным, плохо читаемая машинопись) сукном, по размерам довольно порядочным.

Городской театр на Острожной (ныне — Театральной) площади. Конец XIX в.

Пассек Е.П. Стульев не было, сидели на скамьях, а Кузнецовы (семья купца 1-й гильдии и золотопромышленника П.И. Кузнецова – Авт.) посылали вперед свои стулья и увозили назад.

Хейн И.А. Театр был, где теперь Хилк(овские) бани.

Ц.И. Смирнова. Театр помещался в одном из больничных зданий, деревянном, старинном двухэтажном здании.

В.А. Смирнов. С (18)50-х годов хороших домов почти не прибавилось (Токарева, Сокольниковых, Андреевых по Большой ул.), Щеголевых, старое епархиальное училище и флигель, Шипилина на берегу, Вороновы (Яриловы), Голубкова (консистория). Замятин жил в доме Данилова на Новобазарной площади (останавливался в(еликий) к(нязь) Алексей Алекс(андрович), Новикова (старая гимназия), золотопромышленника или откупщика Окулова на Благовещенской улице.

  1. Токарев Сергей Петрович, купец 1-й гильдии, имел двухэтажный каменный дом по Воскресенской улице.
  2. Сокольников Василий Васильевич, купец 3-й гильдии.
  3. Андреев Михаил, минусинский купец 3-й гильдии, с 1867 года купец 1-й гильдии в Красноярске, золотопромышленник.
  4. Щеголев Сидор Григорьевич, купец 1-й гильдии, золотопромышленник меценат, потомственный почетный гражданин; городской голова в 1859-1861 годах. Старое Епархиальное женское училище было открыто в 1886 году; имело два здания: двухэтажное выходило на Воскресенскую улицу, другое во двор – флигель; в 1910 году было построено новое здание.
  5. Шипилин Павел Петрович, купец 1-й гильдии, золотопромышленник; потомственный почетный гражданин; имел двухэтажный каменный дом на Береговой улице.
  6. Ярилов Арсений Алексеевич, купец 2-й гильдии, золотопромышленник; имел винокуренный завод и мельницу в Минусинском округе; дом по Благовещенской улице (Ленина).
  7. Воронов Никита Матвеевич, купец 1-й гильдии, золотопромышленник, домовладелец.
  8. Голубков Платон Васильевич, крупнейший золотопромышленник, меценат; пожертвовал для Владимирского приюта флигель, а затем и сам дом на углу Воскресенской улице и Дубенского переулка (Парижской Коммуны).
  9. Замятнин Павел Николаевич – первый военный губернатор Красноярска и енисейский гражданский губернатор в 1861-1858 годах.
  10. Данилов Александр Александрович, купец 1-й гильдии, золотопромышленник, потомственный почетный гражданин; построили с братом Виктором дом на Воскресенской улице в стиле эклектики рядом с Новобазарной площадью. Великий князь Романов Алексей Александрович после морского и сухопутного путешествия в 1871-1873 годах, возвращался в Россию через Владивосток; в 1873 году прибыл в Красноярск, остановившись в доме Даниловых.
  11. Новиков Иван Евстратович, купец, владел мыловарней, комиссионер по продаже соли; его дом по Воскресенской улице принадлежит к самым старым каменным домам в городе. В 1869 году в Красноярске открылась четырехклассная женская прогимназия, в 1873 году преобразовалась в семиклассную; в 1881 году была заложено новое здание по Воскресенской улице; в 1885 году состоялось открытие гимназии.
  12. Окулов Михаил Никифорович, красноярский купец 2-й гильдии, золотопромышленник.
Григоровский Н.И. Дом Гадалова на углу ул. Большой (Воскресенской) и Театрального переулка

Протокол заседания 29 июня 1920 года

Присутствовали: М.И. Пальмин, М.В. Красноженова, П.И. Рачковский, И.А. Хейн, А.П. Кузнецова, А.Г. Юдина, Е.П. Пассек, В.А. Смирнов, А.Я. Тугаринов, Ц.И. Смирнова, В.П. Косованов.

Намечены вопросы: санитарное благоустройство и ближайшие окрестности.

П.И. Рачковский. Город был идеально чист: земли и гальки на улицы не возили, а благодаря тому, что сразу от города начинался лес, куда даже в поле ездили, меньше и пыли наносило. Много помогало и проведение канав, сделанных при Падалке.

М.В. Красноженова. Самая старая баня – Терентьихи на углу Малокачинской и Казачьего переулка (Лебедевой и Красноармейской).

П.И. Рачковский. При Лохвицком и позднее город уже был порядочно загрязнен. Налагались штрафы, но не выше 3 рублей. Жители предпочитали платить штраф и не чистить.

Угол Благовещенской и Театральной (Кирова) улиц. Начало XX века
Бойня

П.И. Рачковский. Побойка происходила и по домам, и только усиленная осенняя сосредотачивалась на бойне. Никакого микроскопического осмотра не производилось и для привозного мяса. Телят кололи дома всегда. Бойня была устроена примитивно и желоба для стоков не действовали, большая часть стекала в Качу. Зловоние было настолько сильно, что даже через Качу, при ветре, нельзя было открывать окна. Почва была совершенно загрязнена.

И.А. Хейн и М.И. Пальмин подтверждают (по докладу Ц.И. Смирновой о мытье в банях и купальнях см. «Записки» Ц.И. Смирновой в рубрике «Былое» от 6 июня), что многие вечером не мылись из-за черта и ходило много разговоров о кикиморах банных и т.д.

П.И. Рачковский дополняет. На Енисее купален (было) мало, простой народ предпочитал под собором (Воскресенским – Авт.) или на Каче, даже несмотря на пиявок. Большинство купались именно на Каче.

М.В. Красноженова. Здесь опасны были ямы, в которых бывали несчастные случаи.

П.И. Рачковский. Купальня под садом при Падалке была тоже общественной. Стояла она прямо против ворот сада.

А.П. Кузнецова. В детстве мы все сидели при сальных свечах, только родители и старшая сестра имели стеариновые свечи. Сальные были собственного производства.

М.В. Красноженова. Первая керосиновая лампа появилась у нас на Песочной (Урицкого) улице около 1882 года.

А.Г. Юдина. У нас керосиновая лампа держалась только контрабандно, до 1910 года не разрешал отец.

Ц.И. Смирнова. Сначала была масляная лампа. Первая керосиновая лампа в городе была у нас в 1868 году, привезли с товаром.

А.П. Кузнецова. Только вернувшись из России в 1872 году, привезли керосиновую лампу.

И.А. Хейн. На прииске Талом (в Енисейском округе) первая лампа была у управляющего в 1882 году, а бухгалтеру не дали в «виду дороговизны».

Окрестности

П.И. Рачковский. Здесь (в Таракановке) (место вблизи Гремячего ручья, где располагались городские дачи – Авт.) был сплошной лес, и в праздники там было много народа.

Ц.И. Смирнова. До 1870 года мы ездили туда собирать грибы.

А.П. Кузнецова. Под каждым кустом сидели люди.

П.И. Рачковский. Единственная дача на Гремячем (Гремячий ручей на левом берегу в местности, называемой Таракановкой – Авт.) стояла наверху, где сейчас П.И. Кускова. У Лопатина было громадное огородничество. Внизу он разрешил построить дачу директору банка Александрову. Дача Лопатина была с мезонином. Были парники, цветы и табак.

Юрист Кусков П.И. на даче с близкими 1903 г.

И.А. Хейн. Гремячий был загорожен и на порядочном пруду (повыше дома) можно было плавать на «водяных лыжах». Жил помещиком (Лопатин), имел пашни и первую ягоду продавал на базаре.

А.П. Кузнецова. Масса была гончих. Гремячий казался страшно далеким местом.

П.И. Рачковский. Впоследствии Родственный выстроил дачу посередине и арендовал остальные.

Ц.И. Смирнова. Первой в Красноярске дачей была Пелымских на Каче, ее купили впоследствии Щеголевы и сделали винокуренный завод.. У них был сад и небольшой домик, и кругом огромные луга. Она была уже в начале 60-х годов.

А.Г. Юдина. Впоследствии город подарил Щеголевым землю и это была наша земля (В 1910 году Г.В. Юдин продал участок земли за рекой Качей – Авт.). У Щеголевых был пруд на даче.

А.П. Кузнецова. Место дачи Пелымских не помнит. М.М. Нарциссова помнит на даче заимки: Попова, Окулова (см. выше - Авт), Прейна и Щеголевская (см. выше – Авт.). Далее Рукавишниковская и Костинского. Скорее это были дачи, только на них никто не жил, а только приезжали на день. На всех было сыро.

Дачи под Сопкой

А.П. Кузнецова. Губернаторская дача (Лохвицкого) была большая, с террасой и перед ней большая лужайка. Тютрюмовская была в 1875 году.

П.И. Рачковский. Это было одно убожество, и я удивляюсь губернатору. Сам он, впрочем, не жил, а только одна семья. Дача была большая и обнесена тыном. Кругом лес, рядом гора, и было страшно сыро. После Лохвицкого жили приютянки и страшно болели..

А.П. Кузнецова. Была у Тютрюмовых прекрасная аллея из рябин. На плотбище (местность, берег реки, где был заложен Успенский мужской общежительный монастырь – Авт.) ехать собирались дня за два, ехали на целый день и там варили обед. Ездили 1-2 раза в лето. Ездили дорогой мимо пещеры (скорее всего, Баджейской – Авт.) Ездили также в Солонцы.

П.И. Рачковский. Первый перевоз был в Березовке.

А.П. Кузнецова. Базайский перевоз был в баркасах. На даче вообще не жили, а только выезжали на день. Боялись бродяг, их кормили. Давали им заранее приготовленные рубахи и совершенно мирно с ними беседовали. Бродяги часто подробно рассказывали свои похождения. Один даже восемь раз бегал и перезнавал всю сибирскую администрацию.

Кузнецова Александра Петровна, дочь купца-золотопромышленника П.И. Кузнецова. Конец XIX - начало XX вв.

П.И. Рачковский. Жили только Куртуковы на своей даче.

Примечание В.А. Смирнова. В печатающейся книге Ватина «Город Минусинск» (стр. 385) помещен указ Енисейского губернского правления от 21 декабря 1859 года о запрещении сдавать участки городских выгонов под дачи, т.к. «ни одно из лиц, взявших в оброк участки красноярского городского выгона, не выполнило цели закона: ибо посадка в незначительном количестве одних только дерев здешнего происхождения, растущих повсеместно в изобилии, и посев летних цветов составляет исключительно для одних только этих лиц предмет роскоши». (В.А. Ватин. Село Минусинское. Исторический очерк. Минусинск. 1914). Очевидно, первые участки под дачи взяты были именно в 1859 году.

Протокол заседания 3 августа 1920 г

Присутствовали: В.П. Косованов, М.В. Красноженова, В.А. и Ц.И. Смирновы и А.Г. Юдина.

М.В. Красноженова читает доклад о мещанском быте по воспоминаниям ее матери (опубликован в рубрике «Былое» 24 мая), в частности, касающийся жилища и обстановки. Дополняется. Кровати у многих имели только декоративное значение и на них спали редко; обыкновенно только скидывали спальные принадлежности. Только девушки переставали спать вповалку, устраивались либо на лавках, либо на сундуках. Даже молодожены спали на кровати разве только первое время.

В.П. Косованов (1881-1938), известный сибирский геолог, библиограф и краевед

Протокол заседания 17 августа 1920 года

Присутствовали: М.В. Красноженова, М.И. Пальмин, А.Г. Попов, П.И. Рачковский, Е.П.Пассек, В.А. и Ц.И. Смирновы, А.Г. Юдина. Не было Косованова, Кузнецовой, Терских, Хейна.

Ц.И. Смирнова читает доклад о жизни местной аристократии в (18)67 – (18)70 годах (опубликован в рубрике «Былое» 6 июня).

П.И. Рачковский. Играли преимущественно в бостон. По поводу карточных драк и пития вспоминает для несколько позднейшего времени. Духовенство жило, как и все гражданские люди. У нас бывали вечера на Святках с маскированными, такая же карточная игра шла по несколько суток (как, например, покойный Шепетковский). Сестры мои бывали в Собрании, танцевали, может быть, наша семья представляла исключение, но танцы и приемы бывали у всех городских священников. И там собирались все открыто. Помню один интересный случай, были у нас маскированные. Пришел один новый приезжий и свободно зашел к нам. Помню его костюм – голубое домино, все обшитое пряниками, на голове венок. Всем он был незнаком, но, наконец, попросил разрешения познакомиться и предложил воспользоваться пряниками.

Играли в карты до того, что некоторые играли даже с компрессами на голове, освежая их на стоявшей рядом чашки со льдом. Относительно духовенства картина эта была общая (Троицкого, Климовского), но относительно вывоза дочерей их, я определенно не помню. Остальное духовенство не жило так открыто.

По поводу приглашения губернатора. Жил здесь М.К. Сидоров. Он был приглашен сюда Латкиным в качестве учителя. Латкины работали в крупной золотопромышленности. Не поставивши столбы, посылают нарочного (вероятно, Сидорова – Авт.) в Енисейск сделать заявку. На одном зимовье, сделав разведку, они стали пьянствовать и выпытали сведения у подошедшей партии. Немедленно же дали знать в Енисейск. На учителя в то время смотрели вообще как на лакея. Приходит к Сидорову Латкин и требует написать расписку на 3000 рублей, чтобы отчитаться от хозяина. Он написал подробно, за что получил деньги. Тот ему сказал «дурак» и записку разорвал. Но с этого времени он держал уже Латкина в руках и эксплуатировал его в своих целях. Прославился он тем, что: 1. Послал в С(анкт)-П(етербург) огурцы, выращенные на чистом воздухе в Туруханске, где он никогда и не работал, 2. Пожертвовал С(анкт)-П(етербургскому) уни(версите)ту несколько золотоносных площадей, а уже потом путешествовал по Югори и северу.

Губ(ернатор) Падалка жил по Благовещенской улице в одноэтажном доме (ныне дом Дегтярева), приглашает многих золотопромышленников карточкой с надписью на конверте «Прошу пожаловать обедать». Сидоров заметил конверт и послал одному еврею. Еврей не посмел ослушаться, но еврея впустили, а Сидорова посадили на две недели на гауптвахту. Пришли к нему раз ребята славить, он их и угостил молоком (еще не успели разговеться после поста – Авт.) с раннего утра. Был маскарад в Собрании. Явился один из Мясниковых в генеральской форме, а на голове ослиная (маска ?). Посадили его на гауптвахту.

А.Г. Попов. И(вана) К(ирилловича) (Кузнецова) я хорошо помню. Сидит он за воротами с расстегнутым воротом рубашки: «Куда идешь? Посиди со мной». Мы жили как раз рядом. У них были ручные медвежатки. Они часто залезали к нам на заплот и пугали мою бабушку, особенно по ночам, когда собиралась гроза. Мальчиками заходили мы к нему славить и нам всегда давали денег.

П.И. Рачковский. Между собой духовенство жило очень недружно, особенно когда появился Касьянов. Он старался забрать бразды правления в свои руки. От отца, будучи студентом, я получил письмо: в Благовещенской церкви был отец Иван Попов. Он часто приходил к отцу и беседовал. Касьянову хотелось во что бы то ни стало устроить протекцию отцу Евгению Угрюмову. На весь Благовещенский приход был всего один священник. Приход был бедный, и поддерживала священника только икона Иверской Божией матери. И вот ему садят другого священника. Кончилось тем, что Попову была запрещена служба и Угрюмов остался один. Тогда они написали письмо мне и просили сходить в Синод. Это возымело действие, была из Синода послана телеграмма о восстановлении Попова, а Угрюмова перевели в Покровскую. К Петру Попову (второму епископу) (после Никодима – Авт.) относились хорошо, но часто смеялись над ним и иногда завозили в далекие места и там оставляли.

Собрание 31 августа 1920 года

Присутствовали: М.В. Красноженова, А.П. Кузнецова, Е.П. Пассек, М.И. Пальмин, В.А. и Ц.И. Смирновы, Л.П. Терских и А.Г. Юдина – 8 человек.

Доклад Ц.И. Смирновой о «лучших людях общества». Играли очень азартно в стуколку, мушку и баранту, проигрывали даже золотые вещи с себя. Спокойными играми были ералаш (игра в карты без козырей – Авт.) и преферанс. Бывало и так, что гости играют напролет двое суток, а хозяева спят.

Игра в карты в с. Верхнее-Усинском Минусинского округа. Слева – Х.А. Курылев, чиновник по переселению. 1890-е

А.П. Кузнецова. Когда был председателем казенной палаты Политковский, все чиновники приезжали с подарками, кто брошь, кто сережки и т.д. А.П. Кузнецова обещала написать «Именины у Политковских» (опубликованы в рубрике «Былое» 29 апреля).

Л.П. Терских. Рассказывает, что обычай дарить никого не шокировал, и в полиции брали все. Шипилин был исправник, получал тысяч под 8 (?), и никого это не шокировало и даже об этом и не говорили. Велись даже книги сборов, и Падалка даже всегда ревизовал их, хотя был светлой личностью и человеком уважаемым. У нас в конторе прямо распределяли кому сколько и совершенно открыто. На приисках было все обложено. Знаменитый исправник Некрасов брал решительно все – и деньгами по числу рабочих и всякими товарами. Глазами так и водит, чтобы еще взять и на возражения управляющего возражал прямо: «Да ведь вы знаете, что всегда могу придраться». Это было в Томской губернии. А слетел он после проезда наследника в 1891 году по жалобе ямщика на утайку (денег ?).

И.М. Пальмин. Предлагает привлечь к участию в кружке И. Бутылкина, мещанина, возившего чай по тракту и могущего быть полезным.

Л.П. Терских. Среди мещан много было хлебопашцев, и, например, в одном нашем квартале было 5 таких. Здесь была особенность строить дома – небольшой 2-х - этажный дом и нижние окошки прямо на земле.

Ставровский Н.А. Деревянный дом по Большекачинской улице. 1910-е

М.И. Пальмин. Это дома древней постройки, как, например, дом Бобылева на Больше-Качинской улице (Марковского), а в (18)60-е годы стали строить уже больше.

Л.П. Терских. В (18)60-е годы уже не одобряли такие постройки и стали строить окна уже выше. Народу тогда мало было, и грибов и ягод хватало на всех. И шампиньоны не ели, все равно как конину. Грибов насаливали до 30 ведер. Кирпичный чай пили в то время все, а фамильный подавали только гостям. Пили только на Пасхе.

Ц.И. Смирнова. Шампиньоны, росшие на навозе, называли прямо поганью.

Л.П. Терских. Жаворонков не только пекли для себя, но и ставили их на крышу. Чтобы могли клевать птицы. Коптить стали только с приезда Берга-колбасника в 1864 - 18)65 годах, а до тех пор только вялили. Суеверие было страшно развито. Дьяволов и кикимор поминали постоянно. Надевать маску считалось большим грехом.

Ц.И. Смирнова. Насчет поведения девушек – разбирали строго. Перед свадьбой обязательно бывал девичник, так что все подруги помогали шить приданое. О Масленице. У масляных рядов (в районе реки Качи (современная ул. А. Лебедевой – Авт.) устраивал катушку лет 15 отец Геннадий Иванович Калинин. На Большой (улице), последние 3 – 4 дня Масленицы, было столько народу, что нельзя было переехать через улицу, и отец ездил за водой рано утром, иначе нельзя было попасть. А посреди улицы шествовала полиция и мановением руки поддерживала порядок. Обгонять друг друга позволяли себе немногие, и беспорядка почти никогда не было.

А.И. Хейн. Сапожник был только один в городе – Трофим Павлович Приютский.

Л.П. Терских. Прекрасный был врач Ловицкий, хороший сапожник был Люцек.

А.П. Кузнецова. По уезду за поляков выходили многие, а про их впечатления, когда они уходили из Сибири, рассказывала Сисина, к которой, в бытность в Польше, в вагоне, сразу стали относиться прекрасно, узнав, что она из Сибири. Население очень хорошо относилось к полякам. Некоторые, уехав отсюда, потом возвращались и оставались здесь.

Л.П. Терских. Помню здесь случаи расстрела поляков.

А.П. Кузнецова. До поляков все делалось по домам. Они стали приготовлять разные пирожные и разносили по квартирам на продажу. В Минусинском уезде раньше промыслов почти не было. Всякого рода сита, посуду и пр. уже поляки ввели в обиход.

Собрание 14 сентября 1920 года

Присутствовали: М.В. Красноженова, В.П. Косованов, А.П. Кузнецова, Е.П. Пассек, В.А. Смирнов, Ц.И. Смирнова, А.Г. Юдина, П.И. Рачковский. Отсутствовали Терских, Пальмин и Хейн.

Положение и поведение полиции

П.И. Рачковский. Когда я приехал сюда (в 1879 году) я застал здесь знаменитого полицмейстера Воронцова, какого свет не видал. Пьянствовал он страшно, их шайка была: прокурор Скрынников и вице-губернатор Заботкин. Их подвиги были описаны в одной из сибирских газет, где Скрынников фигурировал под именем Трехпрогонного, так как он умудрился сразу получить прогоны за поездку в три места. Врал Воронцов ужасно, об этом можно судить по такому примеру. Преосвященный Исаакий уважаемый всеми, будучи в тюремной церкви, поразился, как написана икона «Моление о чаше». На вопрос епископа, кто писал икону, Воронцов ответил: «Мой отец», и потом сам удивлялся, откуда у него эти слова взялись, потому что, никакой иконы отец его не писал. Заботкин его и спрашивает: «Откуда ты это взял?». «Да так, как-то вырвалось». Можно судить каковы были его доклады. Часто обязанности полицмейстера исполнял Степан Давыдович Вилькенский. Это был один из самых порядочных полицейских, каких я вообще знавал. Поступил на службу по полиции 16 лет (назад) еще при Падалке и пользовался в обществе хорошей репутацией. Позднее, при Савенкове, он был постоянным участником спектаклей.

Возвращаюсь к Воронцову. Это был отъявленный взяточник, правда, само правительство ставило их в такое положение, давая ничтожное жалование, но все - таки некоторые были скромнее, а Воронцов представлял нечто из ряда вон выходящее. И все равно, все, что он ни собирал, все пропил и прожил. Прочая полиция форменно грабила публику и наживалась решительно на всем: и на паспортах, и на евреях, и на прочем.

Вонаго Л.Ю. Здание отделения Государственного банка по Гостинской (Узенькой) улице в Красноярске. 12 июля 1907

Ц.И. Смирнова. Полицмейстер был принят в обществе (Вилькенский). Тогда как остальных полицейских, в обществе не принимали. Пришел как-то к тетке квартальный, она его дальше прихожей не пустила и громко спрашивает: «Чего ему там надо. Пусть убирается».

А.Г. Попов. Был грозный честный пристав Ермолаев. Ребята его страшно боялись, так как он, проезжая по городу, всегда отнимал у них и ломал змейки, чтобы не пугали лошадей. Но другая полиция очень наживалась. Особенно на кабаках. Не безгрешен был и губернатор Падалка, получивший, например, от неизвестного пирог с «начинкой» из серебряных ложек.

А.П. Кузнецова. У Шепетковских украли серебро (у Шепетковского Николая Александровича из амбара – Авт.). Заявили в полицию. Они сказали: «Дайте ложку на образец». Ну и образец исчез. Полиции давали постоянно, и это делалось регулярно.

А.Г. Попов. Отношение к полиции было отрицательное: считались они как заклейменные и из полиции на службу принимали мало. Делишки иногда были самые запятнанные, так как приходилось возиться с самыми подонками общества.

В.А. Смирнов. Ни тайной полиции, ни сыскной в то время не было, а жандармы составляли часть наружной полиции.

Ц.И. Смирнова. Жандармский Борк пользовался в обществе уважением, не так как позднейшие и не так, как полицмейстер.

А.П. Кузнецова. Когда уничтожили конных жандармов и правила инструкции изменились, (изменилось) и отношение к жандармскому, т.е. с конца (18)60-х годов, с Банина и Герасимова.

П.И. Рачковский. Уездная полиция была что - то ужасное. Были три брата Устюжанины. Один из них служил в полиции земским заседателем в Казачинском. По этому участку и ехать никому нельзя было, и население прямо пред ним трепетало. Другого после пожара в Енисейске (Енисейск сгорел в 1869 году – Авт.) сослали за похищение шкатулки. И такие как Устюжанины играли видную роль при Лохвицком, который Устюжанину предоставил все дела.

А.Г. Попов. Каждое убийство было сенсацией.

А.П. Кузнецова. В (18)60-е годы приблизительно, муж убил жену, и все бегали смотреть, и разговоров было без конца.

П.И. Рачковский. Картина вырисовывается так, что случаи убийства были единичными, и только с начала (18)80-х появилась шайка, наводившая ужас на весь город и окружающие деревни. Тогда начался и разбой по дороге (резали чаи).

А.П. Кузнецова. Но кражи все - таки бывали, у нас был караульный и собаки спускались. Собаки были почти у всех.

А.Г. Попов. Теребиловка (западная сторона Новобазарной площади, близкая к месту бывшего комбайнового завода – Авт.) потому и приобрела свое название, что там теребили, и там ходить по ночам боялись. Да и кражи были мелкие, и техника их была самая простая. Нагорная церковь (Троицкая кладбищенская церковь - Авт.) стояла почти без охраны.

Ц.И. Смирнова. Обязанности на пожаре были расписаны заранее и на ворота были прибиты дощечки с рисунками.

Протокол «Старого Красноярска». 25 ноября 1920 года

Присутствовали: М.В. Красноженова, А.П. Кузнецова, Е.П. Пассек, А.Г. Попов, В.А. Смирнов, Ц.И. Смирнова и приглашены С.И. Дараган (сотрудник городского музея – Авт.), И.С. Терентьев и Е.И. Рязанская.

С.И. Дараган читает доклад «Храм Благовещения» в г. Красноярске (Благовещенская церковь была заложена в 1804 году – Авт.).

А.П. Кузнецова. Когда строили дом Е.П. Кузнецовой на углу Большой и Благовещенского переулка (Кузнецова Евдокия Петровна построила себе дом в 1894 году – Авт.) и старые кузнецовские дома по Большой улице, находили очень много человеческих костей, хотя гробов и не было найдено.

С.И. Дараган. На заданный вопрос об особенностях стиля церкви Дараган заявил: дело в том, что стиль ампир в прежнем столетии был усвоен русской жизнью, что можно сказать, его типичные образцы находятся именно в России, и отличался он умением работать из дерева и по дереву, и в подмосковных дворцах есть вещи удивительного художественного достоинства. Весь иконостас нашей церкви из простого соснового леса лишь, подкрашенного под красное. С большим вкусом дана расцветка колон под старый мрамор. Так могли работать только 199 лет назад. Главное достоинство иконостаса - его архитектурная пропорциональность. Работы Хозяинова хотя и нельзя, конечно, назвать безукоризненными в смысле искусства, если их рассматривать со стороны рисунка, но они навеяны образцами итальянского светского письма и, так как эпоха являлась некоторым возрождением для нас, то более светская манера и отразилась в манере Хозяинова в красочности его икон. И там, где изображены события, взятые из русской истории, как, например, явление Александра Невского здесь, где образцов итальянских не было, выполнение значительно слабее.

Благовещенская церковь. 1930 г.

Притч утверждал, что иконостав 2-го храма старше был 3-го (деревянная церковь с таким же названием была построена еще в 1798 году – Авт.), но доказать это не мог, манера письма говорит скорее обратное. Католическое влияние сказывается в том, что нет уставности, свойственной иконам православного типа. Может быть поэтому, скорее всего, этот иконостас расписывали поляки или вообще иностранцы. А.И. Суриков (брат В.И. Сурикова – Авт.) показал одну икону Хозяинова и рекомендовал обратиться к родственникам Хозяинова – Варжаковским.

А.Г. Попов. Хозяинов жил в этом же переулке (Благовещенский переулок, сейчас 9 января - Авт.). Я слышал о нем в детстве. Дом, в котором он жил, я знал - на месте дома Варжаковских. Это была просто одноэтажная деревянная изба и позднее, еще до пожара, была сломана. Говорила бабушка, что он талантливый мастер-самородок по церковной живописи.

С.И. Дараган. Хозяинов был человек, воспитанный на эллинских обрядах, и стиль ампир был ему близок и понятен. Один из колоколов, самый тяжелый, по надписи судя, И.К. Кузнецова.

Медников Л.М. Попов А.Г., учитель, художник. 1920-е

Ц.И. Смирнова. Читает доклад о частных лотереях среди чиновников.

А.П. Кузнецова. Прежде ездили на Дальний Восток, пойдет в клуб, проиграется. И начинается подписка на выезд бедному юноше.

М.В. Красноженова. Читает доклад о славлении (опубликован 24 марта в рубрике «Былое»).

А.П. Кузнецова. Славление происходило между заутреней и обедней. Мы получали подойник с медными деньгами и так не выходили из прихожей, чтобы не пропустить славильщиков.

А.Г. Попов. Припоминает новые варианты ряцеек (стихи и пасхальные песенки – Авт.). Давали одну-две копейки, а где и пирог с мясом, и надо его тут же съесть. По 5 копеек давали только Кузнецовы. По 5-6 рублей зарабатывали наилучшие певцы.

9 марта 1921 года протокольная запись отсутствует.


Весь материал публикуется впервые.

Список источников:

  1. ГАКК (Государственный архив Красноярского края). Ф. 592. Оп. 2. Д. 196. Л. 51; Д. 57. Оп.1. Д. 120. Л. 1-5, 7об; Там же. Д. 170. Л. 22-22об; Д 32. Л. 15; Д. 66. Л.13, 16, 14 об.; Д. 26. Л. 10.
  2. Справочная книга для золотопромышленников, издаваемая Восточно-Сибирским отделом Русского технического общества. Вып. 2. Иркутск. 1871
  3. Заметки золотопромышленника В.Д. Скарятина. Ч. 1. СПб. 1862. С. 18.
  4. Г.Ф. Быконя, Е.В. Комлева, А.И. Погребняк. Енисейское купечество в лицах (XVIII – начало XХ в.). Новосибирск. Издательство Сибирского отделения Российской академии наук. 2012
  5. Протоиерей Василий Дмитриевич Касьянов. Из дневников 1870 – 1897 гг. Книга 2. Автор – составитель А.В. Броднева. Издательский дом «Восточная Сибирь». Красноярск. 2012
  6. Воспоминания Парфентьева Ивана Федоровича (1777 – 1898). Рукопись из фондов Красноярского краевого краеведческого музея. Под ред. Комаровой Т.С. ООО «Издательство Поликор». Красноярск. 2016
  7. Василий Иванович Суриков. Письма. Воспоминания о художнике. Сост. и комм. Н.А. и З.А. Радзимовских. «Искусство». Ленинград. 1977

Автор: Тамара Семеновна Комарова, старший научный сотрудник отдела истории Красноярского краевого краеведческого музея

Фото: Красноярский краевой краеведческий музей