Валентина Ярошевская. С музеем по жизни
75 лет – это возраст, достойный уважения. Вдвойне достоин уважения человек, не просто проживший три четверти века, а отдавший больше четырёх десятков лет работе в одном учреждении. Рассказываем о женщине, делом жизни которой стал Красноярский краеведческий музей.
Это Валентина Михайловна Ярошевская. Её имя известно всем в профессиональной среде не только в крае, но и в России. Это авторитетнейшая руководитель государственного учреждения, объединившая под своим крылом свыше 150 непростых творческих личностей, и в итоге создавшая в крае, не побоюсь этого выражения, музейную империю. Лёгок или тернист был этот путь? Пожалуй, обе характеристики подходят. Сначала тернист, потом лёгок; и всё сначала. Так, беря вершину за вершиной, Валентина Ярошевская двигалась по жизни рука об руку с музеем.
Они познакомились ярким солнечным утром 1974 года. Она была молода и целеустремлённа, приехала покорять красноярский комсомол после окончания Высшей комсомольской школы в Москве. Остановилась в гостинице «Огни Енисея», вышла прогуляться и встретила его. Он был уже не молод, но по-прежнему хорош собой. Строгий, но яркий и привлекательный. Ему очень шёл его терракотовый цвет и фрески в египетском стиле. Привлечённая внешностью, Валентина вошла внутрь и … никакой любви с первого взгляда. Избалованная московскими культурными изысками, не клюнула ни на мамонта, ни на уютных бабулек-смотрительниц в шалях. И ушла. Окунулась в дела крайкома комсомола, где её очень ждали.
Ждать было кого. Умная, серьёзная, уверенная в себе активистка. Родившаяся в деревне Ивантеевка Саратовской области в 1949 году; воспитанная религиозной бабушкой; в силу своего характера не верившая ни в Бога, ни в чёрта, но до поры верившая в советскую власть; прошла все предлагаемые общественные организации – была октябрёнком, пионеркой, комсомолкой. Пока ничего необычного. Окончив школу с отличием, поступила с огромным конкурсом в Саратовский институт на филологический факультет. Правда обстоятельства потом сложились так, что Валя перевелась на заочное отделение и вернулась в Ивантеевку. Там устроилась на работу в райком комсомола, дорожка в который была проложена ещё со школы. Так прошли несколько лет, пока Валентина не осознала, что это дело освоено, понято, а потому – уже не так интересно. Она была готова двигаться дальше. По счастливому стечению обстоятельств в 1969 году в Москве открылась Высшая комсомольская школа, готовящая кадры для работы в комсомольских организациях. Это высшее учебное заведение набирало слушателей, имевших среднее и высшее образование и опыт работы в комсомольских организациях, на обучение по двум специальностям: «история и коммунистическое воспитание», и «комсомольская работа». Валя Болотина подходила по требованиям идеально. Но руководство райкома партии не хотело отпускать хорошего работника и не подписало рекомендацию, что было обязательным требованием. Возможность попасть в первый набор была упущена. Валентина вернулась на прежнюю работу, и работала с прежней самоотдачей, хотя, что и говорить, настроение было уже не таким. Это замечали окружающие, и обком комсомола тоже. Поэтому, когда через год начался приём документов, они направили пакет документов Валентины без её ведома. А уже когда пришло приглашение в Москву на вступительные экзамены, сообщили ей. Не сложно догадаться, что и экзамены, и собеседование были пройдены отлично; и осенью девчушка из Ивантеевки с пламенным мотором в груди приехала в Москву.
Это был другой мир. Окружение – золотая молодёжь, лучшие представители комсомольского актива со всего Советского Союза. Преподаватели – профессура лучших вузов страны. Условия жизни – студенческий городок в части усадебного парка бывшей усадьбы Шереметевых Кусково на востоке столицы, с бассейном, теннисным кортом и прочими почти что сказочными условиями. Подобно львице, Валентина заняла главенствующее положение среди других лидеров благодаря имеющемуся опыту работы. Знаниями и способностями завоевала авторитет среди преподавателей. Профессор Ю.Н. Афанасьев, ставший впоследствии ректором РГГУ, выходя перекурить на экзаменах, доверял Валентине принимать экзамен у сокурсников. Согласитесь, впечатляет.
Четыре года обучения подходили к концу. Самое время было определяться с местом работы. Ждала родная Саратовская область, но Валентина не хотела ехать в аграрный край. Внутренний максималист требовал гущи событий. Ясное дело, эпицентром таковых на тот момент была Сибирь, Красноярский край, который был подобен одной большой стройке. Туда стекались комсомольские строительные отряды со всего Союза, и порой не находилось места принять желающих. Да и друзья, выпустившиеся годом раньше, обосновавшись в Красноярске, звали к себе.
С 1974 по 1980 гг. Валентина работала в краевом комитете комсомола. Сначала инструктором отдела пропаганды, культуры и массовой работы, потом инструктором отдела учащейся молодёжи. По работе Валентина успевала делать многое, но с годами стала ощущать, что вновь охладела к тому, чем занималась. То, что было интересно 25-летней активистке, 30-летней молодой женщине стало казаться скучным и ненужным. Последней каплей стало задание написать отчёт о работе комсомола края с октябрятами. И она приняла решение об уходе. Оставаться и тратить каждый день на бюрократию казалось бессмыслицей. Да и крайком уже не казался местом, где работала передовая молодёжь. Валентина ощущала начинающийся застой во взглядах и подходах к организации работы. Забегая вперёд отметим, что её чуткость не притупится, а напротив, наберёт силу.
Узнав о принятом Валентиной решении, коллеги пытались её отговорить. Поступило предложение на работу в партийных органах, но все они были отвергнуты. И вот здесь сработали связи: от подруги, знакомой по Высшей комсомольской школе, она узнала, что в Красноярском краевом музее освобождается пост директора. И хотя место не так уж её привлекало, памятуя об увиденном ранее, она всё же решила попробовать и пришла на собеседование в управление культуры крайисполкома, завершившееся в её пользу. 29 октября 1980 года, в день рождения комсомола, Валентина Михайловна Ярошевская вновь вошла в музей, но теперь на правах хозяйки.
Будет несправедливо говорить, что Валентина Михайловна создала музей с нуля. Нет, музей на тот момент включал в себя несколько филиалов в городе и за исключением краеведческого музея с разноплановой экспозицией, все они отражали ленинскую тематику. Собственно, это было одним из главных объяснений тому, что план по посещению всегда выполнялся, ведь стройные ряды пионеров, комсомольцев, студентов, туристов направлялись по ленинским местам. Но, несмотря на это, чутьё подсказывало Валентине Михайловне, что старая экспозиция уже исчерпала своё, а музейные филиалы с ленинской тематикой – дань традициям, а не действительно привлекательные культурные объекты.
Со всей своей кипучей энергией и жаждой действовать Валентина Михайловна Ярошевская взялась за работу. В прямом смысле слова срывала шторы в тесных, тёмных кабинетах научных сотрудников, заставила разобрать завалы из книг, скопившихся предметов, так и не ставших экспонатами, расчистила пространство, чтобы легче дышалось и лучше работалось. Начав с таких, казалось бы, вовсе не директорских задач, стала двигаться дальше. Освежила экспозиции в ленинских филиалах, не отказываясь полностью от «главной темы».
В 1986 году музей работал над подготовкой крупной выставки в Мемориальном музее В.И. Ленина, бывшей усадьбе Г.В. Юдина, в чьей библиотеке занимался сосланный Владимир Ильич. Выставка «Старый Красноярск» открылась 12 февраля 1987 года, и имела ошеломительный успех.
На перемещённом к строящемуся филиалу Центрального музея В.И. Ленина пароходе «Св. Николай», встретившем на своём борту и цесаревича Николая, и В.И. Ульянова, был освобождён от гор хлама трюм, и оформлены выставки (1986 г.).
В Доме-музее П.А. Красикова, соратника В.И. Ленина, проводились работы по полной смене экспозиции в течение 1987 и части 1988 годов. Открытие состоялось 19 августа 1988 года.
В Музее-конспиративной квартире РСДРП в 1987 году провели реэкспозицию. Не обошли стороной и Дом-музей В.И. Ленина, созданный в доме, принадлежавшем К.Г. Поповой, где проживал В.И. Ленин, направлявшийся в ссылку в Шушенское. В 1987 году также была проведена реставрация. Впоследствии от последних двух филиалов Валентина Михайловна отказалась.
Шесть лет, с самого прихода в музей в 1980 году, Валентина Михайловна вынашивала главную идею: изменить устаревшую экспозицию в главном здании музея. Задача невероятных масштабов. Давайте обозначим лишь основные направления. Первый пункт и самый важный – финансирование. Во все времена и в любом деле это вопрос стартовый. В советской плановой экономике самым главным было попасть в сводки краевого планового отдела. Хотя бы одной ногой! Если выделялись хотя бы какие-то государственные деньги, это гарантировало, что все работы будут доведены до конца и профинансированы. Самое главное в этом деле было убедить власти, что городу и краю действительно требуется новый музей. А они так не считали. «У тебя есть толстые стены и электричество! Что ещё тебе надо?» - утрированно, но отражает главную суть их мнения. Постепенно, не мытьём, так катаньем В.М. Ярошевская смогла пробить стену непонимания. Её направили в крайплан, и там ждал новый удар: выяснилось, что для включения в лимиты на проектирование необходимо согласие Красноярскгражданпроекта – единственной на тот момент организации, которая занималась проектированием. И всё бы ничего, но план, утверждающий проектирование на будущий год, мог быть подписан в ту самую минуту! Не владея собой, Валентина Ярошевская выскочила на проезжую часть, благо вскоре остановился неравнодушный водитель и спросил, чем помочь. Видя состояние молодой женщины, решил довезти её на правый берег к самому Красноярскгражданпроекту. В кабинет руководителя Зубковского Евгения Антоновича Валентина Михайловна «вползла» на коленях. Представьте себе эту картину – драматизм достойный кино! Получив одобрение, она пулей летела в крайплан. Прошёл всего один день, а главная победа, решившая судьбу музея, была одержана.
Пункт второй – организационный. Прежде чем приступать к реконструкции здания, нужно было решить вопрос с хранением экспонатов: во-первых, освободить хранилище, во-вторых, разобрать экспозицию. Все экспонаты, а их на тот момент только в основном фонде насчитывалось порядка 280 тысяч, нужно было куда-то переместить. Имеющихся ныне хранилищ ещё не существовало. В результате удалось найти помещение на ул. Карла Маркса, где незадолго до этого хранились экспонаты строящегося филиала Центрального музея В.И. Ленина. Туда были перевезены естественно-научные коллекции. Остальные же экспонаты ждали своей очереди и обрели новый «дом» в 1989 году, когда был построен ныне действующий административный корпус.
Третий пункт – хозяйственный. За время вынужденного простоя между освобождением здания и началом строительства почти рухнули все инженерные сети. До прихода строителей было необходимо модернизировать систему, чтобы к началу строительства эти вопросы уже были решены.
Ну и, наконец, освобождая здание для ремонта, нужно было куда-то перевести сотрудников. На тот момент их было ни много ни мало, 83 человека. В итоге в 1987 году музей закрылся на реконструкцию. К 1989 году позади музея было возведено новое здание, где разместились фондохранилища и кабинеты научных сотрудников. Любопытно, что Валентина Михайловна оставалась в старом здании одна до тех пор, пока не начался ремонт, выполняла данное себе обещание.
И вроде всё шло своим чередом: научные сотрудники вели работу по каталогизации экспонатов, отбору предметов для новой экспозиции, делали выставки на филиалах. Администрация решала организационные и строительные вопросы, оформляла и получала соответствующие разрешения. Пока не столкнулись с очередным препятствием. Конечно, речь идёт о распаде СССР. В пору рассуждать о карме музея: строительство здания, начатое в 1914 году, было прервано началом Первой мировой войны. Потом революция, затем гражданская война. Только в 1929, спустя 15 лет, в музей стали перевозить экспонаты. И вот снова – закрылись на реконструкцию, перестало существовать государство, финансировавшее работы.
Руководству нужно было искать выход. Валентина Михайловна, будучи директором государственного учреждения культуры, по сути стала бизнесменом. Цокольный и первый этажи здания были сданы в аренду. В музее торговали постельным бельём, снимал помещение Азиатско-Тихоокеанский банк, но это не давало существенной прибыли. Потом «заехал» автосалон. На вырученные от аренды деньги обновилась та самая вышеупомянутая канализация.
Проходили год за годом. Ремонт продвигался медленно, но верно. А когда он был закончен, настало время творить. За дело взялись музеяне, и в короткие сроки наполнили экспозицию экспонатами.
Торжественное открытие состоялось 22 марта 2001 года. За пару дней до этого поздно вечером Валентина Михайловна сидела на ступеньках между цокольным и первым этажами и ждала электрика, который подключил бы музей к сети… На следующий день музей должен был пройти обряд освящения, и негоже было встречать высокого гостя потёмками. И именно в этот момент, сидя в темноте и тишине, она осознала, какого невероятного, немыслимого масштаба работы были проведены… Да, прошло без малого 15 лет, но музей преобразился до неузнаваемости.
Открытие музея было важно для многих. Само собой, для каждого работника музея, и того, кто приложил руку к созданию экспозиции, и того, кто только приступал к её изучению. Особо важно для В.М. Ярошевской, которая, по сути, одна знала, каких сил всё это ей стоило. А ещё это событие было важно для музейного сообщества страны. И это не преувеличение. Красноярский краевой краеведческий музей стал вторым музеем, открывшимся с новой экспозицией в новой (постсоветской) России. Чуть раньше открылся Государственный исторический музей, что красуется на Красной площади нашей столицы. Но подходы к созданию его экспозиции были традиционными, все залы и этажи выполнены в едином архитектурном решении. Валентина Михайловна побывала на открытии и вернулась в полной уверенности, что наш музей лучше. Каждый из разделов экспозиции был полноценным завершённым произведением, со своим стилем и интерьером, прекрасно складывающимся в общую историческую канву. Мы могли бы сослаться на классическую поговорку и припомнить рубашку, что ближе к телу, если бы не множественные одобрения со стороны музейного сообщества России и зарубежных коллег. В Красноярске побывали представители, пожалуй, всех крупных музеев и многие, если не все, уезжали с ноткой белой зависти. Чтобы не быть голословными, отметим, что музей стал победителем в российских конкурсах «Окно в Россию» (2001), «Туристический Олимп» (2003), «100 лучших товаров России (2005).
Остановилась ли Валентина Михайловна на этом? Само собой, нет. Параллельно с реконструкцией музея, в 1996 году по инициативе В.П. Астафьева был открыт Литературный музей. После смерти Виктора Петровича в его доме в с. Овсянка в 2002 году был открыт Дом-музей писателя, а в 2004 при личной финансовой поддержке губернатора Красноярского края А.Г. Хлопонина в Овсянке открылся Музей повести «Последний поклон».
В 2014 году после двухлетней работы над реэкспозицией был вновь открыт Литературный музей. В этом же году, после долгого перерыва, опять же связанного с отсутствием средств на реконструкцию, для посетителей распахнул двери Музей-усадьба Г.В. Юдина. Во флигеле усадьбы находится Библиотека музеев России. Она создана по решению Союза музеев России и в ней представлены новинки печатной продукции музеев нашей страны. По сей день продолжает работу Пароход-музей «Св. Николай». Уже несколько раз музейные работники спасали его от капризных вод Енисея, по которым он бегал раньше. В остальном же старичок продолжает размещать в своих стенах выставки и даёт возможность посетителям покрутить штурвал, ударить в рынду и погудеть.
В 2006 году музей обзавёлся новым помещением на ул. Калинина. Там работает естественнонаучный отдел, располагаются хранилища и склад оборудования. В 2015 году музей передал здание, где располагался Дом-музей П.А. Красикова общественной организации «Ладанка» (Красноярской епархии), претендовавшей на него из-за первого владельца усадьбы – протоиерея Красноярского Богородице-Рождественского кафедрального собора В.Д. Касьянова, приходившегося дедом Петру Ананьевичу Красикову. В марте 2023 года 5-летний день рождения отметил Музей истории финансовой системы Енисейской губернии – Красноярского края, созданный сотрудниками КККМ по инициативе и при поддержке Министерства финансов края.
В мае 2024 года в составе музея появился ещё один новичок — Национальный центр В.П. Астафьева. Проект, которому Валентина Михайловна уделяла огромное внимание. По сути, это её очередное детище, которое она создала исключительно благодаря собственным волевым качествам. Можно с уверенностью сказать, что так, как Валентина Михайловна любит Виктора Петровича и его творчество, его не любит больше никто. Столько, сколько она сделала для увековечивания его памяти и продвижения его наследия в массы, не сделал и, наверное, не сделает ни один человек.
Хочется надеяться, что читателю удалось составить хотя бы приблизительное представление о вкладе Валентины Михайловны в развитие культуры Красноярского края. Приблизительное, потому что наивно полагать, что 44 года работы можно описать на 6-7 страницах. В.М. Ярошевская – пассионарий до мозга костей. Такие люди способны менять пространство и реальность вокруг себя. Она сильнейший лидер. Не всеобщая любимица, и сама это прекрасно понимает. Она живёт музеем и ради него. Он в свою очередь даёт ей силы на новые дела. Так и шагают они по жизни: уже не молодая, но по-прежнему целеустремлённая она, возмужавший и всё такой же прекрасный в своём терракотовом костюме он.
Автор: Екатерина Борисенко, заведующая Мемориальным комплексом В.П. Астафьева, кандидат исторических наук.
Источники:
- Интервью Е.А. Борисенко с В.М. Ярошевской. Из личного архива. Февраль 2023.
- Научный архив КККМ. Оп. 01. Д. 691. ЛЛ. 46-47.
Литература:
- Высшая комсомольская школа // Большая советская энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия. 1969-1978. С.551.
- История музея // Красноярский краевой краеведческий музей [Электронный ресурс]. Режим доступа: История музея - Красноярский краевой краеведческий музей (kkkm.ru)
- Карнаухов Л. Музейные ночи Валентины Ярошевской // Первый ряд. 2005. №38 (1 декабря). С.7.
- Красноярский краевой краеведческий музей. Путеводитель по музею. – Красноярск, 2019. 83 с.