Дневник экспедиции сотрудников Красноярского краеведческого музея в Даурский район. Часть 3.
Мы начинаем публикацию дневника работы даурской историко-этнографической экспедиции, работавшей в Даурском районе с 9 июля по 10 августа 1962 г. В экспедиции участвовали сотрудники нашего музея Гусева Н.Г. и Золотарева А.Т. На страницах дневника не только подробно описаны действия участников экспедиции, но и дано описание деревень и сел, которые посетили сотрудники музея. Даурский район как административная единица просуществовал с 1935 по 1962 г. После возведения Красноярской ГЭС большая часть населенных пунктов Даурского района оказалось затопленной. По этой причине 27 июня 1962 г. было принято решение об упразднении района, а его территория вошла в состав Балахтинского района.
21 июля 1962 г.
В д. Потапово побеседовали с хозяином дома, где мы остановились, Цапко Алексеем Кузмичем, и пошли знакомиться с селом и населением.
Деревня Потапово когда-то до революции была большой. В ней было домов 150. Сейчас это небольшая деревушка, состоящая примерно из 30 дворов, из них 7 домов уже пустуют. Деревня стоит на берегу Енисея перпендикулярно к нему. Имеется одна главная улица, и на задах этой улицы имеются еще дома. Рядом с деревней протекает речка Жулгет. В селе живет много переселенцев из Могилевской, Минской и Черниговской губернии. В селе находится 2-ая бригада фермы № 5 Огурского совхоза. По преданию деревня называется Потапово по фамилии первого переселенца Потапова (в других по имени первого поселенца Потапа).
Побеседовали со старожилом д. Потапово Атрашкевич Максимом Семеновичем 1892 г. рождения. Записали сведения о деревни, об организации колхоза.
После этого об организации колхоза в деревне Потапово подробно нам рассказал один из первых колхозников и председателей колхоза «Красноярский рабочий» (потом им. Маленкова и, наконец, им. Чапаева) Лященко Семена Антоновича, 1901 г. рождения. У избача села Лященко Владимира Семеновича получили сведения о культуре села.
После окончания работы в д. Потапово выехали в с. Ермолаево. Оставили в ермолаевском с/с собранные экспонаты и поехали в с. Смоленка.
По приезде в Смоленку пришли в контору фермы № 4 Огурского совхоза (Жултчетская ферма).
В конторе у главного бухгалтера Зубакова Фёдора Ивановича взяли годовые отчеты колхоза (им. Хрущева) им. Кирова и протоколы общих собраний колхозников. Отобрали нужные нам материалы. Бухгалтер нам их не отдал, т.к. нужно согласовать с управляющим фермой. У Зубкова взяли списки старожилов, первых колхозников и участников ВО войны с. Смоленки и Жулгет.
© Школа в деревне Потапово / Красноярский краевой краеведческий музей
22 июля 1962 г. Воскресение
Встали в 7 ч. утра. После завтрака пошли к старожилам с. Смоленки, на месте оказался один из них Насковец Иван Тимофеевич. Записали его рассказ о приезде переселенцев из Белоруссии в с. Смоленку, о быте старой дореволюционной деревни. Беседа длилась 2 часа. После этого пошли к одному из первых колхозников с. Смоленки Апанович Афанасию Афанасьевичу. Он рассказал об организации колхоза в д. Смоленки «Таежный», о его реорганизации. Жена Апанович А.А. дополнила рассказ мужа сведениями о жизни колхоза и колхозников в годы ВО войны. Губич Якова Яковлевича, к которому мы пошли от Апанович А.А., не было дома, уехал на сенокос. Побеседовали с его женой, награжденной медалью материнства. Из её рассказа узнали о помощи, которую оказывает государство ей, многодетной матери. Договорились с нею о встрече с Губич Я.Я. вечером после работы. Попросили предупредить его о нашем приходе.Жена Губич Я.Я. дала адрес одной из рукодельниц села, имеющей много домотканых и старинных вещей. Вещи осмотрены нами, они представлены полотенцами, скатертями, дерюгами домоткаными и холщовыми с интересными вышивками и расцветками украинских мотивов. Хозяйка вещей Шатко Ирина – переселенка с Украины, поэтому вышивка и рисунки напоминают искусство мастериц Украины. Взяли у неё для музея свитку женскую шерстяную домотканую; такие свитки носили женщины – переселенки в Сибири по праздникам. Фасон свитки «с усиками», по словам хозяйки, (с фалдами - складками). Она же передала в дар музею рядно, служившее до революции покрывалом на крестьянских кроватях.
При беседе с Шатко И. присутствовал её муж Шатко Иван Иванович, который оказался участником ВО войны. За работу на трудовом фронте в Карело-Финской АССР, куда его направили после ранения, он награжден грамотой названной республики. Грамоту взяли для возможного экспонирования.
Заканчивая полевую опись на вещи, полученные от супругов Шатко, мы были приглашены в машину, следовавшую в д. Кижарт (машину послал управляющий фермой за нами по договоренности на 3 ч., пришла же она в 1 ч.). работа поэтому в Смоленке не закончена, т.к. выехали в д. Кижарт.
© Магазин в деревне Потапово Даурского района / Красноярский краевой краеведческий музей
Деревня Кижарт
Машина остановилась у дома старожила д. Кижарт Катаева Василия Ивановича, который оказался и одним из первых колхозников в деревне. Рассказ его был очень интересным и содержательным. Василий Иванович рассказал о приезде в д. Кижарт, о батрачестве у местных богатеев – кулаков, где пришлось ему 20-летнему парню работать несколько лет, чтобы прокормить себя и своих престарелых родителей. Рассказал о причинах, послуживших переезду многих переселенцев в Сибирь, как осуществлялся переезд и т.д. Из его рассказа узнали о преданиях стариков, о названии окрестных сел, в том числе и названии Кижарт.
Не менее интересным был его рассказ об организации колхоза в их деревне. Колхоз, образованный в 1930 г., получил название первоначально «Таёжный», затем …
По окончании беседы с Катаевым В.И. разыскали Васильева Якова Лаврентьевича.
Записали его рассказ о старом селе, его основании и создании в Кижарте колхоза. Рассказ Якова Лаврентьевича дополнялся время от времени его женой и зятем, присутствовавших при беседе.
У жены Васильева Я.Л. есть домотканые полотенца и скатерть. Осмотрели их, но передать музею полотенце гр. Васильева отказалась, а скатерть не представляла интереса для музея.
Беседовали с учительницей Малюбиной Полиной Васильевной по культуре современного Кижарта. Выяснено, что библиотек личных нет ни у кого (кроме учителей), деревня радиофицирована, но радио сейчас нет, (с мая месяца), электричество есть. В избе – читальне есть библиотека и демонстрируются кинофильмы приезжающим киномехаником.
Посещение Слобко Алексея Федоровича не дало результатов, т.к. ни днем, ни вечером его дома не оказалось.
Описание и планировка деревни Кижарт
Деревня расположена по течению небольшой речки Кижарт, по названию которой названа деревня. По рассказам старожилов, колхозников деревни, она основана во 2-ой половине XIX века. В 1915-1917, по рассказу и воспоминаниям старожила Васильева Якова Лаврентьевича, в деревни было около 70 домов.
Расположена в котловине, со всех сторон окружена предгорьями Саян, покрытыми лесом с преобладанием хвойных пород. Наличие леса накладывало до революции свой отпечаток на развитие промыслов и занятия здешнего населения: смолокурение, заготовка леса и дров, охота на соболя, белку, колонка, рябчиков и др. промысловых зверей и птиц.
Деревня состоит из одной улицы, вытянутой вдоль речки, то удаляющейся, то вплотную приближающейся к домам. Несколько домов стоят особняком за деревней.
Дома типичные, сибирские с двух и четырехскатными крышами. Резьба встречается редко. Наиболее интересный наличник снят с дома Полёнок Василия Ивановича.
Ворота в большинстве сколочены из отдельных стволов березы средней величины. Изредка встречаются крытые ворота. Строения построек и домов следующие: большинство домов имеют сени, вход из которых ведет в большую кухню, из которой 2 окна выходят во двор и два на улицу. Из кухни дверь ведет в комнату, меньшего размера. В большинстве домов есть полати, в некоторых сняты. Распространена окраска внутрии домов, преимущественно синего цвета.
Обстановка: в кухне стол в углу или простенках. В некоторых домах столы застланы клеёнками, в других – скатертями. В правом углу находятся божницы с иконами, чаще одной, украшенной вышитыми полотенцами. В некоторых домах божница или святой угол находятся в левом углу.
Около стола стоят лавки простые, без окраски. Есть табуретки или стулья. Печи в основном глинобитные, сложенные лет 50-70 назад во времена отсутствия кирпичей. По словам старожилов, печи эти очень прочные и могут стоять века.
В убранстве комнат старое тесно уживается с новым: домотканые половики, полотенца, иконы и р/продуктеры, тюлевые занавески, ситцевые шторы. Стены украшены, вернее оклеены картинками из газет и журналов. Население – потомки переселенцев из Белоруссии, Украины, с Урала. Гостеприимны и вежливы. В деревне есть школа (начальная). Два учителя (супруги Малютины), учащихся в школе – 20 человек в 1962 г.
Дворы типичные сибирские с непременными дровяниками (в каждом дворе много березовых дров, распиленных и расколотых, аккуратно сложенных). Рядом с дровяником стайки для коровы и свиней. Двор от стаек отгорожен не всегда. Садов и цветов нет даже около школы.
Схема
В деревне есть конюшня, расположенная по улице, молокоприемный пункт. Адм. лицо – бригадир, в распоряжении которого всё хозяйство деревни. Для нужд членов совхоза есть машина.
© Село Жулгет Даурского района / Красноярский краевой краеведческий музей
23 июля 1962 г.
В 7 час утра выехали в с. Жулгет, где живет кавалер Ордена Отечественной войны и бригада коммунистического труда птицефермы деревни Жулгет.
Жулгет – небольшое село, состоящее из 47 дворов. В селе есть сельсовет, 8-летняя школа, библиотека, больница, село радиофицировано. Есть электричество. Около села протекает речка Жулгет, откуда и произошло название села. По словам старожилов, село возникло в 1931 г. В селе находится птицеферма, где работает бригада коммунистического труда.
В Жулгете зашли к кавалеру Ордена Отечественной войны директору жулгетской школы Васильеву П.Я. Записали сведения о нем как участнике ВО войны. Взяли у него для музея его фронтовую ложку с вилкой, чайную ложку, нитки, иголки, гимнастерку и орденскую книжку, несколько фотографий. Ордена и гвардейский значок брать не стали. Если нужно будет для экспозиции, то договорились, что напишем письмо и он нам вышлет.
После этого пошли на птицеферму, где осмотрели её, побеседовали с птичницами. К сожалению, ст. птичницы Король Веры на месте не оказалось. Они уехала в Красноярск на первый краевой съезд женщин и еще не вернулась. На птицеферме взяли для музея лозунг бригады коммунистического труда, дневник и диплом, выданный Даурским райсоветом бригаде как участнику районной сельхозвыставки.
Из Жулгета пешком вернулись в с. Смоленку, т.к. не было попутного транспорта.
В с. Смоленке посетили старожила села Жуковского Григория Иосифовича. Записалиего рассказ о приезде в село, о старой Смоленке, о происхождении названия, о занятости населения до революции. Заходили два раза в контору к главному бухгалтеру, который нам обещал привести из Жилгета договор колхоза с МТС и поискать старый устав с/хозартели. Зашли в контору в 8 час вечера. Она уже была закрыта. Но он еще не приезжал.
Заходили к зав. клубом Афанович Тамаре Михайловне и зав. начальной школы с. Смоленки Долгову Николаю Ефимовичу. По их рассказам записали сведения о культуре села. Еще раз заходили к участнику ВО войны Губич Яву Яковлевичу. Его, как и позавчера, снова не оказалось дома.
Описание с. Смоленки
Село Смоленко расположено от села Даурского на расстоянии 17 км. По течению реки Жулгет. Основано село, по рассказам старожилов в конце XIX столетия. В 1896 г., по рассказу старожила Жуковского, по их приезде в село здесь домов и населения еще не было. Село названо якобы по иконе смоленской Богородицы, с которой через 5 лет после основания села поп приезжал служить молебен в село.
Село состоит из 120 дворов. В основном имеется одна главная улица. С одного конца улицы на задах находятся две небольшие улицы: с одной и другой стороны. Окружает деревню лес, около деревни кустарники и березы, а подальше тайга.
Деревня состоит из старых изб. Некоторые были построены как времянки и стоят до сих пор. Другие построены позднее. Многие дома имеют прирубленные сени, которые большие и не имеют потолка. Это отличие от других деревень. В избах палати, русские печи, лавки вдоль стен. Около лавок стол. Стены в большинстве домов крашеные и потолок тоже.
Во дворе навесы, дани, стайки для скота. Изгороди из жердей, ворота чаще всего тоже.
В селе имеется ферма крупного рогатого скота и свиноферма.
Имеется контора фермы № 4 Огурского совхоза. Управляющий фермой Губин Михаил Семенович.
Продолжение следует...
© Улица села Жулгет Даурского района / Красноярский краевой краеведческий музей
Автор: научный сотрудник отдела истории Михаил Новоселов