Дневник экспедиции сотрудников Красноярского краеведческого музея в Даурский район. Часть 8.
Дневник экспедиции сотрудников Красноярского краеведческого музея в Даурский район. Часть 8.
Мы продолжаем публикацию дневника работы даурской историко-этнографической экспедиции, работавшей в Даурском районе с 9 июля по 10 августа 1962 г. В экспедиции участвовали сотрудники нашего музея Гусева Н.Г. и Золотарева А.Т. На страницах дневника не только подробно описаны действия участников экспедиции, но и дано описание деревень и сел, которые посетили сотрудники музея. Даурский район как административная единица просуществовал с 1935 по 1962 г. После возведения Красноярской ГЭС большая часть населенных пунктов Даурского района оказалось затопленной. По этой причине 27 июня 1962 г. было принято решение об упразднении района, а его территория вошла в состав Балахтинского района.
3 августа 1962 г.
Утром уехали из д. Коряково в Шихобаиху. Подъехали прямо к почте, выгрузили экспонаты и решили отправить в Красноярск их.
Сходили в магазин, купили материал, достали ниток, которых в магазине не было. Пришли снова на почту, сшили мешок, уложили туда экспонаты и отправили посылкой. Т.к. экспонатов оказалось очень много, то часть экспонатов отправили бандеролью. Отправка экспонатов заняла много времени.
Когда экспонаты были отправлены, побеседовали с жительницами деревни.
Деревня Шихобаиха является рабочим поселком. Здесь живут рабочие лесозаготовительного пункта Даурского ЛПХ, которые заготавливают лес и сплавляют его по р. Сисим в Енисей. Поселок построен недавно, в 1955 году. Дома поселковые двухквартирные и 4-х квартирные, с палисадниками и приусадебными участками. Всего в поселке около 45 домов. В поселке имеется клуб, при нем библиотека, начальная школа, медпункт. В поселке есть радио, электричество. Имеется почта. Поселок относится к сисимскому с/ совету.
Назван поселок Шихобаихой по названию протекающей мимо речки Шихобаихи, которая названа, по словам старожилов д. Коряково, по имени бая, жившего здесь в давние времена.
Около поселка возвышаются отроги Саян, поросшие лесом, называемые местным населением горами Шихобайка и Мельничная.
Закончив дела в Шихобаихе, в 1 час дня отправились пешком в с. Сисим. Придя в село, разыскали с / совет, который оказался на другом конце села. Но в с/совете никого не оказалось. Сказали, что председатель с/совета на покосе. Хотели сходить к бригадиру бригады № 2 фермы № 8 Огурского совхоза, но сказали, что здесь никакой конторы нет и бригадир в поле и вернется поздним вечером. Т.к. мы очень устали, решили найти квартиру, пообедать и отдохнуть. Обошли несколько домов и, наконец, устроились у одной старушки. Она накормила нас. Мы отдохнули и снова пошли в c/совет.
Там оказалась зав. военным столом Одинцова Мария Яковлевна, представившая в наше распоряжение архив сельского совета. Просмотрели его, подсчитали количество дворов (по спискам населения). Их здесь 145. Населения в деревнях, относящихся к сисимскому с /совету, – немногим более 800. Просмотрев списки, записали старейшин жителей села, которые при посещении оказались не старожилами, а приехавшими сюда из разных мест.
Просмотрели военный архив сельсовета в надежде найти людей, награжденных в Отечественную войну орденами. Однако базы данных в Сисимах не было. Пришлось идти по селу и выяснить (разыскать) интересующих нас старожилов, первых колхозников.
Старожилов в селе почти нет, несколько часов ходьбы без пользы привели нас, наконец, к дому Степанова Михаила Ивановича, 87-летнего старожила Сисима. Беседа шла с трудом, т.к. он оказался глухим. Несмотря на это, записали его рассказ по истории села. Он, в частности, сообщил о том, что в давние времена в окрестных местах жили татары, убившие его деда.
От Степанова пошли по селу, сфотографировали школу, клуб, с/с, библиотеку. Так как было поздно, около 7 часов вечера, пошли домой к председателю с/с Иванову Александру Ивановичу в надежде взять у него сведения о первых колхозниках и участниках Отечественной войны, а у его жены хотели взять сведения по культуре села. Их не было дома и возвратиться должны, по словам соседки, часов в 10-11 вечера.
Снова начали розыски, заходя в каждый дом, встречающийся на пути. Юшков Степан Иванович оказался и старожилом и первым колхозником. Отец и дед Степана Ивановича тоже родились в Сисиме и прожили в нём всю свою жизнь. Наряду со сведениями по истории села (кстати сведения совпали с рассказом Степанова М.И), он рассказал об организации ТОЗа и впоследствии колхоза в их селе.
По культуре села беседовали с зав. клубом Потылицыной Валентиной Ивановной.
Описание села Сисим.
Располагается на правом берегу протоки (одного из рукавов) Енисея. Около села течет небольшая река Сисим, по названию которой названо и село. Река весной широко разливается, становясь глубокой и многоводной. По ней в это время сплавляют лес, заготавливаемый в ЛЗП Шахомбаиха, рабочие которого живут частично в Сисиме.
С противоположной Енисею стороны деревня (село) окружена предгорьями Саян, один из отрогов которых населением называется горой Пашенной.
Расстояние от районного центра села Даурского – 20-25 км.
Село основано (по рассказам старожилов и литературных источников) в конце 18 века. Так по документами Караульно-Острожных церковных летописей 1800 году эта деревня уже существовала.
В 1885, году по рассказу старожила Степанова Михзаила Ивановича, в селе начала строиться церковь на средства, собранные у жителей Сисима. В церковных документах указывается, что это была часовня, которую венчал большой деревянный восьмиконечный крест.
Степанов М.И. рассказал, что в окрестностях села лет 150 назад жили татары, и, когда его дед, которому в то время было лет 50, поехал в Коряково по своим делам, на него напали татары, жившие на горке Пашенной, ранили стрелой. Добравшись раненым домой, дед умер. В то время население называло татар «чудью» («чудь»). Причиной такого отношения татар к русским являлся захват русскими земель, но которых жили татары.
Население деревни до революции занималось хлебопашеством: сеяли рожь, овёс, ячмень и др. культуры. Заготавливали лес строительный и дрова, скрепляли их в плоты и отправляли в Красноярск.
До революции село было небольшим, было 2 улицы, располагавшиеся ближе к Енисею. В 1916 году, в селе было большое наводнение, затопившее многие дома ближайшей к Енисею улицы. В последующие годы население стало селиться подальше от Енисея. Возникла третья улица, называемая сейчас «горкой». Таким образом, после революции село стало большим, насчитывающим более 200 дворов. Впоследствии в период коллективизации часть зажиточных крестьян выехала, часть была раскулачена и выселена. Поэтому население Сисима уменьшилось. По словам Юшкова Степана Ивановича, старожила села, в первые годы советской власти в начале и конце деревни стояли показательные столбы со щитами, на которых указывались: название деревни, количество жителей.
В селе землю обрабатывали вначале сохами с железными наконечниками (Юшков С.И. рассказывал, что пахал сохой, когда ему было лет 8-10). Затем по местному названию «Сибана», «Лермянки» появилась соха – «Сабан», а впоследствии и плуг. Хлеб жали серпами, коса применялась редко, в местах, где был плохой урожай.
Так как вокруг села простиралась тайга, занимались охотой: били сохатого, козла, марала (называемого здесь и поныне «сын»), пушных зверей: белку, составляющую основной промысел, колонка, редко – соболя. Пушнину скупали приезжие купцы. Цены того времени: шкура белки – 20 копеек, колонок – 1 рубль, соболь – 25 рублей.
Из шкур сохатых выделывали кожу и шили бродни и сапоги. Для этой цели в селе с 1906-1907 г. были построены два частных кожевенных завода. Бывало развито и рыболовство. Осенью создавалась артель из 3-4 мужчин, шли в тайгу, ловили налима, хариуса, загружали их в холода, выдолбленные здесь же, потом в селе перекладывали рыбу в бочки и зимой везли в Балахту на ярмарку. Хариус продавали по цене 2 р – 2 р.50 коп. пуд. Всего артель заготавливала за осень (сезон) до 150 пудов.
Через Сисим дважды проходили партизаны: вначале шли на Ману, отряд Щетинкина в то время был небольшим, вторично шли из Белоцарска, сделали в Сисиме остановку. Отряд был очень большим. Во главе его были Щетинкин и Кравченко. Сведения о партизанах давал Юшков Степан Иванович, который утверждает, что штаб партизан находился напротив его дома и он несколько раз разговаривал с Щетинкиным. Дом, в котором останавливался Щетинкин, не сохранился.
Колхоз в селе организован в 1929 году. До его организации была товарищеская артель: крестьянам давали хорошие семена по 8 – 9 пудов на хозяина. Государство сдавало в аренду нескольким хозяйствам косилки, сеялки. При снятии урожая крестьяне рассчитывались с государством за использование машин и отдавали с определенными процентами семена.
При организации колхоза последний получил название «Память Ленина». Первым его председателем был Шубин, которого в селе сейчас нет. Первые колесные тракторы появились в 1935, их было 2.
После войны 1941-1945 годов колхоз назывался …
В 1962 году в связи с реорганизацией колхозов в Сисиме стала бригада № 2 фермы № 8 (находящийся в Коряково) Огурского совхоза, занимаются полеводством (неразборчиво, пшеницу, кукурузу) и заготовкой кормов для бригады № 1, носящей животноводческий уклон и находящейся в д. Коряково.
В селе 145 дворов, находится сельсовет, объединяющий три населенных пункта (Коряково, Шахомбаиху, Сисим), с населением около 800 человек. Есть клуб, библиотека, восьмилетняя школа (в 1962 году должна открыться десятилетняя).
Село радиофицировано, э/свет есть. Находится больница на 13 мест; фельдшерский пункт с фельдшером, небольшая аптека.
Большую часть населения Сисима составляют рабочие лесозаготовительного участка Даурского леспромхоза. Контора участка находится в Шахомбаихе.
Основным видом транспорта является водный по реке Енисей летом – на катерах, зимой – санным путем. Пристань находится в 1,5 – 2 км. от центра села и располагается на одной из проток Енисея.
Енисей в р-не села Сисим имеет ряд проток, разделенных между собой островами.
4 августа 1962 года.
Утром встали и пошли к запани, по которой, по словам хозяйки, можно было дойти до пристани, находящейся от села в 1,5 – 2 км. Однако оказалось, что по запани этой не ходят (она частично разобрана). Надо было идти в рабочий поселок Шахомбаиху, расположенную в 2 км от Сисима. А от неё по запани идти еще 1,5 км. До острова, около которого останавливаются катера и «Ом-366».
Начался дождь, и мы, вымокшие, благодаря рабочим лесосплава благополучно добрались до острова, т.к. дорога нам была указана неправильно, и мы могли идти в другую сторону от пристани. Рабочие переправили нас на дырявой ветхой лодке без весел к запоне, по которой мы, обрываясь с бревен, беспокоясь за сохранность экспонатов и путевых записей, добрались до берега. Прошли километра 1,5 и дошли, наконец, к месту, где пристает «Ом – 366». Пристани здесь не оказалось, и до прихода теплохода пришлось сидеть на берегу с 9 утра до 12 часов, т.к. теплоход запаздывал.
Сидя в ожидании теплохода, дали описание с. Сисим. Вначале решили плыть до Езагаша, но капитан «Ома» посоветовал для экономии времени проехать в Донниково и уже в понедельник оттуда вернуться в Езагаш, а 7 августа – в Красноярск. А если бы мы сегодня остались в Езагаше, то в Донниково мы попали бы только 7 августа, т.к. только 6 августа пойдет вверх, а 7 – вниз. А уже из Донниково мы в Красноярск смогли бы уехать только 9 августа.
В Донниково прибыли в 3 часа дня. Мы рассчитывали, что в этой деревне находится бригада одной из ферм Огурского совхоза. Но оказалось, что многие из деревни разъехались и что в связи с переселением бригада расформирована и никого из административных лиц здесь нет.
Попросились на квартиру к одной старушке и остановились у неё. Из бесед с населением оказалось, что старожилов преклонного возраста и первых колхозников в деревне нет: некоторые умерли, другие – уехали. Самым старым оказался дед Ильчук Ефим Иванович. Но провести с ним беседу оказалось невозможно, т.к. он глухой.
Деревня оказалось небольшой, старых жителей нет: все разъехались. Поэтому беседовали мы только с Шевяковой Федорой Константиновной, которая родилась в Донниково в 1908 г. Она рассказала нам об основании села, о происхождении его названия, о жизни дореволюционного Донниково и организации здесь колхоза.
В конце дня оформили дневник.
5 августа 1962 года.
Рано утром обошли всю деревню, сфотографировали школу, магазин и общий вид деревни. Подсчитали количество населенных домов, т.к. в деревне есть дома, которые пустуют. Т.к. в деревне не было старожилов, решили все-таки побеседовать с 95 – летним (по его словам 110-летним) старожилом д. Донникова Ильчук Ефимом Ивановичем, который приехал в деревню в 1900 г. (примерно). Т.к. глухой и память у него оказалась слабой, то сведений о деревне мы получили мало, хотя затратили много времени на беседу с ним.
Со старожилами деревни мы побеседовали и историю деревни записали. Нам нужно было получить сведения об организации колхоза и о современном состоянии хозяйства деревни. Т.к. первых колхозников в деревне нет, побеседовали с бывшим председателем колхоза «Пчела» Марьиным Михаилом Сергеевичем, у которого получили сведения об организации колхоза и последующей жизни.
Описание деревни Донниково.
Деревня основана в конце XIX века. Старожил деревни Шевякова Фёдора Константиновна рассказала, что в 1904 году, когда её родители приехали в Донниково, в нём было 6 домов.
Другой старожил Ильчук Ефим Иванович, родившийся в 1867 году, вспоминает, что в 1900 году, когда он приехал в Донниково в числе нескольких семей из Белоруссии, здесь стоял один дом, в котором жил литовец, вскоре уехавший неизвестно куда.
В литературных источниках указывается, что село основано в 1896 г.
Приехавшие несколько семей из Белоруссии построили дома.
Через несколько лет приехало еще несколько семей из Вологодской губернии, поселившихся на расстоянии примерно в 700-800 метров от белорусов. Шли годы, появлялись новые семьи от браков вологодцев и белорусов, строились новые дома, соединяя дворы тех и других. Появилась улица, насчитывавшая до революции более 30 домов.
Приехавшие переселенцы сначала занимались заготовкой дров: пилили березу, сосну, сплавляли в Красноярск и продавали10-20 копеек воз. На деньги, вырученные таким образом, ставили дома, обзаводились хозяйством. Позже стали распахивать земли, корчуя близлежащий лес. Сеяли рожь, пшеницу. Но так как земли здесь глинистые, обрабатывать их трудно, и урожаи были плохие, то много земли не разрабатывали, продолжая заниматься заготовкой дров. Скота много не держали, так как сенокосных угодий поблизости мало, косить сено приходилось в районе Езагаша, что было сопряжено с трудностями, особенно перевозок.
Подспорьем в хозяйстве служила охота, которой занимались в каждой семье. Били белку, медведя, рябчиков, глухарей. Охотой продолжают заниматься и сейчас, несмотря на то что здесь осталось жить всего несколько семей.
В Донниково живёт охотник, убивший 25 медведей, Шевяков Михаил Алексеевич.
По рассказам, на охоту ходит один с собакой, которая натренирована разыскивать берлоги. Найдя берлогу хозяина, Михаил Алексеевич старался поднять спящего медведя; заслышав рёв, заваливал берлогу брёвнами (закрывал по рассказу жителей), просовывал в неё бревно и, когда разъяренный зверь хватал зубами бревно, охотник стрелял, зачастую попадая в голову.
Название деревня получила по реке Донниково, которая в свою очередь, по словам старожила, стала называться по фамилии поселенца Донникова, появившегося в этих местах. Другие утверждают, что первый поселенец приехал сюда с Дона. Расположена на правом берегу Енисея, состоит из улицы с одним рядом домов, окнами выходящих к Енисею.
На севере и северо-западе деревню окружают горы, носящие местное название «Зибергова» (по названию поселенца Зибергова, жившего в деревне в давние времена), «Басалаиха» (поселенец Басалаев имел на ней пашни).
Через деревню протекают ручьи «Солнечный ключ», «Хмельник», «Хохлацкий», названные местными жителями.
Напротив деревни на левом берегу в Енисей впадают речки Синюшки – Первая, Вторая, Третья, протекающие через хребты, покрытые лесом (пихтой, березой, кедры) и круто обрывающиеся к Енисею.
В 1930 году в деревне организован колхоз «Пчела», имевший перед Отечественной войной 1200 ульев.
Во времена войны количество пчелосемей уменьшено – до 32, поэтому направление колхоза стало иным – полеводство. Сеяли пшеницу, рожь, овес, ячмень, гречиху.
Однако в колхозе работали не все жители села, часть из них были бакенщиками, другие были членами «Рыбсбыта» и занимались заготовкой дров, отправляя их в город. В 1956 г. колхоз объединялся с Даурским колхозом и стал называться «Путь к коммунизму». Основное занятие членов колхоза было пчеловодство.
В настоящее время в деревне осталось 12 семей из 30, остальные разъехались в связи с переселением. В деревне осталось 4 члена совхоза с семьями, занимающиеся сейчас заготовкой сена. Осталась бригада бакенщиков – 3 семьи и один объездчик. Остальные дома частью увезены, некоторые заколочены, в третьих живут горожане, проводящие в Донниково свои отпуска. Кроме того живут несколько стариков. Деревня не телефонизирована, электрического света в ней не было. Не радиофицирована. Медпункта нет. Школа начальная.
Единственным путём сообщения Донникова является Енисей. Во время ледохода и ледостава сообщение с другими населенными пунктами прекращается.
Продолжение следует …
Публикацию подготовил научный сотрудник отдела истории М.Ю. Новоселов.